Авторская школа (термин употребляется с конца 1980-х гг.) – это экспериментальное образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психолого-педагогических и организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом. Такие школы являются феноменом инновационной образовательной практики в России в конце XX в.
НАЗВАНИЕ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Р. Штайнер. Вальдорфская школа (система обучения). | Вальдóрфское образование («штайнеровская» или «вальдорфско-штайнеровская педагогика») — альтернативная пед. система, основанная на антропософских представлениях. В младших классах отсутствуют оценки и преподавание ведётся преимущественно без учебников. В человеке соединяются Дух, Душа и Тело, которым соответствуют мысль (интеллектуальные и познавательные способности), чувство (эмоциональная сфера, художественные и творческие способности) и воля («производственные и практические» способности). Поэтому задачей педагогики является не только развитие интеллектуальных способностей, но и эмоциональное взросление и становление воли. Штайнер описывает ещё 3 сущности человека: Физическое тело, Эфирное тело, отвечающее за рост и жизненные силы и Астральное тело, отвечающее за проявление психических переживаний. Душа ощущающая, благодаря которой у человека возникают чувства, отличные от физических. Душа рассудочная, благодаря которой человек может логически мыслить. Душа сознательная, благодаря которой может осознавать и контролировать свои поведения и поступки. Я — бессмертная духовная составляющая человека. Эти сущности «рождаются» в указанной последовательности с семилетними промежутками. Школьный период примерно совпадает с рождениями двух сущностей: Эфирное тело рождается одновременно с выпадением у ребёнка молочных зубов, то есть примерно в 7 лет. Если до этого ребёнок учился благодаря «подражанию и примеру», то теперь в основу обучения ложатся «следование и авторитет», развиваются душевные силы обучения, образная фантазия и память. Астральное тело рождается в начале пубертата, т.е. примерно в 14 лет (начало третьей семилетки). Начинается интенсивное эмоционально взросление, развитие интеллектуальных способностей: абстрактного мышления, «силы суждения» и «свободной мысли». Воспитание понимается Штайнером как «содействие развитию», и в этом смысле в 21 год с рождением «Я» начинается саморазвитие. Штайнер развивает учение о темпераментах в русле антропософии, соотнося ту или иную сущность с определённым темпераментом (преобладание той или иной сущности означает преобладание соответствующего темперамента): Физическое тело — меланхолик, Эфирное тело — флегматик, Астральное тело — сангвиник, Я — холерик. Каждый человек обладает уникальным смешением темпераментов , что обуславливает его индивидуальность. |
школа А. С. Макаренко | Он создал два образцовых педагогических учреждения – колонию имени А. М. Горького и коммуну имени Ф. Э. Дзержинского. В колонию и коммуну поступали тысячи правонарушителей и беспризорных, жизнь которых необходимо было организовать. Поэтому и путь А. С. Макаренко как педагога-мыслителя неотделим от пути педагога-практика. Главным же вкладом А. С. Макаренко в педагогическую науку стала разработанная им теория воспитательного коллектива. Воспитательным коллективом он называл педагогически целесообразно организованный коллектив детей. Построением такого коллектива А. С. Макаренко занимался и в коммуне имени Ф. Э. Дзержинского, и в колонии имени А. М. Горького. В конечном итоге педагог добился того, что детско-юношеский коллектив жил и действовал самостоятельно, опираясь на «негласные» законы своего сообщества. Такой коллектив был организован из отрядов, формировавшихся согласно интересам ребят и их командиров. Благодаря тому, что командиры менялись каждые 2–3 недели, каждому воспитаннику довелось не раз побывать на этом месте и научиться справляться с соответствующими обязанностями. Роль учителя (руководителя) – это роль организатора, задача которого правильно организовать детскую жизнь, детский коллектив и правильно руководить его жизнью. В коммуне, возглавляемой А. С. Макаренко, любой воспитанник мог «спорить» с самим заведующим коммуны. |
