СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сравнительная педагогика как отрасль знания и предмет изучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сравнительная педагогика как отрасль знания и предмет изучения»

Сравнительная педагогика как отрасль знания и предмет изучения (понятие сравнительной педагогики, её объект, предмет, задачи и функции; понятие национальной системы образования).

Сравнительная педагогика или компаративистика изначально возникла в рамках философии, которая рассматривала многие вопросы, в том числе и проблемы воспитания подрастающего поколения в разных странах. Уже с древних времен в философских учениях содержалось немало описаний того, как обучали и воспитывали детей народы в тех или иных государствах. Обобщались ценности и методы воспитания, анализировались особенности передачи опыта от старшего поколения младшему.

В современной науке сравнительную педагогику также называют компаративистикой. Слово компаративизм (от лат. Comparativus - сравнительный) означает сравнение и сопоставление, включающее установление сходства и различий, тенденций исторического развития, установление соответствий между схожими явлениями и т.д. В английском языке «to compare» также означает «сравнивать». Как понятие компаративизм используется в разных науках, в том числе и в литературоведении для обозначения сравнительно-исторического анализа развития образов и сюжетов в произведениях литературы разных народов. В теории образования понятие «компаративистика» стоит в одном синонимическом ряду с понятием «сравнительная педагогика», хотя, с нашей точки зрения,точнее было бы обозначение «педагогическая компаративистика».

Исследователи отмечают, что в зарубежных источниках чаще всего употребляют термин не «сравнительная педагогика», а «сравнительное образование», поскольку само слово «образование» («education» англ.) имеет более широкую трактовку на Западе в отличие от слова педагогика («pedagogie»). В зарубежной педагогической традиции слово «образование» обозначает единство развития, воспитания и обучения, в то время как педагогика имеет отношение только к образованию и воспитанию детей. Поэтому в зарубежной интерпретации понятие «сравнительное образование» («еducаtion compare») мы встречаем гораздо чаще, чем понятие «сравнительная педагогика» («рegagogie comparative»). Мы будем употреблять понятия «сравнительная педагогика», «педагогическая компаративистика», «сравнительное образование» и «компаративистика» в синонимическом ряду, поскольку, несмотря на некоторые различия в современной педагогической теории и практике, довольно часто данные понятия используются для обозначения одних и тех же явлений и процессов. В России понятие «сравнительная педагогика» на сегодняшний день является наиболее распространенным.

В самом общем виде сравнительная педагогика определяется как отрасль педагогики, изучающая особенности образования, воспитания и обучения в различных странах и регионах. Сравнительная педагогика в широком смысле - это область педагогической науки, изучающая состояние, закономерности и тенденции развития образования в различных странах и регионах мира; выявляющая способы взаимообогащения национальных образовательных систем путём использования зарубежного опыта. Сравнительная педагогика в более конкретном смысле определяется как «область педагогической науки, изучающая преимущественно в сопоставительном плане состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики в различных странах и регионах мира, а также соотношение их всеобщих тенденций, национальной и региональной специфики; выявляющая формы и способы взаимообогащения национальных образовательных систем путем использования ими зарубежного опыта» Все три подхода к пониманию сравнительной педагогики характеризуют специфику её содержания;

- во-первых, это определенная область педагогической науки;

    - во-вторых, нацелена на изучение процесса развития образования, воспитания, обучения, педагогической теории и практики в разных странах и регионах мира; - в-третьих, анализ осуществляется в сравнительно-сопоставительном плане для того, чтобы использовать зарубежный опыт;

    - в-четвертых, выявляются возможные формы и способы взаимообогащения национальных образовательных систем.

Национальная система образования. В последние годы появились исследования, посвященные сравнительному анализ социализации подрастающего поколения в разных странах. Многие из этих исследований носят межпредметный характер и осуществляются «на стыке» сравнительной педагогики, социальной педагогики, социальной психологии и сравнительной психологии. Кроме того, следует иметь в виду, что сравнительная педагогика базируется, прежде всего, на сопоставлении национальных систем образования в разных странах. Национальная система образования представляет собой целенаправленную социализацию подрастающего поколения силами государства и общества. Национальная система образования включает:

  1. государственные органы управления образованием (министерство образования, управления и отделы образования и т.д.);

  2. участников образовательного процесса (преподаватели, студенты, учителя, школьники, воспитатели и т.д.);

  3. образовательные стандарты и разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;

  4. учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы (школы, университеты, колледжи, детские сады, учреждения дополнительного образования и др.).

В рамках национальной образовательной системы, как правило, предусматривается преемственная реализация различных уровней образования: дошкольного, начального школьного, общего среднего школьного, профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, послевузовского образования.

Как определенная область педагогической науки и учебная дисциплина сравнительная педагогика связана с историей педагогики и образования, этнопедагогикой и этнопсихологией, дидактикой, теорией воспитания, психологий, этнографией, социологией, философией, а также другими науками и направлениями исследований. В то же время сравнительная педагогика - самостоятельная отрасль научного познания, которая имеет свой объект, предмет, специфические функции и задачи. Большое значение для сравнительной педагогики имеет история педагогики, философия и история образования, поскольку именно в рамках данных курсов наиболее полно и комплексно рассматриваются проблемы развития педагогической мысли в различных странах. В то же время история педагогики, философия и история образования не дублируют содержание сравнительной педагогики, которая нацелена на выявление общих тенденций развития образования с учетом специфики цивилизационных возможностей той или иной культуры, в контексте которой изучается образование.

Объект, предмет, задачи и функции сравнительной педагогики. Сравнительная педагогика, являясь определенной областью педагогической науки (наряду с социальной педагогикой, дидактикой, теорией воспитания, истории педагогики и др.) имеет вполне конкретный объект и предмет исследования, определяющие главные задачи данной науки и учебной дисциплины. Объект сравнительной педагогики - образование в глобальном, региональном и национальном масштабах. Предмет сравнительной педагогики – сравнительный анализ состояния, тенденций и закономерностей развития зарубежного и отечественного педагогического опыта и национальных педагогических культур современности.

Основные задачи сравнительной педагогики:

  • анализ и описание фактов, отображающих процесс развития образования в различных странах;

  • классификация, систематизация, сравнительный анализ количественных и качественных данных о развитии образования в различных странах;

  • выявление закономерностей и тенденций развития образования в различных странах;

  • прогнозирование возможных путей развития образования в различных странах;

  • сравнение и сопоставление достижений и недостатков образования в зарубежных странах.

  • общий анализ систем образования в разных странах.

Основные функции сравнительной педагогики:

  • унификация и упорядочение терминов и понятий педагогической документации разных стран с целью облегчения изучения зарубежного опыта специалистами;

  • сопоставление разных моделей образования и образовательной политики, теоретических установок зарубежных и отечественных педагогов и деятелей образования;

  • прогнозирование вероятных путей развития образования в будущем;

  • разработка планов развития образования.

