Черты сходства | различия |
1. Выпускник должен знать роль биологии в формировании современной научной картины мира. | 1. На базовом уровне – раскрывать роль биологии на примерах и в практической деятельности людей; на профильном уровне – оценивать роль биологии и прогнозировать перспективы развития биологии. |
2. Знание основополагающих биологических понятий: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера. | 2. На базовом уровне – понимать смысл, различать и описывать системную связь между этими основополагающими биологическими понятиями; на профильном уровне –устанавливать и характеризовать связь этих основополагающих биологических понятий с основополагающими понятиями других естественных наук. |
3. Уметь проводить исследования, ставить эксперименты, выдвигать гипотезы. | 3. На базовом уровне –использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы; формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез; на профильном уровне – проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов. |
4. Знать строение клеток, уметь устанавливать связь строения и функций компонентов клетки. | 4. На базовом уровне – уметь распознавать клетки прокариот и эукариот, клетки растений и животных по описанию и на схематических изображениях; на профильном уровне – выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы. |
5. Знать основные признаки популяции и биологического вида. | 5. На базовом уровне – распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам; на профильном уровне – характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции. |
6. Выпускник знает основы эволюционной теории и может использовать её для объяснения многообразия организмов. | 6. На базовом уровне – выпускник может объяснить многообразие организмов, применяя эволюционную теорию; на профильном уровне – выпускник может не только объяснить многообразие видов, но и обосновать причины изменяемости видов, применяя синтетическую теорию эволюции. |
7. Выпускник должен уметь составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания). | 7. На профильном уровне – не только составлять цепи питания, но и уметь составлять сети питания, а также прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды. |
8. Объяснять причины наследственных заболеваний. | 8. На профильном уровне – раскрывать причины наследственных заболеваний, а также аргументировать необходимость мер предупреждения таких заболеваний. |
9. Решать задачи на определение количества хромосом | 9. На базовом уровне – имеют возможность научиться решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов); на профильном уровне – могут определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла. |
10. Могут научиться решать генетические задачи. | 10. На базовом уровне – имеют возможность научиться решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику; на профильном уровне – могут решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы наследственности и закономерности сцепленного наследования. |
11. Имеют возможность научиться оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды | 11. На базовом уровне – имеют возможность научиться оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ; на профильном уровне – имеют возможность научиться выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы; использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет. |