АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА: ИТОГИ ПРОВЕДЁННОГО АНКЕТИРОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «МОЖНО ЛИ НАЗВАТЬ МЕНЯ ПЕДАГОГОМ-НАСТАВНИКОМ?»
На заседаниях методического объединения в 2023 году, объявленного Годом педагога и наставника, было дважды проведено анкетирование учителей вечерней школы: в марте 2022-2023 учебного года и в ноябре 2023-2024 учебного года. В анкетировании по вопросам наставничества, в марте месяце 2023 года приняли участие 10 (100%), а в ноябре месяце 2023 года – 12 (86%) педагогов образовательного учреждения.
Цель опросов: динамика в понимании и определении специфики работы каждого педагога как классического учителя и/или прежде всего наставника.
Результаты анкетирования:
Специфику и различия в организации деятельности педагога-наставника и классического учителя, работающего в системе традиционного обучения, понимают и чётко дифференцировали для себя 72% учителей в марте 2023 г., 34% в ноябре 2023 г. Снижение процентного соотношения в сторону уменьшения говорит о более серьёзном отношении учителей школы к деятельности наставника, новом «статусе» учителя в роли наставника.
62% из опрошенных педагогов в марте 2023 г. и 44% в ноябре 2023 г. видят себя прежде всего в качестве учителя, нацеленного на общее развитие обучающихся. В основе деятельности классического учителя лежит авторитет и педагогическая мотивация – нацеленность, желание и умение педагога подготовить ученика к аттестации за определённый период обучения и к последующей сдаче экзаменов/ГИА.
Признак | Педагог-наставник | Результаты в % | Учитель/классический преподаватель | Результаты в % |
Март 2023 | Декабрь 2023 | Март 2023 | Декабрь 2023 |
1.Понятие, определение, статус | Союзник, опытный лидер, который передает свой опыт и действует в качестве советника, куратора | 60 | 75 | Квалифицированный специалист, который занимается развитием и обучением, передачей знаний и опыта в рамках традиционной системы обучения | 90 | 92 |
2.Роль эксперта | Координация, контроль и руководство, совершенствование деятельности подопечного | 70 | 92 | Обучение, передача знаний, развитие базовых умений и навыков | 70 | 100 |
3.Сфера действия | Преимущественно на базе профессиональных заведений, научных центрах | 30 | 50 | На базе любого учебного заведения, начиная от школы и заканчивая СУЗом или ВУЗом | 90 | 75 |
4.Результат воздействия | Развитие профессиональных, научных и личностных качеств | 70 | 58 | Пополнение теоретического багажа, знаний, расширение эрудиции и кругозора | 70 | 100 |
5.Методы работы | Консультация, кураторство | 80 | 92 | Инструктирование | 50 | 75 |
6.Уровень подготовки эксперта | Большой опыт работы в качестве педагога, опыт в кураторстве или консультировании, активная научно-исследовательская позиция | 50 | 67 | Академический опыт, базовая подготовка | 50 | 92 |
Пункт 1: «Понятие, определение, статус» у классического учителя, ПРЕпоДАВАТеля (= «передавать» знания) самый высокий процент – 90% и 92%, т.е. учитель – это прежде всего квалифицированный специалист, именно тот человек, который «занимается развитием и обучением, передачей знаний и опыта в рамках традиционной системы обучения». В советской школе, которая до 90-ых годов прошлого века работала по «знаниевой» системе обучения (триада: знания, умения, навыки – самое главное!), иначе быть и не могло. Переход на развивающие системы обучения – «по Лысенковой» в начальной школе, Занкову, Эльконину-Давыдову и др. в средней - по сути дела не был принят родителями, многими педагогами, школьниками, как и некоторые современные технологии: «что делать с детьми Лысенковой в 5 классе?», «высокий уровень сложности», «преобладание теории над практикой», «западные технологии» (да ещё и с «западными, иностранными» названиями!). Именно поэтому, скорее всего, и «тормозит» выход учителей на новые принципы и методы педагогической деятельности – уйти от того, что складывалось годами и показало свою эффективность, в большинстве случаев на практике очень тяжело, а для многих учителей, вероятно, и невозможно.
Роль эксперта, кураторство, инструктирование или же консультирование (п.п. 2,5), контролирующие функции не являются камнем преткновения как для учителя, так и для наставника. Необходимо только различать консультирование и инструктаж «подопечного».
Слово «консультирование» происходит от латинского слова consultare – совещаться, заботиться, советоваться. Под этим словом в русском языке подразумевается совет, разъяснение специалиста по какому-либо вопросу, беседу с целью расширения и углубления знаний, что обычно ведёт за собой интерес и мотивацию.
Инструктаж выполняется на уроках: в целостном виде и по частям, постепенно. В инструктаже содержатся указания, чтобы учащиеся контролировали свою деятельность. Это формирует у них самостоятельность, практические навыки. «Инструктор» не занимается обучением, только подготавливает уже наученного школьника к конкретной ситуации или задаче, объясняет конкретные правила. Основная задача: формирование у учащихся правильных трудовых приёмов, приёмов учебной деятельности, чтобы не было ошибок, чтобы соблюдали технику безопасности.
По п. 3: «Сфера действия»: причины низкого результата наставнической деятельности, по сравнению с тем же пунктом по учителям, где процент намного ниже, вполне объяснимо причинами объективными: наставник, по представлениям в обществе, – это прежде всего тот человек, который обучает профессиональной деятельности и – вдобавок! – на производстве, в соответствующих условиях.
П.6 «Уровень и необходимость подготовленности эксперта из учителя» осознаётся всеми участниками опроса. Однако, если большой опыт работы в качестве педагога, опыт в кураторстве или консультировании при введении в школах РФ обязательной защиты обучающимися индивидуальных проектов воспринимается в основном как одно из самых важных условий деятельности учителя и наставника, то активная научно-исследовательская позиция и собственно деятельность педагога в настоящее время занимает далеко не первое место на практике.
Выводы:
При сравнении результатов анкетирования, обсуждения вопроса на методических объединениях в прошедшем и текущем учебном году выявилось следующее:
Понимание и принятие тезиса «Наставник обучает ученика не столько знаниям, сколько тому, как, когда и ради каких целей следует полученные знания использовать, наставляет («ставит»!) на какой-либо путь в науке, профессии; наставник – это «продолжение» учителя.
В 2023-2024 учебном году учителя школы смогли на практике утвердиться во мнении, что действительно метапредметность и личностные результаты, развитие функциональной грамотности обучающихся – приоритетные направления учебно-воспитательного процесса в любом классе, в любой школе.
В педагогическом коллективе школы состоялось понимание, что учитель и наставник – понятия неразделимые, что более точная формулировка и написание слова скорее всего должно быть таким: «учитель-наставник», как и то, что противопоставления учительской деятельности и деятельности наставника необходимо избегать.
Педагогический коллектив школы в настоящее время находится на «стадии становления» кураторства и наставничества для обучающихся.
28.11.2023 г
Заместитель директора по УВР _______________
2