10
Справка
о результатах посещения педагогом-психологом уроков
в начальных классах «Санаторной школы – интернат №4» г. Ухты
В рамках работы по сохранению здоровья педагогом-психологом интерната в 1 четверти 2022 – 2023 учебного года были посещены уроки в начальном звене (2, 3, 4 классы) с целью оценки их проведения с позиций здоровьесбережения.
Уроки были посещены по следующему графику:
Дата посещения | Класс, учитель | Учебная дисциплина | Тема урока |
04.10.2022 | 4 класс | Русский язык 1-й урок | «Синонимы, омонимы, антонимы» |
04.10.2022 | 4 класс | Математика 2-й урок | «Нумерация, счёт предметов, разряды» |
05.10.2022 | 2,3 класс | Математика 1-й урок | «Порядок выполнения действий» |
05.10.2022 | 2,3 класс | Русский язык 3-й урок | «Антонимы, синонимы, омонимы» |
06.10.2022 | 2,3 класс | Русский язык 3-й урок | «Антонимы, синонимы, омонимы» |
10.10.2022 | 3 класс | Технология 2-й урок | «Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объём?» |
13.10.2022 | 4 класс | Математика 2-й урок | Нумерация. «Увеличение, уменьшение (числа в 10, 100, 1000 » |
13.10.2022 | 4 класс | Литературное чтение 4-й урок | А.П. Чехов «Мальчики» |
Анализ урока осуществлялся по следующим показателям:
Санитарно-гигиенические условия классных помещений (температурный режим, режим проветривания, рациональность освещения, посадка учащихся, режим работы рециркуляторов);
Содержание, продолжительность, эффективность оздоровительных моментов на уроках (мотивация учащихся на укрепление и сохранение здоровья; формирование правильной позы учащихся в соответствии с видом учебной деятельности; применение физкультминуток, динамических пауз, гимнастики для глаз и других упражнений; момент наступление утомления у учащихся);
Психологический климат на уроке (взаимоотношения между учителем и учениками, отношения среди учащихся, преобладающие эмоции на уроке);
Организация самой учебной деятельности учащихся (средняя продолжительность и смены различных видов деятельности; плотность урока, использование ТСО; объем домашних заданий, темп окончания урока; наличие рефлексии и оценки урока учащимися и учителем).
Оценивая первый показатель, необходимо отметить, что в целом санитарно-гигиенические условия классных помещений (2, 3, 4 классов) соответствуют нормам и являются комфортными для участников образовательного процесса.
В классах соблюдается температурный режим, проветривания и режим работы рециркуляторов. Классные комнаты интенсивно проветриваются учителями на каждой перемене при отсутствии детей, а также несколько раз на самом уроке (исходя из субъективных ощущений, учитель на 1-2 минуты открывает форточку несколько раз на уроке), рециркуляторы работают согласно режиму (ведется запись в журнале работы рециркуляторов).
В связи с тем, что классное помещение на перемене подвергается интенсивному проветриванию, температура воздуха в нем снижается примерно на 2-3 градуса. Учащиеся начинают урок в несколько охлажденном помещении. Однако при этом охлаждения учащихся не происходит, т.к. в первые несколько минут урока температура восстанавливается до комфортной (примерно до +18 +20 градусов). Регулярное проветривание класса во время урока способствует притоку свежего, холодного воздуха, что также положительно сказывается на здоровье учащихся – способствует тренировке терморегуляционной системы. Нахождение учащихся только в комфортных температурных условиях задерживает возрастное становление этой системы, что, в свою очередь, является фактором риска, снижающими устойчивость к простудным заболеваниям.
Известно, что учебная деятельность в условиях недостаточной и неправильной освещенности рабочего места приводит к прогрессирующему ухудшению зрения, снижению работоспособности, повышению нервно-психического напряжения, утомляемости. Учителя 2, 3, 4 классов постоянно отслеживают рабочее состояние, исправность светильников в классах, а в случае появления перегоревших ламп требуют их замены. На уроке учителя рационально сочетают естественный дневной свет, падающий на парты слева, с искусственным освещением.
Для создания эффективных здоровьесберегающих условий учащимся во время учебного процесса необходимо учитывать и некоторые требования к школьной мебели. Школьная мебель должна способствовать правильной, удобной позе ребенка, соответствовать его анатомо-физиологическим особенностям. Для правильного определения соответствия школьной мебели длине тела учащихся необходимо школьников разделить на группы, а также произвести маркировку учебной мебели цветом. Маркировка мебели в учебных помещениях 2, 3, 4 классов отсутствует, поэтому посадка учащихся учителями осуществляется по субъективным критериям.
