СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сравнение исследовательской и проектной деятельности по разным признакам

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентациии в игровой интерактивной форме сравнивается проектная и исследоватеьская деятельность. 

Материал может быть использован для работы как с учителями, так и учащимися старших классов.

 

Просмотр содержимого документа
«Сравнение исследовательской и проектной деятельности по разным признакам»

Сравнение  исследовательской и проектной деятельности Купцова Анна Викторовна, к. п. н., педагог дополнительного образования МОУ «СОШ № 14» г. о. Подольск Московской области e-mail: anna.yashukova@mail.ru

Сравнение исследовательской и проектной деятельности

Купцова Анна Викторовна,

к. п. н., педагог дополнительного образования

МОУ «СОШ № 14» г. о. Подольск Московской области

e-mail: [email protected]

Соотношение проектной и исследовательской деятельности  исследовательская деятельность проектная деятельность 2. Исследовательская деятельность осуществляется при выполнении проекта 1. Проектная и исследовательская деятельность осуществляется отдельно 3. Проектная деятельность осуществляется при выполнении исследования

Соотношение проектной и исследовательской деятельности

исследовательская деятельность проектная деятельность

2. Исследовательская деятельность осуществляется при выполнении проекта

1. Проектная и исследовательская деятельность осуществляется отдельно

3. Проектная деятельность осуществляется при выполнении исследования

Соотношение проектной и исследовательской деятельности Исследование  Проект может быть частью проекта , если для выполнения проекта необходимы новые знания, например, для определение актуальности проекта может быть частью исследования , если для исследования необходимо решение практической задачи, например, разработка средств обучения (в педагогическом исследовании)  Результаты социологического опроса Пособие для учителя, содержащее задания, используемые для проведения диссертационного исследования (2003)

Соотношение проектной и исследовательской деятельности

Исследование

Проект

может быть частью проекта , если для выполнения проекта необходимы новые знания, например, для определение актуальности проекта

может быть частью исследования , если для исследования необходимо решение практической задачи, например, разработка средств обучения (в педагогическом исследовании)

Результаты социологического опроса

Пособие для учителя, содержащее задания, используемые для проведения диссертационного исследования (2003)

Соотношение проектной и исследовательской деятельности  исследовательская деятельность проектная деятельность 2. Исследовательская деятельность осуществляется при выполнении проекта 1. Проектная и исследовательская деятельность осуществляется отдельно 4. Проектная и исследовательская деятельность «пересекаются» 3. Проектная деятельность осуществляется при выполнении исследования

Соотношение проектной и исследовательской деятельности

исследовательская деятельность проектная деятельность

2. Исследовательская деятельность осуществляется при выполнении проекта

1. Проектная и исследовательская деятельность осуществляется отдельно

4. Проектная и исследовательская деятельность «пересекаются»

3. Проектная деятельность осуществляется при выполнении исследования

Соотношение проектной и исследовательской деятельности Термин «исследовательский проект» в науке — это форма подачи заявки в грантовые центры на финансирование исследования. Учебные исследования обучающихся называют «исследовательскими проектами» и к ним предъявляются требования и как к исследованию, и как к проекту. Это оказывает негативное влияние на качество ученической работы, её организацию, проведение и оформление результатов. Для научно-практических конференций обучающийся должен выполнить реально две разные работы. Одна работа — исследовательская, вторая работа — проект. Важно, чтобы учащийся различал эти типы деятельности как разные и в первом случае действовал как исследователь, а во втором случае — как проектировщик. По материалам сайта «Школа на ладони» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://contest.schoolnano.ru/progmaterial/project_edu_ch1/ (дата обращения: 25.10.2018)

Соотношение проектной и исследовательской деятельности

Термин «исследовательский проект» в науке — это форма подачи заявки в грантовые центры на финансирование исследования.

Учебные исследования обучающихся называют «исследовательскими проектами» и к ним предъявляются требования и как к исследованию, и как к проекту. Это оказывает негативное влияние на качество ученической работы, её организацию, проведение и оформление результатов.

Для научно-практических конференций обучающийся должен выполнить реально две разные работы. Одна работа — исследовательская, вторая работа — проект. Важно, чтобы учащийся различал эти типы деятельности как разные и в первом случае действовал как исследователь, а во втором случае — как проектировщик.

