Аналитическая справка
о результатах исследования личностных образовательных результатов
учащихся 5 класса
МКОУ Вараксинская ОШ
2019-2020 уч. год
Исследование по выявлению характера личностных образовательных результатов учащихся проводилось 14 октября 2019 года.
В исследовании приняли участие школьники 5 класса - 2 человека (1 мальчик и 1 девочка).
Цель исследования: выявление особенностей личностных образовательных
результатов учащихся 5 класса.
Задачи исследования
Диагностика ценностной ориентации учащихся
Исследование особенностей самооценки учащихся
Методы исследования:
Тестирование (Методика Ценностные ориентации, М. Рокич; методика определения самооценки, Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн)
Наблюдение
Посещение уроков
Беседы с педагогами, учащимися Исполнитель: учитель физической культуры Вашаев А.У.
Исследуемые параметры
Перечень исследуемых параметров представлен в таблицах ниже.
Процедура исследования: учащимся были предложены бланки тестов, содержащие подробную инструкцию, ответные листы. Тестирование проходило самостоятельно. Во время диагностики ребята были сосредоточены, внимательны, четко выполняли инструкцию.
Анализ полученных данных: обобщенные результаты диагностики ценностных ориентаций учащихся, особенностей их самооценки представлены в таблицах 1, 2.
Обобщенные результаты диагностики ценностной системы учащихся Таблица 1.
Ценности, отмеченные учащимися как ведущие | Количество ребят |
Здоровье (физическое и психическое) | 2 чел. (100%) |
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве) | 2 чел. (100%) |
Счастливая семейная жизнь | 1чел. (50%) |
Любовь | 2 чел. (50%) |
Наличие хороших и верных друзей | 2 чел. (100%) |
Счастье других | 2 чел. (100%) |
Интересная работа | 1 чел. (50%) |
Возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие | 2 чел. (100%) |
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) | 1 чел. (50%) |
Свобода | 2 чел. (100%) |
Уважение окружающих, коллектива, товарищей | 2 чел. (100%) |
Развлечения (приятное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) | 0 чел. (0%) |
Вид ценностей | Ценности, отмеченные учащимися как ведущие | Количество ребят |
И Н С Т Р У М Е Н Т А Л Ь Н Ы Е | Жизнерадостность (чувство юмора) | 2 чел. (100%) |
Воспитанность (хорошие манеры) | 2 чел. (100%) |
Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах | 2 чел. (100%) |
Честность (правдивость, искренность) | 2 чел. (100%) |
Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) | 2 чел. (100%) |
Трудолюбие | 2 чел. (100%) |
Исполнительность (дисциплинированность) | 2 чел. (100%) |
Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) | 2 чел. (100%) |
Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов | 1чел. (50%) |
Образованность (широта знаний, высокая общая культура) | 2 чел. (100%) |
Чуткость (заботливость) | 2 чел. (100%) |
Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) | 1 чел. (50%) |
Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что в структуре ценностей (ценности - цели), доминирующими у большинства ребят являются: здоровье, красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве), счастливая семейная жизнь, что с положительной стороны характеризует обследованную группу.
В структуре инструментальных ценностей (ценностей - средств) большинство ребят отметили как важнейшее для себя следующее: воспитанность (хорошие манеры), жизнерадостность (чувство юмора), аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах, честность (правдивость, искренность), что также показательно. Все учащихся характеризуются, по результатам исследования, достаточно высоким морально-нравственным уровнем. Такие ценности как образованность, ответственность, трудолюбие у многих занимают лидирующие позиции, что является результатом воздействия со стороны родителей совместно с педагогическим коллективом школы.
Результаты диагностики системы самооценки учащихся 5 класса. Сводная таблица результатов представлена ниже.
Таблица 2.
Обобщенные результаты диагностики системы самооценки учащихся 5 класса
Диагностируемые параметры | Особенности самооценки учащихся |
Завышенная | Адекватная | Заниженная |
Количество учащихся | 0 чел (0 %) | 2 чел (100 5) | 0 чел (0%) |
Результаты диагностики показали, что оба учащихся (100%) характеризуется адекватной самооценкой. Факт полного отсутствия ребят с заниженной самооценкой благоприятен. Особого внимания со стороны специалистов школы (социального педагога, классного руководителя), родителей требуют вопросы в которых обнаружено некоторое психологическое напряжение в той или иной сфере (результаты в таблице индивидуальных данных). Необходимо выяснить причины выявленного напряжения, провести соответствующую работу по нормализации самочувствия ребят.
Выводы и рекомендации
Исследование личностных образовательных результатов учащихся 5 класса показало достаточно сформированную систему самооценки и ценностей у всех ребят. Структура жизненных целей многих: здоровье, красота природы и искусства, счастливая семейная жизнь. Средства достижения большинства: воспитанность, чувство юмора, аккуратность. Что касается самооценки, то у учащихся характеризуется адекватными показателями данного свойства.
Индивидуальной работы требуют аспекты, в которых по результатам диагностики было обнаружено психологическое напряжение в той или иной жизненной сфере (Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов, Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)). С ними будет целесообразным проведение индивидуальной работы социальным педагогом, классным руководителем. Формы деятельности: консультации, беседы, развивающие занятия, постоянное внимание и контроль.
Директор школы Вашаев А.У.