СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сравнение обыкновенных дробей

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный  (интегрированный урок общей методологической направленности).

Просмотр содержимого документа
«Сравнение обыкновенных дробей»

Сравнение обыкновенных дробей. Тип урока: комбинированный урок ( интегрированный урок общей методологической направленности).

Цель:

-Закрепить знания о дробях и подвести к выводу о значимости системы данных знаний в определении личностных качеств человека.

-Учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия; учить устанавливать межпредметные связи; формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия; развивать самостоятельное мышление, речь учащихся;

- Убедить учащихся в научной, практической, жизненной значимости открытия; содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий; создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания.

Задачи:

Познавательные УУД:

-Умение определять тему, идею произведения, находить ключевые слова, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

-Умение пользоваться справочной и научной литературой, другими современными источниками информации;

-Умение сравнивать дроби и выявлять свойства дробей в зависимости от изменения числителя и знаменателя.

-Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Регулятивные УУД:

-Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

-Определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

-Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

-Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные:

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

-Работать индивидуально и в группе: находить общее решение на основе согласования позиций и учета интересов;

-Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

-Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

-Умение договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды.

Личностные:

-Учиться замечать и признавать расхождение своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями;

-Сравнивать свои оценки с оценками других. Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми;

-Уметь в ходе личностной саморефлексии определять свою систему ценностей.

Учебно-методический комплекс: текст В.П.Катаева «Пень», словарь Ожегова, презентация Power Point, раздаточный материал.

Основные понятия: дробь, обыкновенная дробь, правильная, неправильная дробь, числитель, знаменатель, басня, гордость, зазнайство, высокомерие, самооценка, тема, идея.

Организация пространства: групповая, фронтальная работа.

Межпредметные связи: литература, русский язык, математика, обществознание.

Ход урока.

1.Мотивация к учебной деятельности:

Добрый день, ребята, гости!

Посмотрите друг на друга, гостей, улыбнитесь.

Присаживайтесь.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книга, ручка и тетрадка?

И линейку не забудь —

В математику держим путь.

2.Ребята, послушайте сказку В.П.Катаева.

В лесу стоял большой старый пень. 
Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. 
Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. 
Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрёл дальше. 
Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше. 
Возгордился старый пень и говорит деревьям: 
— Видите, даже люди — и те мне кланяются. Пришла бабушка — поклонилась, пришли девочки — поклонились, пришёл старик — поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь!
Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой и грустной осенней красоте. 
Рассердился старый пень и ну кричать: 
— Кланяйтесь мне! Я ваш царь! 
Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала: 
— Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не кланяются тебе, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.

- О чем этот рассказ, т.е. его тема?

- Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел?    осуждение гордого пня)

Учитель:

Казалось бы, мы правильно определили идею рассказа. Но не показался ли вам этот рассказ притчей, басней, в которой осуждается не столько старый бедный пень, сколько кичливый высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено?

(учащиеся вспоминают, что такое басня, притча, т.к. недавно изучали это на уроке литературы. Они сравнивают героев басни с героем рассказа. Говорят, что прочитанный рассказ носит поучительный характер так же как басня и притча)

(презентация слайд 7 – Как можно озаглавить текст)

- Как бы вы назвали этот рассказ? (Варианты:» Старый пень», «Притча о гордом человеке», « Ты не царь").

- Какое название отражает в большей степени основную мысль?

4) словарно-лексическая работа.

- Какое слово в этом тексте является ключевым?   (уч-ся отвечают: гордость).

- Подберите синонимы к слову гордость (гордость, зазнайство, высокомерие).

- Понимаете ли вы разницу в значении слов?

- Что вы знаете о приставке воз-? (при добавлении к глаголам образует глаголы со значением направления действия вверх). Обратите внимание, что пень не гордился, а возгордился. Какой оттенок придаёт слову приставка –воз? (отрицательный).Ещё раз вернёмся к идее сказки и сформулируем вывод

     - О таком пороке, как зазнайство, высокомерие говорили еще в древние    времена, вот послушайте, что писал древний комедиограф Менандр (342 до н.э.- 291 до н.э.): «Выше высокомерия нет гнуснее порока». А Лопе де Вега, испанский драматург, сказал так: «Учтивость отомкнет везде Расположенье и доверье, А глупое высокомерье – ключ к неприязни и вражде».

Об этом не раз говорил известный русский писатель Л.Н.Толстой. Как вы думаете, ребята, почему именно Толстого я привожу в пример? Назовите героя произведения Л.Н.Толстого , похожего на пень из сказки (Костылин).

Ещё раз вернёмся к идее сказки и сформулируем вывод: Человек должен говорить о себе то, что он из себя представляет, тогда всё будет в порядке.

