СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Справочные материалы для подготовки к ОГЭ по русскому языку (тестовая часть)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные справочные материалы предназначены для подготовки к сдаче тестовой части ОГЭ по русскому языку в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Справочные материалы для подготовки к ОГЭ по русскому языку (тестовая часть)»

Подготовка к ОГЭ

Тестирование

https://neznaika.pro/oge/


Задание к ОГЭ № 3

Выразительные средства лексики и фразеологии

        

Гипербола

Средство художественного изображения, основанное на преувеличении

Шаровары шириной в Чёрное море.

Наметали стог выше тучи.

Вино лилось рекой.

Метафора, развёрнутая метафора

Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

На нити праздного веселья

Низал он хитрою рукой

Прозрачной лести ожерелья

И четки мудрости златой.

И в осень дней не погасает пламень, текущий с жизнию  в крови.

Во мне кипит злость.

Олицетворение

Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

О чём ты воешь, ветр ночной,

О чём так сетуешь безумно?

Сырое утро ежилось и дрыхло»                                             «Оскорбительно намекая на тяжесть Виктории Артуровны, этот лифт часто бастовал»               

Эпитет

Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства.

Отговорила роща

золотая

Берёзовым весёлым языком.

Слепая любовь, туманная луна.

Сравнение    

Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим   явлением, сближение двух явлений с целью пояснения одного с помощью другого.

Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.  

Моросил бисерный дождь, такой воздушный, что, казалось, он не достигал земли и дымкой водяной пыли расплывался в воздухе.

Фразеологизмы  

Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению,   составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц.

Кривить душой — лицемерить,

бить баклуши — бездельничать,

на скорую руку - быстро



 Задание к ОГЭ № 4 Правописание приставок

Начало формы

Конец формы





Задание ОГЭ №5

Правописание суффиксов Н/НН В отымённых прилагательных

Н

НН

–ин-: тополиный, комариный, гостиный

–ян-, -ан-: кожаный – из кожи, серебряный – из серебра, клюквенный, тыквенный 

-онн-, -енн-:

 пунктуационный, невежественный, искусственный,  авиационный

Исключение: стеклянный, деревянный, оловянный

Если прилагательное образовано от существительного с основой на н: карман – карман-н-ый,

сон – бессон-н-ый

В кратком прилагательном пишется одна буква н, если в полном прилагательном пишется одна буква н:

Искусный - искусна

В кратком прилагательном пишется две буквы н, если в полном прилагательном пишется нн.

Ценная вещь – вещь ценна


Запомните написание слов:  ветреный (день, человек),  ветряная мельница, ветряной двигатель, свиной, багряный, рьяный, пьяный, румяный, юный, синий.

В причастиях (отглагольных прилагательных )


Н

НН

1.Если прилагательное образовано от глагола несовершенного вида: штопать (несов. вид) – штопаный чулок

2.В кратких причастиях: каша сварена, книга прочитана, лодка брошена, задача решена.

1.В полных причастиях, если прилагательное образовано от глагола  совершенного вида:

прочитать (сов. в.) прочитанная книга,

решить (сов в.) – решённая задача,

2.  в слове есть приставка (не считая приставки НЕ-):
покрашенный (приставка ПО-);некрашеный (нет условий для НН);
неокрашенный (приставка О-).

3. у причастия есть зависимое слово:
груженная тесом баржа (тесом — зависимое слово).

 4. в слове есть -ОВА- / -ЕВА-:  мелованная бумага .
Исключения:  жеваный ;  кованый

Запомните написание слов:  

смышленый, нежданный, негаданный, невиданный, невиданный,

неслыханный, нечаянный, желанный, медленный, деланный.


   

    Н и НН в наречиях на -О / -Е и в существительных. Слова образованы от форм на -ЫЙ / -ОЙ (от причастий или прилагательных) и в них пишется столько же Н, сколько Н было в соответствующей форме на -ЫЙ / -ОЙ:

гривенник (от прилагательного гривенный);

озабоченно говорил (от причастия озабоченный).

