Тема: Справедливость к одноклассникам и к себе.
Цели: 1) Научить учащихся разбираться в понятии «справедливость».
2) Способствовать формированию этого качества в ребёнке.
3) Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение ребят к
друг другу, чувство справедливости во всём.
4) Коммуникативное общение, работе в группах, взаимовыручке.
Ход беседы:
- Что такое «справедливость» и «несправедливость»? (размышляют, отвечают).
Из словаря Ожегова:
Справедливый – действующий беспристрастно, соответствующий истине.
- Есть моральные и правовые отношения. В моральных отношениях человек руководствуется моральными правилами поведения, а в правовых – законами, деловым этикетом и т.п.
Мораль (от лат. moralis, mores — нравственный, относящийся к нраву, характер) — совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающей среде. Смысл морали воплощен в ее «золотом правиле»: «Поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе» (или: «Не делай другому того, чего себе не желаешь»).
- Быть справедливым к одноклассникам в моральном отношении – значит проявлять свои достоинства, не мешая окружающим проявлять СВОИ (их) достоинства. Совершая те или иные поступки и действия, нельзя наносить ущерб другим, ограничивать или унижать их достоинства.
Достоинства – это положительные моральные качества, привычки, увлечения, желания и т.п.
На добрые слова следует отвечать словесной благодарностью, на добрые дела – хорошей услугой.
За серьёзную помощь (доброту) – платить добротой.
Справедливо вознаграждать одноклассников и др.людей за их хорошие поступка уважением и расположением (симпатией).
Будет справедливым извиниться перед тем одноклассником, в отношении которого допустили несправедливо (нечаянно или умышленно).
Правило: «Не мешайте другим и не давайте без надобности мешать себе».
Быть справедливым – значит быть ответственным, готовым отвечать за свои поступки.
Быть справедливым – значит использовать свои права. Не нарушая при этом чужих прав.
- Каждый учащийся имеет право на нормальные условия учёбы и отдых на перемене.
НЕСПРАВЕДЛИВО по отношению к одноклассникам мешать им на уроке учиться.
НЕСПРАВЕДЛИВО брать чужие вещи без разрешения.
НЕСПРАВЕДЛИВО не выполнять свои учебные обязанности (не учить уроки, отвлекаться, не выполнять требования учителя).
- О каких справедливых или несправедливых поступках вы читали, слышали, видели? Совершали сами?
- Ответим на вопросы:
1) Какие ХОРОШИЕ поступки своих одноклассников вы наблюдали на уроке, на перемене?
2) Какому хорошему качеству можно у вас поучиться?
3) Мешают ли вам на уроке другие ученики?
4) Какие ПЛОХИЕ поступки своих одноклассников вы видите в классе, на перемене? Как вы действуете в этих ситуациях?
Игра «Добрый гном».
- Каждый пишет на листочке своё имя и складывает листок. Листочки перемешиваются и раздаются учащимся. Вы – добрый гном. Вы должны сделать что-то приятное для того, чьё имя вам досталось. Или описать достоинства этого человека, не называя его имени, а остальные должны угадать, о ком идёт речь.
Игра «Конверт».
- У меня конверт с описанием различных жизненных ситуаций. Нужно доказать, справедливая или несправедливая ситуация. Помните, поступать нужно по справедливости!
1) Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
2) Твой друг совершает плохой поступок (толкается, дерётся, обижает девочек).
3) Твой друг предлагает тебе поступить тебе плохо.
4) Твой друг сделал что-то плохое, а тебе из-за него попало.
Подведение итогов.
- Что нового для себя вы почерпнули из классного часа?
- Что значит «быть справедливым»?