Сравнительная педагогика изучает достаточно широкий круг проблем: не только теорию, содержание и всю организацию образования в разных странах (как в исторической перспективе, так и в современных условиях), но также методы, формы и средства образования, его организацию, управление, ценности и т.д. Исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий. Сопоставляет и сравнивает системы образования и динамику их развития с учетом культурно-исторической специфики и социально-политических особенностей.

Основные категории и понятия сравнительной педагогики. Сравнительная педагогика использует общие педагогические и психологические категории: образование, обучение, воспитание, развитие, социализация и т.д. Специфические для компаративных исследований категории: сравнительная педагогика, педагогическая компаративистика, мировая система образования, национальная система образования, глобализация образования, социальный институт образования, стратегия развития образования, стандартизация образования, современный зарубежный педагогический опыт, национальная система образования и воспитания, педагогическая культура, образовательная политика, тенденции образования, глобализация, стандартизация и др.

Лица с ограниченными возможностями в мире культуры и искусства

Сравнивая норму и отклонение от нее, мы сталкиваемся с большим диапазоном разбросанности от очень маленького отклонения до очень большого, и эти крайние значения в литературе принято называть патологией с отрицательным (негативным) значением. «Социальная патология представляет собой такое отклонение от социальной нормы, которое имеет отрицательное значение с точки зрения общественных интересов». Почему необходимо рассматривать все именно в двух гранях, в двух полюсах?

Многие философы, говорили, что норма - это гармония, но разве все люди, причисленные к «нормальным» могут достигнуть полную гармонию в своей жизни и в своем сознании?

В рассказе А.Б. Юркина «Слепой художник» рассказывается про молодого человека, у которого был слепой наставник, который «рисовал» прекрасные поэмы о тех местах, где он побывал и слепой друг, который рисовал прекрасные картины камнями. «Был безграничный интерес у слепого Фаддия к устному слову. Слепого Нейло звуки внешнего мира в соединении с душевными порывами и отголосками потаенных желаний преображались в новый осязаемый мир образов. Каждый, от мала до велика, был близок к исполнению заветного желания; один Лориан -- неприкаянный. В чем призвание юного путешественника? Какими талантами он сможет гордиться завтра? Чем веселее становился Нейло, тем грустнее было на душе у Лориана». Аномалия в развитии еще не говорит о том, что этот человек не имеет право или не может быть счастливым, зачастую, именно такие люди больше понимают и больше чувствуют в этом мире, нежели нормально развивающиеся люди.

1.1 Искусство для «медленных» детей

В Москве существует уникальный «Театр Простодушных», в котором заняты больные синдромом Дауна. У «солнечных актеров» линии ума и сердца сливаются в одну.

Этот театр работает в столице уже восьмой год. Врачи говорят, что постановки благотворно влияют на детей - они начинают лучше говорить, двигаться, легче адаптируются психологически. В Москве о «Простодушных» знают немногие, потому что актерам негде показывать свои работы.

Еще в прошлом веке врачи заговорили об арт-терапии - методе лечения искусством. Однако «спецтеатры» в нашей стране не прижились, ведь они не приносят прибыли, скорее наоборот. Поэтому «Театр Простодушных» - это благотворительная инициатива Игоря Неупокоева и нескольких его друзей. В репертуаре театра пока один-единственный спектакль-балаган «Приходите завтра» (по мотивам повести Н. В. Гоголя «Повесть о капитане Копейкине»). Благо для него артистам не нужны декорации. Требуется лишь небольшой реквизит (веера, подносы, стулья) и несколько костюмов. Перевозить с места на место весь этот скарб также нетрудно.

Всего в театре 9 актеров, 6 из них - люди с синдромом Дауна, который делает людей неуловимо похожими друг на друга. У них у всех «марсианские» глаза, маленькие уши, вдавленные переносицы… Но самое интересное - у всех похожие линии на руках: линии ума и сердца как бы сливаются в одну.

Синдром Дауна - самое загадочное отклонение от нормы. Единой научной гипотезы о том, чем вызвано это нарушение, пока нет. Рождение детей с синдромом никак не связано с физическим состоянием родителей: ни с наследственностью, ни с алкогольной или иной зависимостью. Рождение «медленного» ребенка также не зависит от социального статуса, образования, национальности и образа жизни родителей. Ежегодно в России регистрируется 2 тысячи детей с синдромом Дауна. Причем, как говорят медики, с устойчивой периодичностью.

1.2 Слепые люди

Для этих людей весь мир это светлые и темные пятна. 2-3 метра и окружающие предметы растворяются в тумане. Все что они делают, они делают вопреки своему диагнозу и своей судьбе.

Слепых художников не бывает, слепого учителя обманут ученики, незрячий спортсмен никогда не сможет бороться. Однако эти люди рисуют, борются и преподают назло всем стереотипам и своей собственной судьбе.

В два года Сергей Царапкин перенес тяжелое инфекционное заболевание. К 18-ти практически ослеп, в 32 начал рисовать. Его болезнь называется - атрофия зрительного нерва. Мозг нормальный, глаза нормальные, а тонкая перемычка между ними почему-то не работает. У художника Царапкина 3 процента зрения на каждый глаз. Весь мир для него это светлые и темные пятна.

На свою работу 36-летний учитель Юрий Ефимов добирается на 2 троллейбусах. У него врожденная катаракта и 4 процента зрения. Чтобы передвигаться без посторонней помощи, он носит очки с 10-кратным увеличением. Ефимов преподает музыку в Ярославском коррекционном доме-интернате для умственно отсталых детей. «У меня такая хитрость есть. Ребят со спины не могу узнать, ростом примерно одинаковые, подхожу, говорю, как дела, или ну рассказывай. - Чего рассказывать? - Мне этого достаточно. Саша или Миша.» В Курском музыкальном училище Юрий Ефимов учился игре на трубе, даже участвовал в духовом оркестре. С тех пор мечтает о собственном инструменте. Зарплата учителя - три тысячи рублей, еще две с половиной - пенсия по инвалидности. Через несколько лет Ефимов обязательно накопит деньги на хороший инструмент.

Последнее время учитель музыки Ефимов собирает ритмические музыкальные инструменты. Ложки, трещотки, маракасы и прочие бубны ему нужны, чтобы сколотить из своих учеников настоящий ансамбль. Больные дети, которые порой не могут запомнить ни слов, ни мелодии песни, часто обладают врожденным чувством ритма.

За 10 лет художник Царапкин написал более тысячи картин. Слепой художник не пользуется кистями. Масляные краски он растирает пальцами рук. Однако его любимый материал - уголь. Он оставляет на бумаге толстый жирный след.

Благодаря своим необычным картинам Эсреф Армаган прославился не только у себя на родине, в Турции, но и за рубежом. Эсреф Армаган с поразительной реалистичностью рисует дома, животных и пейзажи. У него потрясающее чувство цвета, он соблюдает законы перспективы и светотени. Казалось бы, что удивительного? Однако этот художник от рождения слеп.

