СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Справочный материал в уголок литературы.Изобразительные средства.(5-11 кл ).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале можно найти определения изобразительных средст в литературе. Даны примеры из художественных текстов.Справочный материал использую на своих уроках. Очень удобно.

Просмотр содержимого документа
«Справочный материал в уголок литературы.Изобразительные средства.(5-11 кл ).»

Изобразительно-выразительные средства

1. Тропы - это обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении.



Языковые средства

Характеристика

Примеры

Назначение в тексте

аллегория

Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи жизненного образа.

В баснях и сказках хит­рость - в образе лисы, жадность - в обличии волка, коварство - в виде змеи и т.д.

Раскрыть главные черты характера.

гипербола

Образное выражение, со­держащее непомерное преувеличение размера, силы, значения.

В сто сорок солнц закат пылал.

Преувеличить какое-либо явление.

ирония

Употребление слова или выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки.

Отколе, умная, бредёшь ты, голова?

Выразить отношение к изображаемому.

литота

Выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения.

Мужичок с ноготок.

Преуменьшить какое-либо явление.

метафора

Употребление слова в переносном значении на основе сходства двух явлений (= скрытое сравнение без союзов).

В саду горит костёр рябины красной.

Создать образность (путём скрытого сравнения), когда о многом можно сказать одним словом.

метонимия

Перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности.

Я три тарелки съел.

Сделать мысль более яркой, лаконичной, выразительной, придать предмету нагляд­ность.

олицетворение

Приписывание неодушев­лённым предметам призна­ков и свойств живого лица.

Ветер стонал и метался по безлюдному острову.

Создать образность, выра­зительность.

перифраза

Замена названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их харак­терные черты.

Автор «Героя нашего времени» (вместо М.Лермонтов)

Придать тексту торжествен­ное, возвышенное звучание или создать комический эф­фект, связать предложения.

синекдоха

Перенос значения с одного явления на другое по приз­наку количественного отно­шения между ними (ед. число вместо мн. и наоборот).

Мы все глядим в Наполео­ны.

Сделать речь выразительной.

сравнение

Сопоставление двух явле­ний для пояснения одного из них за счёт другого.

Внизу, как зеркало сталь­ное, синеют озера струи.

Создать художественную выразительность.

эпитет

Художественное, образное определение.

И очи синие, бездонные, Цветут на дальнем берегу.

Создать художественную выразительность.








2. Стилистическая фигура - оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания.

Стил. фигура

Характеристика

Примеры

Назначение в тексте

анафора

единоначатие

Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза.

Для усиления, подчёркивания предшествующего слова.

антитеза

противопоставление

Чёрный вечер, белый снег.


Для создания контраста.

бессоюзие

Намеренный пропуск соединительных союзов между членами пр-я или пр-ми.

Швед, русский - колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье,стон…




стон...

Для выражения стремительнос­ти, насыщенности впечатлени­ями в пределах общей картины.

градация

Приём нарастающей или убывающей последователь­ности выражений

Не жалею, не зову, не плачу, всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Для создания напряжённо-нарастающей интонации (реже ослабевающей).

инверсия

обратный порядок слов

Роняет лес багряный свой убор.

Для логического и эмоциональ­ного выделения слов.

многосоюзие

намеренный повтор сою­за

Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр.

Для логического и интонационного выделения членов пр-я, замедлить речь вынужденными паузами, сделать её выразительнее.

оксюморон

Соединение двух понятий, противоречащих друг дру­гу, логически исключа­ющих одно другое.

Горькая радость. Звонкая тишина. Горячий снег.

Для выражения мысли автора.

параллелизм

Одинаковое синтаксическое построение предложений.

Твой ум глубок, что море, Твой дух высок, что горы.

Для создания единого образа через соотношение.

парцелляция

Расчленение конструкций.

У Елены беда случилась. Большая.

Для логического выделения слова. Как средство связи пр-ий в тексте.

подхват

Повтор последнего слова предыдущего пр-я в начале следующего.

Тогда он тихонько запел песню. Песню, которой его научила мать.

Для логического выделения слова.

рефрен

Повтор самостоятельного предложения, логически обособленного от основно­го текста.

В песнях - припев.

Для выделения главной мысли текста.

риторический вопрос, обраще­ние, восклицание

Усиливают внимание чита­теля, не требуя от него ответа.

Знаете ли вы украинскую ночь?

Привлечь внимание, выразить отношение, дать характеристи­ку объекту, усилить вырази­тельность. речи.

умолчание

Выражение мысли не до конца, предоставление чи­тателю самому догадаться о невысказанном.

Нет, я хотел... быть может, вы...я думал, что уж барону время умереть.

Дать характеристику образу.

эллипсис

Пропуск подразумеваемого слова.

Мужики - за топоры.

Придаёт высказыванию динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность.

эпифора

Единство концовок.

Струится нетихнущий дождь, томительный.






дождь.

Для усиления, подчёркивания слова.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!