школа В. А. Сухомлинского | «ШКОЛА РАДОСТИ». Основной предмет -человековедение. Он рассматривал его как важную часть в образовании и воспитании маленького человека. Исток такого подхода крылся в трагедии войны, которую испытывали миллионы людей, в том числе и сам Сухомлинский. Внедрение природы при воспитании школьников и младших школьников: ее познание дает толчок к умственному развитию детей. Чтобы дети были здоровыми, он использовал несколько действенных методов: закалка ног в весеннее время года; прогулки пешком; прием пищи вне помещения на природе для развития аппетита; игры на свежем воздухе; реализация праздников и мероприятий; создание материальной базы для осуществления трудовой деятельности детей. Для эффективности оздоровительной работы предложил продолжать данные мероприятия в семейном кругу: потребление меда в лечебных целях; высаживание плодовых деревьев; запасание продуктов в течение весенних месяцев; совместные семейные прогулки и выезды на природу; высаживание ореховых деревьев под окнами для отпугивания насекомых; оснащение летним душем двор дома. «Школа радости» планомерно вовлекала учащихся в общественно полезный труд, выполнение трудовых обязанностей выполнялось на свежем воздухе. Для того, чтобы заинтересовать ребенка и привлечь его внимание к общественно полезному труду, список правил: прививать понятие полезного физического труда с 5−6 лет; собственной заслугой считается сделанное своими руками при помощи разума и проявления творчества; подарки, в которые вложены собственные трудовые и умственные усилия, обладали особой ценностью. Отличием от других школ того времени было наличие специального принципа оценивания знаний. Отметка несла оптимизм, положительные эмоции как вознаграждение за трудолюбие, но не наказание за лень. Существовало равноправие, то есть отличники не выделялись и не ощущали себя счастливее других, а троечники не были угнетены чувством неполноценности. Наследие Сухомлинского имело огромное значение в педагогической деятельности. Оно актуально до сих пор, так как учение на первый план выставляет формирование личности, воспитание гражданина-патриота и настоящего человека. |
школа развивающего обучения- В. В. Давыдов | Учебная деятельность школьников должна строиться в соответствии со способом восхождения от абстрактного к конкретному. В качестве главного недостатка традиционного начального обучения В. В. Давыдов отмечает ориентацию его содержания и методов на формирование у школьников основ эмпирического сознания и мышления. Подчеркивая важность развития эмпирического мышления, он утверждает, что это не самый эффективный путь психического развития детей. Развивающее обучение должно опираться на теоретическое мышление, а его формирование осуществляется с помощью знаков, символов, моделей. "Теоретическое мышление – это знание при минимуме наглядно-образных опор, при максимуме словесно выраженных построений" 1. Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы. 2. Знания, конституирующие данный учебный предмет или его основные разделы, усваиваются учащимися в процессе анализа условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми. 3. При выявлении предметных источников тех или иных знаний учащиеся должны уметь, прежде всего, обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний. 4. Это отношение учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде. 5. Учащиеся должны уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем, удерживаемых вместе с тем в таком единстве, которое обеспечивает мысленные переходы от всеобщего к частному и обратно. 6. Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно. |
школа самоопределения- А. Н. Тубельский | «Школа самоопределения» – это системное образовательное учреждение, занимающееся обучением детей в возрасте от 3-х до 17-ти лет; процесс обучения в нем совмещен с педагогической работой по формированию индивидуального содержания образования. Целями обучения выступают: Самоопределение учащихся и поиск ими собственного «Я». Участие каждого ученика в разнообразных сферах деятельности (познавательная, спортивная, трудовая, творческая и т.д.). Обучение учащихся всем обязательным дисциплинами в соответствии с Образовательными Стандартами. Развитие способностей правильно и логично формулировать и выражать свои мысли. Формирование собственного взгляда на окружающий социум и свое место в нем. Полноценное физическое развитие. Осуществление подготовки к продуктивной трудовой деятельности. Концепция школы: «каждый индивид с момента появления его на свет начинает реализовывать собственную предзаданность в рамках онтогенеза и определенных формах деятельности и мышления». Принципами школы самоопределения А.