СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сравнительная характеристика систем образования в России и Британии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сравнительная характеристика систем образования в России и Британии»

16






"Сравнительная характеристика систем образования в Англии и России.”



Исследовательская работа





выполнили ученики 10 класса
МКОУ Никольской СОШ
Полозова А., Рачинская М,.Орлов К/



. Руководитель: Гусева Т.А.













Содержание



Теоретическая часть

1.Вступление……………………………………………………………………………………………..3

1.1.Школы в Англии………………………………………………………………………………….4-5

1.2Школьное образование в России……………………………………………………….6

1.3.Различия и сходства образования в Англии и России………………………7

1.4.Преимущества и недостатки образования в

Англии и России………………………………………………………………………………………..7

Практическая часть



Заключение………………………………………………………………………………………………9

Список использованной литературы …………………………………………………….10

Приложение1

Наиболее популярные предметы ………………………………………………………11

Приложение2

Наименее популярные предметы…………………………………………………………..11

Приложение3

Диаграмма……………………………………………………………………………………………….12

Приложение4

Диаграмма……………………………………………………………………………………………….13



















Вступление



Невозможно переоценить важность образования в современном мире. Сейчас образование называют социальным лифтом, оно дает возможность каждому человеку подняться в социальной структуре на то место, которое он заслуживает в соответствии со своим уровнем образования и личными качествами.

Актуальность исследования обусловлена модернизацией системы российского образования, на фоне снижения престижа российского образования среди современных молодых людей.

Цель исследования: изучение системы образования Англии в сравнении с системой образования России.

Предметом исследования выступает сравнительная характеристика систем образования Англии и России.

Задачами исследования является:

  • обобщение собранного материала по системам образования;

  • выявление преимуществ и недостатков российского образования по сравнению с английским;

  • анализирование анкетирования

Научная новизна работы заключается в рассмотрении взаимосвязи и сравнении развития образовательной системы Англии и России.







































Глава I

1.1. Школы в Англии

В Великобритании существует система бесплатного образования, которое может получить любой ребенок, независимо от национальности, расовой принадлежности и социального статуса его родителей. Наряду с бесплатными существуют и частные, платные учебные заведения.

Школьное образование в Англии включает в себя два модуля:

  1. Начальное (Primary school) – для детей в возрасте от 4 до 11 лет (до 7 лет – в школе для малышей (Nursery School), а с 7 до 11 лет – в младшей школе).

  2. Среднее (Secondary School) – для детей от 11 до 16 лет.

Такое образование (4 — 16 лет) называется Compulsory education



А. Младшая школа.

Детство у английских детей очень короткое: в 4-летнем возрасте уже начинается школьная пора. В 4 года, поступая в начальную школу, маленькие ученики начинают основательно заниматься чтением и письмом. Домашние задания задают раз в неделю.

В обучении основной упор делается на умение самостоятельно получать знания и применять их на практике. Дети много занимаются в библиотеках и лабораториях, должны сами помнить о своих домашних заданиях.

Проверка знаний обычно проходит в письменной форме – в виде эссе и проектов. При этом учитель обычно лишь очерчивает какую – то проблему, а ученик вам формулирует тему и подбирает материал.

По окончании начальной школы ученики пишут SATs are National Curriculum Test (экзамен в соответствии с национальным учебным планом по английскому языку и математике) и получают сертификат, свидетельствующий о том, что ученик успешно окончи начальную школу и знает все предметы.

Б.Средняя школа.

Ученики в Британии изучают одинаковые предметы только первые 9 лет обучения. Затем они выбирают 8-11 предметов на 10-11 годы обучения и изучают их более углубленно.

Заключительные два года английской полной средней школы – переходное звено между высшей и средней школой. Учащиеся разделяются по отделениям. Традиционными являются гуманитарное и естественно – математическое. В конце 11 года обучения ученики сдают очень важный экзамен, чтобы получить сертификат о среднем общем образовании.

По достижении 16 летнего возраста ученик должен сделать важный выбор: остаться в школе еще на два года (sixth form); отправиться в колледж для дальнейшего совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков; совмещать учебу с частичной занятостью; прекратить обучение и начать трудовую деятельность.

Желающим поступить в университет предлагается двухгодичный курс A-levels.В первый год обучения учащиеся изучают 5 предметов, а на второй год обучения выбирают лишь 3 предмета, которые им необходимы. После каждого года обучения сдается экзамен. Выпускной экзамен A-levels является вступительным в университет. Свидетельство об окончании учебных заведений профессионального образования признается по всей стране и работодателями и высшими учебными заведениями, и впоследствии позволяют продолжить обучение в университете. Кроме того, здесь же можно получить пред вузовскую подготовку и сдать экзамены A-levels.





