СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ:
«Планирование и организация работы в ДОУ по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) у детей»
Согласно годового плана работы МБДОУ «Д/с № 4» на 2023 - 2024 учебный год был проведен тематический контроль «Планирование и организация работы в ДОУ по ФЭМП у детей».
Дата проведения: с 27.11.2023 по 01.12.2023 гг.
Цель: изучить состояние, эффективность работы педагогического коллектива по формирование элементарных математических представлений у дошкольников.
Задачи:
1. Изучить условия, созданные в группах для формирования элементарных математических представлений дошкольников. Анализ уровня развития детей по данной теме.
2. Изучить уровень профессиональных умений педагогов детского сада по планированию воспитательно-образовательной работы с детьми.
3. Выявить и оценить положительные и отрицательные тенденции, новаторский опыт педагогов в организации работы по математическому развитию детей.
Тематическая проверка была проведена в форме посещения и анализа непосредственно-образовательной деятельности, наблюдения за качеством выполнения режимных моментов воспитателями, за самостоятельной деятельностью детей, анализа календарных планов, беседы с воспитателями, обследования материальной базы и развивающей среды в группе.
Ответственные за контроль: зам. зав. по УВР Орлова В.А., старший воспитатель Попкова Т.С.
Методы контроля:
Анализ предметно-развивающей среды. Смотр-конкурс «Лучший центр занимательной математики».
Анализ календарно-тематических планов воспитателей по разделу ФЭМП.
Оценка профессиональных умений воспитателя.
Анализ результатов тематического контроля позволил выявить следующее:
Анализ занятий.
Работа в детском саду по формированию элементарных математических представлений начинается с младших групп и продолжается до конца пребывания ребенка в детском саду.
В первых младших группах особое внимание уделяется формированию сенсорных представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве.
Занятия по ФЭМП проводятся, начиная со второй младшей группы.
Просмотр занятий по ФЭМП проводился с целью обследования уровня развития у детей и оценкой профессиональных умений педагогов по формированию и развитию элементарных математический представлений.
В ходе просмотра занятий было отмечено, что большое внимание уделялось умению педагогов применять принципы ФГОС: индивидуализации и возрастной адекватности дошкольного образования, а также созданию таких психолого-педагогических условий как - поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом, поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных для них видах деятельности.
В ходе тематического контроля у всех педагогов прослеживалась система работы по ФЭМП, при которой дети в течении занятия применяли полученные умения и знания, педагоги побуждали детей к деловому общению во время занятий.
По результатам тематического контроля можно сделать следующие выводы:
работа педагогического коллектива детского сада по созданию условий по формированию элементарных математических представлений в группах ведётся целенаправленно, систематически и в соответствии с возрастными особенностями воспитанников. Грубых нарушений не выявлено.
Рекомендации: в ходе анализа просмотренных занятий педагоги получили индивидуальные консультации по подготовке и проведению занятий:
- выработка умения проявлять гибкость при реализации поставленных задач и как следствие соблюдать длительность занятий соответственно СанПиН;
- давать правильные образцы речи;
- повышать речевую активность детей во время НОД;
- использовать разнообразные формы организации детей на занятии;
- согласно ФГОС ДО уделять больше внимания детской инициативе и самостоятельности;
- не забывать про контроль за осанкой детей при работе за столом.
Предметно-развивающая среда.
В период с 27 ноября по 1 декабря в рамках тематического контроля «Планирование и организация работы в ДОУ по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) у детей» был проведен смотр-конкурс «Лучший центр занимательной математики». Экспертная группа в составе: зам. зав. по УВР Орловой В.А., старшего воспитателя Попковой Т.С., воспитателя Стельмаковой Н.А., оценили наполняемость математических центров, разнообразие дидактических игр и материала математического характера по основным подразделам:
- Открытость и доступность центра для детей;
- Соответствие содержания центра программным задачам и возрасту детей;
- Разнообразие наглядного, демонстрационного и раздаточного материала по категориям:
- «Количество и счет»,
- «Величина»,
- «Форма»,
- «Ориентировка в пространстве»,
- «Время»,
- Наличие развивающих, интеллектуальных, логико-математических игр, соответствующих возрасту детей группы.
Оценка по критериям проводилась в баллах от 0 до 3. Все эксперты выставляли свои оценки в бланки, затем вычислялся общий балл по всем критериям.
Выводы:
Во всех группах имеются центры для ФЭМП, наполненные содержательным математическим материалом.
В первых младших группах №№ 1,4 имеются игрушки для сенсорного развития (пирамидки разных размеров и форм, разнообразные вкладыши, мозаики, куб с прорезями основных геометрических форм для сортировки объемных тел, рамки-вкладыши с различными формами, разными по величине, дидактические игры математического характера), бизиборды.
