СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока предназначена для проведения урока русского языка в 11 классе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными"»

Рябинина Любовь Николаевна

План-конспект урока русского языка в 11 классе

Предмет: русский язык

УМК: Русский язык. 11 класс. Учебник Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин. Русский язык. 10-11 классы.

Тема: Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными

Класс: 11

Тип урока: урок применения знаний и умений

Планируемые результаты:

Личностные: сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке

Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; способность участво­вать в речевом общении, соблюдая нормы речевого эти­кета, слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы

Предметные: научиться классифицировать сложноподчиненные предложения; закрепить умения ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными (многокомпонентном сложноподчиненном предложении).

Оборудование: учебник, раздаточный материал (карточки), презентация



Ход урока

  1. Организационный момент: учитель организует учащихся к плодотворной работе, проверяет готовность к уроку, учащиеся оформляют в тетрадях дату, тему урока, самостоятельно учащиеся ставят цели и задачи.

  2. Актуализация опорных знаний

Работа в тетрадях. Задание: записать предложения, найти главную часть, придаточную. Выделить грамматические основы.

1. Как невозвратная струя бежит, блестит и исчезает, так жизнь и юность убегает (А. Пушкин).

2.  Первый зимний путь, если снег выпал ровно, при тихой погоде, если он достаточно покрывает все неровности дороги, бывает у нас

на Руси великолепно хорош (С. Аксаков).

3. Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное (М. Горький).

- Сколько грамматических основ в каждом записанном предложении?

- Место главной части по отношению к придаточным частям.

- Начертите схемы этих предложений. Чем они отличаются друг от друга?

(Учащиеся строят схемы сложных многокомпонентных предложений с разными типами присоединения придаточных частей к главной)

Работа со схемой (схема 1 слайд 1): (учащиеся изучают схемы, делают выводы о видах СПП с несколькими придаточными)


 



  1. Изучение новой темы

Мы повторили строение СПП с несколькими придаточными.

Сегодня мы с вами рассмотрим особенности пунктуационного оформления таких предложений. Вспомним правило постановки знаков препинания при однородных членах. Когда при однородных членах ставится запятая, когда не ставится? Чтение параграфа о постановке знаков препинания в СПП с несколькими придаточными. Рассмотрение схемы 2 (слайд 2):









  1. Первичное закрепление (работа на карточках)

Задание 1

1. В каком предложении запятая перед И ставится?

А) Ему чудилось, что сейчас в них разовьётся что-то и кровь потечёт из глаз вместо бесцветных слёз.

Б) Николай шёл из-за угла, где находился чёрный ход и был также неприятно удивлён, увидев брата.

В) Когда все вокруг стихло и устоялся потревоженный выстрелами воздух, на холме снова уселись белые птицы.

Задание 2.

Определи, в каком предложении допущена ошибка.

А) И в новое царствование он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что, ежели кому его нужно, то тот и от Москвы доедет до Лысых Гор.

Б) Алексей знал, что если отец заберёт что себе в голову, то уж того у него и гвоздём не вышибешь.

В) Егорушка вспомнил, что, когда цветёт вишня, эти белые пятна мешаются с вишнёвыми цветами в белом море.

Задание 3

Перестройте предложение так, чтобы запятая между союзами не ставилась.

[Вода обрушилась так страшно], (что, (когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие потоки) (М. Булгаков)

Задание 4

(раздаточный материал двух уровней)

1 уровень

Расставьте знаки препинания, определите тип подчинения и начертите схему:

— Чтобы скрыть свое волнение, она низко нагнулась к столу и сделала вид, что читает газету.

— Все знали, что приехала барыня, и что Капитон пустил ее.

2 уровень:

Расставьте знаки препинания, определите тип подчинения и начертите схему:

— Когда я вижу эти далекие, суровые, неприступные горы, мне хочется взобраться на

них и посмотреть, какой мир откроется перед моими глазами за горами.

— Пока доехал домой, прошло еще два часа, так что, когда я вновь вышел, уже было

светло.

  1. Самостоятельная работа (задания выполняют на листочках)

1.    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мода на немецкие курорты (1) объяснялась стремлением к Эдему (2) очертания (3) которого (4) проступали в пейзажах рейнской долины.

                                1) 1,2                      2) 2                             3) 3                        4) 3,4

    2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Из гостиной (1) дверь (2) в которую (3) была приоткрыта (4) доносился тихий разговор.

                              1) 1,3                       2) 1,4                           3) 2, 3                   4) 2,4

3    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мышление животных (1) обеспечивает способность сразу правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового решения.

                             1) 1,2                     2) 2                                3) 3                      4) 2,4

 4.   В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Перед нами (1) простиралось необозримое жёлтое поле (2) край (3) которого (4) вдалеке замыкался синим лесом.

                            1) 1,2                    2) 2                                 3) 2,4                   4) 3,4

 5.  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В естественных условиях (1) лучше всех выживают (2) ботанические тюльпаны (3) семена (4) которых (5) легко рассеиваются по степи.

                         1) 1,4,5                    2) 2,3                           3) 3                       4) 2,5

 6.   В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пушкин (1) осуждает ложное понимание чести у героя (2) на совести (3) которого (4) множество загубленных жизней.

                           1) 1,4                   2) 2                             3) 3                         4) 2,3

 7.  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Потом (1) инженер проводил великого комбинатора (2) до самой двери (3) переступить (4) которую (5) сам он страшился.

                         1) 1,3,4                 2) 2, 4                          3) 3                           4) 3,5

 8.   В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В тёмное время года (1) кодиеум (2) листья (3) которого (4) плохо переносят сухой воздух помещений (5) необходимо ежедневно опрыскивать.

                        1) 1,4                    2) 2                               3) 3                           4) 2,5




6. Рефлексия, оценки за урок

-Что нового вы узнали на уроке?

-Что такое однородное, параллельное, последовательное подчинение?

- Какие знаки препинания ставятся в СПП с несколькими придаточными?

- Когда запятая не ставится в СПП с несколькими придаточными?

7. Домашняя работа: упр. 484 ( 1,3,5 пред.. – составить схемы, 6 пред. – синтаксический разбор с объяснением знаков препинания)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!