СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Справочный материал для учителя (для подготовки к олимпиадам по русскому языку)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный файл содержит разбор заданий по русскому языку (ответы), предлагаемых МГУ имени Ломоносова на олимпиаде для школьников "Ломоносов" (2012 г.), что, безусловно, поможет учителю организовать обучение логике решения нестандартных задач по лингвистике.

Просмотр содержимого документа
«Справочный материал для учителя (для подготовки к олимпиадам по русскому языку)»

Олимпиада школьников «Ломоносов» 2012 года по русскому языку Очный тур

Ответы на задания для учащихся 5–9 классов

Задание I

Даны слова (необязательно в начальной форма) в их орфографической записи. Какие другие слова (необязательно в начальной форме) получатся, если звуки исходного слова расположить в обратном порядке? Приведите орфографическую запись получившихся слов. Если не получится никакого слова, отметьте это.

Ответ

альттля

лейель

параарап и араб

тушьшут

жён – нет слова

люккуль

пресс – нет слова

узел – нет слова

зал – нет слова

нольлён

сад – таз

чуть – нет слова

Задание II

Одно или разные значения имеет слово тут в следующих примерах, взятых из произведений А. С. Пушкина? Поясните, какое это значение (значения), подобрав к нему (к ним) синонимичные слова или словосочетания. Если значений несколько, разбейте примеры (1)–(7) на группы в соответствии со значением слова тут (предложения переписывать не нужно, достаточно указать их номер). В чем заключается особенность употребления слова тут в примере (8)?

  1. В сию минуту приказные показались в окно, стараясь выломать двойные рамы, но тут кровля с треском рухнула.

  2. Мы нашли графа на кровле подземной сакли перед огнем. К нему приводили пленных. Он их расспрашивал. Тут находились и почти все начальники. Казаки держали в поводьях их лошадей.

  3. «Думайте иногда о Дубровском. Знайте, что он рожден был для иного назначения». Тут раздался легкий свист – и Дубровский умолк.

  4. Ни одна из сидевших тут дам не тронулась.

  5. Овраг, наполнившийся дождевыми водами, превосходил в своей свирепости самый Терек, тут же грозно ревевший.

  6. Пугачев принял бумагу и долго рассматривал с видом значительным. «Что ты так мудрено пишешь? – сказал он наконец. – Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать».

  7. Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась.

  8. Марья Кириловна шла в темноте по знакомым дорожкам и через минуту очутилась у беседки; тут остановилась она, дабы перевести дух и явиться перед Дефоржем с видом равнодушным и неторопливым.

Ответ

В приведенных примерах слово тут имеет два значения.

Значение

Синонимичные слова и словосочетания

Номер примера

1. Указывает на место, в котором что-л. происходит или

здесь, в этом месте

2, 4, 5, 6

кто-, что-л. находится



2. Указывает на время, в которое что-л. происходит

в это время, в этот момент, тогда

1, 3, 7

Особенность употребления слова тут в примере (8) заключается в том, что в данном контексте оно допускает обе интерпретации:

  • указывает на место («Марья Кириловна очутилась у беседки; тут остановилась она…»: тут, т. е. около беседки);

  • указывает на время (Марья Кириловна шла и через минуту очутилась у беседки; тут остановилась она, дабы перевести дух: т. е. в тот момент, когда она очутилась у беседки, она остановилась.

Задание III

Система словообразовательных отношений между однокоренными словами (или, иначе говоря, словообразовательное гнездо) может быть представлена графически. Ниже в качестве примера приведен фрагмент словообразовательного гнезда слова дом.

домик по-домашнему дом

домашний

одомашнить одомашнивать одомашнивание

бездомный бездомность

Большинство приведенных ниже слов являются однокоренными. Изобразите словообразовательные отношения между ними графически. В каждом производном слове выделите морфему или морфемы, с помощью которой или которых это слово образовано (другие морфемы выделять не надо). Имейте в виду, что некоторые промежуточные звенья в словообразовательном гнезде пропущены; восстановите их и подчерните. Какие слова из приведенных ниже не относятся к этому словообразовательному гнезду?

Примирительный, помирить, микромир, мириться, примирительно, мирской, мир, мирно, мирить, примирение, замирать, помириться, непримиримо.

Ответ

Большинство слов относится к словообразовательному гнезду слова мир в значении ‘согласие, отсутствие войны’. Словообразовательные отношения между ними могут быть изображены следующим образом.

мирный мирно

мир помирить помириться (первая мотивация)

мирить

мириться помириться (вторая мотивация)

примирить примирениjе

примирительно примирительный

непримиримый непримиримо

Пропущенными звеньями являются слова мирный, примирить, непримиримый (в приведенной выше схеме они подчеркнуты).