Необходимо отметить, что классы оснащены регулируемой по высоте мебелью, что создает дополнительные условия для учета роста детей при их посадке. Кроме этого классные помещения оборудованы конторками (по методике Базарного), которые позволяют школьникам периодически менять позу с сидячей на стоячую и наоборот. На момент посещения уроков конторок не было в четвертом классе.
Во время посещения уроков в начальном звене анализу были подвержены содержание, продолжительность и эффективность оздоровительных моментов на уроке.
К оздоровительным моментам в учебном процессе можно отнести наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ. Посещение уроков в начальных классах и их анализ показал, что только учителя начальных классов делают специальный акцент на постановке здоровьесберегающих задач урока, т.е. мотивируют учащихся на сохранение и укрепление здоровья. У учителей начальных классов на уроках затрагивались вопросы, связанные со здоровьем и ЗОЖ, тогда как необходимым видится на всех уроках в начальном звене формирование отношения к своему здоровью как к ценности, выработка понимания сущности ЗОЖ, формирование потребности в нем.
Также были проанализированы поза учащихся на уроке, чередование позы в соответствии с видом работы и роль учителя в формировании правильной позы учащихся на уроке. Наблюдение за учащимися показало, что не все ученики соблюдают правильную позу в зависимости от вида учебной деятельности. Так, например, при письме в 4 классе ребята сидели с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы с опорой позвоночника на спинку стула. Голову при этом чуть наклоняли вперед с соблюдением расстояния от глаз до стола примерно в 30 – 35 см. Предплечья располагают на поверхности стола симметрично и свободно; тетрадь при письме держат на столе под углом примерно в 30 градусов, а левой рукой (правой - левши) поддерживают и двигают тетрадь. В 3 классе обучающиеся стоят возле конторки свободно, без напряжения, с равномерной нагрузкой на обе ноги, соблюдая прямую осанку и т.д. Учителя не всегда наблюдают за позой учащихся, иногда напоминают о правильной позе в момент того или иного вида деятельности на уроке. Для коррекции поз учащихся учителя используют следующие высказывания: в 4 классе «Молодцы, что все держите спинку прямо»; «Сядьте красиво»; «Не забывайте, как нужно сидеть и стоять». Также в этом классе учитель использует специальные стихотворения, напоминающие ребятам о том, как необходимо сидеть. Кроме этого учителя начальных классов индивидуально подходят к отдельным учащимся на уроке и корректируют их позу.
Во время посещения уроков в начальных классах были проанализированы такие оздоровительные моменты как физкультминутки, динамические паузы, гимнастика для глаз и другие упражнения. Все подобные оздоровительные моменты удачно вписываются в логику урока, вытекают из определенного вида деятельности. Их продолжительность не занимает много времени и составляет примерно от 30 секунд до 1 – 1,5 минуты.
Одним из отрицательных моментов на уроке, неблагоприятно сказывающемся на здоровье учащихся, является гиподинамия и монотомия – недостаток двигательной активности и однообразность движений, поз учащихся. Данная проблема учителями на уроках разрешается не только с помощью проведения физкультминуток и чередования стоячей позы на сидячую, а также с помощью создания условий для двигательной активности, не противоречащей логике, задачам урока. Так, например, отвечая, ребята встают; у ребят есть возможность подходить к доске для работы на ней (к доске и от нее они подходят на носочках), свободно передвигаться по классу, осуществляя поиск наглядного материала и т.д.
В связи с тем, что проведение урока сопровождается физкультминутками, динамическими паузами, массажем биологически активных точек (растирание ладоней) и другими оздоровительными мероприятиями, а также с тем, что учитель постоянно следит за правильностью позы школьников, момент возникновения утомления у учащихся наступает в основном после 35 минуты после начала урока (что является нормой для начальных классов). Во втором классе момент наступления утомления приходится на 25 – 30 минуты, что, предположительно, можно объяснить возрастными особенностями детей. У них еще в меньшей степени, чем у старших детей, сформированы волевые, контрольные функции. В этом вопросе также особое значение играет эмоциональная насыщенность урока, преобладание положительных моментов в учебном процессе, заинтересованность учеников в происходящем на уроке. Эмоциональная насыщенность урока с правильным сочетанием оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяют отодвинуть момент наступления утомления к концу урока.
