СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сравнения в рассказе И.С. Тургенева "Муму"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет углубить знания учеников о художественных средствах рассказа

Просмотр содержимого документа
«Сравнения в рассказе И.С. Тургенева "Муму"»

Сравнения в рассказе И.С. Тургенева Муму Работу выполнила Ученица 5 Б класса Васильева Мария Руководитель О.В. Шутлива

Сравнения в рассказе И.С. Тургенева Муму

Работу выполнила

Ученица 5 Б класса

Васильева Мария

Руководитель О.В. Шутлива

 Иван Сергеевич Тургенев

Иван Сергеевич Тургенев

Президент Владимир Путин подписал указ о праздновании в 2018 году 200-летия со дня рождения русского писателя Ивана Тургенева.  9 ноября 2018 года – 200-летняя годовщина с того дня, как в мир пришел Иван Сергеевич Тургенев. Данная дата признана одной из самых значимых в календаре России на 2018 год, поэтому уже анонсировано множество мероприятий, приуроченных к знаменательному дню

Президент Владимир Путин подписал указ о праздновании в 2018 году 200-летия со дня рождения русского писателя Ивана Тургенева. 9 ноября 2018 года – 200-летняя годовщина с того дня, как в мир пришел Иван Сергеевич Тургенев. Данная дата признана одной из самых значимых в календаре России на 2018 год, поэтому уже анонсировано множество мероприятий, приуроченных к знаменательному дню

Мы рассмотрели в своём исследовании приём сравнения в рассказе И.С. Тургенева «Муму». Сравнение – это широко распространенный художественный прием, который в литературных произведениях используется для повышения выразительности и образности описаний. Он основывается на сравнивании описываемых предметов или явлений с другими по каким-либо признакам.

Мы рассмотрели в своём исследовании приём сравнения в рассказе И.С. Тургенева «Муму».

Сравнение – это широко распространенный художественный прием, который в литературных произведениях используется для повышения выразительности и образности описаний. Он основывается на сравнивании описываемых предметов или явлений с другими по каким-либо признакам.

Автор либо передает свои собственные впечатления от увиденного, либо приписывает это своим героям. Как правило, сравнение включает три обязательных составляющих: сам предмет или явление, объект, с которым ведется сравнение, и некий общий для сравниваемых объектов признак.

Автор либо передает свои собственные впечатления от увиденного, либо приписывает это своим героям. Как правило, сравнение включает три обязательных составляющих: сам предмет или явление, объект, с которым ведется сравнение, и некий общий для сравниваемых объектов признак.

Из текста рассказа Муму мы выписали 32 примера сравнений, составили карточки, с указанием страниц из учебника литературы, откуда их списывали. Произведя анализ материала, мы разделили карточки на 8 групп в зависимости от того, по отношению к какому персонажу или явлению в рассказе использовано сравнение

Из текста рассказа Муму мы выписали 32 примера сравнений, составили карточки, с указанием страниц из учебника литературы, откуда их списывали. Произведя анализ материала, мы разделили карточки на 8 групп в зависимости от того, по отношению к какому персонажу или явлению в рассказе использовано сравнение

Чаще всего автор рассказа использовал сравнения при описании Герасима, главного героя произведения. (18 примеров) Благодаря приёму сравнения, автор описал внешний вид персонажа: «Дворник Герасим, 12 вершков роста, сложенный богатырём», «Он вырос, немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле

Чаще всего автор рассказа использовал сравнения при описании Герасима, главного героя произведения. (18 примеров) Благодаря приёму сравнения, автор описал внешний вид персонажа: «Дворник Герасим, 12 вершков роста, сложенный богатырём», «Он вырос, немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле

рассказал о необыкновенной силе героя: «Он так усердно чистил и тёр свою лошадь, что та моталась, как былинка на ветру, и переваливалась с ноги на ногу под его железными кулаками», «Герасим в то время выколачивал и вытряхивал бочку, перевёртывая её в руках, как детский барабан» и другие.

рассказал о необыкновенной силе героя: «Он так усердно чистил и тёр свою лошадь, что та моталась, как былинка на ветру, и переваливалась с ноги на ногу под его железными кулаками», «Герасим в то время выколачивал и вытряхивал бочку, перевёртывая её в руках, как детский барабан» и другие.

Также, при помощи сравнения описан характер Герасима: «Он сам смахивал на степенного гусака», «Ни одна мать не ухаживает так за своим ребёнком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».

Также, при помощи сравнения описан характер Герасима: «Он сам смахивал на степенного гусака», «Ни одна мать не ухаживает так за своим ребёнком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».

Сравнения использованы при описании обстановки в каморке героя: «Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач», «… он соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать».

Сравнения использованы при описании обстановки в каморке героя: «Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач», «… он соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать».

