СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Справочный материал для обучающихся по теме: «Английская система словообразования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Справочный материал для обучающихся по теме: «Английская система словообразования»

Просмотр содержимого документа
«Справочный материал для обучающихся по теме: «Английская система словообразования»»










Справочный материал для обучающихся

по теме:

«Английская система словообразования»





























СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.


Словообразование (деривация) – процесс или результат образования новых производных слов (дериватов) от однокоренных слов или словосочетаний путем присоединения к корневой основе аффиксов либо безаффиксным способом по имеющемуся в языке определенному образцу.


Способы словообразования бывают основными и второстепенными.

Основные способы словообразования:


  1. словосложение - образование нового слова путем сложения двух или трех слов (основ).

На основе связей между основами различают сложные слова с сочинительной и подчинительной связью.

Основы, между которыми существует сочинительная связь, равнозначны друг другу, например, fifty-fifty, poof-poof, chit-chat, helter-skelter, actor-manager, a queen-bee, secretary-stenographer.

Слова, основы которых связаны подчинительно, неравнозначны. Чаще всего вторая основа является главной, а первая – зависимой, например, a wrist-watch, a baby-sitter, somebody.


  1. словопроизводство - образование слова от другого слова.

Словопроизводство включает в себя аффиксацию и конверсию.


Аффиксация – один из основных и самых распространенных способов образования слов при помощи аффиксов. К словообразующим (продуктивным) морфемам относятся префиксы и суффиксы, в то время как флексии (непродуктивные аффиксы) служат для формообразования.

*Особенность английской системы словообразования заключается в том, что продуктивные аффиксы не могут использоваться для всего класса слов, только для конкретной группы слов. Например, суффикс -tion нельзя применить к любому глаголу и получить в результате этого присоединения существительное. Более того, определить возможность или невозможность употребления того или иного аффикса в конкретном случае – невозможно.


Конверсия - переход из одной части речи в другую без изменения написания и произношения слова. Самыми распространенными типами конверсии являются следующие:

- существительные образуют глаголы, например, can – to can, microwave – to microwave.

- глаголы образуют существительные, например, to cry – cry, to increase – increase.

Реже встречаются указанные ниже типы конверсии:

- от прилагательного образуется глагол: green – to green;

- предлог образует существительное: up, down – the ups and downs of life;

- существительное, образованное от союза: if, and, but – no ifs, ands, or buts;

- междометие образует существительное: ho ho ho – I love the ho ho hos of Christmastime.


Второстепенные способы словообразования:


  1. сокращение – это уменьшение длинного слова либо двух более коротких, чаще всего для удобства в повседневной жизни, в то время как значение слова не меняется, например lab


  1. словослияние – сложение двух и более частей слов в новую языковую единицу: smog


  1. акронимия (аббревиация) – способ деривации, чаще всего при котором начальные буквы исходных слов образуют дериват: UNESCO – the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, BBC – the British Broadcasting Corporation.


  1. дезаффиксация – способ образования нового слова, при котором имеет место утрата суффикса, например: to butle

  2. чередование звуков – процесс деривации глаголов и существительных, при реализации которого зачастую последний звонкий согласный звук в глаголе чередуется с глухим в существительном. Кроме того, чередование согласного может сочетаться с чередованием гласного звука в корне слова, в результате чего изменяется написание слова: food – to feed, strong – strength, advice – to advise, practice – to practice.


  1. ономатопея (звукоподражание) – образование слов на основе фонетического уподобления неречевым звукокомплексам (звуки природы, животных и насекомых и т.д.): quack (кря), moo (му), woof (гав), baa (sheep), splash (плеск воды).


  1. смена ударения – словообразовательный способ, когда написание и морфемный состав слова остается неизменным, в то время как меняется произношение слова и образуется новая часть речи. Сравните `accent – to ac`cent, to af`fix – `affix, to con`flict – `conflict, to ex`port – `export, to ex`tract – `extract.











































ПРЕФИКСЫ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


Prefix

Example

The opposite, a negative

in-  (in, into)

un-   (not/reverse action)

ab- (reverse action)

de- (reverse action)

non- (not)

dis-/di-/dif-  (apart)

im- (not/reverse action)

a- (not)


inaccurate

unavoidable

abdicate

decompound

nonexistent

dishonest

immature

atheist

Attitude

pro-  (for, forward, in favour of)

anti-  (against, opposite)

counter- (against) 

with-  (against)

un- (against)


pro-life

anti-freeze

counterpart

withstand

unequal

Numbers and quantity

bi- (two)

uni- (one)

tri- (three)

twi- (two)

di- (two) 

du-/duo (two)

mono-, mon- (sole, only)

multi-, mult- (many)

omni- (all)

ambi- (both)  


