Цель данного урока: помочь учащимся "открыть" наличие у глаголов двух спряжений и запомнить окончания каждого, формировать умение распознавать лицо и число глагола, спрягать глаголы в настоящем и будущем времени, обобщить языковой материал в правило, закрепить знания о склонении имен существительных, активизировать словарный запас, обучать учащихся приемам самооценивания и взаимооценивания.
Просмотр содержимого документа
«Спряжение глагола. Презентация.»
Урок русского языка
УМК
«Начальная школа ХХI века»
4 класс
УМК «Начальная школа ХХ1 века» 4 класс
Урок подготовила учитель начальных классов
Школа № 1506
Уварова Елена Викторовна
Пятое декабря
Классная работа
Я
З
Язык
У
3 = Ц
Улица
Н
Вагон
5
4 = Е
Гореть
Р
2
1 = К
Костёр
« Глагол придаёт речи жизнь, - присутствием своим животворит отдельные слова».
Николай Греч .
Старый знакомый – Дядюшка Глагол ________ Вспомни, что ты знаешь о глаголе?
ГЛАГОЛ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ
ОБОЗНАЧАЕТ ДЕЙСТВИЕ предмета ИЛИ СОСТОЯНИЕ
ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
Несовершенный вид
Совершенный вид
Глаголы изменяются
по числам
по лицам
Формы глагола
Начальная форма
Личные
формы
Образуется при помощи суффиксов
Указывают на того, кем совершается действие
ть, чь, ти
Гореть
Добро не горит, не тонет .
От данных глаголов образуйте неопределённую форму
- Прошу
- Терплю
- Соберу
- Пойму
- Бегу
- Тру
- Подниму
- Ловлю
- Берегу
1.
п
т
2.
р
с
о
п
3.
е
о
с
р
6.
4.
5.
о
б
п
т
и
б
п
р
т
н
е
7.
я
т
е
л
е
ь
а
б
о
ж
т
ь
т
8.
р
д
ь
е
а
ь
о
е
т
н
9.
в
т
я
и
ь
ь
р
т
е
т
ч
ь
ь
ь
Тема урока:
Спряжение глагола
СПАСТИ
спасу
спасёшь
спасёт
спасём
спасёте
спасут
ЛЕТЕТЬ
лечу
летишь
летит
летим
летите
летят
ШЬ
ШЬ
Т
Т
М
М
ТЕ
ТЕ
-УТ (-ЮТ)
-АТ (-ЯТ)
Спряжение –
это изменение глаголов по лицам и числам и система его личных окончаний.
В русском языке два спряжения глаголов.
Одни глаголы изменяются
по лицам и числам (спрягаются)
по первому спряжению , а другие – по второму.
Это глагольчики-лилипутики. Однажды в город прилетел огромный дракон и потребовал привести ему на съедение нескольких лилипутиков. Трусишки вытолкнули близнецов –У и –Ю и сказали: «ЕШЬ!» «ЕШЬ!» «Да я уж ЕМ! ЕМ!» - улыбнулся дракон, завязывая на шее салфетку.
Но самые смелые глагольчики-лилипутики не испугались дракона, они крикнули: «ИШЬ , какой шустрый! ИШЬ чего захотел! ИМ, драконам, только позволь! Весь город сожрут! С тех пор лилипутики-трусишки живут в городе Первоспряженске, а лилипутики-смельчаки в новом городе Второспряженске.
ЛИЛИПУТИКИ – ЭТО ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ.
Глаголы I спряжения легко отличить от глаголов II спряжения только тогда, когда их личные окончания находятся под ударением
ТИПЫ СПРЯЖЕНИЯ
II спряжение
I спряжение
-У
-ЕШЬ
-ЕТ
-У
-ИШЬ
-ИТ
Вывод
- Если у глагола личные окончания
- ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют),
то это глаголы 1 спряжения.
- Если у глагола личные окончания
- ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят),
то это глаголы 2 спряжения.
Итог урока .
Над какой темой мы работали?
Что нового узнали?
Чему учились?
Какое настроение от урока?
- Шевелить мозгами
- Краем уха
- Хлопать ушами