Свои картины он рисует руками. Сначала он накладывает на холст краску одного цвета, а затем, после ее полного высыхания, в ход идут другие цвета. Таким образом, Армаган выработал уникальную художественную технику. Процесс создания картины достаточно долог. Сначала художник делает набросок: проводит клинышком по поверхности холста. Затем сразу же прощупывает пальцами получившуюся неглубокую канавку, проверяя правильность нарисованных форм.

Ощущение цвета художник достиг с помощью других людей: он запоминал соответствия со слов зрячих. Из объяснений Эсреф понял, что небо должно быть голубым, трава - зеленой, а море - синим.

Сейчас уникальному художнику 51 год. Он родился в бедной семье в Стамбуле, по причине слепоты не мог ходить в школу. Никто специально не учил турка рисовать, но талант проявится в сам. Уже в 6 лет Эсреф Армаган сам взял в руки карандаш, а с 18 лет стал писать масляными красками без использования кисточек. В 42 года он перешел на быстросохнущую гуашь, сохранив, правда, свою художественную технику.

Нейл Харбиссон -- первый официальный киборг в Великобритании. 25-летний студент художественного колледжа совершенно не различает цвета и поэтому постоянно носит на голове камеру-колориметр, а в рюкзаке ноутбук, который переводит цвета в звуки. Нейл различает на слух 360 цветов и оттенков. Он уже привык смотреть на мир только в наушниках.
Первый киборг Великобритании добился немалых успехов в живописи. Посмотреть на произведения слепого на цвет художника собираются целые залы в Лондоне и Барселоне. Нейл говорит, что рисует исключительно на слух. В процессе творчества он чувствует себя композитором.

Один из известнейших художников Эдгар Дега прожил около восьмидесяти лет. К пятидесяти годам он ослеп, но не переставал до смерти рисовать шедевры, кроме того, увлекся скульптурой, несмотря на удары, которые наносила ему жизнь: частые болезни, вынужденные переезды, полная потеря зрения.

Известная певица Диана Гурцкая - единственная в России незрячая звезда, которая добилась успеха среди обыкновенных людей с нормальным зрением. Диана Гурцкая родилась в Абхазии, в Сухуми в семье бывшего шахтера и бывшего педагога.

В раннем детстве девочка ничем не отличалась от остальных маленьких детей, и родители не догадывались о ее врожденной слепоте, пока однажды маленькая Диана с грохотом не свалилась с дивана и не расшибла себе в кровь личико. Горе родителей, узнавших о страшном недуге своего горячо любимого позднего ребенка, трудно описать словами. Лучшие офтальмологи подтвердили неизлечимость болезни. Сама же девочка до поры не догадывалась, что чем-то отличается от остальных детей.

Диана мечтала стать певицей чуть ли не с младенческого возраста. Серьезнее всех отнеслась к певческим способностям малышки мама Дианы.

Благодаря своему настойчивому характеру, восьмилетней Диане удалось убедить преподавателей музыкальной школы, что она сможет выучиться игре на фортепьяно. Училась Диана в двух школах одновременно: средней общеобразовательной и музыкальной. Она воспитывалась в интернате для слепых детей, куда ее отдали родители, чтобы она смогла получить полноценное образование.

На одном из музыкальных конкурсов ее увидела известная грузинская певица, и первым шагом на большую сцену в жизни Дианы стало выступление в Тбилисской филармонии вместе с Ирмой Сахадзе.

После переезда семьи в Москву она поступила в Гнесинское училище, по окончании которого в 1999 г. начинает свою самостоятельную сценическую карьеру. И успех пришел довольно скоро. Но еще раньше Диана покорила знаменитой песней "Тбилисо" широкую публику на фестивале "Ялта-Москва-Транзит" в 1995 г., где ей присудили специальный приз жюри. В числе прочих членов жюри был Игорь Николаев. Ее проникновенное пение очень понравилось мэтру российской эстрады, написавшему впоследствии для Дианы песню, которая стала ее визитной карточкой, "Ты здесь".

В марте 2000 года студия "АРС" выпускает дебютный альбом певицы, в который вошли песни Игоря Николаева и Сергея Челобанова. Впоследствие Диана еще не раз прибегнет к помощи этих авторов, чьи песни принесли ей успех на большой сцене. В настоящее время у Дианы выпущены два альбома: "Ты здесь" и "Ты знаешь, мама", песни из которых остаются неизменными хитами. На счету Дианы дуэты с мировыми и российскими знаменитостями - Тото Кутуньо, Демисом Руссосом, Рэем Чарльзом, Игорем Николаевым, Николаем Басковым. В последнее время Диана много гастролирует. Ее вокальный дар почитают не только в России, но и во многих странах мира.

Итальянский оперный певец Андреа Бочелли родился в 1958 году в Ладжатико в провинции Тоскана. Несмотря на слепоту, он стал одним из наиболее запоминающихся голосов современный оперы и поп-музыки. Бочелли одинаково хорошо удается и исполнение классического репертуара, и поп-баллад. Он записал дуэты с Селин Дион, Сарой Брайтман, Эросом Разаццотти и Эл Жарре. Последний певший с ним "The Night Of Proms" в ноябре 1995, сказал про Бочелли: "Я имел честь петь с самым красивым голосом в мире".

Анндреа Бочелли вырос на ферме в небольшой деревне Ладжатико. В 6 лет начал учиться играть на фортепиано, а позже освоил флейту и саксофон. Страдая недостаточным зрением, он стал полностью слепым в 12 лет после несчастного случая. Несмотря на очевидные музыкальные таланты, Бочелли не рассматривал музыку как свою дальнейшую карьеру, пока не закончил юридический факультет университета в Пизе, и не получил звание доктора. Только тогда Бочелли стал серьезно заниматься своим голосом со знаменитым тенором Франко Горелли, попутно зарабатывая деньги на уроки игрой на фортепиано в различных группах.

Первый прорыв Бочелли как певца произошел в 1992 году, когда Зуккеро Форначиари искал тенора, чтобы записать демо с песней "Miserere", которую он написал вместе с Бони из U2. Успешно пройдя отбор, Бочелли записал композицию в дуэте с Паваротти. После всемирного тура с Форначиари в 1993 году, Бочелли выступил на благотворительном "Pavarotti International Festival", который прошел в Модене в сентября 1994 года. Кроме Паваротти, Бочелли также пел с Брайаном Адамсом, Андреасом Волленвейдером и Нэнси Густавсон. В ноябре 1995 года Бочелли побывал в Нидерландах, Бельгии, Германии, Испании и Франции с постановкой "Night Of Proms", в которой также участвовали Брайан Ферри, Эл Жарре, Роджер Хлдгсон из Supertramp и Джон Майс.

Первые два альбома Бочелли "Andrea Bocelli" (1994) и "Bocelli" (1996) представили только его оперное пение, а третий диск "Viaggio Italiano" известные оперные арии и традиционные неаполитанские песни. Хотя CD и был выпущен только в Италии, он разошелся там тиражом более чем 300 тысяч копий. На четвертом альбоме "Romanza" (1997) был представлен уже поп-материал, включая хит "Time To Say Goodbye", записанный в дуэте с Сарой Брайтман, который имел большой успех. После этого Бочелли продолжил разрабатывать прибыльное поп-направление, выпустив в 1999 году пятый альбом "Sogno", который включал дуэт с Селин Дион "The Prayer". Выпущенная на сингле эта песня разошлась только в США 10-миллионным тиражом и за ее исполнение Бочелли получил Golden Globe Awards, и был номинирован на Grammy в категории "Best New Artist". Последний альбом "Ciele di Toscana" вышел в 2001 году.

