Культура России советского периода.
1917-1953 годы
Справочные материалы.
Подготовила Карнаух О.И.,
учитель истории МБОУ СОШ №11
ст.Стародеревянковской
Каневского района
Краснодарского края
Часть 1.Культура 1920-1930-х годов 20-го века.
Духовные искания и культурное строительство в 20-30-е гг.
В 1917 году в России совершается социалистическая революция. И после нескольких лет гражданской войны на территории бывшей Российской империи устанавливается Советская власть во главе с партией большевиков. Цена этой революции для русской культуры была весьма высока. Если говорить в целом о концепции культурной политики большевистской партии, то в качестве долговременной перспективы выдвигались задачи создания нового типа культуры – культуры социалистической. Поэтому главной социокультурной составляющей послеоктябрьской эпохи стала культурная революция. Суть ее состояла в том, что она рассматривалась как процесс коренной ломки сложившихся стереотипов общественного сознания и духовно-нравственных ориентиров в поведении людей.
Вместе с тем культурная революция – это государственная политика, направленная на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции и разрыв с основными традициями культурного прошлого. Творец лозунга культурной революции В.И. Ленин в работе «Странички из дневника» так определил ее основные задачи: ликвидация культурной отсталости и, прежде всего неграмотности населения страны, открытие простора для развития творческих сил трудящихся, формирование социалистической интеллигенции и обеспечение господства идеологии научного коммунизма.
Практическая линия партии большевиков в области культуры, отраженная в многочисленных декретах первых лет советской власти, была направлена на решение двух задач. Во-первых, установление партийного контроля над всеми институтами, формирующими образ мыслей и настроения в обществе /издательства, киностудии, театры, библиотеки, музеи и т.д./; и, во-вторых, подъем общего культурного уровня народа, главным образом рабочих и крестьян.
В 1920 г. появляется Агитпром /специальный орган, сосредоточивший партийное руководство всеми сферами, духовной культуры/. Помимо него, при ЦК партии работали постоянные комиссии практически по всем отраслям культуры: антирелигиозная, по самообразованию, библиотечная, клубная, школьная, художественная, радио-комиссия и кино-комиссия.
Проблема русской интеллигенции в то время была одной из самых острых проблем. Надо сказать, что В.И. Ленин, хотя по роду деятельности принадлежал к русской интеллигенции, но не любил ее. Он считал, что русская интеллигенция заражена мелкобуржуазной идеологией, а потому она есть источник колебаний, сомнений, неустойчивости. Тем самым интеллигенция является пособником буржуазии. Так, в работе «Очередные задачи Советской власти» Ленин пишет: «Нам истерические порывы не нужны. Нам нужна мерная поступь железных батальонов пролетариата».
Естественно, что в таком случае ожидать что-то хорошее от Советской власти интеллигенции не приходилось. Отсюда ее массовый исход за границу. Кто смог – уехал сам, а кто был изгнан Советской властью /достаточно вспомнить знаменитый «философский пароход», когда в 1922 г. на нем были высланы за границу знаменитые русские философы, ученые и другие деятели русской культуры/. Большинство уехавших тяжело переживали свой вынужденный отъезд, ибо они были истинными патриотами своей Родины, а потому делали все возможное для сохранения русской культуры.
Считая, что их эмиграция – явление временное и если не они, то их дети вернутся на родину, русские эмигранты стремились воспитать молодое поколение в духе русских национальных традиций. В городах, где образовались большие колонии русской эмиграции – Париже, Берлине, Праге, Белграде, в китайском Харбине – были созданы русские школы, гимназии и высшие учебные заведения, где преподавание велось на родном языке. А в учебном процессе были задействованы многие выдающиеся педагоги, ученые, философы.
Создаются издательства, печатающие книги на русском языке, выходят многочисленные газеты и журналы. Большую просветительскую работу вела русская православная церковь за рубежом, а также Православный богословский институту в Париже, профессорами которого были русские философы – С. Булгаков, В. Зеньковский, В. Ильин, Г. Федотов, С. Франк.
Именно благодаря большой просветительской работе русская эмиграция сохраняла свой национальный характер, а дети эмигрантов, покинувшие родину в малом возрасте или родившиеся в эмиграции, получали образование на родном языке и не порывали связи с русской культурой, а продолжали развивать ее даже в условиях полного отрыва от родной почвы.
Наибольший отряд русской культуры в эмиграции представляли деятели художественной культуры. Это были почти все известные писатели и поэты того времени: А. Аверченко, М. Алданов, Л. Андреев, М. Арцыбашев, К. Бальмонт, Н. Берберова, И. Бунин, З. Гиппиус, М. Горький, Б. Зайцев, А. Куприн, И. Одоевцева, М. Осоргин, И. Северянин, А. Толстой, В. Ходасевич, М. Цветаева, И. Шмелев и многие другие. Впоследствии из них возвратились на родину А. Толстой, М. Горький, А. Куприн, М. Цветаева. Испытывая глубокую ностальгию по России, подавляющее большинство русских писателей активно продолжили свою деятельность, внося свой вклад в развитие русской литературы. А.А. Бунин в 1933 г. за свое литературное творчество первый из русских писателей получил Нобелевскую премию по литературе.