По материалам сайта «Школа на ладони» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://contest.schoolnano.ru/progmaterial/project_edu_ch1/ (дата обращения: 25.10.2018)

Сравнение проекта и исследования:  общие характеристики организационно-управленческого плана Целеполагание и формулировка задач , которые следует решить; выбор средств и методов , адекватных поставленным целям; планирование , определение последовательности и сроков работ; собственно проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;  представление результатов .

Сравнение проекта и исследования: общие характеристики организационно-управленческого плана

Целеполагание и формулировка задач , которые следует решить;

выбор средств и методов , адекватных поставленным целям;

планирование , определение последовательности и сроков работ;

собственно проведение проектных работ или исследования;

оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;

представление результатов .

Играем в крестики-нолики Поиграйте в крестики-нолики. Найдите выигрышный путь, который составляют постоянные  составные части воздуха . Водяные пары Озон Углекислый газ Благородные газы Азот Кислород Оксиды серы Микроорганизмы Пыльца Возможные варианты правильных ответов .

Играем в крестики-нолики

Поиграйте в крестики-нолики. Найдите выигрышный путь, который составляют постоянные составные части воздуха .

Водяные пары

Озон

Углекислый газ

Благородные газы

Азот

Кислород

Оксиды серы

Микроорганизмы

Пыльца

Возможные варианты правильных ответов .

Сравнение проекта и исследования   Поиграйте в крестики-нолики. Найдите выигрышный путь, который составляют признаки исследования . Целеполагание и формулировка задач, которые следует решить Изменение ситуации в желаемом направлении; действие, обеспечивающее изменение системы Формирование у учащихся готовности относиться к миру человеческой цивилизации как к «проекту»; к тому, что создается по воле людей Природа понимается как источник, который человек может использовать, если он откроет законы природы Изучение природных и социальных процессов, обещающих (пусть и потенциально) практический эффект Формирование у учащихся познавательной установки на то, что «мир познаваем» и готовности исследовать мир «как он есть на самом деле» Представление Окружающий мир понимается как пространство изменения и преобразования результатов Планирование, определение последовательности и сроков работ

Сравнение проекта и исследования

Поиграйте в крестики-нолики. Найдите выигрышный путь, который составляют признаки исследования .

Целеполагание и формулировка задач, которые следует решить

Изменение ситуации в желаемом направлении; действие, обеспечивающее изменение системы

Формирование у учащихся готовности относиться к миру человеческой цивилизации как к «проекту»; к тому, что создается по воле людей

Природа понимается как источник, который человек может использовать, если он откроет законы природы

Изучение природных и социальных процессов, обещающих (пусть и потенциально) практический эффект

Формирование у учащихся познавательной установки на то, что «мир познаваем» и готовности исследовать мир «как он есть на самом деле»

Представление

Окружающий мир понимается как пространство изменения и преобразования

результатов

Планирование, определение последовательности и сроков работ

Сравнение проекта и исследования   Целеполагание и формулировка задач, которые следует решить Формирование у учащихся готовности относиться к миру человеческой цивилизации как к «проекту»; к тому, что создается по воле людей Изменение ситуации в желаемом направлении; действие, обеспечивающее изменение системы Изучение природных и социальных процессов, обещающих (пусть и потенциально) практический эффект Формирование у учащихся познавательной установки на то, что «мир познаваем» и готовности исследовать мир «как он есть на самом деле» Природа понимается как источник, который человек может использовать, если он откроет законы природы Окружающий мир понимается как пространство изменения и преобразования Представление результатов Планирование, определение последовательности и сроков работ по предназначению по отношению деятельности к окружающему миру по культурологическому предназначению

Сравнение проекта и исследования

Целеполагание и формулировка задач, которые следует решить

Формирование у учащихся готовности относиться к миру человеческой цивилизации как к «проекту»; к тому, что создается по воле людей

Изменение ситуации в желаемом направлении; действие, обеспечивающее изменение системы

Изучение природных и социальных процессов, обещающих (пусть и потенциально) практический эффект

Формирование у учащихся познавательной установки на то, что «мир познаваем» и готовности исследовать мир «как он есть на самом деле»

Природа понимается как источник, который человек может использовать, если он откроет законы природы

