Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
Класс: 9
Цель урока: научить различать союзы и союзные слова в СПП, совершенствовать пунктуационные навыки
Задачи урока: формировать умение составлять схемы СПП и ставить знаки препинания в СПП; развивать речь, логическое мышление; воспитывать интерес к изучению предмета
Планируемые результаты: уметь определять место придаточного по отношению к главному; уметь применять правила постановки знаков препинания в СПП; уметь объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока:
I. Организация начала урока.
Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.
II. Актуализация знаний:
1. Лингвистическая разминка
(Текст размножен по количеству учеников)
С добрым утром.
1)Задр..мали звезды з..лотые,
Задр..жало зеркало затона.
2)Брезжит свет на заводи р..чные
И румянит сетку небосклона.
3)Улыбнулись сонные березки,
Растр..пали шелковые косы.
4)Ш..лестят з..леные сережки,
И горят серебряные росы.
(С.Есенин)
2. Фронтальная работа с поэтическим текстом
- Прочитайте текст выразительно.
- Какова тема данного текста? (Утро)
-Какие средства выразительности использует автор в данном стихотворении?
-Используя толковые словари, объясните лексическое значение слова «затон».
Лексическая работа со словарями
(Зато́н , за́водь — часть акватории реки, защищённая от ледохода и течения.
Затоны бывают как естественные, например, превратившееся в залив) .
- Нам осталось прояснить еще одно слово – перламутр. Как вы думаете, это исконно русское слово или оно заимствовано из какого-нибудь иностранного языка?
(Из словарей мы узнаем, что оно заимствовано из немецкого языка и означает вещество, из которого состоит внутренний слой раковин. Перламутр обладает переливчатой радужной окраской и применяется для изготовления украшений. Из перламутра образуется жемчуг в раковинах).
- Вставьте пропущенные буквы, орфограммы выделите графически (запись делается в тетрадях, при этом первая строка остается чистой для записи темы урока).
-Найдите сложные предложения .
- Объясните постановку знаков препинания в них.
- Назовите виды сложных предложений.
- Сложных предложений какого вида нет в тесте?
III. Мотивация. Целеполагание (слайды 2-3)
Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова Владимира Луговского:
«Если вы будите изучать русский язык
страстно любить его то вам откроется
мир безграничных радостей
ибо безграничны сокровища русского языка».
- Сегодня мы вновь заглянем в сокровищницу русского языка и почувствуем красоту русского языка и необходимость его изучения.
- Чего не хватает в данном высказывании? (знаков препинания)
- На основе последнего ответа на вопрос сформулируйте тему урока.
«Знаки препинания в сложноподчиненном предложении».
- Определите задачи на сегодняшний урок
Задачи урока :
Ученик научится:
- применять основные знания по теме;
- находить СПП по его признакам;
- определять границы главного и придаточных предложений, задавать вопросы от главного к придаточному;
- различать союзы и союзные слова;
- умело пользоваться правилами постановки знаков препинания в СПП.
Правильно запишите эпиграф в тетради и расставьте знаки препинания.
IV. Усвоение новых знаний:
1. Работа с учебником
- Прочитайте теоретический материал на с.53-54 учебника и ответьте на вопросы:
- Что нового вы узнали?
- Как отличить союз от союзного слова?
– Какие подчинительные союзы вы знаете? (Записываются союзы на доске)
– Какие союзные слова вам известны?
2. Различие между союзами и союзными словами.
Запись предложений.
Мы не видели, как ученики подошли к школе.
Я не знаю, как пройти к остановке.
– Чем связаны предложения? (Словом как.)
– В каком предложении на слово как падает логическое ударение?
– Уберите из предложений слово как, какое предложение потеряло смысл?
– Попробуем заменить как на другое слово (Мы не видели, что ученики подошли к школе.)
(По ходу работы делается запись на доске.)
Вывод:
Союз 1. Можно убрать из предложения. 2. Можно заменить другим союзом. 3. Не является членом предложения. | Союзное слово 1. Является членом предложения 2. Падает логическое ударение. |
V. Физминутка
VI. Первичная проверка усвоения знаний:
Объяснительный диктант с последующим анализом предложений и построением их схем
А) Солнце еще согревало верхушки сосен, когда мы дошли до места. (Ю. Казаков.) […], (когда…).
Б) Чтобы дождаться такого вечера, нужно было прожить сто лет. (К. Паустовский.) (Чтобы…), […].
В) Деревня, куда привезли Бима, прямо-таки удивила его. (Г. Троепольский.) […, (куда…), …].
«Конструктор» (самостоятельная работа в парах)
-Составьте и запишите СПП, используя данную схему
1 пара
Мы поедем на море | если потому что когда чтобы |
2 пара
Туристы отправятся в поход | если потому что когда чтобы |
3. Подготовка к ОГЭ ( № 9.3)
Самостоятельная творческая работа учащихся.
-Создайте небольшой текст из 5-7 предложений на тему « Дружба». В сочинении используйте СПП. Постарайтесь использовать такие СПП, в которых придаточные стоят перед главным, после него или находятся внутри главного предложения
4. Тестирование (с последующим самоконтролем и работой над ошибками).
- Отметить кружочком СПП.
Тест.
Обведите кружочком номера сложных предложений.
1) Свищет ветер под крутым забором, прячется в траву. (С.Есенин)
2) Выхожу я на высокий берег, где покойно плещется залив. (С.Есенин)
3) А по двору метелица ковром шелковым стелется, но больно холодна. (С.Есенин)
4) А в заречье, куда сваливалась туча, уже висела, над синими лесами оранжевая радуга. (Е.Носов)
5)Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. (А.Пушкин)
6) Лесные запахи мешались с медовыми и чайными запахами лугов в крепкий настой, от которого становилось хмельно и неизъяснимо радостно и молодо на душе. (Е.Носов)
- Проверьте свою работу по ключу (слайд)
- Предложения, в которых были допущены ошибки, выпишите в тетрадь, поставьте знаки препинания, постройте их схемы.
- Назовите предложения, в которых средством связи являются союзные слова
VII. Рефлексия.
- Что вы узнали о СПП?
- Назовите средства связи в СПП?
- Как различать союзы и союзные слова.
- Как вы считаете, выполнили ли мы задачи урока?
- С какими трудностями столкнулись на уроке?
Комментирование оценок.
VIII. Информация о домашнем задании:
§ 9, упр.84 (устно), 85 (письменно). Тест ОГЭ-2020
4