Запомните правописание следующих слов:

приданое, бесприданница,  масленица,

племянник,  труженик,  ставленник,  мученик.



 Задание ОГЭ № 6

СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ СЛОВА

- это слова, не прикрепленные к определенному стилю речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски.

СИНОНИМЫ - это слова одной и той же части речи, близкие по значению.  
Например: ученик - школьник, бежать - мчаться, трудный - сложный.

Например:


слово бродить является нейтральным по сравнению с книжным блуждать и просторечными шататься, шляться; 

будущий — по сравнению с книжным грядущий; 

взгляд — взор; 

глаза — очи;

голый — нагой; 

доказательство — аргумент; 

душистый — благовонный — благоуханный;

есть — вкушать, жрать; 

жаловаться — сетовать; 

заботиться — радеть; 

задержка — промедление, проволочка; 

кудрявый — курчавый; 

лгать — врать; 

мешать — препятствовать; 

муж — супруг; 

надежда — упование, чаяние; 

напрасно — тщетно; 

обещать — сулить; 

обмануть — надуть; 

поединок — единоборство;





СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ СИНОНИМЫ



1. Замените диалектное слово «пурговать» в предложении «Пурговать и греть воду» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:__________________________________________

2. Замените разговорное слово «спохватиться» в предложении «Я уже хотел засмеяться, но потом спохватился и подумал, что смешного тут ничего нет» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:__________________________________________

3. Замените разговорное слово «физиономия» в предложении «Дома как люди: каждый имеет свою физиономию» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:__________________________________________

4. Замените разговорное слово «объявился» в предложении «И у ничьей скамейки хозяин объявился» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:__________________________________________

5. Замените просторечное слово «трескать» в предложении «Ладно уж, умывайся да садись трескать» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:__________________________________________

6. Замените разговорное выражение «первым делом» в предложении «Она же первым делом взяла миску, огляделась…» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:__________________________________________

7. Замените просторечное слово «шибко» в предложении «Погоди, милый, не беги так-то шибко» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:__________________________________________

8. Замените разговорное слово «сподручнее» в предложении «С ним тебе, Асенька, конечно, сподручнее будет: он и от собак отобьётся, и мальчишкам в обиду не даст» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:__________________________________________

9. Замените просторечное слово «оравой» в предложении «На следующий день оравой мы перешли реку и направились в лес» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:__________________________________________

10. Замените разговорное слово «поваляться» в предложении «Можно искупаться, поваляться на солнышке, потом покидать мячик» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:__________________________________________

11. Замените разговорное слово «гоняли» в предложении «Там четверо мальчишек гоняли мяч» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:__________________________________________

12. Замените разговорное слово «ненароком» в предложении «Потом, опуская ягоду в бидон, словно бы ненароком натолкнуться рукой на его тёплое нутро» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:__________________________________________

13. Замените устаревшее слово «коли» в предложении «Испугалась даже: ну, говорю, коли ты волк, так иди прочь» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:__________________________________________

14. Замените книжное слово «отречение» в предложении «Я понял, что могу полюбить эту женщину до полного отречения от себя» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:__________________________________________

15. Замените разговорное слово «примостившись» в предложении «Как-то летом Лёвка, примостившись на заборе, помахал рукой Серёже» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:__________________________________________





Ответы к заданию 6.



1 – пережидать пургу

2 – опомниться, заметить ошибку

3 – лицо

4 – нашёлся, появился

5 – есть, кушать

6 – сначала, сразу

7 – быстро, скоро, резво

8 – спокойнее, безопаснее, лучше

9 – толпой, группой, компанией

10 – полежать

11 – играли

12 – случайно, нечаянно

13 – если

14 – отказ

15 – усевшись

Задание ОГЭ № 7


ПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ в СЛОВОСОЧЕТАНИИ

ПОМНИТЕ!

