СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Справка: итоги проведённого анкетирования по теме «Можно ли назвать меня педагогом-наставником?»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию, коллеги, предлагается ешё одна справка по итогам анкетирования учителей вечерней школы  в Год наставника и педагога. Некоторые выводы и предположения помогают понять, что наставничество - это продолжение кропотливой каждодневной работы учителя со школьниками, работы над собой.                                                      

Просмотр содержимого документа
«Справка: итоги проведённого анкетирования по теме «Можно ли назвать меня педагогом-наставником?»»

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА: ИТОГИ ПРОВЕДЁННОГО АНКЕТИРОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «МОЖНО ЛИ НАЗВАТЬ МЕНЯ ПЕДАГОГОМ-НАСТАВНИКОМ?»

На заседаниях методического объединения в 2023 году, объявленного Годом педагога и наставника, было дважды проведено анкетирование учителей вечерней школы: в марте 2022-2023 учебного года и в ноябре 2023-2024 учебного года. В анкетировании по вопросам наставничества, в марте месяце 2023 года приняли участие 10 (100%), а в ноябре месяце 2023 года – 12 (86%) педагогов образовательного учреждения.

Цель опросов: динамика в понимании и определении специфики работы каждого педагога как классического учителя и/или прежде всего наставника.

Результаты анкетирования:

  1. Специфику и различия в организации деятельности педагога-наставника и классического учителя, работающего в системе традиционного обучения, понимают и чётко дифференцировали для себя 72% учителей в марте 2023 г., 34% в ноябре 2023 г. Снижение процентного соотношения в сторону уменьшения говорит о более серьёзном отношении учителей школы к деятельности наставника, новом «статусе» учителя в роли наставника.

  2. 62% из опрошенных педагогов в марте 2023 г. и 44% в ноябре 2023 г. видят себя прежде всего в качестве учителя, нацеленного на общее развитие обучающихся. В основе деятельности классического учителя лежит авторитет и педагогическая мотивация – нацеленность, желание и умение педагога подготовить ученика к аттестации за определённый период обучения и к последующей сдаче экзаменов/ГИА.



Признак


Педагог-наставник

Результаты в %

Учитель/классический преподаватель

Результаты в %

Март 2023

Декабрь 2023

Март 2023

Декабрь 2023

1.Понятие, определение, статус

Союзник, опытный лидер, который передает свой опыт и действует в качестве советника, куратора

60

75

Квалифицированный специалист, который занимается развитием и обучением, передачей знаний и опыта в рамках традиционной системы обучения

90

92

2.Роль эксперта



Координация, контроль и руководство, совершенствование деятельности подопечного

70

92

Обучение, передача знаний, развитие базовых умений и навыков

70

100

3.Сфера действия



Преимущественно на базе профессиональных заведений, научных центрах

30

50

На базе любого учебного заведения, начиная от школы и заканчивая СУЗом или ВУЗом

90

75

4.Результат воздействия

Развитие профессиональных, научных и личностных качеств

70

58

Пополнение теоретического багажа, знаний, расширение эрудиции и кругозора

70

100

5.Методы работы

Консультация, кураторство

80

92

Инструктирование

50

75

6.Уровень подготовки эксперта

Большой опыт работы в качестве педагога, опыт в кураторстве или консультировании, активная научно-исследовательская позиция

50

67

Академический опыт, базовая подготовка

50

92



  1. Пункт 1: «Понятие, определение, статус» у классического учителя, ПРЕпоДАВАТеля (= «передавать» знания) самый высокий процент – 90% и 92%, т.е. учитель – это прежде всего квалифицированный специалист, именно тот человек, который «занимается развитием и обучением, передачей знаний и опыта в рамках традиционной системы обучения». В советской школе, которая до 90-ых годов прошлого века работала по «знаниевой» системе обучения (триада: знания, умения, навыки – самое главное!), иначе быть и не могло. Переход на развивающие системы обучения – «по Лысенковой» в начальной школе, Занкову, Эльконину-Давыдову и др. в средней - по сути дела не был принят родителями, многими педагогами, школьниками, как и некоторые современные технологии: «что делать с детьми Лысенковой в 5 классе?», «высокий уровень сложности», «преобладание теории над практикой», «западные технологии» (да ещё и с «западными, иностранными» названиями!). Именно поэтому, скорее всего, и «тормозит» выход учителей на новые принципы и методы педагогической деятельности – уйти от того, что складывалось годами и показало свою эффективность, в большинстве случаев на практике очень тяжело, а для многих учителей, вероятно, и невозможно.

  2. Роль эксперта, кураторство, инструктирование или же консультирование (п.п. 2,5), контролирующие функции не являются камнем преткновения как для учителя, так и для наставника. Необходимо только различать консультирование и инструктаж «подопечного».

Слово «консультирование» происходит от латинского слова consultare – совещаться, заботиться, советоваться. Под этим словом в русском языке подразумевается совет, разъяснение специалиста по какому-либо вопросу, беседу с целью расширения и углубления знаний, что обычно ведёт за собой интерес и мотивацию.



Инструктаж выполняется на уроках: в целостном виде и по частям, постепенно. В инструктаже содержатся указания, чтобы учащиеся контролировали свою деятельность. Это формирует у них самостоятельность, практические навыки. «Инструктор» не занимается обучением, только подготавливает уже наученного школьника к конкретной ситуации или задаче, объясняет конкретные правила. Основная задача: формирование у учащихся правильных трудовых приёмов, приёмов учебной деятельности, чтобы не было ошибок, чтобы соблюдали технику безопасности.

  1. По п. 3: «Сфера действия»: причины низкого результата наставнической деятельности, по сравнению с тем же пунктом по учителям, где процент намного ниже, вполне объяснимо причинами объективными: наставник, по представлениям в обществе, – это прежде всего тот человек, который обучает профессиональной деятельности и – вдобавок! – на производстве, в соответствующих условиях.

  2. П.6 «Уровень и необходимость подготовленности эксперта из учителя» осознаётся всеми участниками опроса. Однако, если большой опыт работы в качестве педагога, опыт в кураторстве или консультировании при введении в школах РФ обязательной защиты обучающимися индивидуальных проектов воспринимается в основном как одно из самых важных условий деятельности учителя и наставника, то активная научно-исследовательская позиция и собственно деятельность педагога в настоящее время занимает далеко не первое место на практике.

Выводы:

При сравнении результатов анкетирования, обсуждения вопроса на методических объединениях в прошедшем и текущем учебном году выявилось следующее:

  1. Понимание и принятие тезиса «Наставник обучает ученика не столько знаниям, сколько тому, как, когда и ради каких целей следует полученные знания использовать, наставляет («ставит»!) на какой-либо путь в науке, профессии; наставник – это «продолжение» учителя.

  2. В 2023-2024 учебном году учителя школы смогли на практике утвердиться во мнении, что действительно метапредметность и личностные результаты, развитие функциональной грамотности обучающихся – приоритетные направления учебно-воспитательного процесса в любом классе, в любой школе.

  3. В педагогическом коллективе школы состоялось понимание, что учитель и наставник – понятия неразделимые, что более точная формулировка и написание слова скорее всего должно быть таким: «учитель-наставник», как и то, что противопоставления учительской деятельности и деятельности наставника необходимо избегать.

  4. Педагогический коллектив школы в настоящее время находится на «стадии становления» кураторства и наставничества для обучающихся.



28.11.2023 г

Заместитель директора по УВР _______________

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!