СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сравнительная характеристика нижнетагильской и жостовской лаковой росписи по металлу

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сравнительная характеристика нижнетагильской и жостовской лаковой росписи по металлу»

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НИЖНЕТАГИЛЬСКОЙ И ЖОСТОВСКОЙ ЛАКОВОЙ РОСПИСИ ПО МЕТАЛЛУ



Время возникновения

Место расположения

Основоположники и мастерские

Краткая история

Технологические этапы выполнения

Ассортимент и формы расписываемых предметов

Техника росписи (поэтапно)

Композиционные сюжеты

Цветовая гамма

Характерные мотивы

Материалы росписи

Нижнетагильский промысел

Первая половина XVIII

Г. Нижний Тагил на р. Урал

мастерские Дубасниковых, Перезоловых. Первый мастер – А.С.Худояров.

Демидовы создали при Нижнетагильском заводе художественную школу. Это наложило отпечаток на стиль росписи. Роспись стала массовым производством, что привело к развитию предпринимательства.

Поднос нужной формы делался из куска железа, шпаклевался, шлифовался, олифился, «воронился» в печи, лакировался и только потом расписывали.

Подносы. Их формы вторили декоративным панно дворянских особняков: овальные, круглые, гитаровидные, треугольные – для угловых столиков, закусочные и детские.

Сначала подмалевок, просушка, зачистка, промасливание. Затем прописывают основные цвета, наносят тень и блики, доделывают середину и «привязывают» к крупным мотивам мелкий орнамент.

Цветочные, травные композиции по цветному и черному фону. Выстраивалась композиция в виде центрального букета или венка из цветов и трав.

Синий, красный, зеленый, темно-желтый, черный фон подносов расписан светлыми, яркими цветами.

Букеты, веточки, рябина, пестрые веночки.

Декоративная масляная живопись на металлических подносах, покрытых лаком.

Жостовский промысел

НачалоXIX в.

Деревня Жостово, ныне Мытищенский район Московской области.

В 1928 году основалась артель, ныне Жостовская фабрика декоративной росписи. Художники: А.И.Лезнов, И.С.Леонтьев, А.П.Гогин, Д.С.Кледов, Н.Антипов, Е.Лапшин, Н.Гончарова.

Позаимствовав технологию лаковой росписи у соседнего села Федоскино, приспособили к более подходящему материалу – кровельному железу. Вскоре подносы разошлись по России. Наивысшего расцвета промысел достиг в советское время. В 1977 году - Государственная премия РСФСР

Железные подносы штампуются, покрываются черным лаком, иногда бывают красного, зеленого и синего цветов. Затем просушиваются и расписываются. После окончательной вторичной просушки лакируют.

Подносы овальной, круглой формы, квадратные, прямоугольные, треугольные, фигурные – фестончатые, гитарные.

Замалевка (контур), просушка. Наносят основные цвета, «тенят», - прокладывают тени, затем прописывают светлые места – блики. Наконец производят привязку стеблями, цветами…После окончательной просушки лакировка.

Мотивы полевых и садовых цветов, фрукты. Строение композиции в виде центрального букета, либо венка, а также мелких букетов, разбросанных по всему полю или по углам, возможно и в виде гирлянд.

Яркие краски на черном или цветном фоне. Наряду с яркими, многоцветными подносами создаются вещи с тонко сколорированными в теплой или холодной гамме, светлых или уплотненных тонов.

Букеты, фрукты, цветы, мотивы из крупных и мелких листьев и трав.

Декоративная маслянная живопись на металлических подносах, покрываемых лаком.