Н. Тубельского выступают: -Принцип личностного смысла обучения – каждый педагог, в процессе преподавания раскрывая смысл учебной дисциплины или курса, привносит в учебный материал свое понимание его содержания и представление о деятельности. -Принцип межпредметного «погружения» - в процессе обучения педагог и учащиеся совместно работают над учебным материалом, однако в конце урока необходимо проводить рефлексию, чтобы ученик мог для себя выделить и понять, что он усвоил и для чего эти знания ему необходимы. -Принцип обязательной рефлексии – осмысленное проектирование и последующее осуществление образовательного процесса. Целесообразно проводить рефлексию совместно педагогу и учащимся. -Принцип творчества – создание таких учебных ситуаций, которые позволяют ребенку не только усвоить определенные знания и умения, но формируют у него отношение к окружающим, понимание своего места и положения в общества, способствуют накоплению опыта самоопределения. -Принцип разновозрастного взаимодействия и самоуправления учащихся – предусматривает проведение старшеклассниками учебных занятий в младших классах. Это способствует не только подготовке учащихся к выбору педагогической профессии, но и значительно расширяет опыт осуществления самостоятельной деятельности и рефлексии. -Принцип совокупности образовательных пространств в школе – предусматривает создание взамен классно-урочной системы насыщенную образовательную среду, включающую в себя учебное, игровое, трудовое и художественно-творческое пространство. --- -Принцип отношения к педагогической деятельности как к определенному искусству – предполагает постоянный профессиональный рост педагогов, посредством вовлечения их в разнообразную педагогическую деятельность (семинары, консилиумы и т.д.) |
М.Монтессори. Система обучения и развития. | Основана на идеях свободного воспитания и находится в русле гуманистической педагогики, важное место уделено сенсорному воспитанию (развитию органов чувств) при помощи дидактических занятий и специально организованной среды. Основными принципами системы являются: самостоятельность ребёнка; свобода в установленных границах; естественное психологическое, физическое и социальное развитие ребёнка. Ключевые характеристики: -Разновозрастные группы, при этом наиболее распространены группы возраста от 3 до 6 лет. -Учащиеся самостоятельно выбирают занятие из имеющихся в среде вариантов. -Модель «обучение через открытия», где учащиеся изучают понятия путём работы с материалами, а не из объяснений учителя. -Свобода передвижений по классу. -Специализированные образовательные материалы, разработанные Марией Монтессори. -Непрерывные циклы работы, обычно длящиеся три часа. -Специально подготовленный Монтессори-педагог. - характерно отсутствие экзаменов и оценок (некоторые современные средние школы Монтессори используют оценки), поощряется совместное обсуждение задач. Задачей педагога является опосредованное руководство, обучение должно осуществляется на основе автодидактизма (самообучения), для того чтобы взрослые не навязывали детям собственные установки и не тормозили этим их естественное развитие. В качестве базы рассматривается упражнение моторных навыков и активности ребенка; задача приобретения знаний является попутной. |
школа В. А. Караковского | Гуманистическая воспитательная система. Главное- ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества. На педагогических советах именно эти идеи наиболее часто используются как фундамент для различных соображений, аргументации, для обобщений и выводов. Для всего общешкольного коллектива характерно отчетливое чувство «мы» по отношению к школе, что свидетельствует об общественной и личной ценности школы. 1 Обучение и воспитание должны освещаться высокой целью. Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому. 2 Воспитание и обучение эффективны там, где есть постоянная заинтересованность взрослых в ребенке. Для педагога личность школьника – главная ценность и основной объект его заботы. 3 Высокая требовательность к ученику должна органично включать в себя уважение к его человеческому достоинству. Воспитание и обучение без уважения – подавление. 4 Обучение и воспитание взаимосвязаны, они взаимно проникая одно в другое, обогащают друг друга. Обучая, воспитывать, воспитывая, обучать – в этом целостность учебно-воспитательного процесса. 