Аналитическая справка
о преподавании бурятского языка и литературы
в МАОУ «Бургуйская общеобразовательная школа»
В 2022-2023 учебном году в рамках реализации муниципальной и республиканской программ «Сохранение и развитие бурятского языка» были проведены различные мероприятия. Учащиеся нашей школы приняли в них активное участие.
Осенью 2022 года прошел II республиканский конкурс на соискание премии главы Республики Бурятия в области развития бурятского языка "Священный дар родного языка", где объединенный 10/11 класс стал победителем в номинации "Лучший класс", выиграв 100 000 рублей.
В апреле 2023 года принимали участие в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по предметам этнокультурного компонента: Дулмаева Р. - призер (II) по бурятской литературе (10 кл.), Жигжитова С.- призер (III), Цыренова Д.- призер (II) по бурятскому языку (9 и 8 кл.).
В феврале 2023 года межпоселенческая центральная библиотека провела I республиканский конкурс на соискание литературной премии имени М.Самбуева в области детской поэзии при поддержке Министерства образования и науки Республики Бурятия в целях развития литературного творчества и продвижения талантливых детей, пишущих на бурятском языке. Цыреторова О., ученица 10 класса стала лауреатом II степени в номинации «Стихотворение года».
В феврале 2023 года прошел 13 республиканский фольклорный фестиваль «Туудэгэй наадан-2023» в целях содействия процессу возрождения, сохранения бурятского языка и культуры, выявления и поддержки талантливой молодежи. Учащиеся провели мастер-класс «Мэдэхэб. Шадахаб. hургахаб» («Знаю.Умею. Научу»), им вручен диплом I степени. Также учащиеся приняли в конкурсе «hэер шаалган», «Шагай наадан», где Дулмаева Р., ученица 10 класса заняла II место в игре «Няhалалга». Детский коллектив участвовал в конкурсе «Этнический ехор».
В межрегиональной олимпиаде по родным языкам Сибири и Дальнего Востока участвовала Цыренова Н., ученица 11 класса, как призер республиканской олимпиады по бурятской литературе, получила сертификат.
В рамках празднования бурятского народного праздника «Сагаалган» и 100-летия Республики Бурятия проходил межрегиональный конкурс «Баатар.Дангина-2023», в котором приняли участие Цыреторов Д., ученик 2 класса, и Раднаева В., ученица 1 класса.
В марте 2023 года прошел VIII республиканский творческий конкурс имени Кима Цыденова «Нухэдэйм духэригтэ…» («В кругу друзей»), посвященный 90-летию бурятской поэтессы Ц-Д.Дондогой. Участвуя в секции «Уран зурааша» – «Паатааханай зурагууд», Дулмаева Р., ученица 10 класса заняла I место, Цыреторова О., ученица 10 класса - II место, Батуева А., ученица 6 класса - III место.
В муниципальном этапе всероссийского конкурса учащихся общеобразовательных организаций «Ученик года-2023» Цыреторова О., ученица 10 класса награждена дипломом в номинации «Творческая личность».
В мае 2023 года приняли участие в региональном этапе всероссийского конкурса на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке. Конкурс был направлен на поддержку и развитие познавательного интереса школьников в области изучения русского и родных языков, сохранения ценностей традиционной народной культуры. В данном конкурсе Цынгеев С., ученик 11 класса был удостоен диплома I степени.
8 декабря 2022 года учащиеся 7 класса выполнили диагностическую работу по бурятскому языку как родному. Целью проведения было определение уровня подготовки обучающихся по учебному предмету «Бурятский язык» (как родной) в 7-х классах общеобразовательных организаций Республики Бурятия и выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения. По итогам диагностической работы успеваемость составила 100%, качество знаний – 83%, уровень обученности – 65%, средний балл- 4. Учащиеся достаточно хорошо справились при выполнении задания на определение способа образования слов и их правописания, грамматической основы предложения (83%), различение и использование в речи формы изъявительного наклонения глагола (66%). На 50% выполнили задания на определение значения фразеологизма, правописание заимствованных слов, нахождение и употребление в речи имени существительного в единственном и множественном числе, распознавание типов текста по функционально- смысловым особенностям.
Вызвало затруднение понимание содержание текста (33%), не справились со способом образования имен прилагательных (16%).
По результатам диагностических заданий продолжается работа с учащимися над владением языковой компетенцией – лексическими, морфологическими, синтаксическими нормами бурятского языка; коммуникативной компетенцией – речеведческими знаниями и умениями интерпретировать и анализировать текст и создавать собственное письменное высказывание.
Ежегодно учащиеся принимают активное участие в республиканском конкурсе по бурятскому языку «Бамбарууш», в межрегиональном конкурсе «Гуламта», занимают призовые места.
В своей деятельности одним из главных результатов обучения бурятскому языку считаю готовность обучающихся к самосовершенствованию, повышение интереса и внутренней мотивации к изучению родного языка, воспитание носителей языка и культуры. Поэтому все проведенные и принимаемые учащимися мероприятия были направлены на выполнение этих задач.
Цынгеева Д.Б., учитель бурятского языка и литературы