Можно сказать, что Герасим описан очень ярко, он не мог сам «рассказать» о себе, поэтому мы узнаём его по описанию автора и других персонажей. Автор называет Герасима «самым замечательным лицом», его сравнивают со зверем, с быком, с Мининым и Пожарским, богатырём.

Можно сказать, что Герасим описан очень ярко, он не мог сам «рассказать» о себе, поэтому мы узнаём его по описанию автора и других персонажей. Автор называет Герасима «самым замечательным лицом», его сравнивают со зверем, с быком, с Мининым и Пожарским, богатырём.

Приём сравнения также используется при описании барыни, хозяйки Герасима: «Она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей». О жизни героини автор говорит, что она была «чернее ночи».

Приём сравнения также используется при описании барыни, хозяйки Герасима: «Она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей». О жизни героини автор говорит, что она была «чернее ночи».

Очень значимой в рассказе является история отношений Герасима, прачки Татьяны и башмачника Капитона. О Татьяне дворецкий Гаврила говорит так: «Я вижу, ты точно смиренница»,

Очень значимой в рассказе является история отношений Герасима, прачки Татьяны и башмачника Капитона.

О Татьяне дворецкий Гаврила говорит так: «Я вижу, ты точно смиренница»,

а Капитон сам говорит о себе: «Конечно, мне уж теперь всё нипочём: обдержался, обтерпелся человек, обмаслился, как коломенский горшок», «Горемыка я, горемыка неисходная»

а Капитон сам говорит о себе: «Конечно, мне уж теперь всё нипочём: обдержался, обтерпелся человек, обмаслился, как коломенский горшок», «Горемыка я, горемыка неисходная»

Сравнения использованы при описании слуг в доме, например, лакея Степана: «В передней на конике спал Степан, в положении убитого воина на батальной картине, судорожно вытянув обнажённые ноги из-под сюртука, служившего ему вместо одеяла», «Тогда Степан … внезапно бросился на неё, как коршун на цыплёнка»

Сравнения использованы при описании слуг в доме, например, лакея Степана: «В передней на конике спал Степан, в положении убитого воина на батальной картине, судорожно вытянув обнажённые ноги из-под сюртука, служившего ему вместо одеяла», «Тогда Степан … внезапно бросился на неё, как коршун на цыплёнка»

Ну и конечно, сравнения использованы при описании Муму, питомицы Герасима, из-за которой в доме барыни произошёл настоящий скандал:

Ну и конечно, сравнения использованы при описании Муму, питомицы Герасима, из-за которой в доме барыни произошёл настоящий скандал:

«Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами»,

«Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами»,

«Ночью она не спала вовсе, но не лаяла без разбору, как иная глупая дворняжка», «Муму слабо взвизгнула, как бы жалуясь и извиняясь».

«Ночью она не спала вовсе, но не лаяла без разбору, как иная глупая дворняжка», «Муму слабо взвизгнула, как бы жалуясь и извиняясь».

После того, как Герасим утопил Муму по приказу барыни, он не смог остаться больше в доме, где человек не чувствовал себя свободным, а подчинялся приказам и капризам своевольной хозяйки. В сцене где Герасим уходит в родную деревню также используются сравнения – при описании природы и при описании Герасима.

После того, как Герасим утопил Муму по приказу барыни, он не смог остаться больше в доме, где человек не чувствовал себя свободным, а подчинялся приказам и капризам своевольной хозяйки. В сцене где Герасим уходит в родную деревню также используются сравнения – при описании природы и при описании Герасима.

«Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствия на чужой стороне, в чужих людях», «Он чувствовал, как ветер, летевший к нему навстречу, ласково ударял его в лицо, видел белеющую дорогу – дорогу домой, прямую, как стрела, видел в небе несчётные звёзды, светившие его путь, и как лев выступал сильно и бодро…»Можно сказать, что эта сцена описана очень ярко и образно. В ней автор через поступок главного героя высказывает протест против крепостного права.

«Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствия на чужой стороне, в чужих людях», «Он чувствовал, как ветер, летевший к нему навстречу, ласково ударял его в лицо, видел белеющую дорогу – дорогу домой, прямую, как стрела, видел в небе несчётные звёзды, светившие его путь, и как лев выступал сильно и бодро…»Можно сказать, что эта сцена описана очень ярко и образно. В ней автор через поступок главного героя высказывает протест против крепостного права.

Для чего же нужны сравнения при описании героев и явлений в рассказе Муму? С помощью сравнения писатель раскрывает образ героя более ярко и полно. Использование сравнения делает восприятие речи многоплановым, вызывает интерес у слушателей или читателей, помогает глубже проникнуть в смысл высказывания, рождает богатые образные ассоциации.

Для чего же нужны сравнения при описании героев и явлений в рассказе Муму?

С помощью сравнения писатель раскрывает образ героя более ярко и полно.

Использование сравнения делает восприятие речи многоплановым, вызывает интерес у слушателей или читателей, помогает глубже проникнуть в смысл высказывания, рождает богатые образные ассоциации.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!