Окружающий мир понимается как пространство изменения и преобразования

Представление

результатов

Планирование, определение последовательности и сроков работ

по предназначению

по отношению

деятельности

к окружающему миру

по культурологическому предназначению

Сравнение проекта и исследования   Поиграйте в крестики-нолики. Найдите выигрышный путь, который составляют признаки проекта . Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям Оценка ситуации как познавательной проблемы, связанной с отсутствием объяснения причин того или иного явления, события Анализ, позволяющий преобразовать объект. Наблюдение, эксперимент, интерпретация. Оценка ситуации социокультурного характера, как неудовлетворительной; обозначение проблем, порождающих её Поиск ответа на вопрос «Как устроена ситуация, которую мы собираемся изменить?» Оформление результатов деятельности Изучение окружающего мира, поиск ответа на вопрос «Как устроен мир?» Проведение проектных работ или исследования Продукт деятельности —реальные объекты (эффекты) с заданным потребительским качествами. Объект создается для конкретного использования Результат деятельности — новое знание теоретического или прикладного характера 

Сравнение проекта и исследования

Поиграйте в крестики-нолики. Найдите выигрышный путь, который составляют признаки проекта .

Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям

Оценка ситуации как познавательной проблемы, связанной с отсутствием объяснения причин того или иного явления, события

Анализ, позволяющий преобразовать объект.

Наблюдение, эксперимент, интерпретация.

Оценка ситуации социокультурного характера, как неудовлетворительной; обозначение проблем, порождающих её

Поиск ответа на вопрос «Как устроена ситуация, которую мы собираемся изменить?»

Оформление результатов деятельности

Изучение окружающего мира, поиск ответа на вопрос «Как устроен мир?»

Проведение проектных работ или исследования

Продукт деятельности —реальные объекты (эффекты) с заданным потребительским качествами. Объект создается для конкретного использования

Результат деятельности — новое знание теоретического или прикладного характера 

Сравнение проекта и исследования   Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям Анализ, позволяющий преобразовать объект. Оценка ситуации как познавательной проблемы, связанной с отсутствием объяснения причин того или иного явления, события Оценка ситуации социокультурного характера, как неудовлетворительной; обозначение проблем, порождающих её Поиск ответа на вопрос «Как устроена ситуация, которую мы собираемся изменить?» Наблюдение, эксперимент, интерпретация. Оформление результатов деятельности Продукт деятельности —реальные объекты (эффекты) с заданным потребительским качествами. Объект создается для конкретного использования Изучение окружающего мира, поиск ответа на вопрос «Как устроен мир?» Проведение проектных работ или исследования Результат деятельности — новое знание теоретического или прикладного характера  по проблематике по используемым процедурам по результату деятельности

Сравнение проекта и исследования

Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям

Анализ, позволяющий преобразовать объект.

Оценка ситуации как познавательной проблемы, связанной с отсутствием объяснения причин того или иного явления, события

Оценка ситуации социокультурного характера, как неудовлетворительной; обозначение проблем, порождающих её

Поиск ответа на вопрос «Как устроена ситуация, которую мы собираемся изменить?»

Наблюдение, эксперимент, интерпретация.

Оформление результатов деятельности

Продукт деятельности —реальные объекты (эффекты) с заданным потребительским качествами. Объект создается для конкретного использования

Изучение окружающего мира, поиск ответа на вопрос «Как устроен мир?»

Проведение проектных работ или исследования

Результат деятельности — новое знание теоретического или прикладного характера 

по проблематике

по используемым

процедурам

по результату деятельности

Сравнение проекта и исследования   Поиграйте в крестики-нолики. Найдите выигрышный путь, который составляют признаки исследования . Включает формулировку проблемы, выдвижение гипотезы и экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений Реализацию работ предваряет детальное представление о будущем объекте (эффекте), планирование процесса создания продукта, реализации этого плана и оценку его выполнения Руководитель — обучающийся Наличие материально-технических ресурсов Нельзя точно установить время, необходимое для получения результата Наличие  кадровых ресурсов Результат  должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле Результат должен быть получен в точно обозначенное время Точный результат не может быть предсказан По материалам сайта «Школа на ладони» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://contest.schoolnano.ru/progmaterial/project_edu_ch1/ (дата обращения: 25.10.2018)

Сравнение проекта и исследования

Поиграйте в крестики-нолики. Найдите выигрышный путь, который составляют признаки исследования .