В.Высшее образование в Англии

Высшее образование британцы получают в трех видах вузов: университетах, университетских колледжах и колледжах высшего образования. В Великобритании всего 89 университетов и 70 Вузов. Все университеты получают государственную финансовую помощь за исключением трех частных институтов. В университеты поступают более 30% выпускников школ.

Высшее образование полностью платное, однако, студенты учатся в долг, который начинают отдавать лишь после получения диплома и устройства на работу с минимальной зарплатой 21 тысяча фунтов (1500000 р) в год. Если этого не происходит, то возвращать долг не нужно. Таким образом, доступ к высшему образованию открыт для всех слоев населения.









































1.2.Образование в России

В России можно выделить следующие ступени образования:

Дошкольное 3-6 лет:

С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Впервые дошкольное образование стало особым уровнем образования. Новый стандарт направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не конкретными знаниями, умениями и навыками, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.



Начальное 6-10 лет

Это первый этап общего образования у детей. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка, что подчёркивает его важность для общества и государства.

Основное 11-16 лет

В течение пяти лет, с 5-го по 9-й класс, школьники учатся в основной школе. Основной курс средней школы даёт базовые знания по главным направлениям наук. В основной школе обучение ведётся по стандартной предметно-кабинетной системе.

Среднее 17-18 лет

Последние два года обучения занимает завершение среднего образования. Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в вуз.

В учебный курс входит дальнейшее изучение части предметов, изучавшихся ранее в основной школе, а также небольшое количество новых дисциплин. В настоящее время делается очередная попытка перехода в старших классах на профильное обучение, когда ученик выбирает направление более углублённого изучения предметов, исходя из собственных склонностей. Набор возможных профилей обучения, предоставляемых школой, может варьироваться.

Успешно закончивший последний этап обучения получает «Аттестат о среднем образовании» — документ, подтверждающий получение знаний в объёме государственного стандарта. В аттестате указываются итоговые оценки по всем изучавшимся предметам.

Высшее образование в России

Системой высшего образования в России принята пятилетняя (шестилетняя) система двухступенчатого высшего образования.

Основными учреждениями высшего образования являются университеты, институты, академии. Формы обучения: очная, заочная, очно – заочная (вечерняя), экстернат. Студенты поступают на определенную специальность, учебный план которой определяется государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

До 2009 года поступление в вуз осуществлялось по результатам вступительных экзаменов, а в настоящее время по результатам ЕГЭ. Обучение проводится как на платной, так и на бесплатной основе. Плата за обучение вносится в его процессе.

В большинстве вузов учебный год состоит из двух семестров – весеннего и осеннего и сессий – зимней и летней; практик,летних и зимних каникул.

После последней сессии студенты сдают государственные экзамены и защищают диплом. Выпускники вузов обычно получают диплом, а аспирантам по итогам защиты кандидатской диссертации может быть присуждена учёная степень.

1.3.Различия и сходства высшего образования в Англии и России

В России, как и в Англии, сформирована система высшего образования. Система высшего образования в Англии полностью соответствует Европейской, а в России переход еще полностью не закончен.

С введением ЕГЭ схема поступления в вузы в России стала ближе к британской.

Если в России получить высшее образование можно не только на платной основе, но и бесплатно, то в Англии только на платной основе.

В России высшее образование нацелено прежде всего получение специальности, а в Англии - на получение ученой или докторской степени.

1.4.Преимущества и недостатки образования в Англии и России

Каждая система образования имеет свои преимущества и недостатки. Так,например,безусловными преимуществами российского образования можно считать:

высокое качество преподавания;

большой объем знаний по разным предметам;

  • высокий уровень естественно-научной и математической подготовки;

  • стоимость обучения;

Однако же, возникает справедливый вопрос, нужен ли такой объем знаний обучающимся, пригодится ли он им в будущем. К минусам российского образования можно отнести и тот факт, что в России переход на европейскую систему образования еще полностью не закончен, в связи с чем выпускникам российских вузов, если они хотят устроиться на работу за границу, приходится подтверждать свои дипломы.




Среди преимуществ системы образования в Англии. Можно отметить следующие:




  • знания по всем дисциплинам даются более сжато, популярно и просто;

  • ученики могут сами выбирать те дисциплины, которые хотят изучать;

  • в отношении высшего образования Великобритания традиционно входит в тройку лидеров в международных рейтингах вузов;

  • обучающиеся имеют возможность обучаться «в долг»;

К минусам же можно отнести, что в Англии слабо распространены такие формы обучения, как заочная и вечерняя































































Практическая часть

С целью выявления степени удовлетворенности российских подростков системой образования, было проведено анкетирование среди учащихся 5 и 10 классов.

Учащимся 5 классов были заданы следующие вопросы:

1.Хотели бы Вы выбирать предметы в школе?