Андреа Бочелли единственный певец, которому удалось слить воедино поп-музыку и оперу: “Он поет песни, как оперу, и оперу, как песенки”. Это может звучать оскорбительно, но результат совершенно противоположный - огромное количество обожающих поклонников. И среди них не только тинэйджеры, одетые в помятые майки, но также нескончаемые шеренги деловых женщин и домохозяек и неудовлетворенных существованием служащих и менеджеров в двубортных пиджаках, которые ездят в метро с портативным компьютером на коленях и с компакт-диском Бочелли в плейере. Двадцать четыре миллиона компакт-дисков, проданных на пяти континентах, - не шутка даже для того, кто привык считать в миллиардах долларов.

Итальянец, чей голос способен смешать мелодраму с песенкой из Сан-Ремо, нравится всем. В Германии, стране, которая открыла его в 1996-ом году, он постоянно присутствует в хит-парадах. В США он предмет культа: Президент Билл Клинтон, который знает наизусть музыку к фильму “Канзас-сити”, называет себя в числе поклонников Бочелли. И он пожелал, чтобы Бочелли пел в Белом доме и на встрече демократов.

Вскоре на талантливого музыканта обратил внимание Папа Римский. Святой отец недавно принял Бочелли в своей летней резиденции Кастель Гандольфо, чтобы прослушать в его исполнении гимн Юбилея-2000. И выпустил этот гимн в свет с благословением.

Но настоящий феномен Бочелли процветает не в Италии, где певцов, которые исполняют легко насвистываемые песенки и романсы, видимо-невидимо, но в Соединенных Штатах. “Мечта”, его новый компакт-диск, уже ставший бестселлером в Европе, на первом месте по популярности за океаном. Билеты на концерты его последнего турне по стадионам (22 тысячи мест) были все проданы заранее. Sold out. Потому что Бочелли хорошо знает свою публику. Репертуар, который он представил, был апробирован в течение длительного времени: Россини, Верди, арии Пуччини (от “Che gelida manina” из “Богемы” до “Vincero'” из “Турандот”). Последняя благодаря Бочелли заменила песню “My way” на всех конгрессах американских дантистов. После короткого появления в образе Неморино (“Любовный напиток” Гаэтано Доницетти ) он знаменитые песни Энрико Карузо: “O sole mio” и “Core `ngrato”. В общем, он отважно верен официальной иконографии итальянца в музыке.

И пусть не говорят, что своим успехом Бочелли обязан распростаненному добродушию и желанию защитить его, вызванным его слепотой. Конечно, факт быть невидящим играет свою роль в этой истории. Но факт остается фактом: его голос нравится. “У него очень красивый тембр. И, так как Бочелли поет по-итальянски, у публики создается ощущение приобщения к культуре. Культуре для масс. Именно это побуждает их хорошо себя чувствовать”, - объяснила некоторое время назад вице-президент фирмы Philips Лиза Альтман. Бочелли - итальянец и особенно тосканец. Это одна из его сильных сторон: он преподносит культуру популярную и рафинированную в одно и то же время. Звуки голоса Бочелли, такие нежные, вызывают в уме каждого американца номер с прекрасным видом, холмы Фьезоле, героя фильма “Английский пациент”, рассказы Генри Джеймса,

В свободное время Бочелли удаляется в укромный уголок и читает “Войну и мир” с помощью своего компьютера с клавиатурой Braille. Он написал автобиографию. Временное заглавие - “Музыка тишины” (авторские права проданы издательству Warner итальянским издательством Mondadori за 500 тысяч долларов).

Успех более определяется личностью Бочелли, чем его голосом. Он наделен необыкновенной смелостью: ходит на лыжах, занимается конным спортом, и выиграл самое главное сражение: несмотря на слепоту и неожиданный успех (это также может быть недостатком), он сумел вести нормальный образ жизни. Он счастливо женат, у него двое детей и за ним стоит крепкая семья с крестьянскими традициями.

Что касается голоса, то теперь уже все знают, что у него очень красивый тембр, “но его техника все еще не позволяет ему сделать необходимый рывок, для того чтобы завоевать публику со сцены оперного театра. Его техника предназначена микрофону”, - так определяет Бочелли музыкальный критик газеты “La Repubblica” Анджело Фолетти. С другой стороны, пение в микрофон, кажется, уже становится тенденцией, если Нью-Йорк Сити Опера решила с будущего сезона прибегнуть к микрофонам, чтобы усилить звучание голосов певцов. Для Бочелли это могло бы стать удачей. Но он не хочет этого. “В футболе это было бы равносильно расширению ворот, чтобы забить больше голов”, - говорит он. Музыковед Энрико Стинкелли объясняет: “Бочелли бросает вызов аренам, оперной публике, когда поет без микрофона, что наносит ему огромный вред. Он мог бы жить доходами с песенок, давая концерты на стадионах. Но не хочет. Он хочет петь в опере”.

Андреа удалось заполнить пропасть, которая разделяет среднюю публику и оперу.

Но Бочелли не удовлетворен. “Когда я пою оперу, - признает Бочелли, - то зарабатываю гораздо меньше и теряю массу возможностей. В моей дискографической фирме Universal говорят, что я безумец, что я бы мог жить, как набоб, исполняя песенки. Но для меня это не имеет значения. С момента, когда я во что-нибудь поверил, я преследую это до конца. Поп-музыка была важной. Наилучшим способом заставить широкую публику узнать меня. Без успехов в области поп-музыки никто не признал бы во мне тенора. Отныне я посвящу поп-музыке только необходимое время. Все остальное время я отдам опере, урокам с моим маэстро Франко Корелли, развитию моего дара”.

Вне всякого сомнения, Бочелли не остановится, пока не убедит самых упорных скептиков, что он умеет петь оперу.

Стивен Джадкинс - так зовут Стиви Уандера на самом деле - родился в небольшом городке близ Детройта 13 мая 1950 года. "Глупо обижаться на судьбу, глупо ныть, а еще глупее - жалеть себя. Просто забудь о том, что твои глаза не видят, и живи как все - только намного лучше, намного интереснее", - это внушила ему одна умная женщина - Лула Мэй Джадкинс. Его мать. Она родила сына в больнице для бедных на полтора месяца раньше срока. "Мальчик не выживет", - сказал ей врач. - "Выживет, что бы вы мне ни говорили!"

У новорожденного действительно было слишком мало шансов выкарабкаться, вот врачи и позволили себе "недоглядеть": в инкубатор, куда его поместили, подавалась воздушная смесь с избытком кислорода. Однако Стиви выжил! Вот только оба глаза оказались обожжены...