bicycle

universal

tricycle

twilight

dioxide

duet

monosyllabic

multicultural

omnivore

ambivalent

Time

post- (after, behind)

neo- (new)

ex-  (out of)

pre-   (before)


post-graduation

neolithic

ex-husband

pre-election

Bad or wrong

mis- (wrong)

mal- (badly)


misfortune

malnourish


Prefix

Example

Degree and quality

super- (above, over)

under-  (lower in grade/dignity)

sub-  (below, under)

semi-  (half)

hemi- (half) 

homo- (same)  

ultra- (beyond)

up- (higher, or better)


superficial

underestimate

suburban

semicircle

hemisphere

homogenous

ultrasonic

upgrade

Size

maxi- (very long, very large) 

mini-  (small)

midi- (medium-sized)

mega-, megalo- (great, large)

micro- (small)


maxi-skirt

minivan

midi-length

megastar

micro-organism

Position, direction

trans- (over, through, across)

out- (better, faster, longer, farther)

back- (behind an object)

by- (near to)

down- (from higher/lesser)

fore-  (before, in front)

mid-  (middle) 

under- (below, beneath)

ex- (out of)

inter- (among, between)

intra- (inside, within)


transform

outcome

backporch

bypass

download

forearm

midstream

underwear

export

international

intravenous

With, along with, touching on

co- (joint, with, accompanying)

fellow-   (joint, with, accompanying)

con-/com-/col-/cor- (together or with) 


co-worker

fellow-worker

confederation

cohabit

correlation 




СУФФИКСЫ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА



Основой классификации суффиксов в английском языке является часть речи, к которой они относятся.

Суффиксы существительных


-er, -or, -ar

Данные аффиксы имеют огромное значение.  С помощью них можно создавать как одушевлённые (financier (финансист), inventor (изобретатель), beggar (нищий)), так и неодушевлённые части речи (printer, scanner).  Преобразование с помощью суффиксов –er, or, -ar в английском языке происходит от соответствующего глагола. В том случае, если он заканчивается на букву «e», добавляется только «r» (use (использовать) user (пользователь)).

-ess

Позволяет создавать существительные женского рода. Чаще всего применяется в профессиональной области. Наиболее яркие примеры: stewardess, poetess. Примечательно, что зачастую основа остаётся неизменной, однако, как и в любом другом правиле есть исключения (actor (актёр) actress (актриса)).

-an, -ian

Охватывает несколько областей: может указывать на этническую, государственную, профессиональную принадлежности: Italian, Euopean, musician.

-ist

-ee

-ant, -ent

Указывает на звание, профессию, должность какого-либо человека: artist (художник), pianist (пианист), referee (рефери), employee (работник), servant (слуга), student (студент).

-ness

Cуффикс ness в английском языке помогает описать какое-то явление с помощью качественных характеристик либо указывает на состояние: kindness (доброта), readiness (готовность).

-age

Этот суффикс очень богат на различные значения. Он может:

  • обозначать собирательное явление (baggage (багаж))

  • описывать какое-либо действие или его результат (shortage (недостаток), leakage (утечка))

  • нести смысл определённого места (orphanage (детский дом)).

-cy

-ence, -ance

Элементы данных групп создают абстрактные слова, описывающие состояние, качество или действие. Яркие примеры: lunacy (безумие), dependence (зависимость).

-ion

Суффикс ion в английском языке выражает какое-то ощущение, действие или итог, к которому оно привело: confusion (недоумение), dictation (распоряжение).

-hood

Может описывать как состояние и положение, так и причастность к какому-либо сообществу: childhood (детство), brotherhood (братство).

-ing

Инструмент для преобразования глаголов в существительные: to meet (встречать) a meeting (встреча), to hunt (охотиться) a hunting (охота).

-ment

Суффикс ment в английском языке, как правило, указывает на действие или протекание какого-либо процесса. Также он может олицетворять результат: achievement (достижение), improvement (улучшение).

-ship

Семантически богатая морфема, которая может служить для обозначения звания, какого-либо умения или отношения: lordship (Сиятельство), leadership (лидерство).

-th

Его часто используют при описании определённых мер или качественных существительных: length (долгота), growth (рост), health (здоровье).









Суффиксы прилагательных


-able, -ible

Данный суффикс можно охарактеризовать несколькими словами. Сюда подойдут эпитеты «доступный» или «возможный»: readable (читаемый), detectable (обнаруживаемы).

-al

-ic

Морфемы обозначает принадлежность к тому или иному явлению: autumnal (осенний), theatrical (театральный), Finnic (финский), metallic (металлический).

-ary, -ory

-ate

-ent, -ant

-ous, -eous, -ious

-ive

-ing

-ed

Используются для обозначения качеств, свойств, эффектов: pecuniary (денежный), dietary (диетический), fortunate (удачливый), dependent (зависимый), observant (наблюдательный), nervous (нервный), righteous (праведный), malicious (злой), active (активный), interesting (интересный), boring (скучный), educated (образованный), cold-blooded (хладнокровный).

