План – конспект открытого урока по литературному чтению
Класс: 2 класс
Тема урока: Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной».
Учебник: Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий, литературное чтение, 2 класс (1-4).
Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Цель урока: формирование эстетического восприятия, осмысления лирических стихотворений посредством творчества Ф.И.Тютчева
Задачи:
-познакомить учащихся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»;
-помочь понять настроения, чувства поэтов, художников, композиторов, которые описывали осеннее время года;
-учить детей работать с лирическим произведением, понимать смысл художественного слова, ввести новые понятия «средства языка»: «эпитет», «олицетворение», «сравнение», расширить словарный запас
-находить средства художественной изобразительности в анализируемом тексте, определять их роль
-сформировать систему новых понятий - «средства художественного слова», научить детей способам выразительного чтения текста: расстановка пауз-коротких и длительных, постановка логического ударения.
Предполагаемые результаты:
личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к родной природе, уважительного отношения к русской литературе, русскому языку.
метапредметные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал. Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.
Выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы.
предметные:умение анализировать стихотворения, сопоставлять лирических героев, образы родной природы, создаваемые Ф. И. Тютчевым; определение в стихотворениях изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идеи стихотворения; владение литературоведческой терминологией при анализе стихотворений.
Оборудование:
1. Презентация к уроку
2. «Времена года. Осень». П.И. Чайковского.
3. Репродукция картин художников: И.Левитан «Золотая осень»,
Василий Поленов «Золотая осень», «Осень», видеоролике «Есть в осени первоначальной…»
4. «Дерево настроения»: листочки зелёного, жёлтого, оранжевого цвета.
5. Раздаточный материал для учащихся: «Журнал исследований», текст стихотворения, домашнего задания.
Ход урока
Слайд №1
1) Организационный этап.
-Дыхательная гимнастика
- Из глубокого колодца (руки «О»)
- Солнце медленно встает (руки над головой)
- Свет его на нас прольётся (руки вытянуты перед собой, ладошками вверх)
- Луч его нам улыбнется (руки параллельно вытянуты)
- Новый день она начнет (руки вниз широко)
- С наступлением нового дня, ребята! Улыбнитесь мне, а я вам, Улыбнитесь друг другу, пусть наш новый день будет таким же солнечным, как Ваши улыбки.
II. Введение в тему урока .
Учитель:
-Ребята сегодня необычный урок. Я приглашаю вас отправиться в мир поэзии. Мы постараемся понять, что пытались разные авторы выразить своими произведениями. Послушайте сначала композицию.
- произведение П.И.Чайковского «Времена года» - «Осень»
- Какая была музыка? (спокойная грустная, печальная музыка, хочется подумать о чём-то, посидеть в тишине, музыка была быстрая, активная, стремительная, весёлая…)
-Какие чувства вызвало у вас произведение?(спокойствие, грусть, печаль, задумчивость…)
Когда у человека бывает такое настроение? (когда что –то произошло, не получил что очень хотел, когда обидели…)
-Сейчас еще раз прослушаем композицию, постарайтесь представить какую-нибудь картину.
Композитор Пётр Ильич Чайковский выразил свои чувства через музыку.
Как еще можно выразить свои чувства? фотограф-фотография, художник-картина, писатель- через слово
Итог: свои чувства своё отношение к чему-либо человек может выразить посредством произведений искусства: музыки, картин художников, фотографию и через художественные произведения.
- Наверное, вы согласитесь, что литература – это необыкновенная волшебная страна. Авторы – это волшебники. И у каждого есть волшебная палочка. У автора – это слово. Одним росчерком пера он может превратить простые слова в необычные, загадочные. Или просто придать им новое значение. А может мы сами научимся владеть этой волшебной палочкой….
II. Введение в тему урока .
Учитель : Слайд.
- Послушайте стихи. Что объединяет эти стихотворения?
Меж редеющих верхушек показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-жёлтая листва
Лес точно терем расписной
лиловый,золотой,багряный.
Весёлой,пёстрою стеной
стоит над светлою поляной.
Учитель:
Какие чувства вызвали у Вас эти произведения?
- Что объединяет эти стихотворения? Каким здесь описан лес? Как бы вы заголовок дали? Посмотрите, какие замечательные стихотворения написали эти авторы. И.Бунин «Осень», А.Твардовский «Лес осенью»
Ученики:
- Изображение осенней природы в творчестве знаменитых поэтов.
- Стихотворения на одну тему.
Учитель: Одним из таких поэтов талантливых был Ф.И.Тютчев. Он очень любил это время года.
Как вы думаете, какая тема нашего урока?
-Чему будем учиться? будем учиться понимать стихотворение Ф.И.Тютчева
- Чтобы лучше понимать произведения поэтов, писателей нужно лучше их знать, изучать биографию- жизнь поэта.
Слайд №6 (Портрет Ф.И. Тютчева).
- Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873) – один из крупнейших поэтов ХIХ века. Трепетной и нежной любовью к своей природе пронизаны его стихотворения. С Тютчевым мы открываем для себя величественную красоту природы.