Лула выработала собственную стратегию воспитания сына: поменьше нянчиться, зато побольше любить и уважать. Мальчик подолгу оставался дома один, зато научился обходиться без посторонней помощи. По малейшим оттенкам звука, отражающегося от стен и предметов в комнате, он ориентировался с феноменальной точностью. А уж передвижение людей Стиви определял так ловко, как будто бы видел их собственными глазами. Лула делала все, чтобы развить в нем слух, остроту реакции и... интуицию. Стиви непостижимым образом научился угадывать формы и цвета (Лула объяснила ему, что такое цвет, что листва зеленая, молоко белое, а банан желтый). Мать научила его даже... понемногу читать - не по каким-нибудь там специальным книгам для слепых, а по самому обычному букварю. Пальцы Стиви от природы отличались необычайной чувствительностью, а упорные тренировки довершили дело: он стал различать на ощупь мельчайшие крупицы типографской краски!

О специальной школе для слепых Лула и слышать не хотела. Устроив страшный скандал в администрации, она добилась, чтобы Стиви приняли в самую обычную школу (после того, как он по складам прочел несколько предложений). Очень скоро он заслужил среди одноклассников славу "человека-летучей мыши". Ведь он... отлично играл в баскетбол! То ли на слух, то ли по наитию, но он прекрасно знал, где сейчас мяч и куда он летит... А еще он обожал ходить в кино, потому что по малейшим шумам мог определять, что происходит на экране...

В мире звуков мальчик ориентировался потрясающе, и заняться музыкой ему велел сам Бог. Играть Стиви начал года в четыре, первыми его инструментами стали... кухонные кастрюли. Он так ловко бил по ним, что Лула поняла: пора купить ему настоящий инструмент. Вообще-то жили они бедно, в доме не было даже холодильника, где уж тут мечтать о рояле! Но на губную гармошку раскошелиться можно... На той губной гармошке Стиви лет шесть подыгрывал себе. На его дворовые рок-н-ролльные концерты собиралось чуть ли не полгорода. И однажды слухи о них достигли продюсера Брайана Холлэнда (он специализировался на поиске молодых талантов в Детройте). Не дослушав до конца и второй песни, Брайан прервал Стиви: "Ты, парень, настоящее чудо! Я бы советовал тебе взять именно этот псевдоним ("уандер" - именно так звучит слово "чудо" по-английски). Кстати, я хочу заключить с тобой контракт, ты не против?" Стиви было тогда всего 10 лет...

С тех пор его жизнь резко изменилась. Во-первых, у него появился рояль, а плюс к этому - банджо, гитара, барабаны... Во-вторых, много денег. В-третьих, он стал активно гастролировать по стране. На учебу времени оставалось мало, и Брайан уговорил Лулу отдать Стиви в элитный частный интернат для слепых детей, где его могли бы учить по специальной программе. "Это необходимо для его карьеры" - этот аргумент заставил сдаться Лулу, но не Стиви!

Отлично усвоив уроки матери, он не желал признавать себя чем-то обделенным и нуждающимся в каком-то специальном уходе. В интернате Уандер "бунтовал": он мог ночью вылезти в окно с третьего этажа и отправиться в ближайший магазинчик за чипсами. Правда, в один прекрасный вечер, возвращаясь домой, он перепутал окна и попал в спальную комнату девочек, но тем лучше - за Стиви, о котором и так легенды ходили, тут же закрепилась слава отъявленного ловеласа.

Влюбляться Стиви начал довольно рано - в 15 лет. Первой была девочка по имени Энджи. У нее был чудесный мелодичный голос. И не беда, что Стиви не знал, как выглядит ее лицо, - он смотрел на Энджи "внутренним взглядом"... Этот роман не привел к браку, зато навеял Уандеру несколько песен, занявших верхние строчки в хит-парадах.

С тех пор так и повелось. Стиви каждый раз безумно влюбляется, а покорив сердце очередной возлюбленной, посвящает ей свою музыку и на этом с легкостью прощается с ней в поисках новых источников вдохновения. Его привязанности слишком неустойчивы. "Я влюблен в жизнь и во всех девушек одновременно. Зачем же мне жениться?" Впрочем, один раз он все-таки женился - на Сирите Райт, девушке не слишком красивой, но ее чудесный голос завораживал... После первой брачной ночи Стиви даже не сказал ей "доброе утро". Едва проснувшись, он бросился к синтезатору. "Дорогая, синтезатор мне как семья! Как я могу не поделиться с ним своими впечатлениями!" - объяснил он позднее. С этой "семьей" не выдержала конкуренции ни одна из пятнадцати подружек музыканта, даром что три из них подарили Стиви детей - дочерей Айшу и Кейту и сыновей Мумтаза и Квейми.

Уандер был одним из первых музыкантов, освоивших "диковинную электронную новинку" - синтезатор. Это было еще в начале 70-х, и с тех пор Стиви не расстается с ним ни днем, ни ночью. К тому же Уандер всегда отличался феноменальной работоспособностью. "Сколько всего вы написали песен?" - спросили у него недавно. "Трудно сказать. Только тех, которые я так ни разу и не исполнил на публике, наберется около двух тысяч!"

...Услышав об операции по вживлению в сетчатку глаза видеокамеры и компьютерной микросхемы, передающей сигналы в мозг, Уандер сначала преисполнился энтузиазма: "Видеотехника в глазу - это же будет чудо посильнее синтезатора!" А потом музыкант призадумался... Все-таки его восприятие мира уникально, а тут электроника... "Что-то мне не хочется становиться чем-то вроде Терминатора", - проворчал Стиви. Да и женщин он привык поражать фразочками типа "Вам так идет эта блузка цвета маренго" (фокус с угадыванием цветов Уандер по-прежнему проделывает виртуозно).

Его известность достигла, если так можно выразиться, "критической массы", когда послушать вундеркинда приехал сам Берри Горди, основатель Motown. Услышав исполнение десятилетнего музыканта, Горди тот час же подписывает с ним контракт. Первый альбом Уандера с Motown "12-Year-Old Genius" дал и его первый хит "Fingertips, Part 2". Вместе с артистами Motown мальчик отправляется на гастроли и записывает песни "Uptight (Everything"s Alright)", "For Once in My Life" и "I Was Made To Love Her".

Хотя Уандер являлся сопродюсером и композитором своих альбомов и сам играл на нескольких инструментах, рамки Motown были тесны для него. Едва ему исполняется 21 год как он оставляет группу, чтобы начать сольную карьеру. Уход из Motown был трудным шагом, но это позволило ему начать собственные студийные эксперименты. У Уандера появляются записи, в которых сочетаются элементы самых разных стилей: госпел, рок-н-ролл, джаз, африканские и латиноамериканские ритмы. В конце концов, Уандер снова находит общий язык с Горди, и Motown помогает ему в реализации альбома "Music of My Mind". В 1972 году Стиви отправляется в тур с Rolling Stones, чтобы открывать для них программу. Эти гастроли принесли музыканту известность среди белой аудитории и стали поворотным моментом в его карьере.

