СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Справка о результатах итогового сочинения

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Справка о результатах итогового сочинения»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Нестеровская средняя школа имени В.И. Пацаева»

________________________________________________________________

238010 Калининградская область г. Нестеров, ул. Школьная, д.10

тел./факс: 8 (40144) 2-26-75, /8 (40144) 2-12-38 E-mail: Nesterov_school@mail.ru



Аналитическая справка
о результатах итогового сочинения (изложения) по русскому языку
обучающихся 11-х классов

В соответствии с приказом Минпросвещения, Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования», Методическими рекомендациями по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2022/23 учебном году, направленными письмом Рособрнадзора от 28.10.2022 № 04-411, приказом Министерства образования Калининградской области № 1393 «О порядке проведения итогового сочинения (изложения) на территории Калининградской области», и приказом Министерства образования Калининградской области №1476/1 «О проведении итогового сочинения (изложения) в Калининградской области 07ю декабря 2022 года», приказом Управления образования администрации муниципального образования «Нестеровский городской округ» №429 от 16.12.2022 «О проведении итогового сочинения (изложения) для обучающихся 11 класса в Нестеровском муниципальном округе», приказом МАОУ СОШ г. Нестерова имени В.И. Пацаева от 02.12.2022 № 237 «Об участии в итоговом сочинении (изложении) обучающихся 11 класса в 2022-2023 году» 07.12.2022 было проведено итоговое сочинение по русскому языку в 11-х классах.

Цель: проверить умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему с опорой на литературный материал. При этом особое внимание уделяется умению выпускника грамотно аргументировать свои мысли и утверждения.

Срок проведения: 07.12.2022.

Состав комиссии: учителя русского языка и литературы.

В написании итогового сочинения (изложения) по русскому языку участвовали 20 обучающихся 11-го класса, что составило 95 процентов от общего количества.

Таблица 1. Анализ результата проверки по требованиям и критериям итогового сочинения (изложения) обучающихся 11-х классов


Количество

%

Требования

Требование № 1

Зачет

20

100

Незачет

0

0

Требование № 2

Зачет

20

100

Незачет

0

0

Критерии

Критерий № 1

Зачет

20

100

Незачет

0

0

Критерий № 2

Зачет

20

100

Незачет

0

0

Критерий № 3

Зачет

19

95

Незачет

1

5

Критерий № 4

Зачет

12

60

Незачет

8

40

Критерий № 5

Зачет

16

80

Незачет

4

20

Данные таблицы 1 наглядно представлены в диаграмме 1.

Диаграмма 1. Результат проверки по требованиям и критериям итогового сочинения (изложения) обучающихся 11-х классов

Представленные выше таблица и диаграмма позволяют увидеть, что 90% обучающиеся 11-х классов, которые присутствовали на испытании, получили «зачет» за работу. 

Написание сочинения проверяет умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему с опорой на литературный материал. При этом особое внимание уделяется умению выпускника грамотно аргументировать свои мысли и утверждения.

Комплекты тем итогового сочинения в 2022/23 учебном году формировались из закрытого банка тем итогового сочинения. Он включает более полутора тысяч тем сочинений прошлых лет.

В каждый комплект тем итогового сочинения были включены по две темы из каждого раздела банка:

  • темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;

  • темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека»;

  • темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».

Темы, включенные в раздел 1 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», связаны с вопросами, которые человек задает себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора. Темы раздела:

  • нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности; 

  • касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести; 

  • позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах ее достижения, любви и дружбе; 

  • побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.

Темы раздела 2 «Семья, общество, Отечество в жизни человека» связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи. Темы раздела:

  • нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека; 

  • касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории; 

  • позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своем вкладе в общественный прогресс; 

  • побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.

В раздел 3 «Природа и культура в жизни человека» включены темы, которые связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии. Темы раздела:

  • нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки; 

  • касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами); 

  • позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей; 

  • побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.

Обучающимся был предложен следующий комплект тем сочинений для проведения итогового сочинения в текущем учебном году в Энском регионе.