Не вдумаешься в слово – не поймешь смысл. И только внимательный читатель способен его разгадать. Как вы понимаете данные слова? А вы внимательные читатели? Сегодня мы это проверим.
- Одним из лучших лирических стихотворений Тютчева, посвященных изображению осенней природы, является стихотворение «Есть в осени первоначальной».
III. Этап постановки учебной задачи на основе первичного восприятия текста.
1) Видеоролик. Слушание.
Учитель:
2) Вспомните, какие чувства вы испытали читали стихи об осени? Сравните их с чувствами которые вызвало произведение Ф.И.Тютчева?
Стадия осмысления.
1.Работа с текстом. Чтение текста с маркировкой (пометки карандашом)
-Возьмите простой карандаш. Прочитайте текст, делая пометки карандашом на полях:
«?» - не понял. (Учащиеся читают текст).
2) Словарная работа.
О какой поре осени рассказывает поэт? (ранняя осень).
- Значение каких слов в стихотворении вам были непонятны? Попробуйте их объяснить.
Серп - ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков с корня.
Лазурь - светло-синий цвет, синева.
На праздной борозде - отдыхающее поле, с неё убрали урожай.
Учитель:
V. Анализ стихотворения и формирование умения выразительного чтения
–Прочитайте первое четверостишие и словесно нарисуйте картину осени. Что вы представили?
-Начало осени. Солнечный, тёплый день. Небо ясное, голубое, воздух прозрачный.
Самостоятельно в паре ученики выделяют голосом, а карандашом в учебнике подчеркивают логическое ударение, выделяют паузы.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора. II
Весь день стоит как бы хрустальный, I
И лучезарны вечера.....II
-Прочитайте второе четверостишие. Опишите увиденную вами картину.
-Поле тихое, пустое. Хлеба убраны. Чернеет земля. На солнце блестит паутина.
Где бодрый серп гулял и падал колос, I
Теперь уж пусто все – простор везде, I
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде. II
Учитель :
-Прочитайте третье четверостишие. Какую картину вы представили?
Тишина. Не слышно щебетания птиц. Небо ясное, без единого облачка.
Учитель:
- Какое чувство вызывает у самого поэта картина осени?
- Он испытывает чувство изумления и восхищения от непередаваемо красивой и короткой поры, когда только что начинающаяся осень сменяет уходящее лето.
Поэту и радостно, и грустно. Радостно от того, что он видит вокруг, а грустно – от сознания, что все это скоро пройдет, что впереди ненастье, зимние холода и метели.
Прочитайте эти строки.
Пустеет воздух, I птиц не слышно боле, I
Но далеко еще до первых зимних бурь - I
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.....II
Учитель:
- Федор Иванович Тютчев рисует картину осени, которая приносит с собой грусть. Отыщите эти строчки в стихотворении.
Ученик :
- теперь уж пусто все.
Учитель:
- Но почему же нас, читателей, не пугает эта пустота, а на сердце по-прежнему тепло и радостно? Как об этом говорит поэт?
Ученица:
- Но далеко еще до первых зимних бурь - / И льется чистая и теплая лазурь / На отдыхающее поле.
- Учитель:
- А знаете ли вы, как в народе называют эту короткую удивительную пору? Бабье лето.
Что значит прочитать выразительно? В каком темпе следует читать стихотворение?
Ученики:
- Выделять голосом главные слова, выбрать темп чтения, соблюдать паузы, интонацию. Поэт очарован, он боится нарушить покой. Читаем в замедленном темпе, напевно. В стихотворении нет восклицательных знаков, нет бурной смены чувств. Умиротворение, очарование, спокойствие пришло вместе со стихотворением.
Мы сегодня познакомимся еще с одним стихотворением. Его автор Апполон Николаевич Майков. Сейчас я расскажу немного о нем.
Аполлон Николаевич Майков родился в Москве 4 июня (23 мая по старому стилю) 1821 года. Отец Аполлона Майкова - Николай Аполлонович Майков - был талантливы художником, достигшим звания академика живописи, а мать, Евгения Петровна, писала книги. В связи с этим он рано начал рисовать и писать стихи.
Аполлон Николаевич в 16 лет поступил на юридический факультет Петербургского университета. Занятия римским правом пробудили в нем глубокий интерес к античному миру, проявившийся впоследствии в его творчестве. Майков знал в совершенстве несколько языков, в том числе латынь и древнегреческий.
Здесь, как отмечали его современники, "нашел он свою честь и свое место", занимаясь благотворительной деятельностью. Благодаря его хлопотам и стараниям в Сиверской были построены церковь, школа и библиотека-читальня, носившая имя поэта.
Послушаем его стихотворение. (видеоролик).
Какую картину представили перед собой? Какие чувства возникли?
Прочитайте самостоятельно стихотворение. Найдите в тексте признаки осени (золотой лист, сучья трещат). Какое отношение автора к осени? Докажите, прочитайте в тексте. (Любо в лесу мне бежать).
Словарная работа. Значения каких слов вам были не понятны. Прочитайте.