-free

Суффикс говорит сам за себя: основное значение – «свободный от…», «не содержащий». Яркими примерами могут служить слова: child-free, sugar-free и другие.

-ful

-less

Две эти группы можно объединить, поскольку элементы, находящиеся в них, являются антонимичными. Суффикс ful в английском языке обозначает наличие какого-то качества у описываемого явления: awful (ужасный), beautiful (красивый). Cуффикс в английском языке less, напротив, его отсутствие: helpless (беспомощный), childless (бездетный).

-proof

Помогает «защитить» предмет, будто бы ограждая его от вредного воздействия: waterproof (непромокаемый), fireproof (жаропрочный).





Глагольные суффиксы


-ise, -ize

Распространённая морфема для обозначения различных действий: characterize (характеризовать), apologize (просить прощения).

-en

Описывает процедуру перехода в определённое состояние: deepen (углубляться), ripen (созревать).

-ify, -fy

Обозначает действие, которое предполагает основа слова: beautify (украсить), justify (оправдать).

-ate

Помогает описать воздействие на предмет/явление, также может иметь значение «превращаться в…»: granulate (гранулировать), activate (активизировать), originate (происходить).

-ish

Суффикс ish в английском языке указывает на отношение к определённой группе (girlish — девчачий), помогает уменьшить силу какого-то качества (yellowish — желтоватый).





Суффиксы наречий


-ly

Один из самых распространённых суффиксов, используемых для образования различных наречий: quickly (быстро), differently (разнообразно).

-wise

Создаёт наречия образа действия: chequerwise (, clockwise.

-long

Описывает длительность процесса: yearlong, livelong.

-ward(s)

Помогает указать траекторию движения: skyward, outward.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ 26-31


  1. Прочитай предложение целиком, внимательно посмотри, что окружает пропуск. На основании окружения, определи, какая часть речи должна стоять на месте пропуска (см. “Лайфхаки” ниже).

  2. Переведи предложение, чтобы быть точно уверенным в части речи и смысле слова (смысл может оказаться прямо противоположным, тогда потребуется отрицательная приставка или суффикс).

  3. Если необходимое слово неизвестно, воспользуйся таблицей суффиксов и приставок.

  4. Проверь орфографию!

  5. Перенеси ответы в бланк ЗАГЛАВНЫМИ буквами.


ЛАЙФХАКИ


Существительное

  1. В самом начале предложения перед сказуемым (________ is a sign of bad character. RUDE)

  2. После прилагательного (She has a very pleasant ________. PERSONAL)

  3. После существительного в притяжательном падеже (This is everyone’s _____________. RESPONSIBLE)

  4. После артикля (I love autumn because of the _________ of its coour. RICH).

  5. После предлога (People complain about the lack of ____________. CREATIVE)

  6. После местоимения (I love her _________. BEAUTIFUL)

  7. После числительного (There were more than 1000 _________. COMPETE)


Если образовываете существительное, важно объяснить себе, в единственном или множественном числе оно стоит. Это можно понять по артиклю (неопределенный артикль “а” будет перед существительным в единственном числе), форме глагола (отсутствие или наличие окончания -(e)s в настоящем времени) и местоимениям (this, that будут указывать на единственное число, these, those, some – на множественное).


Глагол

  1. После существительного в роли подлежащего (Travel _______ the mind. BROAD)

  2. В начале повелительного предложения (Let’s _________ and make a conclusion. SUMMARY)

  3. После вспомогательного глагола (We will _______ all your dreams. REAL)

  4. После частицы to (We are going to _________ it. FULFILLMENT)


Прилагательное

  1. Перед существительным и обычно после артикля (It was a _______ road. DIFFICULTY).

  2. После другого прилагательного (My brother likes wearing big ______ trousers. BAG).

  3. После предлога (Everything is ready for __________ elections. PRESIDENT).

  4. Как составное именное сказуемое после глагола-связки быть (It was absoutely _______. TASTE).

  5. После другого глагола (The food looks __________. TASTE).


Наречие

  1. После глагола (We arrived ________ on the shore. SAFE)

  2. В начале предложения как вводное слово (____________, we were lost. OBVIOUS)

  3. Перед прилагательным (He was ___________ right. ABSOLUTE)


Что делать, если я не знаю слово, которое написано справа?!”

  1. Подумать, какая часть речи должна быть в пропуске.

  2. Подумать, не имеет ли это слово противоположного значения.

  3. Если существительное, задуматься о числе.

  4. Подбирать из известных суффиксов тот, который “звучит” лучше.

  5. Проверить написание.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!