Языковые средства | Характеристика | Примеры | Назначение в тексте |
аллегория | Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи жизненного образа. | В баснях и сказках хитрость - в образе лисы, жадность - в обличии волка, коварство - в виде змеи и т.д. | Раскрыть главные черты характера. |
гипербола | Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. | В сто сорок солнц закат пылал. | Преувеличить какое-либо явление. |
ирония | Употребление слова или выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки. | Отколе, умная, бредёшь ты, голова? | Выразить отношение к изображаемому. |
литота | Выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения. | Мужичок с ноготок. | Преуменьшить какое-либо явление. |
метафора | Употребление слова в переносном значении на основе сходства двух явлений (= скрытое сравнение без союзов). | В саду горит костёр рябины красной. | Создать образность (путём скрытого сравнения), когда о многом можно сказать одним словом. |
метонимия | Перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности. | Я три тарелки съел. | Сделать мысль более яркой, лаконичной, выразительной, придать предмету наглядность. |
олицетворение | Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живого лица. | Ветер стонал и метался по безлюдному острову. | Создать образность, выразительность. |
перифраза | Замена названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. | Автор «Героя нашего времени» (вместо М.Лермонтов) | Придать тексту торжественное, возвышенное звучание или создать комический эффект, связать предложения. |
синекдоха | Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними (ед. число вместо мн. и наоборот). | Мы все глядим в Наполеоны. | Сделать речь выразительной. |
сравнение | Сопоставление двух явлений для пояснения одного из них за счёт другого. | Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. | Создать художественную выразительность. |
эпитет | Художественное, образное определение. | И очи синие, бездонные, Цветут на дальнем берегу. | Создать художественную выразительность. |
Стил. фигура | Характеристика | Примеры | Назначение в тексте |
анафора | единоначатие | Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. | Для усиления, подчёркивания предшествующего слова. |
антитеза | противопоставление | Чёрный вечер, белый снег. | Для создания контраста. |
бессоюзие | Намеренный пропуск соединительных союзов между членами пр-я или пр-ми. | Швед, русский - колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье,стон… стон... | Для выражения стремительности, насыщенности впечатлениями в пределах общей картины. |
градация | Приём нарастающей или убывающей последовательности выражений | Не жалею, не зову, не плачу, всё пройдёт, как с белых яблонь дым. | Для создания напряжённо-нарастающей интонации (реже ослабевающей). |
инверсия | обратный порядок слов | Роняет лес багряный свой убор. | Для логического и эмоционального выделения слов. |
многосоюзие | намеренный повтор союза | Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр. | Для логического и интонационного выделения членов пр-я, замедлить речь вынужденными паузами, сделать её выразительнее. |
оксюморон | Соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. | Горькая радость. Звонкая тишина. Горячий снег. | Для выражения мысли автора. |
параллелизм | Одинаковое синтаксическое построение предложений. | Твой ум глубок, что море, Твой дух высок, что горы. | Для создания единого образа через соотношение. |
парцелляция | Расчленение конструкций. | У Елены беда случилась. Большая. | Для логического выделения слова. Как средство связи пр-ий в тексте. |
подхват | Повтор последнего слова предыдущего пр-я в начале следующего. | Тогда он тихонько запел песню. Песню, которой его научила мать. | Для логического выделения слова. |
рефрен | Повтор самостоятельного предложения, логически обособленного от основного текста. | В песнях - припев. | Для выделения главной мысли текста. |
риторический вопрос, обращение, восклицание | Усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа. | Знаете ли вы украинскую ночь? | Привлечь внимание, выразить отношение, дать характеристику объекту, усилить выразительность. речи. |
умолчание | Выражение мысли не до конца, предоставление читателю самому догадаться о невысказанном. | Нет, я хотел... быть может, вы...я думал, что уж барону время умереть. | Дать характеристику образу. |
эллипсис | Пропуск подразумеваемого слова. | Мужики - за топоры. | Придаёт высказыванию динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность. |
эпифора | Единство концовок. | Струится нетихнущий дождь, томительный. дождь. | Для усиления, подчёркивания слова. |