Двадцатые годы были многообещающими и плодотворными в развитии отечественной культуры. Специфика этих лет состояла прежде всего в многообразии, форм социально-экономического развития, в динамичности политической жизни. В определенной мере на культурный облик страны падал и благотворный отсвет блистательного «Серебряного века».
Подлинным социокультурным переворотом в эти годы явилась ликвидация неграмотности. Этот процесс во многом определил и новую систему образования. В 1925 г. был принят декрет «О введении в стране всеобщего начального обучения», в соответствии с которым советская школа создавалась как единая двухступенчатая /первая ступень – пять лет обучения, вторая –четыре года/, общедоступная, ведущая обучение на родном языке. Ее важнейшими принципами стали: связь обучения с производственны трудом, преемственность ступеней образования и воспитания.
Массовой формой подготовки рабочих кадров становятся школы фабрично-заводского обучения /ФЗУ/. Кадры среднего технического и административного персонала готовились в техникумах и специальных профессиональных школах. При институтах и университетах были созданы рабочие факультеты /РАБФАК/, на которых малообразованные рабочие и крестьяне подготавливались к поступлению в вузы.. Что касается высшего образования, то оно стало бесплатным. При этом советское правительство проводило классовую политику, создавая наиболее благоприятные условия для поступления в вузы рабочих и крестьян. Также принимались меры по коренному изменению программ обучения и удалению из вузов нелояльных к власти преподавателей. Так начинает формироваться первое поколение советской интеллигенции, политически и идеологически лояльной к советской власти.
В эти же годы объявляется поистине крестовый поход против религии и церкви. Народное сознание оставалось в значительной мере религиозным.Но для всех религиозных конфессий и особенно для русской православной церкви наступило тяжелое время. В феврале 1918 г. был принят правительственный декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Каждому гражданину предоставлялось право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Указание на религиозную принадлежность устранялось из официальных документов. Введенная декретом государственная система светского образования запрещала преподавание в учебных заведениях религиозных вероучений. Религиозные общества объявлялись частными, они лишались прав юридического лица, не могли владеть собственностью. Священнослужителей всех рангов арестовывали, Храмы закрывались, а многие из них разрушались. Религиозные книги были запрещены.
Если говорить о сфере художественной культуры, то ее существование в 20-х гг. во многом определялось противостоянием двух группировок в литературе – РАПП /Российская ассоциация пролетарских писателей/ и «Перевал». Деятельность РАППа носила классовый характер, на страницах его органов, и прежде всего журнала «На посту», велась кампания против непролетарских писателей, которых называли «попутчиками». Надо сказать, что предшественником рапповской классовой ортодоксии был Пролеткульт, о котором мы говорили выше. Многие пролеткультовские идеи оказали влияние на различные формалистические группировки в области литературы и искусства.
Здесь можно прежде всего сказать о таком объединении как ЛЕФ (левый фронт искусств). В него входили такие поэты и писатели как В. Маяковский, Н. Асеев, Н. Каменский, С. Третьков, С. Кирсанов. Они строили свою эстетику с учетом пролеткультовских и футуристических теорий, концепции «литературного факта», отрицавшей художественный вымысел и психологизм. Носителем подобных идей был и Революционный театр великого реформатора сцены В. Мейерхольда, а в музыкальном искусстве творчество молодого Д. Шостаковича.
«Лефовскую эстетику» в кино воплощали такие выдающиеся кинорежиссеры как Д. Вертов, С. Эйзенштейн, фильм которого «Броненосец «Потемкин» по праву считается одним из лучших фильмов всех времен и народов, а также В. Пудовкин. Но наиболее осязаемо выше названная эстетика проявилась в различных школах и направлениях изобразительного искусства. Прежде всего – это так называемая «Ассоциация художников революции» /АХР/, куда входили такие художники как И. Бродский, Н. Касаткин, С. Малютин, Г. Ряжский, К. Юон. Формалистическими изысками в этой области искусства занимались также В. Лентулов, П. Филонов, Р. Фальк, К. Малевич, П. Кончаловский, К. Петров-Водкин.
На другом полюсе художественной культуры этого времени, как уже отмечали выше была группа «Перевал». Она включала писателей М. Пришвина, В. Катаева, А. Веселого, А. Караваеву, А. Малышкина. Члены этой группы выступили за сохранение преемственности с традициями русской и мировой культуры, против «чистого формализма» К «перевальцам» по этическим пристрастиям примыкали и группа под названием «Серапионовы братья», в которую входили писатели К. Федин, М. Зощенко, В. Иванов, В. Каверин, М. Слонимский, Н. Тихонов, Е. Замятин, В. Шкловский. Не порывали с традициями русской культуры и молодые писатели, которые сделали попытку выйти за рамки трафаретности и показать становление нового типа личности во всей сложной противоречивости в борьбе со старым миром. Это и А. Фадеев /роман «Разгром»/, и М. Шолохов /первая книга романа «тихий Дон»/, и Б. Лавренев /рассказ «Сорок первый»/. А процесс адаптации самых разных социальных слоев к новым условиям мирной жизни с тонким юмором, нередко переходящим в откровенную сатиру, отразили произведения М. Булгакова, М. Зощенко, Н. Эрдмана, А. Платонова, И. Ильфа и Е. Петрова.
