Урок литературы в 5 классе
Тема: Образ Герасима.
Тип урока: урок “открытия” новых знаний.
Цели урока:
I.Образовательные: проанализировать первую часть рассказа; формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы.
II. Развивающие: развивать устную речь обучающихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения.
III. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.
Методы: метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).
Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, построение схема, фронтальный опрос, художественный пересказ.
Средства обучения: ноутбук, проектор, презентация, учебник, иллюстрации к произведению, отрывок из мультипликационного фильма “Муму” режиссера Валентина Караева.
Литература:
1. Рассказ И.С.Тургенева “Муму”.
2. Учебник “Литература 5 класс” в 2-х частях, издательство “Просвещение”, 2013, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.
3. О.А.Еремина “Уроки литературы в 5 классе” книга для учителя.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
– Здравствуйте,ребята! Давайте улыбнёмся друг другу ,пожелаем удачи и мы начнем наш очередной урок литературы. На прошлом уроке мы познакомились с творчеством великого русского писателя И. С. Тургенева.
При подготовке к уроку вы изучили биографию И. С. Тургенева. Какие основные факты из жизни писателя вам запомнились? (ответы учеников)Слайд 1,2.
II. Проверка домашнего задания (задачи: проверка домашнего задания, актуализация и “выход” на объяснение нового материала) .
- Дома вы читали рассказ “Муму”. Работаем в группах. Восстановите последовательность.Ученики получают карточки ,где эпизоды даны не последовательно,их задача построить эту последовательнось,проставить номера .
эпизодов. Для более продуктивной работы, каждой группе в помощь предлагаются памятки-инструкции. Нет ошибок – “5”; одна или две ошибки – “4”; три, четыре ошибки – “3”. Проверка.
III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
1. Ребус Слайд 3.
– Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.
r г l л g у d х s о n н i е w м z о й (ГЛУХОНЕМОЙ)
– Что обозначает это слово? (Лишенный способности говорить вследствие врожденной или приобретенной глухоты.)
– Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок? (Герасиму.)
2. Составление схемы.Слайд 4.
Восстановите последовательность эпизодов в рассказе “Муму”. Поставьте номера 1–9
1. Жизнь Герасима в доме барыни.
2. Уходит из барского дома в деревню.
3. Герасим находит щенка.
4. Любовь Герасима к Татьяне.
5. Герасим утопил собаку.
6. Барыня требует уничтожить собаку.
7. Барыня решает женить башмачника на Татьяне.
8. Расставание с Татьяной.
9. Встреча Муму и барыни .
– Ребята, на что необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца? (На поступки, на отношение к окружающим людям…)
– Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…)
Выстраивается схема.
– Молодцы! Герасим – это новый для нас персонаж из рассказа И.Тургенева “Муму”. Чтобы понять, что из себя он представляет, на что мы будем обращать внимание, когда вновь будем перечитывать это замечательное произведение? (На портрет, на поступки…)
Слайд 5
– На слайде у нас получилась схема, которая поможет нам при знакомстве с Герасимом.
– А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока. Образ Герасима.
Слайд 6
Запишите тему урока в тетрадях.
IV. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.
– Охарактеризуйте одним словом (эпитетом) Герасима. (Сильный,смелый и т.д.)
– Посмотрите: герой один, а мнений о нем много. Попробуем разобраться, что из себя представляет этот человек.
1.Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания.
– Как выглядит дом барыни? Что мы узнали о ней в самом начале рассказа?
Слайд 7
– Как вы понимаете слова: “День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи”?
(Утром человека называют его детство и юность, день – это зрелость, вечер – старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной, и старость совсем мрачной.)
2. Просмотр фрагмента мультфильма .
–Предлагаю просмотреть начало мультфильма “Муму” режиссера Валентина Караева и ответить на вопросы: чем отличается начало мультфильма от начала рассказа И. Тургенева? Как можно охарактеризовать барыню по просмотренному фрагменту?
( Показаны капризы, смена настроения, самодурство барыни. Самодурство – это поведение человека, который действует по своей прихоти или произволу, при этом унижая достоинство других людей.)