Включает формулировку проблемы, выдвижение гипотезы и экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений

Реализацию работ предваряет детальное представление о будущем объекте (эффекте), планирование процесса создания продукта, реализации этого плана и оценку его выполнения

Руководитель — обучающийся

Наличие материально-технических ресурсов

Нельзя точно установить время, необходимое для получения результата

Наличие

кадровых ресурсов

Результат  должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле

Результат должен быть получен в точно обозначенное время

Точный результат

не может быть предсказан

По материалам сайта «Школа на ладони» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://contest.schoolnano.ru/progmaterial/project_edu_ch1/ (дата обращения: 25.10.2018)

Сравнение проекта и исследования   Включает формулировку проблемы, выдвижение гипотезы и экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений Реализацию работ предваряет детальное представление о будущем объекте (эффекте), планирование процесса создания продукта, реализации этого плана и оценку его выполнения Руководитель — обучающийся Наличие Наличие материально-технических ресурсов Нельзя точно установить время, необходимое для получения результата Результат  должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле  кадровых ресурсов Результат должен быть получен в точно обозначенное время Точный результат не может быть предсказан по структуре деятельности по времени деятельности по результату

Сравнение проекта и исследования

Включает формулировку проблемы, выдвижение гипотезы и экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений

Реализацию работ предваряет детальное представление о будущем объекте (эффекте), планирование процесса создания продукта, реализации этого плана и оценку его выполнения

Руководитель — обучающийся

Наличие

Наличие материально-технических ресурсов

Нельзя точно установить время, необходимое для получения результата

Результат  должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле

кадровых ресурсов

Результат должен быть получен в точно обозначенное время

Точный результат

не может быть предсказан

по структуре

деятельности

по времени

деятельности

по результату

Понятия «проект» и «исследование» Проект  – это деятельность временного коллектива , направленная на достижение чётко сформулированной цели и получение определённого результата ( изменения ) в заданный промежуток времени с использованием различных ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических и т. д.). Исследование – это специфическая человеческая деятельность , которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на  удовлетворение познавательных интеллектуальных потребностей , продуктом которой  является новое знание , полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с  объективными законами и наличными обстоятельствами , определяющими реальность и достижимость цели. 

Понятия «проект» и «исследование»

Проект  – это деятельность временного коллектива , направленная на достижение чётко сформулированной цели и получение определённого результата ( изменения ) в заданный промежуток времени с использованием различных ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических и т. д.).

Исследование это специфическая человеческая деятельность , которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на  удовлетворение познавательных интеллектуальных потребностей , продуктом которой  является новое знание , полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с  объективными законами и наличными обстоятельствами , определяющими реальность и достижимость цели. 

Нормативный документ Проектная и исследовательская деятельность в ПООП среднего общего образования «Исследовательское направление работы старшеклассников должно носить выраженный научный характер . Для руководства исследовательской работой обучающихся необходимо привлекать специалистов и ученых из различных областей знаний . Особенности исследовательской работы старшеклассников: Возможно выполнение исследовательских работ и проектов обучающимися вне школы – в лабораториях вузов, исследовательских институтов, колледжей . выраженный научный характер; руководит исследованием — специалист в определённой области (очно или дистанционно); место проведения – лаборатории институтов. В случае если нет организационной возможности привлекать специалистов и ученых для руководства проектной и исследовательской работой обучающихся очно, желательно обеспечить дистанционное руководство этой работой (посредством сети Интернет).»

Нормативный документ

Проектная и исследовательская деятельность

в ПООП среднего общего образования

«Исследовательское направление работы старшеклассников должно носить выраженный научный характер .

Для руководства исследовательской работой обучающихся необходимо привлекать специалистов и ученых из различных областей знаний .

Особенности исследовательской работы старшеклассников:

Возможно выполнение исследовательских работ и проектов обучающимися вне школы – в лабораториях вузов, исследовательских институтов, колледжей .

  • выраженный научный характер;
  • руководит исследованием — специалист в определённой области (очно или дистанционно);
  • место проведения – лаборатории институтов.

В случае если нет организационной возможности привлекать специалистов и ученых для руководства проектной и исследовательской работой обучающихся очно, желательно обеспечить дистанционное руководство этой работой (посредством сети Интернет).»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!