При преобразовании словосочетания с одним видом связи в словосочетание с другим видом связи главное слово необходимо оставлять без изменения, а зависимое преобразовывать в другую часть речи со сходным (одинаковым) лексическим значением

Например:

мамина шуба (согласование) – шуба мамы (управление),

лисья нора (согласование) - нора лисы (управление),

Петин карандаш (согласование) - карандаш Пети (управление)

смотрела ласково (примыкание) – смотрела с лаской (управление)

вечерняя прогулка (согласование) – прогулка вечером (примыкание)

временно закрыто (примыкание) – закрыто на время (управление) с предлогом:
1. бессонная ночь – ночь без сна
2. подземный переход – переход под землёй
3. алгебраическая задача – задача по алгебре
4. школьный портфель - портфель для школы
5. плюшевый медвежонок - медвежонок из плюша
6. приморский парк - парк при море
7. клетчатый шарф – шарф в клетку
без предлога:
1. полковое знамя – знамя полка
2. солнечная энергия – энергия солнца
3. лесной запах – запах леса
4. учительский стол - стол учителя
5. конское ржание - ржание коня
зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:
1. двухэтажное здание – здание в два этажа
2. шестилетний ребёнок – ребёнок шести лет
3. белоствольная берёза - берёза с белым стволом
4. голубоглазая девочка - девочка с голубыми глазами
5. островерхие ели - ели с острым верхом



Задание ОГЭ № 8


ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ Чем может быть выражено

Примеры

Имя существительное

Редела тень. Восток алел

Местоимение

Я помню чудное мгновение.

Никто не пришёл. Кто это сделал?

[Море, (которое плескалось рядом), очаровало меня).

Прилагательное в значении существительного

Наречие

Причастие в значении существительного

Приезжий был невысок ростом.

Завтра не будет похоже на сегодня.

Командующий перестал ходить по мостику.

Числительное + имя существительное

Два бойца сидят в дозоре.

Неопределённая форма глагола

Учиться всегда пригодится

Междометье в значении существительного

Далече грянуло ура

Синтаксически неделимое словосочетание

Анютины глазки росли около крыльца.

Шли два приятеля.

Несколько повозок въехало во двор

Числительное

Десять делится на два.


СКАЗУЕМОЕ Простое глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое

Составное именное сказуемое

1. Выражено одним глаголом в форме какого-либо наклонения: Проснулись птицы. Ещё громче будут петь птицы (сложная форма будущего времени)

Он пел. (Изъявительное наклонение)

Ты спел бы. (Условное наклонение)

Пой. (Повелительное наклонение)

Имеет две части: вспомогательную и основную = Н.Ф. глагола

Вспомогательная часть может быть выражена:

1. Глаголами, обозначающими начало, продолжение, конец действия, долженствование: мочь, уметь, хотеть, решить, продолжать, стараться, стать, собираться, успеть, кончить, перестать, надеяться:

Он хотел проехать мимо

Имеет две части:

именную части и глагол – связку, который может отсутствовать.

Именная часть сказуемого выражена:

1. Именем существительным в И.п. или Т.п.

Он ученик. Он был учеником.

2. Полным или кратким прилагательным, а также прилагательным в сравнительной степени

Мы молодые. Мы молоды. Мы моложе Мы были молодыми.

2. Глаголом в форме сложного будущего времени

Что я буду делать?

3. Глаголом в форме

2. Краткими прилагательными (рад, готов, должен, способен, обязан и др.)

Вы должны трудиться.

3. Фразеологизмами

Он горел желанием выступить

3. Кратким страдательным причастием, категорией состояния:

Дорога проложена. Жарко. Мне весело.

4. Предложно- падежным

повелительного наклонения с частицами.

Да подойдите же сюда!

4. Глаголом с частицами было, так, знай, себе, таки и др.

Снег так и валил. Фадеев пошёл было с корзинкой на берег.