Во вторых младших группах №№ 10,11 имеются игры на соотнесение предметов, геометрических фигур по цвету и размеру, геометрические мозаики, матрешки, пирамидки, игры на развитие сенсорных процессов и способностей.
Отсутствуют: настольно-печатные игры математического характера по направлениям – величина, форма, счет, ориентировка в пространстве.
В средней группе № 2 имеются игры для понимания схематичности и условности, игры для освоения величины, числовых и пространственно-временых отношений, мозаики, домино, настольно-печатные игры математического характера по направлениям – величина, форма, счет, ориентировка в пространстве.
Отсутствуют: деревянные пирамидки с квадратными или прямоугольными элементами, объемный сортировщик с отверстиями 4 видов и вкладышами разных форм.
В старшей группе № 6 и подготовительных группах №№ 5,7,9 имеются логические игры, игры на развитие памяти, внимания, игры для упражнения детей в сравнении величин, геометрические конструкторы («Танграм», «Мозаика» и др.), имеются различные геометрические фигуры, наборы цифр (на карточках), игры головоломки.
Группам №6, № 5, № 7 и № 9 рекомендовано разнообразить наглядный демонстрационный и раздаточный материал и пополнить дидактическими играми раздел «форма» и «ориентировка в пространстве».
В смешанной группе № 8 математический центр располагается в кабинете учителя-дефектолога. В центре имеются дидактический материал и игры для определения количества, величины, формы и времени.
Педагогам группы № 8 рекомендовано пополнить математический центр картотеками с логико-математическими играми в соответствии с возрастом и развитием детей. Пополнить дидактическим материалом раздел «Ориентировка в пространстве».
ОБЩИЕ Рекомендации: Продолжить работу по насыщению и пополнению математических и сенсорных центров в группах по познавательному развитию дошкольников. Повышать эстетический и художественный уровень оформления центров групп.
Анализ документации педагогических работников показал:
В результате проведённого контроля было установлено: все группы детского сада планируют работу по ФЭМП детей в соответствии с основной образовательной программой ДОУ на 2023-2024 учебный год планомерно. Планирование соответствует программным требованиям, возрастным особенностям детей.
В воспитательно-образовательной работе недостаточно отводится математической работе с детьми: не всегда и не у всех воспитателей прописаны различные дидактические, настольные игры с математическим содержанием. Индивидуальная работа с детьми ведётся в соответствии с возрастом и потребностями детей, и планируются регулярно. Но не запланирована совместная деятельность в режимные моменты. В календарном планировании недостаточно отражена работа с родителями по ФЭМП у детей.
Рекомендации: включить в работу с детьми использование и отработку знаний, полученных на занятиях по ФЭМП в режимные моменты, планирование наблюдений, подводящих к теме занятия, чтение художественной литературы для введения в тему занятия и планирование интеллектуальных досугов с использованием развивающих игр по ФЭМП.
Анализ системы работы с родителями по ФЭМП показал:
Эффективность взаимодействия педагогов с родителями заключается в формировании у родителей понимания значимости работы по ФЭМП у дошкольников. Анализ результатов проверки по работе с родителями по ФЭМП показал, что педагоги используют наглядно - текстовую информацию и рекомендации для родителей по данной проблеме. Во всех групповых родительских уголках имеются консультационные материалы.
Рекомендации:
Педагогам при разработке информации для родителей учитывать возраст детей своей группы, доступность и практическую значимость, привлекательность информации. А также подготовить в уголки для родителей рекомендации по организации в домашних условиях дидактических развивающих игр по данному направлению.
Рекомендации по итогам тематического контроля
«Планирование и организация работы в ДОУ по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) у детей»
Педагогам во время проведения НОД вырабатывать умение проявлять гибкость при реализации поставленных задач и соблюдать длительность занятий в соответствии с СанПиН.
Срок: в течении 2023-2024 учебного года. Отв.: воспитатели групп.
Всем группам продолжать пополнять центры сенсорного и познавательного развития для ФЭМП у дошкольников различными видами картотек, дидактических игр материалами на развитие логико-математических представлений.
Срок: в течении 2023-2024 учебного года. Отв.: воспитатели групп.
Систематически планировать (ввести в алгоритм календарного планирования) чтение художественной литературы для введения в тему занятия, использовать в режимных моментах работу с детьми для отработки знаний, полученных на занятиях и планирование интеллектуальных досугов с использованием развивающих игр по ФЭМП.
Срок: в течении 2023-2024 учебного года. Отв.: воспитатели групп.
Проводить совместно с детьми и с родителями математические вечера, викторины, КВН и др. мероприятия.
Срок: в течении 2023-2024 учебного года. Отв.: воспитатели групп.
Педагогам продолжать повышать уровень самообразования по изучению методических изданий по ФЭМП.
Срок: постоянно Отв.: педагоги ДОУ.
Старший воспитатель __________Т.С. Попкова
Заместитель заведующего по УВР __________В.А. Орлова