В период времени с 1972 по 1976 год Уандер один за другим создает несколько хитов, некоторые из которых стали уже классикой ("Superwoman", "You Are The Sunshine of My Live", "Superstition"). Страшная автокатастрофа 1973 года, едва не стоившая музыканту жизни, заставила Уандера переосмыслить многое в этом мире. Он начинает уделять большое внимание благотворительности и помощи обездоленным. Уандер оказывает давление на федеральное правительство с целью сделать день рождения Мартина Лютера Кинга национальным праздником. В 1982 году он выступает с Концертом мира, пропагандируя ядерное разоружение. И конечно, он сочиняет множество песен в защиту прав черных и за достижение расовой гармонии (в том числе вместе с Полом Маккартни "Ebony and Ivory"). Уандер пишет знаменитую "We Are the World", посвященную борьбе с голодом. Не так давно за свой вклад в борьбу с апартеидом он удостоился личного приглашения и встречи с президентом Южной Африки Нельсоном Манделой, который произнес такие слова: "Стиви Уандер - мой сын, и я говорю с ним с огромным уважением".

В 90-х Уандер записывает саундтрек к нашумевшему фильму Спайка Ли "Jungle Fever" и выпускает превозносимый критикой альбом "Conversation Peace", который потребовал восемь лет для своего завершения, но, по мнению знатоков, стоит затраченного на него времени.

Долгая карьера Уандера замечательна не только тем, что он является, без сомнения, музыкальным гением, но и тем, что он на протяжении всего этого времени мужественно преодолевал многочисленные преграды и препятствия - и самое главное свой физический недостаток, слепоту.

      1.3 Глухие и великие

«Недослов»

14 мая 2008 года на сцене Казанского Государственного Академического Русского Большого Драматического театра им. В.И. Качалова пройдет спектакль по мотивам произведения Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», «Крылья даны всем» московского театрального проекта неслышащих актеров «НЕДОСЛОВ».

Постановка пройдет в рамках благотворительных проектов Министерства культуры Республики Татарстан и будет организована специально для людей с ограниченными возможностями.

Театральный проект глухих актеров «НЕДОСЛОВ» (Москва) возник в 2003 году. Участники проекта - молодые талантливые профессиональные актеры, глухие и слабослышащие. Все они окончили театральный факультет Специализированного Института искусств. Это единственное высшее учебное заведение в России, готовящее драматических актеров с проблемами слуха. В ГСИИ преподают педагоги кафедр мастерства актера и пластической выразительности из ВТУ имени Щукина.

Спектакли «НЕДОСЛОВ» ориентированы как на слышащего зрителя, так и на глухого. Специфика театра заключается в том, что язык, которым общаются артисты, интернационален. В спектаклях нет слов, нет сурдопереводчиков, артисты выражают свои мысли и идею спектакля средством пластики тела и рук, которыми неслышащие артисты могут воплотить то, что порой слышащий человек не способен выразить в словах.

«НЕДОСЛОВ» регулярно дает представления в Москве на площадке Института Искусств, гастролирует по России, участвует в студенческих и профессиональных театральных фестивалях России («Протеатр», «Подиум», «Золотой витязь», «Музыкальное сердце театра»), США («VSA» в Вашингтоне) и Канады («Abilities Festival» в Торонто).

Глухие испанские художники

Франсиско де Гойя был одним из великих испанских художников. Роберто Прадес также был художником, но его вспоминают больше как первого испанского глухого учителя. Оба были современниками (Гойя жил с 1746 по 1828 гг.; Прадес - с 1772 по 1836 гг.). Их жизнь протекала в один из наиболее критических и волнующих периодов истории Испании, в эпоху, отмеченную политической нестабильностью, войной и голодом, а также созданием первой школы для глухих в Испании. Своим трудом Гойя оставляет выдающееся свидетельство Испании его дней, его народа, истории, традиций и недостатков. Прадес оставляет наследство другого вида, главным образом обучение и воспитание различных поколений глухих детей.

Оба проводят свои первые годы в Сарагосе, на северо-западе Испании, прежде чем собраться в Мадрид, чтобы изучать изящные искусства в Академии Сан-Фернандо, и затем поселяются в столице Испании. Кроме того, оба были глухими: Гойя потерял слух в середине своей жизни, тогда как Прадес был глухим от рождения.

Франсиско Хосе де Гойя родился на каких-то 26 лет раньше, чем Роберто Готье Прадес. История жизни Гойи начинается в 1746 г. в разоренной усадьбе Фуэндетодос в окрестностях Сарагосы. Условия жизни его семьи были исключительно скромными. Его мать Грасия Лусиэнтес принадлежала к мелкой аристократии Сарагосы, его отец Хосе Гойя зарабатывал жалованье как шлифовальщик металлов.

Гойя провел свое детство в Сарагосе, где посещал школу, руководимую отцами пиларистами. В возрасте 14 лет он обучался художником Хосе Лусаном, спустя несколько лет в Мадриде. В 1763 г. и в 1766 г. он участвовал в конкурсе в Академии изящных искусств святого Фернандо, однако в обоих случаях экзаменаторы не поддержали его, и в 1769 г. он покинул Испанию, чтобы обучаться искусству в Италии. Он возвратился в Сарагосу в 1771 г., где ему заказывают фреску для потолка собора Эль Пилар. Два года спустя он женился на Хосефине Байэу. Молодая чета жила в Мадриде, где Гойя работал на Королевской фабрике гобеленов. Он также получал другие заказы, часто религиозного характера, и начал утверждаться как художник портретист.

По мере того когда возрастала его репутация, сын шлифовальщика из Сарагосы наслаждался своим успехом и признанием. В одном письме другу Гойя писал об аудиенции у короля, сообщая с удовольствием, что не смог скрыть “всех почестей, которые благодаря Богу, он получил от короля, королевы и принцессы, показав им картины”, добавляя: “я поцеловал их руки, никогда не испытывал так много счастья”. Его новая слава давала ему больше работы по заказам. Для него позируют члены аристократии и королевской семьи, политики, законодатели и высокие сановники церкви, а также поэты, художники, актеры и тореадоры. Успех приятен, но одновременно художник скучал, так как ему хотелось писать только то, что он любил.

Между тем, как звезда Гойи в испанском дворе становилось ярче, возвращаемся к Роберто Готье Прадесу. Прадес родился в Сарагосе в 1772 г. (В это время Гойя вернулся из Италии и работал над фресками собора Эль Пилар). Отец Прадеса Педро родился на юге Франции, а его мать Мария также имела французское происхождение, судя по фамилии Готье. Роберто Прадес родился глухим. В течение всего детства он учился читать и писать дома, где опекался своими родителями.

Прадес так же, как и Гойя до него, проводил свое детство и юность в Сарагосе. (В течение этих лет Гойя был очень занят, утверждаясь как художник, сначала в Сарагосе, затем в Мадриде). Однако в отличие от Гойи Прадес родился в богатой семье: его отец был проектировщиком Императорского канала в Арагоне, самого большого общественного строительства XVIII века в Испании. Однако в раннем возрасте Роберто остался сиротой без опеки. Его глухота и его карандаш лишали его возможности стремиться к достойному положению соответственно его благородного происхождения. Все же талантливая глухая личность выделяется как художник. Таким образом, осенью 1789 г. Прадес в 16 лет поступил в Академию Сан-Карлос в Валенсии, на востоке Испании, где изучал рисование и гравирование.