5. Устойчивым словосочетанием (фразеологизмом)

Он стоял как вкопанный.

4. Словами состояния со значением желательности, необходимости (надо, нельзя, можно, нужно, лень, необходимо):

Надо учиться языку.

5.Словами состояния,

выражающими эмоциональную оценку действий (любить, бояться, стыдиться, опасаться и др.):

В знойные дни хорошо бродить по лесу.

Основная часть несёт в себе главную смысловую нагрузку и выражена глаголом в не-

определённой форме.

Примечание: Следует иметь в виду, что сочетание с личным глаголом не всегда является составным глагольным сказуемым.

1. В составном глагольном сказуемом инфинитив всегда обозначает действие того лица, которое названо подлежащим.

Стал он кликать золотую рыбку.

Если же инфинитив обозначает действие другого лица, он представляет собой дополнение при простом глагольном сказуемом.

Матушка в слезах наказывала мне беречь свое здоровье.

2. При глаголах движения (или прекращения движения) инфинитив со значением цели является обстоятельством.

Я опять пришел сюда слушать прибой.

сочетанием:

Он в восторге. Небо было в тучах.

5. Местоимением:

Дом теперь мой.

6. Числительным: Два + три будет пять

7. Наречием:

Ей туфли впору будут.

8.Синтаксически неделимым словосочетанием:

Он был высокого роста. Варя была с заплаканными глазами.

Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета.

Сапожки – что тебе зеркало.

Глагол - связка может быть выражен:

1. Всеми формами глаголов: быть, стать, делаться, являться, казаться, становиться, иметь вид, называться

Ты был смелым. Всё делается светлее от первого снега. Дворец казался островом.

2. В роли связок могут выступать глаголы, имеющие значения движения, состояния (стоять, прийти, приехать, вернуться, сидеть и др.)

Я возвратился усталым.

Мы пришли веселые.

Ели и сосны стояли зеленые.

Примечание: В состав сказуемого могут входить частицы это, вот, как, не,

Задание к ОГЭ № 9

Обособление

Обособление членов предложения - это интонационное и смысловое их выделение; на письме обособленные члены отделяются от других членов предложения знаками препинания.   

1. Обособленное согласованное распространённое ОПРЕДЕЛЕНИЕ - это выделяемый запятыми причастный оборот или выделяемое запятыми имя прилагательное с зависимыми словами.

Старушка, /поглядывающая на него из-за перегородки/, не могла знать этого.

Обособленное согласованное нераспространённое 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ - это выделяемое запятыми одиночное имя прилагательное или причастие.   Вечером, усталый, я возвращался домой.


2. Обособленное ОБСТОЯТЕЛЬСТВО - это обстоятельства, выделенные интонационно и пунктуационно.

Обстоятельства отвечают на вопросы ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? и КАК?

Обособленные обстоятельства могут быть выражены:

1) одиночным деепричастием                                    

Пошумеврека успокоилась.
2) деепричастным оборотом                                    Мужики, увидев помещика, сняли шапки.
3) сравнительным оборотом                                     

Голова у нее острижена, как у мальчишки.

4) оборотом с предлогом НЕСМОТРЯ НА             

Несмотря на яркое солнце, горели фонари.

5) существительными с производными предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕ-КИ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, ПРИ УСЛОВИИ, ПО ПРИЧИНЕ и т.п.

В комнате Елены, благодаря плотным занавескам

было почти темно.

Дети, вопреки морозу, вышли погулять.

Детям, по причине малолетстване определили никаких должностей.

Деепричастные обороты с придаточными определительными:

Вот книга, прочитав которую вы узнаете много интересного.

Перед старыми заводами возникали десятки проблем, не решив которые невозможно перейти к новым методам постройки кораблей.

Деепричастные обороты с вводными словами:
Судя по всему, наше путешествие затянется.

По совести говоря, мне не хочется об этом рассказывать.