Таблица 2. Комплект тем итогового сочинения № ИС07122022-02

НОМЕР

ТЕМА

106

Способен ли робкий человек совершить смелый поступок? 

208

Понимать человека или управлять им?

309

Возможно ли полное взаимопонимание между людьми разных поколений?

405

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…»

(А.С. Пушкин)

501

Какие проблемы человечества придется решать вашему поколению?

 601

Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.

Сочинение выбрали 21 человек.

Изложение не писал никто.

Диаграмма 2. Выбор тем итогового сочинения выпускниками 11-го класса



Из диаграммы видно, что 9 обучающихся выбрали тему № 309. Самые непопулярные темы – № 405 и 208 их выбрали по 1 человеку, тему 501 не выбрал никто.

Чаще всего обучающиеся выбирали темы из раздела 2 «Семья, общество, Отечество в жизни человека». Всего темы этого раздела выбрали 10 человек.

Темы из раздела 3 «Природа и культура в жизни человека» выбрали 4 человек.

Темы раздела 1 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека» выбрали 6 обучающихся.

Работы проверялись в соответствии с критериями оценивания, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Критерии оценивания
итогового сочинения организациями,
реализующими образовательные программы среднего общего образования

К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям.

Требование № 1. Объем итогового сочинения

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Требование № 2. Самостоятельность написания итогового сочинения

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объема собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
1. Соответствие теме.
2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
3. Композиция и логика рассуждения.
4. Качество письменной речи.
5. Грамотность.

Критерии № 1 и № 2 являются основными.

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.

Критерий № 1. Соответствие теме

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т. п.).

«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.

Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т. п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3. Композиция и логика рассуждения

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4. Качество письменной речи

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 5. «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

 Анализ сочинений по критерию № 1 
«Соответствие теме»

Критерий № 1 является важнейшим: выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать ее подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит аргументированно раскрыть.

С этой задачей справились все обучающиеся на 100 процентов. Выпускники размышляют над предложенной проблемой, строят высказывание на основе связанных с темой тезисов, опираясь на художественные произведения, избегая при этом пересказа. Литературный материал используется как основа для собственных  размышлений.

Анализ сочинений по критерию № 2 
«Аргументация. Привлечение литературного материала»

Анализ представленных работ показал, что все учащиеся построили свои рассуждения на основе литературного материала. Большинство из них привело в качестве доказательств не менее двух произведений.

По критерию № 2 «зачет» получили 100 процентов обучающихся 11-х классов.

Анализ сочинений по критерию № 3 
«Композиция и логика рассуждения»

Умение логично выстраивать рассуждение на предложенную тему, выдерживать композиционное единство сочинения-рассуждения смогла продемонстрировать большая часть выпускников. Грубых логических ошибок, мешающих пониманию смысла высказывания, в работах участников сочинения не отмечено. Работы учащихся отличаются целостностью, стройностью композиции: вступление, тезисно-доказательная часть, заключение тесно связаны между собой. Получили «зачет» по этому критерию 95 процентов выпускников.

Анализ сочинений по критерию № 4 
«Качество письменной речи»

Большинство учащихся класса владеет навыком построения сочинения-рассуждения, не допускает ошибок в композиции и логике высказывания, умеет грамотно использовать литературоведческие термины в соответствии с коммуникативным замыслом высказывания.

 «Зачет» по данному критерию получили 60 процентов обучающихся 11-х классов. 

К недостаткам по данному критерию можно отнести следующие: отдельные работы демонстрируют примитивность письменной речи, однообразие синтаксических конструкций, низкий уровень речевой грамотности, неточность изложения фактического материала. Наиболее частые речевые ошибки:

  • неудачное словоупотребление;

  • употребление слов в несвойственных им значениях;

  • плеоназм;

  • тавтология;

  • лексическая избыточность (неоправданное усложнение фраз).

Анализ сочинений по критерию № 5 
«Грамотность»

Экспертами комиссий отмечен низкий уровень грамотности в ряде работ участников итогового сочинения.