В то время, когда Прадес поступил в Академию Сан-Карлос, Гойя уже достиг значительных успехов в Мадриде. В 1780 г. был избран в Академию Сан-Фернандо, в 1785 г. стал проректором, в следующем году был назначен художником Двора и в 1989 г. художником Палаты. Летом 1790 г., когда Прадес все еще не закончил свой первый год в Академии Сан-Карлос, Гойя ездил в Валенсию. Его жена была больна, и врачи советовали ей свежий морской воздух. В Валенсии академики Академии Сан-Карлос избрали Гойю почетным членом и он подарил им два анатомических рисунка, которые выполнил в присутствии учеников. Юноша Роберто Прадес вполне мог находиться среди присутствующих и наблюдать знаменитого жудожника Двора с особым интересом.

Между тем, Прадес учился в Валенсии, Гойя озвратился в Мадрид, где продолжал свою работу на Королевской фабрике гобеленов и как художник Палаты. Затем в 1792 г., будучи в Севилье, заразился ужасным и зловещим заболеванием, которое оставило ему глубокую и неизлечимую глухоту в возрасте 46 лет.

После продолжительной болезни, выздоровев, Гойя начал рисовать снова. Однако его близкое соприкосновение с глухотой и одиночеством, в которые он был погружен, изменило его искусство навсегда. Кроме работ на заказ, Гойя начал писать картины исключительно для самого себя, измеряя глубину бездны своего воображения и проявляя себя в своем стиле и в изменении темы, где присутствуют свобода и своеобразие, которые не встречались в его предыдущих работах. Его произведения, начиная с этого времени, отличались новой глубиной и критическим видением. Если глухота Гойя имела положительный эффект на его искусство, то нельзя сказать то же самое о его профессиональной жизни. В 1795 г. вскоре после утраты слуха он был избран директором Школы живописи Академии Сан-Фернандо, но два года спустя отправлен в отставку со ссылкой на состояние здоровья. Примерно через десятилетие он добивался места Генерального директора Академии, но потерпел поражение при голосовании; 28 из 29 были против него, несомненно, из-за его глухоты.

В 1799 г. Гойя опубликовал свои Капричос, т.е. серию из 80 гравюр в офорте со своим антиучредительным тоном и своей сатирической критикой популярных предрассудков, невежества, суеверий и пороков, которые показывают драматические перемены в жизни художника, ставшего глухим. Несмотря на это, как полагают многочисленные исследования творчества Гойя испанскими специалистами, возможно, что этот же 1799 год также был одним из триумфальных для Гойи - профессионала, который был назначен первым художником короля - наиболее высокая честь для испаского художника. У Гойя начался только что один из наиболее блестящих периодов его карьеры. Его отношения с Дворцом стали более близкими, он пишет портреты Карлоса IV и королевы Марии Луизы, королевской семьи, Годой и своей жены, а также аристократии и выдающихся личностей своего времени.

Тем временем Прадес оставался в Академии Сан-Фернандо (его присутствие засвидетельствовано на протяжении 1804 г.). Однако Прадес занимает свое место в истории не как художник, а как учитель глухих детей. В мае 1805 г. он обратился в Королевский колледж для глухонемых с ходатайством учить читать и писать или рисовать. (Учреждение, над которым шефствовала патриотическая ассоциация, известная как “Друзья страны”, было открыто за несколько месяцев раньше для шестерых студентов). Преподаватели школы обучали мальчиков письменности, однако предложение Прадеса по обучению рисованию очаровало членов Совета правления: они решили, что глухой художник “был более подходящим”, чем любой другой кандидат, ввиду тождественности состояния, которое он разделял с учениками. Королевский колледж с удовлетворением принял его предложение, и вскоре глухие учащиеся начали получать его уроки рисунка “с большим удовольствием”.

В конце 1807 г., когда Прадес преподавал в Королевском колледже, а Гойя писал картины для короля, французские войска вошли в Испанию. Ссылаясь на намерение осуществить совместное вторжение в Португалию, они пересекли границу с согласия правительства и королевства. Весной 1808 г. Наполеон уговорил Фернандо VII и его родителей уехать в Байону, где как отца, так и сына обязали отречься. При арестованных королях, практически заключенных во Франции, Наполеон назначил своего брата на трон Испании. Народное возмущение 2 мая в Мадриде ознаменовало начало испанской войны за независимость против узурпатора. (Мятеж и репрессии последовавшие в тот день, позже были увековечены Гойя в двух знаменитых картинах “Разгон мамелюков” и “Расстрелы в Монклоа”).

Все это предполагало первый шаг к испанской войне за независимость. Все слои народа - военные и граждане, в т.ч. мужчины, женщины и дети - подвергались опасности и любой вид вооруженного сопро-тивления против врага считался законным. Когда производство остановилось, голод охватил народ, и улицы заполнялись трупами и умирающими. Гойя был свидетелем ужасов - увечий, насилий, истязаний, казней и смертей от голода, и в серии, известной как “Бедствия войны”, оставил грубое живописное свидетельство дикости и страданий.

Перед тем, как закончился конфликт, его жена Хосефа умерла после принятия в Католической церкви Святого таинства соборования больных и была похоронена на кладбище Фуэнкаррал в 1812 г. Изоляция, в которую глухота погрузила художника десять лет назад, с ее смертью, только усилилась.

В течение войны Роберто Прадес также испытал свою долю страданий. Взрыв военных действий застал его врасплох дающим урок в Королевском колледже, но весной 1811 г. учреждение надо было закрывать из-за нехватки фондов и шесть учащихся вместе с Прадесом и слышащим слугой были переведены в школу для бедных детей и сирот Сент-Ильдефонсо.

Ввиду того, что он опасался, что они могут оказывать отрицательное влияние на более маленьких детей, недавние нелегалы были заперты в отдельном помещении и изолированы от остальных учащихся. Он запретил им ходить в общую столовую, отказывал им в доступе к колодцу внутреннего дворика и заставлял их доставать свою собственную воду из соседнего источника. Юные глухие были босыми и одетыми в грязные лохмотья. Они не завтракали и ужинали очень мало, и каждый день не хватало еды. Хотя Прадес продолжал свои усилия по их обучению, они были ослабленными и с болями в желудке столь сильными, что они мешали писать; большую часть дней совершенно не могли посещать уроки.

В мае 1812 г. Прадес и его воспитанники были отправлены в приют - дом для бедных. Там маленькие глухие обучались ткачеству. Позже их отправили на улицы нищенствовать. К лету 1812 г. 3 человека умерли, а другие были недалеки от такой же судьбы. Перед тем, как снова открылось Учреждение, большая часть погибла от голода, оставленная под открытым небом. Профессору искусства каким-то образом удалось выжить.

