Справка по тематическому контролю
«Реализация оздоровительного режима»
Период дошкольного детства особенно благоприятный для приобретения и закрепления навыков. Повышается роль физического воспитания, которое содействует не только укреплению здоровья, физических сил, развитию логического мышления, памяти и т.д., но и формированию положительных моральных качеств.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому важным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.
В соответствии с Годовым планом работы на 2021-2022 учебный год в МАДОУ «Детский сад «Солнышко» проведен тематический контроль по теме «Реализация оздоровительного режима» с 10 ноября 2021 года по 30 ноября 2021 года.
Цель: выявить эффективность работы в ДОУ по проведению системы оздоровительных и профилактических мероприятий.
Согласно плана проведения тематического контроля в составе комиссии: заведующего МАДОУ Лебедевой Л.В., старшего воспитателя Разуваевой Н.В., старшего воспитателя Гончаровой Т.А., старшей медицинской сестры Давыдовой Т.С. были проверены и проанализированы следующие направления:
Планирование оздоровительных мероприятий в течение дня (контроль оздоровительного режима в течение дня, наблюдение за детьми во время НОД, по другим разделам программы).
Условия для самостоятельной двигательной деятельности детей (контроль за детьми в свободной деятельности, на прогулке).
Формы и методы работы с детьми в учреждении по реализации оздоровительного режима (контроль воспитательно-образовательной деятельности).
Работа с семьей (индивидуальные беседы о закаливании ребенка, консультации об организации оздоровительного режима дома; выставка литературы).
Состояние документации педагогических работников (планы воспитательно-образовательной деятельности).
Тематический контроль был проведен в форме посещения и анализа условий в ДОУ, анализа наглядной информации для родителей по теме «Здоровый образ жизни», анализа форм организации оздоровительного режима: утренняя гимнастика, режим дня, закаливание, прогулка, сон, анализ подвижных игр, анализа реализации системы оздоровительных мероприятий, анализа заболеваемости ОРВИ, анализа планов воспитательно-образователньой деятелньости, опросника для воспитателей.
В результате проведенного контроля было установлено: все группы детского сада организуют деятельность по реализации оздоровительного режима в соответствии с образовательной программой ДОУ, составленной на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Проверка показала, что в МАДОУ во всех возрастных группах вопросам качественной организации работы по реализации оздоровительного режима уделяется постоянное внимание, используются разнообразные технологии по развитию оздоровительных умений и навыков, воспитанию жизнерадостности, целеустремленности, воли и творчества.
Проверено перспективное и календарное планирование воспитателей по организации работы по реализации оздоровительного режима, обогащение знаний детей через беседу, чтение познавательной литературы, организация досугов, развлечений, работа с семьей, систематичность, форма организации (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная).
Проведенный анализ информации для родителей показал следующее:
во всех возрастных группах имеются разнообразные формы подачи материала (папки-передвижки, стенды, информационные письма — памятки для родителей), уголки «Здоровья» оформлены: разнообразная наглядная информация по организации оздоровительного режима дошкольников дома и на улице, советы «Гимнастика после дневного сна в выходные дни», «Осанка вашего ребёнка», «О здоровье всерьёз», «Личная гигиена ребёнка». Консультации, памятки и другие методические материалы оформлены аккуратно, в едином стиле, много материалов набрано на компьютере. Предлагаемый материал педагогически целесообразен, доступен.
Анализ условий пребывания детей в ДОУ показал, что
в групповых и других помещениях соблюдается правила безопасности;
рационально размещены мебель и игровое оборудование;
в группах и спальнях имеются термометры;
имеется материалы для закаливания.
Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей основ здорового образа жизни показала, что дети владеют основными знаниями в соответствии с требованиями программных задач, а именно:
по основам здорового питания;
по основам личной гигиены;
по основам закаливания и оздоровления организма.
Дети активно включаются в предложенную педагогами деятельность, наблюдается наличие интереса к данной тематике, т. к. содержание НОД доступно и понятно им. При изучении нового материала воспитатели опираются на багаж знаний своих воспитанников, их жизненный опыт. В ходе общения на заданную тему дети высказываются, делятся информацией, вступают в деловое взаимодействие друг с другом и педагогом.
Воспитатели в достаточной мере владеют излагаемым материалом, в основе которого лежат научные факты, энциклопедические знания, специальная терминология. Это свидетельствует о большой подготовительной работе, серьёзном отношении к предстоящей деятельности с воспитанниками.
Изучение организации и проведения НОД по физическому развитию детей в разных возрастных группах показало, что дети проявляют большой эмоциональный интерес к ним, владеют основными двигательными навыками в соответствии с требованиями программы. У дошкольников сформированы физические качества, необходимые для выполнения общеразвивающих упражнений, которые подбираются с учётом их последовательного влияния на различные группы мышц. Основные движения доступны уровню развития детей, направлены не только на отработку навыков разных видов ходьбы, бега, прыжков, метания, но и воспитание такого волевого качества, как самостоятельность. Однако, следует отметить, что дисциплина на физкультурных занятиях — объект, на который должно быть направлено внимание не только инструктора по физической культуре, но и всех воспитателей. Эта работа должна проводиться не только в процессе НОД по физическому развитию, но и в процессе повседневной жизни каждой возрастной группы. В целях формирования навыков дисциплинированности педагогам необходимо сделать подборку игр по группам на сосредоточенность и произвольность внимания.
Проверка документации показала, что у педагогов всех возрастных групп ведутся планы воспитательно-образовательной деятельности с детьми. Анализ планов показал, что можно проследить систему планирования подвижных игр, основных движений (на физкультурных занятиях), спортивных игр и упражнения, индивидуальная работа по развитию движений, спортивные развлечения (вне занятий).