Получили «незачет» (то есть допустили более пяти ошибок на 100 слов) по данному критерию четыре человека (20% от общего количества участников итогового сочинения (изложения)).

Типичные орфографические ошибки, допущенные учащимися:

  • НЕ с разными частями речи;

  • ошибки в написании производных союзов;

  • нарушение согласования и управления;

  • ошибки в построении предложения с однородными членами, с деепричастными и  причастными оборотами;

  • написание усилительной частицы НИ и др.

Типичные пунктуационные ошибки, допущенные учащимися: наиболее частые ошибки связаны с темами «Пунктуация в предложениях с вводными конструкциями, с однородными членами», «Пунктуация в предложениях с обособленными второстепенными членами», «Пунктуация в сложных предложениях, состоящих из нескольких частей».

Типичные грамматические ошибки, допущенные учащимися:

  • нарушение согласования и управления;

  • ошибки в построении предложения с однородными членами, с деепричастными и причастными оборотами;

  • нарушение границ предложения; неоправданный пропуск подлежащего;

  • объединение синтаксической связью разнотипных синтаксических единиц.

В отдельную категорию выделяются графические ошибки, то есть различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Например, неправильное написание, искажающее звуковой облик слова («рапотает» вместо «работает», «мемля» вместо «земля»). Эти ошибки связаны с графикой, то есть средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам, помимо букв, относятся различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания и шрифтовые выделения.

Одиночные графические ошибки не учитываются при проверке, но если таких ошибок больше пяти на 100 слов, то работу следует признать неграмотной.

ВЫВОДЫ

В написании итогового сочинения (изложения) по русскому языку участвовали 20 обучающихся 11-го класса, что составило 95 процентов от общего количества выпускников. 90 % обучающихся справились с испытанием и получили зачет.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Администрации МАОУ СОШ г. Нестерова имени В. И. Пацаева:
1.1. Усилить контроль работы, ориентированной на высокие результаты подготовки выпускников к ГИА. Срок: постоянно.
1.2. Усилить внутришкольный контроль работы по индивидуальным образовательным маршрутам выпускников с низкой мотивацией и выпускников, способных достичь максимального результата на ГИА. Срок: постоянно.
1.3. Организовать методическую поддержку учителей русского языка и литературы в подготовке высокомотивированных выпускников. Срок: постоянно.
1.4. Проанализировать на методических совещаниях причины допущенных ошибок, внести соответствующие коррективы в дорожную карту подготовки обучающихся к ГИА. Срок: месяц.
1.5. Довести результаты итогового сочинения (изложения) до сведения родителей под подпись. Срок: до 30.12.2022.

2. Учителям русского языка и литературы:
2.1. Усилить контроль результативности освоения выпускниками программы, продолжить работу по индивидуальным образовательным маршрутам по подготовке к ГИА-11 по русскому языку. Срок: постоянно.
2.2. Осуществлять планомерную работу по устранению пробелов в знаниях учащихся. Продолжить обучение написанию сочинений разных жанров развивающего, исследовательского характера на уроках русского языка и литературы. На уроках развития речи по русскому языку и литературе систематически работать с текстовой информацией с целью формирования коммуникативной компетентности обучающихся: «погружаясь в текст», грамотно его интерпретировать, выделять разные виды информации и осознавать оригинальность авторской содержательно-концептуальной позиции, заявленной в тексте. Срок: постоянно.
2.3. Расширить работу по анализу текста; наряду с правописными и грамматическими заданиями постоянно предусматривать вопросы на понимание содержания текста, авторской позиции, языковых средств связи, средств языковой выразительности; ввести в постоянную практику работы с текстом формирование корректного и аргументированного личного мнения учащихся о проблемах, поставленных автором, а также умения чувствовать подтекст. Срок: постоянно.
2.4. Совершенствовать формы и методы проведения учебных занятий, использовать возможности индивидуального и дифференцированного обучения для организации процесса обучения. Срок: постоянно.

Исполнитель: заместитель директора по УВР Петкун Т.Н.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!