Подытоживая первое послереволюционное десятилетие существования отечественной культуры надо сказать, что здесь были заложены мировоззренческие основы нового строя, сформировалась плеяда молодых деятелей культуры, на коммунистических идеалах было воспитано первое поколение новой /советской/ интеллигенции. В то же время в культурном развитии столкнулись между собой две тенденции: одна – прямого революционного натиска, некой схематизации реальности, другая – более глубокого осмысления закономерностей и противоречий переломного времени. В целом это было время интенсивных творческих поисков нового во всех сферах духовной культуры.
К середине 30-х годов в СССР сложилась целостная общественная система, которую можно определить как «государственный социализм». В этот период довольно больших успехов добились просвещение и наука. На это были свои причины. Уже к концу двадцатых годов руководитель Советского государства И.В. Сталин понял, что на мировую революцию надежды мало, а потому необходимо укреплять Советское государство как оплот мирового социализма. А для этого надо в начале осуществить индустриализацию – создать самодостаточное промышленное производство. И уже в 30-е гг. СССР стал страной, которая могла производить практически любой вид промышленной продукции.
Особое же внимание стало уделяться оборонному потенциалу, который основан на высоких технологиях. Это было толчком к развитию научного знания – математики, физики, химии, технических наук, которые ближе всего связаны с самолето и ракетостроением, танкостроением, строением кораблей, созданием высокоточного и эффективного стрелкового оружия и артиллерии.
Центром научной мысли стала Академия наук СССР, а по всей стране были созданы ее филиалы и научно-исследовательские институты. С другой стороны, развитие образования и науки в советские годы определялось и тем, что не были до конца утрачены сформировавшиеся еще в дореволюционной России традиции научных школ. К тому же большинство ученых-естествоиспытателей, математиков, технологов – не эмигрировали, а остались на родине. Да и таланты, в том числе и в научной сфере, на нашей земле никогда не переводились.
В эти же годы достигает своего апогея режим личной власти И. Сталина, вылившийся в подлинный культ его личности. Это, в свою очередь, способствует усилению системы административно-командного руководства обществом, в том числе и культурной сферой. С относительным плюрализмом предыдущих времен было покончено. В частности, все деятели литературы и искусства были объединены в единые унифицированные Союзы: писателей, архитекторов, художников /живописцев, графиков, скульпторов/, композиторов, театральных деятелей, кинематографистов. Через эти объединения партийные органы имели возможность руководить, регламентировать и отслеживать творческий процесс, направлять его в нужное идеологическое русло. Любая попытка художника обосновать самостоятельное мнение, выйти за пределы партийно-политического канона, в лучшем случае не поощрялось, творчество таких художников замалчивалось. Такова была судьба выдающихся русских литераторов – Б. Пастернака, М. Булгакова, А. Ахматовой, А. Платонова. В худшем случае многие деятели художественной культуры были репрессированы. Достаточно хотя бы назвать такие имена как И. Бабель, О. Мандельштам, Б. Пильняк, Б. Корнилов, П. Васильев, В. Киршон, В. Мейерхольд…
У многих русских художников было как бы раздвоение личности. Они были несвободны от своего общества, политического строя, в котором они жили. И в этом смысле, независимо от социальных и эстетических предпочтений, личных симпатий и антипатий, они были «колесиками и винтиками» породившей их политической системы, составляли неотъемлемую часть официальной советской культуры. В то же время, фактически в каждом из них жило какое-то, более или менее значительное, зерно несогласия, протеста против обезличивающей и подавляющей творческую личность системы. Поэтому выдающиеся деятели отечественной культуры жили и творили по «двойному счету»: для государства /официоза/ и по зову собственной совести, на потребу политической конъюнктуре и ради «спасения души». В это время были созданы выдающиеся художественные ценности во всех обласятх искусства, которые вошли в «золотой фонд русской культуры». В художественной литературе это произведения таких писателей и поэтов как М. Булгаков /прежде всего роман «Мастер и Маргарита»/, М. Горький /роман «Жизнь Клима Самгина»/, А. Платонов /повести «Котлован» и «Чевенгур»/, А Твардовский /поэма «Страна Муравия»/, А. Толстой /роман «Петр Первый»/, Н. Островский /роман «Как закалялась сталь»/, М. Шолохов /роман «Тихий Дон» - последние части и роман «Поднятая целина»/. Музыкальные достижения 30-х гг. связаны с именами композиторов С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Д. Кабалевского, И. Дунаевского, дирижеров Е. Мравинского, А Гаука, К. Иванова, С. Самосуда, пианистов В. Софроницкого, М. Юдиной, Я. Флиера, Л. Оборина, скрипача Д. Ойстраха.
Наиболее массовым и популярным искусством стало кино и прежде всего игровое. Оно стало звуковым и многожанровым. Были созданы фильмы на историческую тему режиссерами С. Эйзенштейном / «Александр Невский»/, В. Пудовкиным /»Суворов» и «Минин и Пожарский»/, В. Петровым /»Петр Первый»/. Событиями революции и гражданской войны были посвящены фильмы Г. Козинцева и Л. Трауберга «Трилогия о Максиме», Е. Дзигана «Мы из Кронштадта», Ю. Райзмана «Последняя ночь», А. Зархи и И. Хейфица «Депутат Балтики», М. Ромма «Ленин в октябре» и «Ленин в 1918 году». Одним из самых поистине народным фильмом отечественного кино стал знаменитый «Чапаев» братьев Г. и С. Васильевых. Огромный резонанс имели музыкальные комедии режиссера Г. Александрова «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», в которых блистала первая звезда советского кино Любовь Орлова, а также И. Пырьева «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух» с другой звездой киноэкрана Мариной Ладыниной.
Революция и Гражданская война привели к изменениям образа жизни людей, что сказалось на развитии литературы и искусства страны. Идеологизация культуры и цели строительства нового общества привели к появлению новых направлений.
Выделилось две тенденции:
Развитие форм и жанров дореволюционного периода.
Поиск революционных художественных средств.(«пролетарское искусство»). Период 1920-1930-х годов в развитии советской культуры получил название периода «культурной революции», главной целью которой стала борьба за ликвидацию неграмотности. К началу 30-х годов неграмотность была ликвидирована на 80 %.
Особенности литературы и искусства 20-30-х годов 20века.
Эмиграция деятелей литературы и искусства | Разнообразие стилей, жанров, форм,объединений | Расцвет визуальных искусств | Идеологизация |
Бунин И.А.,Куприн А.И., Глазунов А.К., Прокофьев С.С., Рахманинов С.В.,Шаляпин Ф.И.,Репин И.Е., Кандинский В.В., Шагал М.З. | «Серапионовы братья», «Пролеткульт», «Имажинизм», ЛЕФ,АХРР,ВАПП, «Перевал» «Сменовеховство» «РОСТ» | Театр, кинематограф, фотография, живопись, архитектура | Насаждение метода социалистического реализма. Репрессии против деятелей культуры, борьба с церковью. ГЛАВЛИТ |
№п/п | Направление | Деятели культуры | Произведения |
| ЛИТЕРАТУРА | | |
1. | «Пролетарское искусство», метод социалистического реализма | Шолохов Михаил Александрович Фадеев Александр Александрович Горький Алексей Максимович Серафимович Александр Серафимович Островский Николай Александрович Фурманов Дмитрий Андреевич Бабель Исаак Эмануилович | -Роман «Тихий Дон»(Нобелевская премия), «Поднятая целина», «Донские рассказы» -«Разгром» -«Мать», «Жизнь Клима Самгина» -«Железный поток» -«Как закалялась сталь» -«Чапаев» -«Конармия» |
| | Маяковский Владимир Владимирович Блок Александр Александрович | -«Баня»,«Клоп» - «Двенадцать», стихи и поэмы на революционные темы |
2. | Дореволюционные писатели и поэты, не поддержавшие революцию, но оставшиеся в СССР | Толстой Алексей Николаевич Булгаков Михаил Афанасьевич Зощенко Михаил Михайлович Ильф Илья и Петров Евгений Ахматова Анна Александровна Есенин Сергей Александрович Цветаева Марина Ивановна Мандельштам Осип | - «Петр Первый», «Хождение по мукам» -«Дни Турбиных», «Мастер и Маргарита» - «Голубая книга»,сатирические произведения -поэзия |
3. | Эмигранты | Бунин Иван Алексеевич Куприн Александр Иванович Цветаева Марина Ивановна | |
4. | Детская литература | Чуковский К.И., Маршак С.Я., Барто А.Л., Михалков С.В., Кассиль Л.А. | |
| Кинематограф | | |
1. | Документальное кино | Довженко А.П., Пудовкин В.И., | -Главный герой- народ, коллектив единомышленников. Исторические картины. |
2. | Игровое кино | Эйзенштейн С.М. Пырьев И.А. Герасимов С.А. Александров Г.В. Братья Васильевы Ромм В.И. Экк Н.В. Пырьев И.А. | -«Броненосец Потемкин» -«Свинарка и пастух», «Трактористы» -«Семеро смелых» -«Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк» -«Чапаев» -«Ленин в Октябре» - «Путевка в жизнь»(1-ый звук.фильм), «Груня Корнакова»(1-ый цветн.фильм) -«Свинарка и пастух», «Трактористы» |
| ТЕАТР | Мейерхольд В.Э.(МХАТ) Вахтангов Е.Б. Таиров А.Я. | Радикальное обновление театрального искусства |
| ЖИВОПИСЬ | | |
1. | Новое искусство -свобода художественного творчества | Шагал М.З., Малевич К.С. Петров-Водкин К.С. Кустодиев Б.М. Татлин В.Е. Дейнека А.А., Иогансон Б.В. Родченко А.М. | -«Купание Красного коня» -«Большевик» - «Проект памятника Третьему Интернационалу» -«Будущие летчики», «Оборона Севастополя» -«Рабфак идет», «Допрос коммуниста» |
2. | Искусство плаката | Денни В.Н.(«Банда») Моор Д.С.(«Ты записался доброволцем?») Черемных М.М.,Маяковский В.В. | Плакаты «Окон РОСТА» |
3. | Агитфарфор | Чехонин С.В.,Адамович М.М. | Роспись тарелок революционной символикой |
| СКУЛЬПТУРА | | |
| монументальная пропаганда | Мухина В.И. Манизер М.М. Шадр И.Д., Голубкина А.С.,., Коненков С.Т. Шервуд Л.В | -«Рабочий и колхозница» - рельеф «Рабочий» - «Булыжник-орудие пролетариата» -скульптурные монументы политическим деятелям - Памятник А.И.Радищеву. |
| АРХИТЕКТУРА | | |
| Конструктивизм--упрощение форм, отсутствие декора, использование стекла, бетона и т.д. | Татлин В.Е. Жолтовский И.В., Руднев Л.В., Щусев А.В. Щуко В.А., Коган Д.М., Мельников К.С., | -«Башня Ш Интернационала» -мавзолей Ленина |
| ОПЕРА | | |
| | Нежданова А.В., Обухова Н.А., Лемешева С.Я., Козловский И.С. | Оперные певцы |
| БАЛЕТ | | |
| Парадность постановок, историко-революционная тематика. | Уланова Г.С., Семенова М.Т., Чабукиани В.М. и др. | Танцоры балета. |
| МУЗЫКА | | |
1. | Песенное творчество | Дунаевский И.О. Александров А., Мокроусов Б .А. Соловьев-Седой В.,Блантер М.И. | Песни к кинофильмам - песни о Родине, о труде |
2. | Классическая музыка | Прокофьев С.С. Хачатурян А.И. Шостакович Д.Д. | |
| НАУКА | | |
1. | Геохимия | Вернадский В.И. Ферсман А.Е. | -открытие ноосферы |
2. | Физика | Капица П.Л., Иоффе А.Ф. Семенов Н.Н., Курчатовы Б.В. иИ.В. | -Исследования в микрофизике, полупроводники -Изучение атомного ядра |
3. | Химия | Лебедев С.В., Зелинский Н.Д., Бах А.Н. Фаворский А.Е. | Создание искусственного каучука |
4. | Космонавтика | Циолковский К.Э., Королев С.П. | Основы ракетостроения |
5. | Генетика | Вавилов Н.И. | Основатель науки |
6. | Физиология | Павлов И.П. | Учение о высшей нервной деятельности |
7. | Биология | Пустовойт В.С. | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Наука.

Вавилов Н.И. – генетик, заметил удивительную повторяемость при периодичности
признаков в различных группах и рядах растительного мира, которая дает
возможность предсказывать существование неизвестных еще форм. Исследования
Вавилова показали, что путем скрещивания можно создавать новые ценные
культурные породы. Николай Иванович становится общепризнанным главой
сельскохозяйственной науки в нашей стране и одним из лидеров биологии,
соединяет в себе качества крупного ученого-ботаника и выдающегося агронома-
практика. Вавилов возглавлял институт генетики АН СССР в 30-е гг. и в это
же время, в силу своей исключительной доброты и доверчивости, он
способствует возвышению лжеученого Т. Лысенко, позже возглавившего травлю Вавилова и генетики вцелом.

Влади́мир Ива́нович Верна́дский (28 февраля (12 марта) 1863, Санкт-Петербург — 6 января 1945, Москва) — русский[1] и советский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель XX века. Академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук, один из основателей и первый президент Украинской академии наук. Создатель многих научных школ. Один из представителей русского космизма; создатель науки биогеохимии.
В круг его интересов входили геология и кристаллография, минералогия и геохимия, организаторская деятельность в науке и общественная деятельность, радиогеология и биология, биогеохимия и философия. Лауреат Сталинской премии I степени.