Положительным моментом является присутствие воспитателей на физкультурных занятиях. Их присутствие обязательно для соблюдения правил техники безопасности и предупреждению травмоопасных ситуаций, а также для обеспечения качества основных видов движений и поддержания дисциплины.
Правильно организованная и подготовленная утренняя гимнастика является значительным фактором оздоровления детей, а также рабочего настроя детского организма на текущий день. Наблюдение утренней гимнастики показало, что сборы детей проходят организованно, в соответствии с режимом. Комплексы утренней гимнастики хорошо знакомы детям, содержат упражнения для формирования осанки и профилактики плоскостопия, даются в определённом темпе. Инструктор по физической культуре и педагоги используют точные команды и распоряжения, правильный показ, краткие и понятные объяснения. В младшей и средней группе больше используются игровые приёмы.
В рамках тематического контроля были организованы просмотры проведения подвижных игр. При подборе игр педагоги учитывают, возраст и физические возможности детей, следят за тем, чтобы дети не переутомлялись, повторяют игру не более трёх раз. Наблюдения позволили выяснить, что дети активно включаются в подвижные игры, знают их содержание, стремятся к выполнению правил.
Анализ закаливания показал следующее: во всех возрастных группах проводятся закаливающие процедуры, такие как, хождение по массажному коврику, полоскание рта, облегченная одежда в группе, профилактика нарушений осанки, гимнастика для глаз, одежда по сезону на прогулке. Воспитатели подходят ответственно к проведению закаливающих мероприятий.
Анализ проведения прогулки показал следующее: воспитатели всех возрастных групп проводят прогулки в соответствии с утвержденным режимом согласно нормам СанПиН. Условия и методика проведения прогулок соблюдены. Соблюдается техника безопасности и двигательная активность.
Анализ организации сна детей показал следующее: воспитатели всех возрастных групп соблюдают температурный режим в спальне. Одежда детей — облегченная, состояние перед сном — спокойное. Педагоги организуют процесс засыпания с помощью чтения книг, а в группах раннего возраста — прослушивания колыбельных песен, а также постепенный подъем детей для проведения гимнастики после сна.
После проведения анализа закаливающих процедур, можно определить следующее: воспитатели всех возрастных групп соблюдают температурный режим в групповых, спальнях, умывальной комнате, проводят проветривание в соответствии с графиком, а также проводят специальные меры закаливания: воздушные ванны, босохождение по массажному коврику, бодрящая гимнастика.
Анализ заболеваемости на начало 2021-2022 учебного года показал следующее: большинство случаев заболеваемости приходятся на ОРВИ. Для снижения заболеваемости в ДОУ предпринимаются меры по профилактике заболеваемости:
- С-витаминизация третьих блюд;
- утренний фильтр (дети с признаками ОРВИ или гриппа не допускаются в детский сад);
- достаточное употребление воды (питьевой режим).
Уровень профессионализма воспитателей
Для повышения деловой квалификации педагогов использовался:
- опросник: педагогам предложили ответить на вопросы, где нужно было назвать компоненты здорового образа жизни, что включается в понятие «здоровье», выделить в программных задачах направления, которые направлены на формирование установки на здоровый образ жизни, перечислить основные требования СанПиН к организации режима дня, к организации занятий. Педагоги владеют знаниями по здоровому образу жизни, строят свою работу согласно требованиям СанПиН, что является хорошим показателем педагогической осведомленности в вопросах здоровья и повышает уровень профессионализма педагогов.
- консультация «Закаливание — путь к здоровью», воспитатель Колочева Е.Н.
-семинар-практикум «Двигательная активность как необходимое условие сохранения здоровья и успешного развития дошкольников в ДОУ», инструктор по физической культуре Заикина Е.С.
Работа с родителями
Развитие у дошкольников элементарных представлений о здоровом образе жизни направлено на формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды, с целью сохранения и укрепления здоровья, достижения психологического комфорта, всестороннего развития потенциальных возможностей личности на основе понимания взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни.
Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребёнка, составляет содержание физического воспитания, что при определённых условиях обеспечивает малышу физическое развитие.
Работа по реализации оздоровительного режима не должна осуществляться в отрыве от семейного воспитания.
Интерес ребенка к здоровому образу жизни формируется совместными усилиями воспитателей и родителей. Спортивный уголок дома помогает разумно организовывать досуг детей, способствует закреплению навыков, полученных в дошкольном учреждении, развитию ловкости, самостоятельности, выносливости.
Для того, чтобы родители могли осуществлять работу в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать, какие задачи по развитию у детей здоровьесберегающих основ ставятся в ДОУ на данном возрастном уровне. С этой целью необходимо знакомить родителей с содержанием и методиками по развитию у детей представлений о здоровом образе жизни.
Для пропаганды среди родителей содержания и методов по развитию у детей представлений о здоровом образе жизни используются разнообразные формы: консультации, беседы, тематические стенды, фотовыставки и др.
Выводы:
По результатам тематического контроля можно сделать следующие выводы:
работа педагогического коллектива детского сада по реализации оздоровительного режима в условиях дошкольной группы ведется планомерно, целенаправленно, систематично. Грубых нарушений не выявлено. Имели место небольшие недочеты организационного характера, которые были устранены к окончанию проверки. Состояние работы в ДОУ по проведению системы оздоровительных и профилактических мероприятий — удовлетворительное.
Рекомендации:
С целью формирования у детей навыков дисциплинированности педагогам всех возрастных групп сделать подборку игр на сосредоточенность и концентрацию внимания.
Для снижения заболеваемости ОРВИ в ДОУ необходимо усилить меры профилактических мероприятий.
Педагогам по всем возрастным группам провести с родителями консультацию «Закаливание - путь к здоровью».