Обновлённый ФГОС, до и после
С 1 сентября 2022 года вступает в силу обновлённый ФГОС.
ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования.
Основной задачей обновления ФГОС является создание единого образовательного пространства по всей России. Считается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, к примеру, при переходе на семейное обучение.
ФГОС также обеспечивает преемственность образовательных программ. Предполагается, что каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает все знания, необходимые для перехода на следующую. Иначе говоря, нельзя перейти в пятый класс, не владея знаниями и умениями начальной школы.
ФГОС должны соблюдать образовательные учреждения любого уровня, начиная с детского сада и заканчивая курсами повышения квалификации. Под эту необходимость попадают не только государственные, но и частные учебные заведения. Ведь все они подчиняются закону «Об образовании в Российской Федерации».
Обновленный стандарт позволить образованию «шагать в ногу со временем» и эффективно и продуктивно работать школе с подросшим «новым поколением», поколением «альфа». Говоря о поколении, необходимо затронуть, прежде всего, личность человека. Личность каждого человека формируется под влиянием различных факторов: семьи, социума, повседневной обстановки и работы. Также серьезное влияние на общество оказывают СМИ, которые внушают различные продукты в виде социальных и морально-общественных норм. Однако большую часть людей из одного поколения объединяют некоторые фундаментальные события, ценности.
Поколение A (альфа) /c 2011
Альфа в корне отличаются от предшественников по многим пунктам. Они динамичные пользователи всемирной паутины. Примерно в 2 года около 80% малышей уже активно играют в игры на смартфонах и планшетах.
Современные родители стараются избегать лишней агрессии по отношению к современным детям. И поколение A (альфа) отличается повышенным чувством самодостоинства с раннего возраста и общаются со старшими на одном уровне.
Они практичны почти во всем, не стесняются лишний раз спросить «зачем?». В особенности их волнует вопрос, как использовать приобретенные знания в повседневной жизнедеятельности. Если ответ им не понравится, объяснить важность того или иного действия, будет крайне проблематично. Они выросли в окружении нескончаемого количества игрушек, одежды и современных гаджетов. Они быстро утрачивают интерес к чему-либо, их трудно поразить или осчастливить.
Они знают целый ряд психологических приемов, действующих на родителей. Без труда могут провести внутренний анализ своего состояния и понять причины возникновения депрессии или, наоборот, поднятия настроения. Они будут готовы пройти через любые наказания, но останутся стоять на своем во что бы то ни стало.
Они осведомлены и компетентны во многих вопросах, не подвластных детскому восприятию еще 10 лет назад, таких как взаимоотношения родителей, причины финансовых проблем в семье и для чего, в принципе, нужны деньги. Также альфы очень быстро прогоняют информацию через себя и проводят ее детальный анализ. Но есть и обратная сторона медали: им очень тяжело дается удерживать в голове получаемые сведения. У некоторых бывает так, что они не могут запомнить даже адреса, где они живут. Их мышление кардинально отличается от всех предшественников: им важно не запоминать адреса, даты или имена, а знать, через какой источник лучше найти необходимые сведения, как их классифицировать и применить в дальнейшем.
Иными словами, коммуницировать с нынешними детьми очень непросто. Но это очень многообещающее поколение, которое, вполне возможно, будет двигать наш мир вперед.
Сравнение действующих и обновленных ФГОС
Параметр сравнения | ФГОС 2009/2010 | ФГОС 2021 |
Требования к условиям реализации программ обучения | Сохранение структуры (в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») - общие положения - требования к структуре программ основного общего образования и их объему; - требования к условиям реализации программ основного общего образования; - требования к результатам освоения программ основного общего образования Сохранение методологической основы – системно-деятельностный подход Срок получения НОО – 4 года - не установлено сокращение Количество учебных занятий за 4 учебных года 2904 - 3345 часов. Объем внеурочной деятельности за четыре года объем внеурочной деятельности за четыре года Обучения до 1350 академических часов Не уделено внимание: дистанционному обучению, функциональной грамотности, верифицированные образовательные ресурсы; учебно-исследовательская деятельность, проектная деятельность - понятия не разделены | Не является новым образовательным стандартом • Это обновленный государственный образовательный стандарт образца 2009 года • Обновленный стандарт построен на той же методологической основе – системно-деятельностном подходе Срок получения НОО – не более 4 лет-может быть сокращен для обучающихся по индивидуальным учебным планам. ФГОС устанавливают вариативность сроков реализации программ (не только в сторону увеличения, но и в сторону сокращения) Объем аудиторной работы обучающихся четыре учебных года 2954 - 3190 академических часов Объем внеурочной деятельности за четыре года обучения до 1320 академических часов ФГОС детализируют условия реализации образовательных программ В качестве общесистемных требований к реализации программы рассмотрены вопросы организации дистанционного образования. Более детально расписаны требования к условиям реализации программы общего образования, в том числе обеспечивающие формирование функциональной грамотности; новый вид – общесистемные требования. Введены понятия: - верифицированные образовательные ресурсы; - «учебно-исследовательская деятельность», «проектная деятельность» (понятия разделены) |
Требования к структуре основной образовательной программы | Программа общего образования включает: 1. Пояснительная записка 2. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы НОО 3. Система оценки достижения планируемых результатов 4. Программа формирования УУД 5. Программы отдельных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности 6. Рабочая программа воспитания 7. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни 8. Программа коррекционной работы 9. Учебный план 10. План внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы. 11.Система условий реализации основной образовательной программы По-новому представлен Содержательный раздел программы начального общего образования: - программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования; - программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; - рабочую программу воспитания (в редакции, введенной в действие с 8 января 2021 года приказом Минпросвещения России от 11 декабря 2020 года N 712.); - программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; - программу коррекционной работы. | Программа общего образования включает: 1. Пояснительная записка 2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы НОО 3. Система оценки достижения планируемых результатов 4. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей. 5. Программа формирования УУД 6. Рабочую программу воспитания 7. Учебный план 8. План внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы (с перечнем событий и мероприятий воспитательной направленности) 9. Характеристика условий реализации программы НОО в соответствие с требованиями ФГОС. По-новому представлен Содержательный раздел программы начального общего образования: - рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей; - программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся; - рабочую программу воспитания. |
Требования к результатам обучения | Направления развития личности: Общеинтеллектуальное Общекультурное Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное 5 Социальное | Гражданско-патриотическое воспитание Духовно-нравственное воспитание Эстетическое воспитание Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Трудовое воспитание Экологическое воспитание 7 Ценности научного познания ФГОС конкретизируют результаты освоения программ Четкость деления УУД и конкретность формулировок учебных действий, выделение новой категории учебных действий (базовые начальные исследовательские действия), новых коммуникативных действий (публичные выступления и совместные проектные работы), а также акцент на алгоритмизацию в учебной деятельности. Прежним осталось развитие общих коммуникативных навыков, логических действий и регулятивных навыков. |
Вводимые стандарты отражают мнения экспертов-исследователей, а также всех участников образовательного процесса, поскольку проект изменений находился в стадии обсуждения, а затем и апробации с 2018 года.