Скажите, поэт описал раннюю или позднюю осень? Почему? Ребята, автор говорит, что лес «свою тайну совлек». Почему он так говорит? Поэт говорит, потому что лес осенью утратил свою загадочность. Все, что летом вызывало восхищение и привлекало внимание, останавливало на себе взгляд, в осеннюю пору уходит. К тому же осенью деревья теряют листву, которая скрывала многие тайны леса, и все вокруг становится более свободным, ясным, понятным.
Отлично! Давайте вспомним какие средства художественной выразительности мы знаем.
Давайте найдем в стихотворениях поэтов.
Майков: эпитет ("вешнюю леса красу", "кудрявых груздей", "пурпур брусничных кистей" и т. д.), сравнение ("как безумный, пою"), олицетворение ("глядит ясность прозрачных небес", "что ей сказали они [цветы] "), метафора ("щёки горят")
-Какие эпитеты употребляет автор в этих строфах? («Дивная пора», «лучезарны вечера»).
«Весь день стоит как бы хрустальный…»? Это называется сравнение
Учитель:
- Удалось ли вам наблюдать «Хрустальный день». Опишите его? Какой он ?
Ученики:
- Прозрачный, чистый, безоблачный.
Учитель:
- Какой знак стоит в конце строфы? Многоточие. Почему?
Ученик:
- Поэт может бесконечно говорить об этой «дивной поре».
Учитель:
- В этой строфе поэт использует ещё один приём Ф. Тютчев. Прочитайте строчки о серпе-орудии труда. Поэт говорит о серпе как о живом существе.
- Что имел в виду автор, говоря о серпе как о живом существе? -«Бодрый серп гулял»– он был орудием в неутомимых руках, проворно работали им, срезая колосья.
Давайте сравним стихотворения. Пишут от осени, оба ее любят. (о ранней осени, о поздней. Эмоции радостные, у другого грустно).
Отлично! Художники тоже описывали осень в своих картинах. Давайте рассмотрим их.
Левитан Исаак Ильич «Золотая осень». Игорь Эммануилович Грабарь, Валентин Серов «Осенний вечер. Домотканово»
XII. Стадия рефлексии.
Выберите картину к каждому стихотворению.
IX. Подведение итогов .
- Чему мы сегодня учились на уроке? Что вы узнали нового и хотели бы рассказать родителям?
X. Домашнее задание. Слайд № 20.
1. Выучить стихотворение наизусть.
3.Физкультминутка (музыка для релаксации).
Учитель:
- Закройте глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем запах опавших листьев. По лазурному небу плывут белоснежные кораблики облаков. Синева неба отражается в реке, как будто в зеркале. Ярко светит солнце. Его последние тёплые лучи падают нам на лицо, руки. Они согревают нас, даря тепло и уют. Спасибо тебе, природа, за создание такой красоты!
Учитель :
- Какие чувства вы испытали?
VII. Этап выразительного чтения стихотворения Ф. Тютчева как интерпретация авторского замысла. Работа в группах.
Слайд №16. (Задание для групп).
Задание .
1. Чтение стихотворения по строфам .
2. Чтение стихотворения целиком одним учеником.
(Способ чтения выбирают дети.)
Учитель:
В каком темпе его следует читать?
Ученики:
- Поэт очарован, он боится нарушить покой. Читаем в замедленном темпе, напевно.
Учитель:
- В стихотворении нет восклицательных знаков, нет бурной смены чувств. Умиротворение, очарование, спокойствие пришло вместе со стихотворением.
2. Физкультминутка. Слайд №18.
Ходим кругом друг за другом.
Эй, ребята, не зевай!
Все, что Осень Вам прикажет,
Вместе с нею выполняй!
Дети выполняют разные движения, в конце Осень раздаёт разноцветные листики, дети выбирают тот цвет, который выражает их отношение к уроку.
Оранжевый - отличное настроение, всё понравилось, хотелось многое узнать.
Жёлтый - хорошее настроение, было интересно, но были трудности.
Зелёный - было скучно, неинтересно, много затруднений.
VIII.Творческая работа.
Учитель:
- На листочках запишите свои авторские слова, которые вы сегодня нашли для осени(осень-хлюполка, осень-золотинка, осень- лужешлёп и др.)
Анализ работ.
На доске висит плакат с изображением «голого» дерева. Ребята зачитывают свои слова и вывешивают свой листочек на дерево .
Слайд № 19
- Посмотрите, ребята, наше дерево оделось в пестрый наряд. Невольно вспоминаешь отрывок А.С.Пушкина:
«Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса……».
IX. Подведение итогов .
- Чему мы сегодня учились на уроке? Что вы узнали нового и хотели бы рассказать родителям?
X. Домашнее задание. Слайд № 20.
Выберите домашнее задание:
1. Выучить стихотворение наизусть.
2.Попробуем выразить своё отношение через поэтические строчки, которые вы сочините сами и используете те волшебные слова которые вы нашли для осени сегодня .
3.Выбрать другое стихотворение об осени, которое близко вашему сердцу, выучить.
Учитель: Благодарю всех за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов!