СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Справка по итогам тематической проверки «Проведение НОД по художественной литературе и пересказу художественных произведений»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Справка

по итогам тематической проверки

«Проведение НОД по художественной литературе и пересказу художественных произведений»

Согласно годовому плану МДОУ «Майский детский сад «Солнышко» на 2016-2017 учебный год, проведена тематическая проверка по определению состояния работы по освоению детьми ОО «Чтение художественной литературы и пересказу художественных произведений». Проверку проводил: заведующий МДОУ Рыбак Л.Г.. старший воспитатель Попкова И.П.

 

Цель:

  • Систематизация планирования и организации работы по художественной литературе и пересказу художественных произведений;
  • Анализ предметно - развивающей среды по развитию речи.

Сроки проверки: 

  • С 01.09.2016 по 19.09.2016 года.
  • С 01.09.2016 по 30.09.2016 года.

Вид контроля: тематический.

Кто проверяется: воспитатели всех возрастных групп. 

Просмотр содержимого документа
«Справка по итогам тематической проверки «Проведение НОД по художественной литературе и пересказу художественных произведений»»

Справка

по итогам тематической проверки

«Проведение НОД по художественной литературе и пересказу художественных произведений»

Согласно годовому плану МДОУ «Майский детский сад «Солнышко» на 2016-2017 учебный год, проведена тематическая проверка по определению состояния работы по освоению детьми ОО «Чтение художественной литературы и пересказу художественных произведений». Проверку проводил: заведующий МДОУ Рыбак Л.Г.. старший воспитатель Попкова И.П.


Цель:

  • Систематизация планирования и организации работы по художественной литературе и пересказу художественных произведений;

  • Анализ предметно - развивающей среды по развитию речи.

Сроки проверки: 

  • С 01.09.2016 по 19.09.2016 года.

  • С 01.09.2016 по 30.09.2016 года.

Вид контроля: тематический.

Кто проверяется: воспитатели всех возрастных групп.

Вопросы контроля:

  • Планирование работы по художественной литературе и пересказу художественных произведений в течение дня во всех возрастных группах.

  • Умение организовать совместную работу воспитателей с детьми дошкольного возраста.

  • Организация и содержание книжных уголков во всех возрастных группах.

  • Содержание информации для родителей по художественной литературе и пересказу художественных произведений детьми.

Формы и методы контроля:

  • Проверка календарных планов воспитатель -образовательной работы воспитателей.

  • Проверка содержания книжных уголков во всех возрастных группах.

  • Просмотр НОД по художественной литературе и пересказу художественных произведений детьми.

  • Проверка предоставляемой информации для родителей.


Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.

О.С.Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

Процесс развития эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4—5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем социалистическом обществе.

Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста  перевертыши, небылицы.

Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого.

Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией.

Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.

Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически.

Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Произведения художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам. Художественная литература наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.

Велика роль занятий по чтению художественной литературы для воспитания культуры поведения.

Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения.

Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей(насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).

Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. В.Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Об этической направленности детской литературы он говорил, что, художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою.

Для реализации выше перечисленного педагогами ДОУ были проведены следующие занятия:

  • «Волк и семеро козлят» - средняя группа Филина С.Д.

  • «Русский фольклор» - подготовительная группа Вавринюк О.Н.

  • «Писатель Пришвин» - старшая группа Дорман О.П.

  • «Прибаутки, пословицы» - старшая группа Ткаченко В.Н.

Проведенная непосредственная образовательная деятельность с детьми по ОО «Чтение художественной литературы» оказывает значимое воздействие на эмоциональное развитие детей. Программные задачи и содержание НОД соответствовали возрасту детей. Педагогами был подобран демонстрационный и наглядный материал, который соответствовал эстетическим и педагогическим требованиям, постоянно пополняется и обновляется. Речь педагога доступна, понятна, правильная, с ясным и отчетливым произношением всех звуков родного языка.

Проверка календарных планов воспитательно -образовательной работы воспитателей всех возрастных групп показала, что планирование работы по художественной литературе и пересказу художественных произведений детьми ведётся постоянно. Воспитатели планируют следующие формы работы: непосредственно организованную образовательную деятельность, дидактические и словесные игры, беседы, индивидуальную работу, пересказ произведений художественной литературы, заучивание стихотворений, песенок, скороговорок, чистоговорок. Все формы работы по художественной литературе и пересказу художественных произведений планируются в различных видах организованной образовательной деятельности, как её часть, а также в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей и в совместной работе с родителями.