Наряду с учетом санитарно-гигиенических норм и проведением оздоровительных мероприятий немаловажную роль на уроке играет психологический климат, создаваемый учителем. А именно, преобладающие эмоции у участников образовательного процесса, то, как построены взаимоотношения между учителем и учеником, характер взаимоотношений между сверстниками. Оценивая психологический климат на уроках в начальных классах, необходимо отметить, что на них в основном преобладают положительные эмоции. Учащиеся на уроках чувствуют комфорт, поддержку учителя, испытывают желание участвовать в учебном процессе. Зная, что эмоциональный настрой ребят влияет на их познавательную активность, успешность усвоения учебного материала, учителя начальных классов создают условия для положительных эмоций, сами их формируют. Так, например, в 4 классе в начале урока практикуется проговаривание вслух всеми учениками афермаций (положительных высказываний с целью формирования позитивной установки, повышения уверенности в себе, снижения тревожности: «Я здоров. Я уверен. Я справлюсь и т.д.»).
Учителя учитывают возрастные и индивидуальные психологические особенности детей, не проявляют авторитарности, стараются занять по отношению к ребенку позицию «рядом», создают условия для сотрудничества.
Ребята на уроке по отношению друг к другу проявляют дружелюбие, взаимопомощь, учатся сотрудничать. В проявлении этих качеств у детей важную роль играет сам учитель, демонстрируя подобное поведение и создавая условия для позитивных отношений. Учитель организует работу в парах, работу в группах, стимулирует детей к оказанию помощи другому, более слабому ученику.
Наблюдая за учащимися, без труда можно увидеть, что они испытывают радость от активности на уроке, имеют интерес к изучаемому материалу и стремление больше узнать.
В создании учебной мотивации учителя участвуют посредством положительной оценки, похвалы за достижения ученика (пусть даже за самое незначительное), оказание эмоциональной поддержки учащимся, нуждающимся в ней. Учителя не скупятся в своей речи на слова «Молодец», «Умница», «Очень хорошо», что, конечно же, повышает самооценку детей, вызывает стремление улучшить свой результат, добиться более высоких показателей.
Познавательная активность учащихся активизируется также посредством дифференцированного подхода к домашним заданиям для более сильных ребят класса. Так, например, в 4 классе есть так называемая «Группа А», в состав которой входят учащихся с высоким уровнем работоспособности, более высоким темпом работы, с хорошо развитой познавательной сферой. Этим учащимся учитель дает дополнительное, более сложное домашнее задание. Дифференцированный подход к домашнему заданию наблюдается и в других начальных классах.
Было проанализировано, как учителя осуществляют организацию самой учебной деятельности учащихся. Анализировались средняя продолжительность и смена различных видов деятельности; плотность урока, использование ТСО на уроке; объем задаваемых домашних заданий, темп окончания урока; наличие рефлексии и оценки урока учащимися и учителем.
Как известно, однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. И наоборот: частая череда смен одной деятельности другой требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. На посещаемых уроках учителями успешно использовались различные виды преподавания: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Количество видов учебной деятельности соответствовало норме - 4-7 видов за урок, не выходя за ее границы. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности также соответствовали с точки зрения здоровьесбережения нормам: на один вид деятельности отводилось от 7 до 10 минут.
Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу, равняется 75 - 80%, что также соответствует ориентировочным нормам.
Анализируя темп окончания уроков в посещенных классах, необходимо отметить, что для всех уроков было характерно спокойное завершение, сопровождающееся рефлексией происходящего на уроке учителем и самими учениками. В конце каждого урока ребята оценивали работу самого себя, соседа по парте, группы при использовании групповой работы на уроке, всего класса в целом. При таком темпе работы учащиеся имели возможность задать учителю дополнительные вопросы, а педагог комментировал заданное на дом задание. Не было также задерживания учащихся в классе после звонка (на перемене).
Относительно домашнего задания необходимо отметить, что учителя дифференцированно подходят к домашним заданиям (дают дополнительные задания более сильным учащимся). Объем заданий на дом для остальных учащихся являлся посильным для них и не превышал 1 – 2 упражнений или номеров.
Обобщая выше представленную информацию, можно сделать следующий вывод: посещаемые уроки отвечают основным требованиям здоровьесберегающих технологий к организации учебного процесса.
Педагог-психолог ГОУ РК
«Санаторная школа-интернат №4» г. Ухты Смирнова Е.С.
13.10.2022 г.