СОЮЗЫ
И
СОЮЗНЫЕ СЛОВА
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
Тр..пинка,
Тр о пинка – тропка (безударная гласная)
бл а городный – благо (безударная гласная)
бл..городный,
выр..стать,
выр а стать – -рос-/-раст-/-ращ-
ид..альный,
ид е альный – словарное слово
д о клад – непроверяемая безударная гласная
д..клад,
пр о блема – словарное слово
пр..блема,
пр и ходить в школу – значение приближения
пр..ходить в школу,
пр..красный,
пр е красный – в значении «очень»
созда(н, нн)о людьми,
созда н о людьми – краткое причастие
новорождё(н, нн)ый,
новорождё нн ый – суффикс -ЕНН-
как(будто),
как будто – пишется раздельно
потому что – сост. союз, пишется раздельно
потому(что),
(в)переди,
в переди – наречие, В - приставка
ни какой – отрицательное местоимение; НИ -пристав ка
(ни)какой,
(не)достанет.
не достанет – НЕ с глаголами
«СОЮЗЫ
И
СОЮЗНЫЕ СЛОВА»
Как известно, в русском языке есть несколько типов сложных предложений. Синтаксические единицы с подчинительной связью – это такие, в которых есть главное предложение и одно или несколько придаточных, которые присоединяются к своей главной
части с помощью как специальных подчинительных союзов, так и
союзных слов. Они выполняют
функцию связи между частями
придаточного предложения.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Чтобы различать их и понимать особенности каждого средства связи, нужно понять саму суть подчинительной связи и то, на каких принципах она основывается.
«СОЮЗЫ
И
СОЮЗНЫЕ СЛОВА»
Сначала в русском языке возникли сложносочиненные предложения, которые и стали активной базой для формирования предложений сложноподчиненных. И вот когда возникла нужда в подчинительной связи, неожиданно оказалось, что средств для ее реализации в языке пока нет.
И вот, подчиняясь языковым законам, слова из разряда самостоятельных частей речи стали переходить в категорию служебных, постепенно превращаясь в подчинительные союзы. То есть такие союзы являются производными – произошедшими от других частей речи, в основном от местоимений и наречий.
«СОЮЗЫ
И
СОЮЗНЫЕ СЛОВА»
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА
Подчинительные союзы – это такая служебная часть речи, которая выполняет функцию связи частей в сложноподчиненном предложении. При этом придаточное предложение может стоять перед главным, после него и даже в середине – союз (а также союзное слово) всегда будет находиться в самом начале придаточной части.
Подчинительные союзы могут быть не только простыми (когда это одно слово), но и составными (когда в нем несколько слов). При этом не обязательно составной союз будет полностью входить в придаточную часть – он может располагаться в разных частях синтаксической единицы с подчинительной связью.
Все подчинительные союзы делятся на несколько категорий в зависимости от того, какие смысловые отношения существуют между частыми.
КАТЕГОРИЯ СОЮЗОВ
Изъяснительные
СОЮЗЫ, ВХОДЯЩИЕ В КАТЕГОРИЮ
что, чтобы, как, когда
Временные
когда, едва, пока, как, с тех пор как, лишь только
Причинные
потому что, так как, ввиду того что, ибо
Условные
Уступительные
если, коли, кабы, когда, раз
хотя, несмотря на то что, вопреки тому что
Следствия
так что
Целевые
чтобы, с тем чтобы, для того чтобы
Сравнительные
как, словно, как будто, чем, точно, подобно тому как
ПРИНЦИПЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ СОЮЗОВ И СОЮЗНЫХ СЛОВ
Союз — служебная часть речи, которая служит для связи как членов предложения, так и простых предложений в составе сложного.
Союзные слова — слова, которые связывают части сложноподчинённого предложения и при этом выступают в роли одного из членов предложения.
В отличие от союзов они являются словами знаменательных частей речи: могут быть местоимёнными наречиями (где, куда, откуда, когда, зачем, как) или относительными местоимениями (кто, что, какой, чей, который, сколько) .
СОЮЗНЫЕ СЛОВА ЯВЛЯЮТСЯ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Наконец мы увидели писателя, о котором столько слышали . Местоимение о котором замещает во второй части сложноподчиненного предложения слово о писателе . Значит, это дополнение.
Он захотел рассмотреть вазу, что стояла в углу . Местоимение что замещает слово «ваза» и является подлежащим.
Мы не знаем, откуда у нас взялось чувство юмора .
Откуда – наречие, которое является обстоятельством.
Как же различить союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении?
СОВЕТ ПЕРВЫЙ.
Если вы хотите узнать – союз перед вами или союзное слово — разберите сложноподчиненное предложение по членам предложения
Союзное слово является членом предложения.
А союз – не является.
Я увидел, как мальчик разбил окно.
Как в данном случае – союз, не член предложения.
Я не знаю, как мне поступить.
Поступить – как ? Как – союзное слово, в предложении является обстоятельством.
СОВЕТ ВТОРОЙ. Уберите!
С союзом это обычно получается.
А вот удалить союзное слово из предложения нельзя.
Я думаю, что маме нужно подарить книгу . Без что значение предложение не изменится. Я думаю, маме нужно подарить книгу. Значит, что – это союз , его можно удалить.
Я решаю, что подарить маме . Мы не можем удалить из предложения что : смысл изменится. Значит, перед нами союзное слово , которое нельзя удалить.