Воспитатели всех возрастных групп 2 раза в год проводят диагностику по художественной литературе. На основании результатов диагностики составляется план мероприятий по реализации образовательной области «Чтение художественной литературе» в каждой группе на год.

В ходе тематической проверки была обследована предметно -развивающая среда для чтения художественной литературы во всех возрастных группах. Она показала, что в каждой группе имеется оборудованный речевой книжный уголок. Он находится в хорошо освещённом месте, со столом и стульями для детей, с полочками для книг и выставок. Содержание уголков соответствует возрасту детей. В нём представлены: художественная литература, иллюстрации к произведениям художественной литературы, материалы о художниках — иллюстраторах, материалы для диагностирования детей. В речевых уголках достаточно оборудования для театрализованной деятельности, имеются лэпбуки:

  • «В гостях у дедушки Корней Чуковского» - Филина С.Д.

  • «Знакомство с родным краем – Крым» - Вавринюк О.Н.

  • «Сказки А.С. Пушкина» - Дорман О.П.

  • «Поэты и писатели детям» - Бекирова М.Н.

  • «Домашние и дикие животные» - Дорошенко М.П.

Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому ребенку . Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

Анализ работы с родителями по данной теме тематического контроля показал следующее, воспитателями были проведены следующие мероприятия:

  • Консультация «Как организовать театр дома» - Ткаченко В.Н.

  • Консультация «Речевое развитие детей в двуязычных семьях» - Бекирова М.Н.

  • Консультация «Билингвизм в семье» - Дорман О.П.

  • Консультация «Речевое развитие» - Матвеева Л.О.

  С целью повышения качества работы по ОО «Чтение художественной литературы» стоит обратить внимание на следующие требования:

Во всех группах обращать внимание не только на обогащение активного и пассивного словаря детей, построение грамматически правильного высказывания, но и на развитие образной речи дошкольников. Дети должны научиться употреблять в речи эпитеты, метафоры и др. средства художественно-речевой выразительности. Этому может помочь чтение детской художественной литературы, дидактические игры, живое общение взрослого и ребёнка.

Анализ бесед с детьми показал, что многие дети не знают фамилии писателей и поэтов, произведения которых они читали в детском саду. Для этого необходимо продумать интересные формы работы с детьми и родителями. Например, оформление тематических выставок или проведение вечеров, посвящённых творчеству писателей, ознакомление с их биографиями, празднование именин произведения, проведение интеллектуальных марафонов, оформление макетов по мотивам любимых сказок, поощрение создания и обогащения семейных детских библиотек, посещение детской библиотеки.

Анализ работы с родителями свидетельствует о том, что работа по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы, ограничивается лишь такими формами работы, как оформление папок-передвижек и наглядной информацией, подготовка к тематическому конкурсу рисунков по произведениям и конкурсу чтецов.

  В ходе контроля были даны рекомендации по оформлению и содержанию наглядной информации для родителей, разнообразию форм работы по данному направлению.

Вывод: работа детского сада   по ознакомлению дошкольников с художественной литературой эффективна.




Рекомендации воспитателям всех возрастных групп:

  • Продолжить работу по годовой задачи в тесном сотрудничестве с родителями: во всех группах организовать взаимодействие с родителями по созданию своими руками тематических альбомов; творческих книг с содержанием сказок, стихов, загадок, рассказов собственного сочинения и иллюстраций; поделок по сказкам, сделанные совместно с родителями и детьми.  

Срок исполнения – постоянно.


  • Планировать индивидуальную работу с детьми в центре Книги.

Срок исполнения - постоянно.

  • Разнообразить формы работы с детьми по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.

Срок исполнения - постоянно.

  • Оформить буклеты, рекомендации для родителей по организации семейного чтения.

Срок исполнения: не позднее 31.10.2016 года.









Справку составил

старший воспитатель ДОУ Попкова И.П.




Заведующий МДОУ Рыбак Л.Г.