Слово помириться может быть образовано как от помирить, так и от мириться.

В данное словообразовательное гнездо не входят:

а) слова микромир и мирской, так как они связаны словообразовательными отношениями с омонимом мир ‘вселенная, Земля’;

б) слово замирать, так как оно имеет корень с чередованием -мер-/-мир-, передающий идею отсутствия движения.

Задание IV

Почему в предложении На детской площадке – пять качелей замена слова пять словом три приводит к грамматической ошибке? Можно ли и если да, то как именно можно обозначить количество качелей, равное 2, 3, 4, 11, 23, с помощью словосочетания, состоящего из числительного в именительном падеже и существительного качели?

Ответ

Причина грамматической ошибки – различия в синтаксических свойствах слов пять и три. Слово пять в форме именительного падежа (который представлен в данном примере) присоединяет существительное в форме родительного падежа множественного числа (пять качелей, пять книг, пять деревьев), а слово три в том же падеже – существительное в форме родительного падежа единственного числа (три книги, три дерева); по этой причине подстановка слова три вместо слова пять без изменения формы числа у зависимого существительного приводит к ошибке.

Особенность слова качели (в отличие, например, от слов книга или дерево) заключается в том, что у него есть только формы мн. числа.

Слово одиннадцать в форме именительного падежа сочетается с формой родительного падежа множественного числа зависимого существительного, поэтому образует сочетание одиннадцать качелей.

Целые числительные, обозначающие количество, равное 2, 3, 4 и 23 (слова два, три, четыре и двадцать три), в форме именительного падежа сочетаются только с формами единственного числа зависимых существительных, поэтому их употребление со словом качели невозможно. Количество качелей, равное 2, 3 и 4, можно обозначить словосочетанием с собирательным числительным (двое качелей, трое качелей, четверо качелей), так как такие числительные присоединяют к себе существительное в форме родительного падежа множественного числа. Собирательного числительного, соответствующего целому числительному двадцать три, в русском языке нет, поэтому обозначить количество качелей, равное 23, с помощью словосочетания «числительное в именительном падеже + существительное качели» нельзя.

Задание V

Формы скольких глаголов представлены в приведенном ниже списке? Если глагол один, назовите его (приведите начальную форму) и укажите его постоянные морфологические признаки. Если глаголов несколько, назовите их все, определите, какие формы относятся к каждому из них, и укажите постоянные признаки каждого из глаголов. (При ответе исходите из того, что причастия и деепричастия – это не отдельные части речи, а формы глагола.) Дам, даешь, даст, дадим, даете, дают, дай, дайте, дающий, давший, данный, давая.

Ответ

В приведенном списке представлены формы двух глаголов: дать и давать.

Начальная форма

Постоянные признаки

Формы, относящиеся к этому глаголу

Дать

переходный, невозвратный, совершенный вид, имеет особое спряжение

дам, даст, дадим, дай, дайте, давший, данный

Давать

переходный, невозвратный, несовершенный вид, 1 спряжение

даешь, даете, дают, дающий, давая

Задание VI

В тексте сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» есть стихотворение «Бармаглот», первая строфа которого в переводе Дины Орловской звучит так:

Варкалось. Хливкие шорьки Пырялись по наве. И хрюкотали зелюки, Как мюмзики в мове.

Несмотря на то, что все самостоятельные слова в этой строфе придуманные, их морфологическое оформление, а также синтаксическое устройство текста соответствуют законам русского языка.

а) Выполните синтаксический разбор первых двух предложений этого текста.

б) Сделайте морфологический разбор слов пырялись и шорьки, предположив, что слово шорьки мужского рода.

в) Определите, как может выглядеть форма 3 л. мн. ч. настоящего времени изъявительного наклонения глагола хрюкотали. Объясните свое решение.

Ответ

а) Синтаксический разбор.

Варкалось. – предложение повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное безличное, нераспространенное, полное, неосложненное; сказуемое варкалось – простое глагольное.

Хливкие шорьки пырялись по наве. – предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, неосложненное; сказуемое пырялись – простое глагольное; хливкие – согласованное определение; по наве может быть как обстоятельством (возможно – места; ср. бродили по улице), так и косвенным дополнением (ср. скучали по друзьям).

б) Морфологический разбор.

Пырялись – глагол, начальная форма пыряться; постоянные признаки – непереходный, возвратный, несовершенной вид, 1 спряжение (ср. швыряться); непостоянные признаки – изъявительное наклонение, прошедшее время, множественное число; в предложении является сказуемым.