Лебедев С.В. - выдающийся химик.
По итогам конкурса в 1926 г. лучшим был признан разработанный в Лебедевым с группой сотрудников метод получения натрий-бутадиенового каучука из этилового спирта. Осенью 1928 года Лебедев представил в Главхимпром план работ, необходимых для составления проекта опытного завода. В 1928—1931 исследовал свойства натрий-бутадиенового каучука, нашёл для него активные наполнители и предложил рецептуру резиновых изделий из синтетического каучука. В течение 1930 года в Ленинграде был построен Опытный завод, на котором в 1931 году был получен первый блок синтетического каучука весом 260 килограммов.
В том же 1931 году Лебедев «за особо выдающиеся заслуги по разрешению проблемы получения синтетического каучука» был награждён орденом Ленина. Научная деятельность учёного получила признание Академии наук СССР. В 1928 году он был избран членом-корреспондентом, а в 1932 году — действительным членом академии.

Ива́н Петро́вич Па́влов (14 (26) сентября 1849, Рязань — 27 февраля 1936, Ленинград) — один из авторитетнейших учёных России, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения». После революции последовало соответствующее постановление Советского правительства, и Павлову построили великолепный институт в Колтушах, под Ленинградом, где он и проработал до 1936 года и воспитал целую плеяду ученых.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Живопись.