– Итак, обобщим наши наблюдения. Какие эпитеты помогают понять, как жила барыня?
ИЛЛЮСТРАЦИЯ НА СТР.195. “Благодетельница” Художник Трутовский Константин Александрович. Данная иллюстрация не изображает какой-либо эпизод из рассказа И.С. Тургенева “Муму”, но рисует тип барыни, близкий тургеневской.
(БЛАГОДЕТЕЛЬНИЦА – лицо, оказывающее кому-л. покровительство, помощь, услугу.)
(ПРИЖИВАЛКА – бедная женщина, жившая из милости в чужом богатом доме, не имевшая никаких определенных обязанностей и развлекавшая хозяев, составляя их общество.)
Портрет Герасима. Слайд 8
– Давайте прочитаем 2 абзац рассказа и ответим на вопрос: “Чем выделяется Герасим среди окружающих? С какой авторской характеристики начинается повествование о нем?”
(“Замечательный” – 1. Выдающийся, необычайно хороший. 2.То же, что примечательный, достойный особого внимания. “Славный” – 1. Пользующийся славой, широко известный чем-то выдающимся. 2. Симпатичный, очень хороший – разг.)
– Как работал Герасим? Подберите синонимы к прилагательному “неистомная” работа. – СНОСКА В УЧЕБНИКЕ стр. 190. (Неуемный, неутомимый, неугомонный, не знающий отдыха, не знающий устали.)
– Но вот привычный ход его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте? Слайд 9.
(“…привезли в Москву, купили…, сшили…, дали… и определили…”)
– Какой же силой должна обладать одинокая старушка, чтобы так обойтись с богатырем?
(Старуха – помещица, а Герасим – крепостной.)
– Кто такой “крепостной крестьянин” и кого называют “тягловым” исправным мужиком мы узнаем из исторической справки.
4. Историко-культурный контекст рассказа (историческую справку заранее готовит учащийся 5 класса).
Слайд 10
Крепостные крестьяне – прикрепленные к земле и лично подчиненные одному хозяину крестьяне. Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а ее детей – другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).
“Тягло” – крепостная повинность, которой помещики облагали своих крестьян. Тургенев подчеркивает, что Герасим был полноценным работником, несшим все крестьянские повинности.
5. Работа с термином “сравнение”.
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА СТР. 190–191.
Что такое сравнение? (СРАВНЕНИЕ – это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.) Найдите сравнение в описании Герасима.
Все определения записываются в словариках.
КАРТОЧКА.
“вырос немой и могучий, как…………. (дерево растет на плодородной земле)”
“скучал и недоумевал, как ………. (недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо)” “бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как……… (пойманный зверь)” “дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как………(стекло, и летят во все стороны осколки и поленья)”
– Продолжите мою фразу: “Эти сравнения помогают подчеркнуть…..” (его любовь к свободной жизни.)
5. Знакомство с новым термином. Гипербола. 1 абзац “Ему отвели…” СТР.192
Слайд 11
– Прочитайте описание каморки Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье дворника?
(Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный.)
– Тургенев, рассказывая о Герасиме, использует гиперболы. (Гипербола – намеренное преувеличение). Найдите примеры гипербол в тексте.
(– он работал за четверых;
– один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли;
– сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой…)
6. Работа в группах. Анализ рисунков.
Рисунки на доске.
– Посмотрите на ваши рисунки и иллюстрации известных художников.
– Какие черты внешнего облика и одежды немого дворника переданы на рисунках?
–Напишите ответы и аргументируйте их.
8. Физкультминутка (упражнение для глаз
VII. Рефлексия деятельности.
– Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями.
– Если вам было скучно, не интересно, то поднимите руки вверх.
– Если вы себя чувствовали отлично, то хлопните в ладоши.
– Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места.
– Да, мы все разные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим. А почему И.С.Тургенев сделал своего героя глухонемым, вы узнаете на последующих уроках.
VIII. Домашнее задание.
– Рассказ о Герасиме от имени Татьяны.