2.Какие предметы Вы бы выбрали?

3.Какие считаете необязательными?

4.Если бы у Вас был выбор, какую школу Вы бы посещали: частную или общеобразовательную?

Учащимся 10 классов были заданы такие же вопросы, но был еще один дополнительный:

5.Куда бы Вы поехали получать высшее образование: в Англию или остались бы России?

Данные опроса показали, что 23 ученика из 30 хотели бы выбирать предметы.

Большинство учащихся хотели бы изучать следующие предметы: математика, русский язык, литература, иностранный язык, обществознание, биология, искусство. На основе этих данных была составлена диаграмма.

Среди предметов, которые учащиеся считают не обязательными наиболее популярные: ТПК, технология, информатика, география, ОБЖ.

На вопрос «Если бы у Вас был выбор, какую школу Вы бы посещали: частную или общеобразовательную?» чаще всего учащиеся выбирали общеобразовательную школу. На основе этих данных была составлена диаграмма .( см приложение1)

На вопрос «Куда бы Вы поехали получать высшее образование: в Англию или остались бы России?» Большинство человек ответили, что хотели бы учиться в России. На основе этих данных была составлена диаграмма (См. приложение2)



ВЫВОД АНКЕТИРОВАНИЯ

Основываясь на результатах проведенного вопроса, мы можем сделать вывод, что учащиеся вполне удовлетворены системой основного общего образования в России, и хотели бы углубленно изучать определенные предметы, а изучение других предметов свести к минимуму. Что же касается высшего образования, то подавляющее большинство учащихся хотят получить высшее образование в своей стране

Заключение.

В ходе исследования нами были решены следующие задачи:

  • собран и обобщен материал по системам образования в России и Англии;

  • выявлены преимущества и недостатки российского образования по сравнению с английским;

  • проведен социологический опрос, с целью выявления степени удовлетворенности российских школьников системой образования;

Основываясь на собранных данных, нами были сделаны следующие выводы:

  • система образования в России и в Англии различаются, хотя в их основе лежит классно-урочная форма;

  • системы образования в России и Англии имеют свои преимущества и недостатки;

  • российские школьники в целом удовлетворены системой основного общего образования, однако высшее образование предпочли бы получить в своей стране.

Список использованной литературы

  1. Андреев, А.Л. Общество и образование: социокультурный профиль России / А.Л. Андреев // Педагогика. - 2012. - № 6. - С. 20 - 29.

  2. Бордовская Н.В. Педагогика. – СПб: «Питер», 20014. – 284 с.

  3. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 20013. - 240 с.

  4. Жуков А.Д. Образование в России: Проблемы и решения. – Москва, ЭКМОС, 2010. – 154 с.

  5. Ковалёва, Г.С. Состояние российского образования / Г.С. Ковалёва // Педагогика. - 2009. - № 2. - С. 80 - 88.

  6. Колесников, В.Н. Коммерциализация высшего образования - угроза национальной безопасности России / В.Н. Колесников, И.В. Кучер, В.Н. Турченко // Педагогика. - 2014. - № 6. - С. 99 - 106.

  7. Кузьменко, Н.Е. О модернизации образования в России / Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин, О.Н. Рыжова // Педагогика. - 2010. - № 3. - С. 107 - 116.

  8. Москва, Кремль Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Электронный ресурс] // http://www.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884.shtml

  9. Н.А. Савченко, Инновации в образовании: основания и смысл [Электронный ресурс] // http://www.humanities.edu.ru/db/msg/84210

  10. Н.А. Савченко, Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы [Электронный ресурс] // ttp://www.humanities.edu.ru/db/msg/84211

  11. Невежина М.М. Педагогика. – М., «Риор», 2010. – 125с.

  12. Российская Федерация. Законы / Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: Омега-Л, 2009. - 64 с. - (Законы Российской Федерации).

  13.  Старцев И.М. Британская школа// Итоги. – 20010. - № 16. – С. 44 – 52.

  14. Тарасюк Л.Н.,Цейкович К.Н. Образование в Великобритании.//Социально-политический журнал, №3,2009





























Приложение1

Наиболее популярные предметы по результатам опроса 5 и 10 классов Приложение1



Название предмета

Количество учащихся, желающих изучать данный предмет в процентах

Технология

27.8 %

Русский язык

22.8%

Иностранный язык

19.4%

География

9.2%

Математика

8.6%

Биология

5 %

Литература

3.4 %

Обществознание

2.7 %

Искусство

1.1%







Приложение 2

Наименее популярные предметы



Место

Название предмета

1

ОБЖ

2

Музыка

3

МХК

4

Физическая культура

5

Информатика





















Приложение 3

Диаграмма

















Приложение 4