логическое
ударение
СОВЕТ ТРЕТИЙ.
Используйте логическое ударение .
Логическое ударение может падать только на союзное слово.
А на союз – не может.
Я услышал, как ты зовешь меня.
Как – это союз, логическое ударение на него не падает.
Ответь мне, КАК ты там очутился?
Логическое ударение падает на союзное слово.
СОВЕТ ЧЕТВЁРТЫЙ.
Попытайтесь заменить слово , которое вызывает трудности.
Союзное слово можно заменить другим союзным словом.
Союзы же можно заменить только другими союзами, да и то не всегда.
Он увидел, что на столе стоят розы.
Чем можно заменить что ? Ничем. Перед нами союз.
Он увидел розы, что стояли на столе.
Что можно заменить на которые . А ведь которые − это совершенно точно союзное слово. Значит, что – это тоже союзное слово.
СОВЕТ ПЯТЫЙ.
Добавьте к слову, которое вызывает трудности,
же или именно .
Рядом с союзом эти слова будут выглядеть чужеродно.
Я радуюсь, когда у моих друзей все в порядке.
Когда же у моих друзей все в порядке? Не звучит. Перед нами союз.
Я спросил, когда ты закончишь задание.
Я спросил – когда именно ты закончишь задание. Или – когда же ты закончишь задание. Перед нами союзное слово, поскольку можно подставить же и именно .
ЧТО ТРЕБУЕТСЯ ЗАПОМНИТЬ?
ЧАСТИ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ МОГУТ СОЕДИНЯТЬСЯ ПРИ ПОМОЩИ СОЮЗОВ И СОЮЗНЫХ СЛОВ .
Критерии
Союзные слова
1. Член предложения
2. Можно удалить
Союзы
3. Логическое ударение
4. Можно заменить
Другим союзным словом
5. Можно подставить
ЖЕ и ИМЕННО
Другим союзом
Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
1) В вас..льках что р..сли у забора вдруг об(?)явился заяц. 2) Настоящая жизнь кукол начина..т(?)ся с того что кто(то) их кормит моет наряжа..т и уклад..вает спать.
3) Он посматр..вал на мост по которому б..жали машины.
4) Он знал кто и когда должен при..ти в театр.
5) А где ты слышал что(бы) рыбы громко разговар..вали?..
6) На письма которые посылала Марина в Ленинград (ни)кто (не)откл..кался.
7) Ты пон..маеш(?) о чём я хочу с тобой погов..рить?
Определите, где придаточное предложение связано с главным с помощью союза, а где — с помощью союзного слова. Союзы заключите в прямоугольник, а союзные слова подчеркните как члены предложения.
1) В вас И льках , что р О сли у забора вдруг об Ъ явился заяц.
корень с чередованием –рос-/-раст-/-ращ-
словарное
слово
Разделительный Ъ после приставки –ОБ-
Разделяет главное предложение и придаточное
2) Настоящая жизнь кукол начина Е тс я с того , что кто-то их кормит , моет , наряжа Е т и
уклад Ы вает спать.
3-е лицо,
что делает?
гл., I спр., 3-е л., ед. ч.
суффикс ТО пишется через дефис
однородные сказуемые
Запятая разделяет главное предложение и придаточное
гл., I спр., 3-е л., ед. ч.
суффикс –ЫВА-, т.к. в форме 1-ого л. ед. ч., наст. вр. оканчивается
на –ЫВАЮ – укладываю.
3) Он посматр И вал на мост , по которому б Е жали машины.
Запятая разделяет главное предложение и придаточное
суффикс –ИВА-, т.к. в форме 1-ого л. ед. ч., наст. вр. оканчивается
на –ИВАЮ – посматрИваю.
безударная гласная в корне – БЕГ
4) Он знал , кто и когда должен при Й ти в театр.
Запятая разделяет главное предложение и придаточное
уЙти
заЙти
выЙти
5) А где ты слышал , чтобы рыбы громко разговар И вали?..
подчинительный союз
суффикс –ИВА-, т.к. в форме 1-ого л. ед. ч., наст. вр. оканчивается
на –ИВАЮ – разговарИваю.
Запятая разделяет главное предложение и придаточное
6) На письма , которые посылала Марина в Ленинград , никто не о ткл И кался.
частица «НЕ» с глаголами пишется раздельно
Запятая разделяет главное предложение и придаточное
Безударная гласная в корне –КЛИК–
отрицательное местоимение
7) Ты пон И маеш Ь , о чём я хочу с тобой погов О рить?
Ь в окончаниях гл. 2-го лица, ед.ч.
Запятая разделяет главное предложение и придаточное
чередование И//Я в корнях –НИМ-/-НЯ
Безударная гласная в корне – уговОр
Определите, где придаточное предложение связано с главным с помощью союза, а где — с помощью союзного слова. Союзы заключите в прямоугольник, а союзные слова подчеркните как члены предложения.
с.с.
1) В васильках, что росли у забора вдруг объявился заяц.
2) Настоящая жизнь кукол начинается с того, что кто-то их кормит, моет, наряжает и укладывает спать.
3) Он посматривал на мост, по которому бежали машины.
4) Он знал, кто и когда должен прийти в театр.
5) А где ты слышал, чтобы рыбы громко разговаривали?..
6) На письма, которые посылала Марина в Ленинград, никто не откликался.
7) Ты понимаешь, о чём я хочу с тобой поговорить?
с.с.
с.с.
с.с.
с.с.
с.с.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