Кузьма́ Серге́евич Петро́в-Во́дкин (24 октября (5 ноября) 1878, Хвалынск — 15 февраля 1939, Ленинград) — российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1930).

Петров-Водкин К. Смерть комиссара.

Петров-Водкин К. Купание красного коня.

Дейнека А.

Дейнека А. Оборона Петрограда.

Борис Владимирович Иогансо́н (1893—1973), русский и советский художник и педагог, один из ведущих представителей социалистического реализма в живописи. В творчестве заметно влияние импрессионизма. Народный художник СССР (1943). Герой Социалистического Труда (1968). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1951). Член ВКП(б) с 1943 года.

Иогансон Б. Допрос коммуниста.

Кустодиев Б. Большевик.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Скульптура.

Манизер М.М. Рабочий.

В.И.Мухина за работой.

Мухина В.И. Рабочий и колхозница.

Братья Веснины.
Братья Веснины – знаменитые советские архитекторы, работавшие в творческом содружестве. Основатели Объединения современных архитекторов (ОСА). Возглавляли такое направление как конструктивизм. Преподавали в МВТУ, МАРХИ и Вхутемасе. За свою плодотворную работу награждены многочисленными орденами и медалями. Авторы Днепрогэс.

Часть 2. Особенности культуры в годы ВОВ.
С первых дней войны деятели отечественной культуры вносили весомый вклад в достижение победы. На фронт ушли более тысячи писателей и поэтов, в том числе М.А.Шолохов, А.А.Фадеев, К.М.Симонов, А.Т.Твардовский и многие другие. Литература военного времени пользовалась большим успехом, как на фронте, так и в тылу врага, создавались фронтовые театры, за годы войны 40 тысяч деятелей искусств побывали на фронте. Если до войны советская культура помогала людям «строить и жить», то теперь она помогала выживать. Изменилось отношение власти к церкви, которая собирала средства на оснащение Красной Армии и поддерживала связь с подпольем. В 1943 году Сталин разрешил избрать нового патриарха (им стал Сергий), открыть духовные семинарии, освободил часть священников. Ученые и конструкторы разработали новые виды военной техники.
Образование. Церковь. | Наука | Литература | Художественная культура |
Сокращение образования всех ступеней. Восстановление патриаршества. | Научные исследования направлены на разгром врага. Открыты новые Академии Наук. | Прославление подвигов защитников Родины. Популярность исторической литературы. | -Создание фронтовых театров - В кинематографии: киножурналы и полнометражные фильмы. - Лирическая песня. - Плакатная живопись. |
№п/п | Направление | Деятели культуры | Произведения |
| ЛИТЕРАТУРА | | |
1. | Поэзия | БерггольцО. Симонов К.М. Твардовский А.Т. | - «Ленинградская поэма» - «Дни и ночи» - «Василий Теркин» |
2. | Проза | Гроссман В.С. Бек А.А. Шолохов М.А. | - «Направление главного удара», «Народ Бессмертен» - «Волоколамское шоссе» - «Они сражались за Родину» |
3. | Публицистика | Эренбург И.Г. Левитан Ю.Б. | Статьи в газетах , выступления по радио. |
| Кинематограф | | |
1. | Игровое кино. Тема борьбы с врагом. | Луков Л. Пырьев И. Столпер А. Ромм М. | - «Два бойца» - «Секретарь райкома» - «Парень из нашего города» - «Нашествие» |
2. | Киножурналы. | | |
| МУЗЫКА | | |
1. | Лирическая песня | Соловьев-Седой В. Богословский Н. Блантер М. | - «Вечер на рейде» - «Темная ночь» - «В лесу прифронтовом» |
2. | Симфоническая музыка | Шостакович Д. Алексендров А. | - Седьмая симфония - Гимн СССР(1943),(слова Эль-Регистана и С.Михалкова), «Священная война»(слова Лебедева-Кумача) |
3. | Артисты эстрады | Шульженко К., Русланова Л., Бейбутов Р., Бернес М. | - концерты на фронте |
| ЖИВОПИСЬ | | |
1. | Плакаты Кукрыниксы: | Тоидзе И.М. Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А. | - «Родина-мать зовет!», «Не болтай», «На Запад» - плакаты и карикатуры на фашистских главарей |
| НАУКА | | |
1. | Аэродинамика | Чаплыгин С.А.,Келдыш М.В., Христианович С.А. | Разработка новых боевых самолетов |
2. | Радиолокация | Иоффе А.Ф. и др. | Создали первые советские радиолокаторы |
3. | Ядерное оружие | Курчатов И.В., Капица П.Л. и др. | С 1943 года начата работа над созданием атомного оружия |
| ТЕХНИКА | | |
1. | Самолетостроение | Илюшин С.В. Петляков В.М. Туполев А.Н. Яковлев А.С. Лавочкин С.А. | -«Ил-2»,штурмовик - «Пе-2»,пикирующий бомбардировщик - «Ту-2», бомбардировщик - «Як-7», истребитель - «Ла-5», истребитель |
2. | Танкостроение | Модернизация Т-34 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Искусство плаката.

Кукрыниксы.


Тоидзе И.М. Моор Д.
Часть 3. Особенности культуры первых послевоенных лет.
Война пробудила надежды на ослабление партийно-идеологического пресса. Деятели культуры рассчитывали, что наметившиеся в годы войны тенденции к относительному смягчению контроля за духовной жизнью общества получит развитие, налаживанию контактов с западными демократиями. Но вместо этого начался поход против «западничества», возглавленный Ждановым А.А., снова восстановлен «железный занавес», подверглись критике и репрессиям деятели советской культуры за «поклонение» перед западом, «фальшивое изображение партийных работников».
| ЛИТЕРАТУРА | | |
1. | Деятели литературы, подвергшиеся критике | Фадеев А.А. Зощенко М.М., Ахматова А.А. Исаковский М.А. Герман Ю.П., Эренбург И.Г., Гроссман В.С., Маршак С.Я. Маркиш П.Д., Квитко Л.М. | - за недостаточный показ роли партии в организации подпольного движения в романе «Молодая гвардия» - за безыдейность их произведений были закрыты журналы «Звезда» и «Ленинград» - за пессимизм в песне «Враги сожгли родную хату» - за космополитизм - были расстреляны за космополитизм |
| КИНО И ТЕАТР | | |
1. | Кино | Луков Д. Пудовкин В.И. Эйзенштейн С.М. | - «Большая жизнь» ( о трудностях строительства Донбасса) - «Адмирал Нахимов» - «Иван Грозный» ( за бесхарактерный образ царя) |
2. | Театр | Постановление «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» | Осуждалось преобладание в театрах страны классического репертуара в ущерб пьесам, посвященным «пафосу борьбы за коммунизм» |
| МУЗЫКА | | |
| Композиторы, критиковавшиеся за антинародное направление в музыке | Прокофьев С.С. Хачатурян А.И. Мурадели В.И. Шостакович Д.Д. Мясковский Н.Я. | - Шестая симфония - «Поэма» - «Великая дружба» |
| НАУКА | | |
1. | Биология | Дискуссии о партийной направленности естественных наук. Критика формальной генетики: ученых Жебрак А., Жуковского П., Орбели Л. | Генетика оказалась в загоне. |
2. | Языкознание | Сталин «научно доказал» незыблемость всесильного государства. | |
| СКУЛЬПТУРА | | |
| Монументальная скульптура | Вучетич Е.В. | Памятник советскому воину-освободителю в Берлине, «Родина-мать» в Волгограде. |
| АРХИТЕКТУРА | | |
| Строительство высотных зданий | | -Здание МГУ на Воробьевых горах. - Здание МИДа на Смоленской площади в Москве |
| | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Скульптура и архитектура.

Вучетич Е.В. Памятник воину-освободителю в Трептов-парке. Берлин.

Вучетич Е.В. Родина-мать. Волгоград. Мамаев курган.

Здание МГУ на Воробьевых горах.
СЛОВАРЬ
Культурная революция – период в развитии культуры 1920-1930 годов, главной целью которого являлось преодоление неграмотности, превращение системы образования, науки и искусства в инструмент «воспитания», воздействия правящей партии на народные массы.
АХРР – Ассоциация художников революционной России
ЛЕФ – Левый фронт искусств
Окна РОСТА – Российское телеграфное агенство, новая форма агитационного искусства плакатов.
Конструктивизм – направление в искусстве, выдвинувшее задачу формирования (конструирования) особой среды, окружающей человека.
Метод социалистического реализма – показ советской действительности не такой, какая она есть сейчас, а такой, какая она должна стать в будущем.
ГЛАВЛИТ – цензурный комитет, осуществляющий контроль за печатной продукцией.