5 Обучение и воспитание – это не однонаправленное действие, а взаимодействие педагога и воспитанника, основанное на взаимопонимании, это творческое содружество единомышленников. 6 Обучение и воспитание эффективны, если они целесообразны и нешаблонны. Творчество учителя – важнейший признак педагогической культуры. 7 Воспитательный процесс дискретен: ребенок не все время находится под воздействием школы. Именно поэтому желательно, чтобы это воздействие было ярким, запоминающимся, воспитывающим. 8 Ни одно воспитательное средство не может быть хорошим или плохим, если оно взято в отрыве от целой системы влияний. Воспитание эффективно, если оно системно. 9 Главным инструментом социалистического воспитания является коллектив школы, действующий на демократических и гуманистических принципах, представляющий союз детей и взрослых, объединенных общими целями, общей деятельностью, высоконравственными отношениями и общей ответственностью. |
школа Е. А. Ямбурга | Адаптивная школа- это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Адаптивная школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, а, с другой стороны – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды. В схему адаптивной школы входят определенные модули – это достаточно автономное структурное подразделение школы, имеющее свое здание и своего руководителя. К основным модулям относятся: детский сад, начальная школа, включающая 5-е классы, основная школа с гимназическими общеобразовательными классами и классами педагогической поддержки ( 6-е-9-е), старшая школа с лицейскими и общеобразовательными классами ( 9-е-11-е). Сопутствующие модули – это центр диагностики, адаптации и развития им. Л.С. Выготского, медико-психологическая лаборатория, центр развития и досуга, компьютерный центр В начальной школе не выделяются классы различного уровня обучения, изучение всех предметов происходит в группах «смешанных способностей». Учебный материал преподносится порциями. Когда заканчивается работа над базовой учебной единицей, с помощью диагностических тестов выясняется, насколько успешно учащиеся усвоили учебный материал. Тем, кто усвоил, предлагается дополнительный, обогащенный материал. Тем, кто не усвоил, предлагается повторное изучение откорректированного материала. Новую базовую учебную единицу все учащиеся начинают изучать одновременно, но время, отведенное на ее изучение, не фиксируется. |
школа диалога культур- В. С. Библер, С. Ю. Курганов | В 1-2 классах – подготовительных, которые называются «классы точек удивления» – завязываются «узелки понимания» будущих культурно-исторически рассматриваемых учебных предметов. Основными предметами в этих классах являются загадки слова, загадки числа, загадки явлений природы, загадки исторического события… Здесь разворачиваются первые подходы к современным проблемам различных областей знаний (математика, физика, поэтика, лингвистика и т.д.), более углубленное рассмотрение (и переопределение) которых происходит на последующих этапах обучения. С другой стороны, возникают исходные детские удивления и вопросы по поводу прежде очевидных фактов. Педагогическая задача этих классов – не столько обучение ребенка неким знаниям, умениям, навыкам, сколько формирование у него установки на понимание, некоторой исходной вопросительности, когда казалось бы знакомые предметы – число, слово, время и т.п. вдруг оказываются странными, удивительными, непонятными – требующими понимания. В 3-4 классах учащиеся осваивают основные смыслы античной культуры, в их актуальности и насущности для культуры современной. Античность предстает как целостное образование в своих разных аспектах (античное искусство, мифология, математика, механика и т.п.) 5-6 классы – классы средневековой культуры в соотнесении с Античностью, Новым временем, современностью. 7-8 классы - культура Нового времени. Учебный цикл здесь начинается с культуры Возрождения, диалогов с культурами Античности и Средневековья, характерных для Нового времени. Именно здесь осваивается идея познающего разума, основанная на эксперименте, и идея «восходящего развития», характерная для нововременной мысли - но в постоянном диалоге с другими идеями. 9-10 классы посвящены культуре современности, а 11 класс выделяется как специально диалогический и в какой-то мере педагогический в нацеленности на диалоги между классами по основным темам и проблемам диалога культур. |