Поэтому я обратилась к гениальному высказыванию Толстого:

3.Обратимся к эпиграфу. «Человек подобен дроби: в знаменателе — то, что он о себе думает, в числителе — то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь. »

Лев Николаевич Толстой

Как вы понимаете высказывание Л.Н.Толстого?

4.Чтобы ответить на вопрос: Какие уроки можно извлечь из всего сказанного? Нам помогут пазлы.

-Чем правильнее и адекватнее ты себя оцениваешь, тем ближе числитель и знаменатель, то есть ты стремишься к целому с окружающим миром, с обществом.

-У каждого человека разная самооценка. Она может быть низкой или высокой, самооценка как дробь, которая бывает правильной и неправильной. Ложная или заниженная самооценка сдерживает развитие способностей, рождает неверие в себя.

-С правильной дробью легче умножать, делить, а с правильным человеком легче общаться!

-Чем больше знаменатель, тем меньше дробь. Если человек думает только о себе, то он эгоист. Это удивительное сравнение человека с дробью заставляет задуматься о том, каким должен быть человек.

-Чем больше ты о себе говоришь, тем больше становится у тебя знаменатель, и ты близишься не к совершенству, а к нулю. Когда знаменатель совпадает с числителем, тогда дробь получается целой и человек становится полноценной личностью.

Учитель:

Уже в раннюю пору творчества Толстой пришел к мысли о том, что живой человеческий характер представляет собой сложное сочетание различных, нередко противоречивых черт и качеств. И, наблюдая множественность таких сочетаний, Толстой пытался найти “формулу” для их обозначения.

Живой человеческий характер представлялся ему дробью, в числителе которой писатель поставил достоинства и добродетели человека (его “преимущества”), а в знаменателе — его недостатки, главный из которых считал самомнение. Чем больше знаменатель, тем, естественно, меньше дробь, и наоборот: при меньшем знаменателе дробь, выражающая действительную “стоимость” человека, его нравственную ценность, повышается.

5.Учитывая всё выше сказанное, к чему мы с вами должны прийти?

Используя знания по математике, мы можем научиться правильно оценивать себя, правильно научиться жить.

6.Составляют формулу самооценка словами.

Успех

Самооценка = ——————

Притязания (Стремление добиться признания чего-н. при отсутствии оснований на такое признание). 

Желаю вам достичь подобного совершенства.

7. Как в математике называется данное выражение? Ответить на этот вопрос вам поможет загадка:

Она бывает охотничья, барабанная и математическая. (дробь)

Давайте повторим всё, что мы знаем о дроби:

а) что такое дробь?

б) что показывает числитель дроби?

в) что показывает знаменатель дроби?

г) какие дроби называются правильными?

д) какие дроби называются неправильными?

8. На столах приготовлены конверты с (красная отметка) с заданием и конверты (зелёная отметка) с алгоритмом выполнения задания. На выполнение 3 мин.

Задание № 1.

Расположите дроби в порядке убывания. Подчеркните дробь равную 1 красным карандашом. Правильную дробь – синим карандашом. Неправильную дробь – зелёным карандашом.

Задание №2.

Расположите дроби в порядке убывания. Подчеркните дробь равную 1 красным карандашом. Правильную дробь – синим карандашом. Неправильную дробь – зелёным карандашом.

Задание №3.

Расположите дроби в порядке убывания. Подчеркните дробь равную 1 красным карандашом. Правильную дробь – синим карандашом. Неправильную дробь – зелёным карандашом.

Задание №4.

Расположите дроби в порядке убывания. Подчеркните дробь равную 1 красным карандашом. Правильную дробь – синим карандашом. Неправильную дробь – зелёным карандашом.

Алгоритм:

  • Привести дроби к общему знаменателю;

  • Расставить полученные дроби в порядке возрастания (убывания)

  • Записать ответ дробям, данными в задании.

Доклад каждой команды с обоснованием ответа.

9. А теперь откройте конверт с синей отметкой. В нём вы найдёте следующее задание. Ответ вы должны оформить в том виде, какой вам предложен.

Задание синего конверта.

Какие люди, на ваш взгляд, похожи на эти дроби?

В каждом конверте набор карточек с историческими личностями и их небольшие характеристики. Учащимся представлены карточки, на которых изображены Иван IV Грозный, Михайло Ломоносов, Петр Первый, В.В. Путин. (Ответ должен быть обоснованным).

10. Домашнее задание. Домашнее задание на платформе «Якласс» базовый уровень. Задание направлено вам на электронную почту. Это тренажёр по теме «Дроби».

11. Рефлексия.

Ребята, у вас на столах есть чистые карточки. Напишите на этих карточках дробь, которой вы соответствуете в данный момент. Объясните почему?