Сравнения в рассказе И.С. Тургенева Муму
Работу выполнила
Ученица 5 Б класса
Васильева Мария
Руководитель О.В. Шутлива
Иван Сергеевич Тургенев
Президент Владимир Путин подписал указ о праздновании в 2018 году 200-летия со дня рождения русского писателя Ивана Тургенева. 9 ноября 2018 года – 200-летняя годовщина с того дня, как в мир пришел Иван Сергеевич Тургенев. Данная дата признана одной из самых значимых в календаре России на 2018 год, поэтому уже анонсировано множество мероприятий, приуроченных к знаменательному дню
Мы рассмотрели в своём исследовании приём сравнения в рассказе И.С. Тургенева «Муму».
Сравнение – это широко распространенный художественный прием, который в литературных произведениях используется для повышения выразительности и образности описаний. Он основывается на сравнивании описываемых предметов или явлений с другими по каким-либо признакам.
Автор либо передает свои собственные впечатления от увиденного, либо приписывает это своим героям. Как правило, сравнение включает три обязательных составляющих: сам предмет или явление, объект, с которым ведется сравнение, и некий общий для сравниваемых объектов признак.
Из текста рассказа Муму мы выписали 32 примера сравнений, составили карточки, с указанием страниц из учебника литературы, откуда их списывали. Произведя анализ материала, мы разделили карточки на 8 групп в зависимости от того, по отношению к какому персонажу или явлению в рассказе использовано сравнение
Чаще всего автор рассказа использовал сравнения при описании Герасима, главного героя произведения. (18 примеров) Благодаря приёму сравнения, автор описал внешний вид персонажа: «Дворник Герасим, 12 вершков роста, сложенный богатырём», «Он вырос, немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле
рассказал о необыкновенной силе героя: «Он так усердно чистил и тёр свою лошадь, что та моталась, как былинка на ветру, и переваливалась с ноги на ногу под его железными кулаками», «Герасим в то время выколачивал и вытряхивал бочку, перевёртывая её в руках, как детский барабан» и другие.
Также, при помощи сравнения описан характер Герасима: «Он сам смахивал на степенного гусака», «Ни одна мать не ухаживает так за своим ребёнком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».
Сравнения использованы при описании обстановки в каморке героя: «Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач», «… он соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать».
Можно сказать, что Герасим описан очень ярко, он не мог сам «рассказать» о себе, поэтому мы узнаём его по описанию автора и других персонажей. Автор называет Герасима «самым замечательным лицом», его сравнивают со зверем, с быком, с Мининым и Пожарским, богатырём.
Приём сравнения также используется при описании барыни, хозяйки Герасима: «Она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей». О жизни героини автор говорит, что она была «чернее ночи».
Очень значимой в рассказе является история отношений Герасима, прачки Татьяны и башмачника Капитона.
О Татьяне дворецкий Гаврила говорит так: «Я вижу, ты точно смиренница»,
а Капитон сам говорит о себе: «Конечно, мне уж теперь всё нипочём: обдержался, обтерпелся человек, обмаслился, как коломенский горшок», «Горемыка я, горемыка неисходная»
Сравнения использованы при описании слуг в доме, например, лакея Степана: «В передней на конике спал Степан, в положении убитого воина на батальной картине, судорожно вытянув обнажённые ноги из-под сюртука, служившего ему вместо одеяла», «Тогда Степан … внезапно бросился на неё, как коршун на цыплёнка»
Ну и конечно, сравнения использованы при описании Муму, питомицы Герасима, из-за которой в доме барыни произошёл настоящий скандал:
«Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами»,
«Ночью она не спала вовсе, но не лаяла без разбору, как иная глупая дворняжка», «Муму слабо взвизгнула, как бы жалуясь и извиняясь».
После того, как Герасим утопил Муму по приказу барыни, он не смог остаться больше в доме, где человек не чувствовал себя свободным, а подчинялся приказам и капризам своевольной хозяйки. В сцене где Герасим уходит в родную деревню также используются сравнения – при описании природы и при описании Герасима.
«Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствия на чужой стороне, в чужих людях», «Он чувствовал, как ветер, летевший к нему навстречу, ласково ударял его в лицо, видел белеющую дорогу – дорогу домой, прямую, как стрела, видел в небе несчётные звёзды, светившие его путь, и как лев выступал сильно и бодро…»Можно сказать, что эта сцена описана очень ярко и образно. В ней автор через поступок главного героя высказывает протест против крепостного права.
Для чего же нужны сравнения при описании героев и явлений в рассказе Муму?
С помощью сравнения писатель раскрывает образ героя более ярко и полно.
Использование сравнения делает восприятие речи многоплановым, вызывает интерес у слушателей или читателей, помогает глубже проникнуть в смысл высказывания, рождает богатые образные ассоциации.
Спасибо за внимание!