Изобразительно-выразительные средства

Метафора – скрытое сравнение (один предмет сравнивается с другим по какому-либо общему признаку – можно видоизменить предложение без потери смысла, добавив союзы как, словно, будто).
Пример: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму. (Ночь словно металась за окном, то будто распахиваясь стремительным белым огнем, то будто сжимаясь в непроглядную тьму).

Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами живых существ.
Пример: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

Эпитет – образное, яркое определение предмета или действия.
Пример: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.
НО: НЕ являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики.
Пример: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет, это прямое, а не переносное значение слова), осенний день (осенний – НЕ эпитет, это прямое, а не переносное значение слова).

Сравнение – сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено:
а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК)
Пример: Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки.
б) сравнительным придаточным предложением
Пример: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.
в) существительное в творительном падеже
Пример: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.

Гипербола – преувеличение.
Пример: Я тебе миллион раз говорил.

Литота – преуменьшение.
Пример: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.

Анафора – это повтор звуков слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.
Пример: Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке…
Параллелизм– повтор смежных грамматических конструкций для подчёркивания их единства и образности.
Пример: Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие…

Градация – усиление значения слов благодаря эффекту нарастания.
Пример: Сейте разумное, доброе, вечное…

Антитеза – противопоставление, основанное на параллелизме.
Пример: Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень.

Инверсия – обратный порядок слов. При этом порядке слов:
а) подлежащее стоит после сказуемого
б) прилагательное после существительного
в) наречие после глагола
Пример: Вот нахмурил царь брови чёрные… (Обычный порядок слов: Вот царь нахмурил брови чёрные.)

Риторический вопрос – это вопрос, не требующий ответа; обычно ставится с целью усиления утверждения
Пример: На кого не действует новизна?
Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к кому-нибудь с целью усиления выразительности.
Пример: О Русь моя! Жена моя!
Однокоренные слова – слова с одинаковым корнем.
Пример: ленивый, ленится, лентяй

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов.
Пример: как кот наплакал, ни рыба ни мясо, ставить палки в колёса
Лексика разговорного стиля – слова, используемые в повседневно-бытовой сфере общения.
Пример: реветь, дочурка, продажный

Перифраз - косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания.
Пример: ночное светило = луна или "Люблю тебя, Петра творенье!"="Люблю тебя, Санкт-Петербург!"

Метонимия - образное обозначение предмета по одному из его признаков.
Пример: «Все флаги будут в гости к нам», где под "флагами" подразумеваются "корабли"
Лексический повтор - намеренное повторение одного и того же слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание.
Пример: Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой лениво тают облака.

Оксюморон - сочетание несочетаемого.
Пример: живой труп, пленница свободы, светлая тьма
Задание 3.
1) Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1.– Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.
2.Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
3.Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.
4.Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1.Из глубины зеркала, более светлой, чем окружающий сумрак, глядели на Таню её серые, как у матери, глаза.
2.По его неуверенно-торжественному голосу заметно было, что история эта ему неприятна.
3.Учительница, разумеется, до конца сказала бы всё, что полагалось сказать детям перед началом учебного года, если бы в класс в это время не вошли два новых ученика.
4.Полина Харитоновна и мама были передо мной как на ладони.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
В окнах домов мерцали уже слабые огоньки, а высоко поднятый над домом скворечник ещё был освещён далёким закатом.
С каменистой гряды сбегали в низину к озеру яблоньки и огороды.
Характер у неё был вулканического происхождения.
Я медленно, точно тигр вокруг добычи, пошёл вокруг стола.
Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
Из сада слышался деловитый гул пчёл и нестерпимый треск кузнечиков.
1) метафора; 2) эпитет; 3) олицетворение; 4) фразеологизм.
Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
Грудь её [утки] была белая, спина тёмная, а маленькая плоская головка на тонкой шее кончалась клювом, острым, как шило.
1) олицетворение; 2) сравнение; 3) эпитет; 4) метафора
Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
В этот утренний час неудержимо хочется спать, и, прикорнув за широкой спиною отца, я клюю и клюю носом.
1) фразеологизм; 2) эпитет; 3) сравнение; 4) метафора.
7) Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
Зима, мириадами алмазов искрится под месяцем снег.
1) эпитет; 2) метафора; 3) олицетворение; 4) сравнение.
8) Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
Трудна и неверна стрельба при обманчивом свете.
1) сравнение; 2) метафора; 3) эпитет; 4) олицетворение.
9) Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
Мало того, стрелянный мною глухарь запел как ни в чем не бывало.
1) фразеологизм; 2) метафора; 3) эпитет; 4) сравнение
10) Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
Мы выходили из дома привычной дорогой, и перед нами раскрывалось залитое светом зелёное царство охоты.
1) сравнение; 2) метафора; 3) фразеологизм; 4) олицетворение
11) Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
Смеётся, играет на позеленевшем небе весеннее солнце.
1) олицетворение; 2) сравнение; 3) метафора; 4) эпитет
12) Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
Навстречу мне неслись клочья пены, течение шевелило ветви затопленных ольховых и ивовых кустов.
1) эпитет; 2) сравнение; 3) метафора; 4) олицетворение
13) Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
Внизу, под деревьями, на мхах, лежала седая роса, густо пахло прелой листвой и вешней водой.
1) эпитет; 2) метафора; 3) фразеологизм; 4) сравнение