Нижнетагильский промысел | Первая половина XVIII | Г. Нижний Тагил на р. Урал | мастерские Дубасниковых, Перезоловых. Первый мастер – А.С.Худояров. | Демидовы создали при Нижнетагильском заводе художественную школу. Это наложило отпечаток на стиль росписи. Роспись стала массовым производством, что привело к развитию предпринимательства. | Поднос нужной формы делался из куска железа, шпаклевался, шлифовался, олифился, «воронился» в печи, лакировался и только потом расписывали. | Подносы. Их формы вторили декоративным панно дворянских особняков: овальные, круглые, гитаровидные, треугольные – для угловых столиков, закусочные и детские. | Сначала подмалевок, просушка, зачистка, промасливание. Затем прописывают основные цвета, наносят тень и блики, доделывают середину и «привязывают» к крупным мотивам мелкий орнамент. | Цветочные, травные композиции по цветному и черному фону. Выстраивалась композиция в виде центрального букета или венка из цветов и трав. | Синий, красный, зеленый, темно-желтый, черный фон подносов расписан светлыми, яркими цветами. | Букеты, веточки, рябина, пестрые веночки. | Декоративная масляная живопись на металлических подносах, покрытых лаком. |
Жостовский промысел | НачалоXIX в. | Деревня Жостово, ныне Мытищенский район Московской области. | В 1928 году основалась артель, ныне Жостовская фабрика декоративной росписи. Художники: А.И.Лезнов, И.С.Леонтьев, А.П.Гогин, Д.С.Кледов, Н.Антипов, Е.Лапшин, Н.Гончарова. | Позаимствовав технологию лаковой росписи у соседнего села Федоскино, приспособили к более подходящему материалу – кровельному железу. Вскоре подносы разошлись по России. Наивысшего расцвета промысел достиг в советское время. В 1977 году - Государственная премия РСФСР | Железные подносы штампуются, покрываются черным лаком, иногда бывают красного, зеленого и синего цветов. Затем просушиваются и расписываются. После окончательной вторичной просушки лакируют. | Подносы овальной, круглой формы, квадратные, прямоугольные, треугольные, фигурные – фестончатые, гитарные. | Замалевка (контур), просушка. Наносят основные цвета, «тенят», - прокладывают тени, затем прописывают светлые места – блики. Наконец производят привязку стеблями, цветами…После окончательной просушки лакировка. | Мотивы полевых и садовых цветов, фрукты. Строение композиции в виде центрального букета, либо венка, а также мелких букетов, разбросанных по всему полю или по углам, возможно и в виде гирлянд. | Яркие краски на черном или цветном фоне. Наряду с яркими, многоцветными подносами создаются вещи с тонко сколорированными в теплой или холодной гамме, светлых или уплотненных тонов. | Букеты, фрукты, цветы, мотивы из крупных и мелких листьев и трав. | Декоративная маслянная живопись на металлических подносах, покрываемых лаком. |