 3. Обособленное ПРИЛОЖЕНИЕ – это выделяемое запятыми или тире определение,  выраженное одиночным существительным или существительным с зависимыми словами, которое отвечает на вопросы КТО ИМЕННО ТАКОЙ? ЧТО ИМЕННО ТАКОЕ?

Его комната, настоящая, разве что слишком маленькая, но обычная комната,

мирно покоилась в своих четырех знакомых стенах.

  Приложение(подробнее смотрите ниже)

* указывает на степень родства, национальность, звание, профессию, возраст;

 *поясняет, уточняет в предложении другое имя существительное или личное местоимение и употребляется в том же падеже, что и слово, к которому оно относится.






Задание ОГЭ № 10

Вводные слова

    Вводные слова - слова, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.

     В начале и в конце предложения вводные слова отделяются от других членов предложения одной запятой; в середине - выделяются запятыми с обеих сторон.

     Вводные слова, сочетания и предложения при произнесении выделяются интонацией. Вводные слова на письме обособляются на письме запятыми, реже – тире, скобками.         

И скоро ль, на радость соседей-врагов, могильной засыплюсь землёю?

- выражают чувства,

Героиней  романа, само собой разумеется, была Маша.

- степень уверенности,

Я, как уже сказано, никогда не отличался красноречием.

- источник сообщения,

Впрочем, он был в душе добрый человек.

- указывает на связь мыслей,

Нрава Татьяна была скромного или, лучше сказать, запуганного.

- способ оформления мыслей,

Струсил ты, признайся, когда накинули тебе верёвку?

Вы уж, пожалуйста, не выдавайте меня.

- призыв к собеседнику с целью привлечь его внимание.


Не путайте  водные слова с членами  предложения (в качестве сказуемых или обстоятельств).

       Отличие вводных слов от членов предложения.


Вводные слова

Члены предложения

Кажется, шепчут колосья друг другу.

Мир кажется мне книгой бесконечной.

За тем лесом, видноозеро.(= наверное, находится)

За тем лесом видно озеро.

Дождь, казалось, зарядил надолго.

Море на сотни миль вокруг казалось пустынным.

Бесспорно, ты прав.

Ваше право на отпуск бесспорно.

Цех, возможно, уже реорганизован.

Цех возможно реорганизовать.

Он ,точно, немного странен.

Все три раза он проводил поезда точно по расписанию.

Прежде всего, нужно ли говорить именно об этом? (указывается связь мыслей).

Прежде всего нужно говорить именно об этом («сначала»).

Он, безусловно, прав (вводное слово; указывается на уверенность в его правоте).

Он безусловно прав (обстоятельственное слово; указывается степень его правоты).

Ваши рассуждения, естественно, подводят нас к правильному решению («разумеется»).

Ваши рассуждения естественно подводят нас к правильному решению (естественным образом).

Далее, слово берет председатель профкома (последовательность изложения мыслей).

Далее слово берет председатель профкома («затем»; последовательность фактов).

Подобные статьи, вообще, представляют интерес, но конкретно эта вряд ли подойдет для нашего журнала.( в значении «вообще говоря»)

Разжигать костры он вообще запрещал... (К.) (в значении «всегда», «совсем, при всех условиях»)

Вообще здесь мне нравится, и комнату эту я сниму (в значении «в общем», «а целом»).

Актер, в конце концов, мало подготовлен для такой ответственной роли.

В конце концов они [офицеры] взяли сторону командира (Н.-П.).

Солнечные пятна были на полу, потом перешли на прилавок, на стену и совсем исчезли; значит, солнце уже склонилось за полдень (Ч.).( оно синонимично словам «следовательно», «стало быть»)

Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать о нем... (Г.)( близко по смыслу к «означает»).

Бороться — значит победить.( между подлежащим и сказуемым, выраженными неопределенной формой глагола, требует постановки перед собой тире)

И, потом, он в моих глазах знаменитость («кроме того»).

И потом он стал знаменитым («затем, после этого»).