Шорьки – существительное, начальная форма шорёк (ср. хорек/ларек); постоянные признаки – одушевленное (если нужно сказать вижу шорька) или неодушевленное (если нужно сказать вижу шорёк), мужской род, 2 склонение; непостоянные признаки – множественное число, именительный падеж; в предложении является подлежащим. Возможен также другой вариант разбора: шорьки – существительное, начальная форма шóрька (ср. дядька); постоянные признаки – одушевленное, мужской род, 1 склонение; непостоянные признаки – множественное число, именительный падеж; в предложении является подлежащим. в) Форма глагола хрюкотали.

Чтобы образовать форму 3 л. мн. ч. настоящего времени изъявительного наклонения глагола хрюкотали, нужно знать, какую основу он имеет и к какому спряжению относится.

У глаголов формы прошедшего времени и формы настоящего времени обычно образуются от разных основ. Если основа прошедшего времени (обычно совпадающая с основой инфинитива) у какого-либо глагола заканчивается на -а-, то в настоящем времени у него может быть:

а) основа на -аj: чита-ли – читаj-ют, тогда форма глагола хрюкотали будет образовываться от основы хрюкотаj-;

б) основа без -а (лга-ли – лг-ут), при этом если в основе прошедшего времени перед а представлен т, то в основе настоящего времени он чередуется с ч (шепта-тьшепч-ут, грохота-тьгрохоч-ут); тогда форма глагола хрюкотали будет образовываться от основы хрюкоч-.

Для определения спряжения нужно знать, являются ли личные окончания ударными или нет. У глагола хрюкотать в формах наст. времени ударение естественно поставить на основу (в том числе по аналогии со многими другими глаголами на -ать, в частности по аналогии с приведенными выше). В этом случае спряжение определяется по инфинитиву: глаголы на -ать в русском языке (кроме исключений) относятся к 1 спряжению, поэтому в форме 3 л. мн. числа представлено окончание -ут. (Все приведенные выше глаголы относятся к 1 спряжению.) Таким образом, возможны две формы глагола хрюкотали: хрюкотают и хрюкочут.

Задание VII

В устной разговорной речи часто используются конструкции, не соответствующие нормам литературного языка. Объясните, в чем заключаются отступления от этих норм, имеющиеся в приведенных ниже предложениях. Разбейте предложения на группы в соответствии с характером обнаруженных отступлений и для каждого дайте общелитературный эквивалент. (В записях разговорной речи знаки препинания внутри предложений обычно не ставятся, а паузы отмечаются косой чертой.)

Маша Иванова / я вообще не знаю куда пошла.

Эти бумажки можно брать / которые сверху лежат.

Я буду когда в магазине / куплю тебе эту книжку.

Это собор / Иван Грозный построил который.

Не понимает человек если / не стоит с ним говорить.

Этот дом / мама говорила что снесли недавно. Который сейчас прошел катер / красивый был.

Ответ

В приведенных предложениях разговорной речи отступления от норм литературного языка связаны с нарушением правил построения сложноподчиненного предложения.

В соответствии с характером отступлений предложения можно разделить на несколько групп.

  1. Нормам литературного языка не соответствует порядок взаимного расположения главной и придаточной частей.

а) Главная часть стоит внутри придаточной, что в литературном языке невозможно ни для одного типа сложноподчиненного предложения. Это особенность представлена в двух примерах:

Конструкция разговорной речи

Литературный эквивалент

Маша Иванова / я вообще не знаю куда пошла. →

Я вообще не знаю, куда Маша Иванова пошла.

или Куда пошла Маша Иванова, я вообще не знаю.

Этот дом / мама говорила что снесли недавно. →

Мама говорила, что этот дом снесли недавно.

или Что этот дом снесли недавно, мама говорила.

б) Придаточное определительное стоит не после того слова, к которому относится по смыслу, как это происходит в литературном языке. Такое отклонение от норм имеют два примера:

Эти бумажки можно брать / которые сверху лежат. →

Эти бумажки, которые сверху лежат, можно брать.

Который сейчас прошел катер / красивый был. →

Катер, который сейчас прошел, красивый был (был красивый).

  1. Нормам литературного языка не соответствует расположение союзного средства в составе придаточной части. В литературном языке союзы и союзные слова стоят в начале придаточной части. В трех примерах союзные средства стоят в середине или в конце придаточной части.

Я буду когда в магазине / куплю тебе эту книжку. →

Когда я буду в магазине / куплю тебе эту книжку.

Это собор / Иван Грозный построил который. →

Это собор / который Иван Грозный построил.

Не понимает человек если / не стоит с ним говорить. →

Если не понимает человек / не стоит с ним говорить.

5


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!