Рябинина Любовь Николаевна
План-конспект урока русского языка в 11 классе
Предмет: русский язык
УМК: Русский язык. 11 класс. Учебник Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин. Русский язык. 10-11 классы.
Тема: Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
Класс: 11
Тип урока: урок применения знаний и умений
Планируемые результаты:
Личностные: сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке
Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета, слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, представлять результат своей деятельности и деятельности группы.
Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы
Предметные: научиться классифицировать сложноподчиненные предложения; закрепить умения ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными (многокомпонентном сложноподчиненном предложении).
Оборудование: учебник, раздаточный материал (карточки), презентация
Ход урока
Организационный момент: учитель организует учащихся к плодотворной работе, проверяет готовность к уроку, учащиеся оформляют в тетрадях дату, тему урока, самостоятельно учащиеся ставят цели и задачи.
Актуализация опорных знаний
Работа в тетрадях. Задание: записать предложения, найти главную часть, придаточную. Выделить грамматические основы.
1. Как невозвратная струя бежит, блестит и исчезает, так жизнь и юность убегает (А. Пушкин).
2. Первый зимний путь, если снег выпал ровно, при тихой погоде, если он достаточно покрывает все неровности дороги, бывает у нас
на Руси великолепно хорош (С. Аксаков).
3. Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное (М. Горький).
- Сколько грамматических основ в каждом записанном предложении?
- Место главной части по отношению к придаточным частям.
- Начертите схемы этих предложений. Чем они отличаются друг от друга?
(Учащиеся строят схемы сложных многокомпонентных предложений с разными типами присоединения придаточных частей к главной)
Работа со схемой (схема 1 слайд 1): (учащиеся изучают схемы, делают выводы о видах СПП с несколькими придаточными)
Изучение новой темы
Мы повторили строение СПП с несколькими придаточными.
Сегодня мы с вами рассмотрим особенности пунктуационного оформления таких предложений. Вспомним правило постановки знаков препинания при однородных членах. Когда при однородных членах ставится запятая, когда не ставится? Чтение параграфа о постановке знаков препинания в СПП с несколькими придаточными. Рассмотрение схемы 2 (слайд 2):
Первичное закрепление (работа на карточках)
Задание 1
1. В каком предложении запятая перед И ставится?
А) Ему чудилось, что сейчас в них разовьётся что-то и кровь потечёт из глаз вместо бесцветных слёз.
Б) Николай шёл из-за угла, где находился чёрный ход и был также неприятно удивлён, увидев брата.
В) Когда все вокруг стихло и устоялся потревоженный выстрелами воздух, на холме снова уселись белые птицы.
Задание 2.
Определи, в каком предложении допущена ошибка.
А) И в новое царствование он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что, ежели кому его нужно, то тот и от Москвы доедет до Лысых Гор.
Б) Алексей знал, что если отец заберёт что себе в голову, то уж того у него и гвоздём не вышибешь.
В) Егорушка вспомнил, что, когда цветёт вишня, эти белые пятна мешаются с вишнёвыми цветами в белом море.
Задание 3
Перестройте предложение так, чтобы запятая между союзами не ставилась.
[Вода обрушилась так страшно], (что, (когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие потоки) (М. Булгаков)
Задание 4
(раздаточный материал двух уровней)
1 уровень
Расставьте знаки препинания, определите тип подчинения и начертите схему:
— Чтобы скрыть свое волнение, она низко нагнулась к столу и сделала вид, что читает газету.
— Все знали, что приехала барыня, и что Капитон пустил ее.
2 уровень:
Расставьте знаки препинания, определите тип подчинения и начертите схему:
— Когда я вижу эти далекие, суровые, неприступные горы, мне хочется взобраться на
них и посмотреть, какой мир откроется перед моими глазами за горами.
— Пока доехал домой, прошло еще два часа, так что, когда я вновь вышел, уже было
светло.
Самостоятельная работа (задания выполняют на листочках)
1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Мода на немецкие курорты (1) объяснялась стремлением к Эдему (2) очертания (3) которого (4) проступали в пейзажах рейнской долины.
1) 1,2 2) 2 3) 3 4) 3,4
2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Из гостиной (1) дверь (2) в которую (3) была приоткрыта (4) доносился тихий разговор.
1) 1,3 2) 1,4 3) 2, 3 4) 2,4
3 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Мышление животных (1) обеспечивает способность сразу правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового решения.
1) 1,2 2) 2 3) 3 4) 2,4
4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Перед нами (1) простиралось необозримое жёлтое поле (2) край (3) которого (4) вдалеке замыкался синим лесом.
1) 1,2 2) 2 3) 2,4 4) 3,4
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В естественных условиях (1) лучше всех выживают (2) ботанические тюльпаны (3) семена (4) которых (5) легко рассеиваются по степи.
1) 1,4,5 2) 2,3 3) 3 4) 2,5
6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Пушкин (1) осуждает ложное понимание чести у героя (2) на совести (3) которого (4) множество загубленных жизней.
1) 1,4 2) 2 3) 3 4) 2,3
7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Потом (1) инженер проводил великого комбинатора (2) до самой двери (3) переступить (4) которую (5) сам он страшился.
1) 1,3,4 2) 2, 4 3) 3 4) 3,5
8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В тёмное время года (1) кодиеум (2) листья (3) которого (4) плохо переносят сухой воздух помещений (5) необходимо ежедневно опрыскивать.
1) 1,4 2) 2 3) 3 4) 2,5
6. Рефлексия, оценки за урок
-Что нового вы узнали на уроке?
-Что такое однородное, параллельное, последовательное подчинение?
- Какие знаки препинания ставятся в СПП с несколькими придаточными?
- Когда запятая не ставится в СПП с несколькими придаточными?
7. Домашняя работа: упр. 484 ( 1,3,5 пред.. – составить схемы, 6 пред. – синтаксический разбор с объяснением знаков препинания)