Цех, возможно, уже реорганизован.

Цех возможнореорганизовать.

Вы, верно, переведены сюда из России?

Вы верно перевели этот отрывок?

После обхода больных врач, может быть, у себя в кабинете («возможно»).

После обхода больных врач может быть у себя в кабинете («может находиться»).

Нужно исправить и, главным образом, дополнить свежим материалом.(  в значении «самое главное»)

Он добился успеха главным образом благодаря своему трудолюбию («преимущественно», «в основном», «больше всего»)


При встрече двух вводных слов запятая между ними ставится:

Дождь, однако жекажется, зарядил надолго



Задание к ОГЭ № 11


Синтаксический анализ сложного предложения


        ССП (сложносочиненное предложение)- это такое предложение, в котором простые предложения связываются сочинительными союзами. Простые предложения в составе ССП равноправны по отношению друг к другу, между ними можно поставить точку. 


Простые предложения в составе ССП отделяются друг от друга чаще всего запятой.


  


  В бессоюзном сложном предложении (БСП) простые предложения связаны без помощи каких бы то ни было союзов и союзных слов, а части БСП могут быть отделены друг от друга не только запятой, но и точкой с запятой, двоеточием и тире.


Примечания:      *в придаточной части СПП в роли подлежащего нередко выступают союзные слова  который (которая, которое, которые), что:

        В комнате были детикоторые не обращали на нас никакого внимания.

        Она ненавидела всё, что было связано с футболом.

      *вводные конструкции не являются членами предложения, поэтому не могут

                   быть грамматической основой или входить в её состав.

      * обращение не является главным членом предложения, следовательно, не

           может быть подлежащим.

      * приложение не является подлежащим или сказуемым, оно является

           определением;

       * дополнение в Вин. п. не является подлежащим.

Сочинительные союзы.

Соединительные

выражают отношения перечисления

и    и – и    да (= и)   ни – ни    как – так и   не только – но и

Присоединительные

служат для присоединения слов, словосочетаний и предложений, несущих какие-либо замечания, дополнения

и   да и        тоже      также

       (а также)
  причём      притом

Разделительные

выражают отношения взаимоисключения, чередования предметов, признаков, действий

или (иль)   либо   то — то
не то — не то   то ли — то ли

Противительные

выражают отношения различия, противопоставления

а    но   да (= но)   зато (=но)
однако (=но)    же     а то    а не то

Пояснительные

служат для присоединения слов, словосочетаний и предложений, содержащих пояснения

то есть
а именно

                                                     Схемы ССП 


[ ], и [ ].           [Дверь хлопнула], и [из нее показался гражданин].


[ ], да [ ].         [Только иволги кричат], да [кукушки отсчитывают непрожитые годы]. 


Ни [ ], ни [ ].  Ни [калина не растёт меж ними], ни [трава не зеленеет]. 


[ ], или [ ].      [Залает пёс дворовый], или [ветерок заше­лестит]. 


То [ ], то [ ].  То [солнце тусклое блестит], то [туча чёрная висит]. 


[ ], [... же... ].  [Убеждения внушаются теорией], [поведение же формируется примером].


  Союз же совмещает в себе два значения: противительного союза и усилительной частицы; он стоит не между простыми предл., а после первого слова второго предл, выделяя это слово).

[ ], […тоже… ].  [Лицо её было бледно], [слегка раскрытые губы тоже по­бледнели] .

Союзы тоже и также по значению приближаются к союзу и, но они стоят не между простыми предложениями, а внутри второго.

 [ ], то есть [ ].   [Так же вот жилось в родных Лозищах и Осипу], то есть [жилось неважно].

 [ ], а именно [ ].  [Мужская прислуга была доведена у нас до минимума], а именно [для всего дома полагалось достаточным не больше двух лакеев]. 



Задание к ОГЭ №12

Алгоритм выполнения

1. Выделите грамматические основы сложного предложения.

2. Выявите границы простых предложений в составе сложного.

3. Посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе сложного:

   

* Если на границе простых предложений нет союза, а присутствует только пунктуационный знак (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире) - перед вами бессоюзное сложное предложение (БСП);

*Если на границе простых предложений находится сочинительный союз (и, а, но, да, однако, зато, или, либо, же и др.) - предложение сложносочинённое (ССП).

                 Но проверьте, не соединяет ли союз однородные члены!

 * Если на границе простых предложений находится подчинительный союз (который, что, чтобы, когда, потому что, если, несмотря на то, что и др.) – предложение сложноподчинённое (СПП).


Помните, придаточное может находиться перед главным, после него и внутри главного! Если придаточное стоит внутри главного, при ответе следует выписать две цифры, так как вопрос предполагает указание и начала, и конца придаточной части!



Задание к ОГЭ №13

Три вида соподчинения

Существует три вида соподчинения придаточных предложений главному: 

последовательное, однородное, параллельное.

Однородное подчинение
[Но грустно думать] , (что напрасно была нам мо­лодость дана) , (что изменяли ей всечасно) , (что обманула нас она).. . (А. Пушкин) — [глагол] , (союз что) , (союз что) , (союз что )...

Однородные придаточные, как и однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с" помощью интонации) .

2.Параллельное подчинение
(Если бы мне иметь сто жизней) , [они не насытили бы всей жажды познания] , (которая сжигает меня) (В. Брю­сов) — (союз если ), [ сущ.] , (с. слово которая ).

Неоднородные придаточные имеют разное значение, отвечают на разные вопросы или зависят от разных слов в предложении.

3.Последовательное подчинение
[Она пришла в ужас'], (когда узнала) , (что письмо нёс отец) (Ф. Достоевский) — [ ], (с. когда глаг.) , (с. что) . Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться.



 1. При последовательном соподчинении первое придаточное предложение подчиняется главному, второе придаточное зависит от первого, третье - от второго и т.д.:

      Больше всего мне хотелось, (чего?) чтобы мама узнала, (что?) как о папе волнуются совершенно посторонние люди.

 2. При однородном соподчинении придаточные относятся к одному общему для них главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному виду:

     Дети очень чутки к слову, они остро чувствуют, (что?) где их обманывают, (что?)где становятся перед ними на корточки. конфетно сюсюкая, подделываясь под доброго дядю.

* Имейте в виду, что второй союз при однородном соподчинении может быть опущен:

    Он заглянул в окно тётиной комнаты, (почему?) потому что там горел свет и (почему?) слышались голоса.

3. При параллельном соподчинении придаточные предложения, имеющие разное значение и отвечающие на разные вопросы, относятся к одному главному:



     А (когда?) когда кончится война, (при каком условии?) если останемся живы, придумаем что-нибудь.


Задание к ОГЭ № 14

Алгоритм выполнения задания


1. Выделите грамматические основы сложного предложения.

2. Выявите границы простых предложений в составе сложного.

3. Посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе сложного.


! Если на границе простых предложений нет союза, а присутствует только пунктуационный знак (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире) - перед вами бессоюзное сложное предложение (БСП);


! Если на границе простых предложений находится сочинительный союз (и, а, но, да, однако, зато, или, либо, же и др.) - предложение сложносочинённое (ССП).

Но проверьте, не соединяет ли союз однородные члены!


! Если на границе простых предложений находится подчинительный союз (который, что, чтобы, когда, потому что, если, несмотря на то что и др.) – предложение сложноподчинённое (СПП).

Помните, придаточное может находиться перед главным, после него и внутри главного!

1. Если в сложном предложении после запятой на границе двух простых предложений нет подчинительного союза и его нет в самом начале синтаксической конструкции, то перед вами БСП.

 2. Если в сложном предложении после запятой на границе двух простых предложений нет подчинительного союза, но этот союз стоит в начале синтаксической конструкции, то перед вами СПП. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!