После своего поражения в Витории в июне 1813 г. французы отступили из Испании и многие офранцуженные последовали тем же путем. В марте следующего года Фернандо VII возвратился в свое государство. Он отменил Конституцию 12, редактированную в его отсутствие Кортесом де Кадис, и восстановил абсолютизм. В атмосфере преследования и страха, что последовали тем временем, назначили Комиссию для следствия по лицам, подозреваемым в сотрудничестве с оккупационным правлением. Среди таких подследственных был Франсиско Гойя, который служил как художник Двора Хосе Бонапарта. Вызванный в Трибунал реабилитаций, Гойя смог оправдать свое поведение во время оккупации. Он был объявлен невиновным и восстановлен, как Художник Палаты. Однако его проблемы на этом далеко не закончились и в 1815 г. он был вызван в восстановленную инквизицию (которая была тихо упразднена королем Хосе I) и допрошен относительно своей картины “Обнаженная Маха”. Это было не первое трение Гойя с Санто Офисио - инквизицией, он критиковался прежде за “Лос Капричос”, и хотя подробности этого столкновения не известны, возможно, что оно оказалось для глухого художника в его 69 лет, действительно решающим.

В это время Гойя еще все больше отделялся от общества. Он прекратил посещения собраний в Академии Сан-Фернандо и работал над “Глупостями”, своей плоследней большой серией гравюр, над теми самыми, в которых критика и сатира “Лос Капричос” достигла своей крайности, предлагая галлюцинаторное и кошмарное видение религиозного фанатизма, преследования и упадка эпохи. Его отношения с дальней родственницей Леокадией Вейсс, которая жила с ним приблизительно с 1814 г. до даты его смерти, в каком-то виде могли облегчить его одиночество. Леокадия имела двух детей Гильермо и Марию дель Розарио. Гойя оказался в положении отца, и бесспорно, он сильно любил детей, особенно Розарио.

Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 года в городе Бонн, принадлежавшему кёльнскому курфюрсту. В его жилах, помимо немецкой, текла и фламандская кровь. Отец Бетховена был певчим Боннской капеллы. Мать -- кухаркой. Отцу маленького Людвига, Иоганну ван Бетховену (1740--1792) не давали покоя лавры Вольфганга Амадея Моцарта, поэтому обучение музыке будущего композитора проводилось зачастую довольно жестокими методами. Принуждениями и побоями отец заставлял 4-летнего ребёнка часами просиживать за фортепиано и заучивать упражнения на скрипке. В 1782 году Бетховен уже написал три сонаты для клавесина, ему тогда шёл 13-й год. В шестнадцатилетнем возрасте Людвиг уже пользовался широкой известностью в Бонне.

1787 -- первая поездка в Вену. Встреча с В. А. Моцартом. Прослушав игру юного Бетховена, Моцарт сказал: «Обратите внимание на него. Он всех заставит о себе говорить». Внезапно получив известие о болезни матери, Людвиг был вынужден срочно вернуться в Бонн; впоследствии он учился в Вене у Й. Гайдна, И. Г. Альбрехтсбергера и А. Сальери.

1789 -- Людвиг стал вольнослушателем философского факультета Боннского университета.

1792 -- окончательный переезд в Вену. Симпатии к Французской революции

В 1800 была исполнена 1-я симфония Бетховена. Прогрессирующая глухота, первые признаки которой появились в 1798, заставила Бетховена впоследствии постепенно сократить концертную деятельность, а после 1815 от неё отказаться. Известен факт, что Бетховен специально отпилил ножки от своего рояля, чтобы лучше чувствовать вибрацию пола и восполнять недостаток слухового аппарата. В произведениях 1802--1812 полностью выявились характерные признаки зрелого стиля Бетховена. В последний период творчества появились 9-я симфония с заключительным хором на слова оды «К радости» Шиллера и Торжественная месса, а также шедевры его камерной музыки -- сонаты для фортепьяно № 28--32 и квартеты № 12--16.

На формирование мировоззрения Бетховена сильнейшее воздействие оказали события Великой французской революции и эпохи наполеоновских войн; его творчество тесно связано с современным ему искусством, литературой, философией, с художественным наследием прошлого (Гомер, Плутарх, Уильям Шекспир, Жан Жак Руссо, Иоганн Гёте, Иммануил Кант, Фридрих Шиллер). Основной идейный мотив творчества Бетховена -- тема героической борьбы за свободу, воплощённая с особенной силой в 3, 5, 7 и 9-й симфониях, в опере Фиделио, в увертюре «Эгмонт», в фортепьянной сонате № 23 («Аппассионата») и др. Вместе с тем, Бетховен создал множество сочинений, выражающих тончайшие личные переживания: знаменитая «Лунная» соната была посвящена графине Джульетте Гвиччарди -- первой любви композитора; 3-я симфония («Героическая») была сочинена в честь Наполеона, несущего, как виделось Бетховену, знамя республиканства в старую Европу, но впоследствии, с принятием Наполеоном титула императора, композитор с болью в сердце перефразировал посвящение в «Героическая симфония, сочинённая в память Великого Человека»; 4-я симфония сотворена под впечатлениями лета 1806 года, которое он провёл в имении своих друзей Брунсвиков, в венгерском городке Коромпа, где обрёл любовь в лице Терезы Брунсвик; 5-я симфония -- «симфония Судьбы», написана под гнетущими переживаниями, связанными с прогрессирующей глухотой, в симфонии можно почувствовать, как Судьба стучит в двери, но несокрушимая душа мечется, пытается уйти от тьмы и найти свет; пытаясь найти успокоение в единении с природой рождается 6-я симфония «Пасторальная» (пастушеская, сельская); 9-я симфония -- итог всей жизни, его страстей, волнений и радостей, призыв не падать духом и никогда не сдаваться.

Представитель венской классической школы, Бетховен вслед за И. Гайдном и Вольфгангом Моцартом разрабатывал формы классической музыки, позволяющие отразить разнообразные явления действительности в их развитии. Сонатно-симфонический цикл был Бетховеном расширен, наполнен новым драматическим содержанием. В трактовке главной и побочной партий и их соотношения Бетховен выдвинул принцип контраста как выражения единства противоположностей. Этим в значительной мере обусловлены расширение круга тональностей побочных партий, повышение роли связующих и заключительных партий, увеличение масштаба разработок и введение в них новых лирических тем, динамизация реприз, перенесение общей кульминации в развёрнутую коду. С этим же связано и более широкое понимание границ тональности и сферы действия тонального центра, чем у его предшественников. Бетховен расширил оркестровые диапазоны ведущих голосов, интенсифицировал выразительность всех оркестровых партий.

Бетховен начинал свой творческий путь как новатор и преобразователь пианизма. Он был не только великий композитор, но гениальный исполнитель и непревзойдённый импровизатор. В своё творчество он внёс новые неожиданные изменения, которые с трудом принимались его современниками: это значительное обогащение стиля, расширение границ пианизма. Новые средства выразительности Бетховен черпал из собственных технических возможностей. Бетховен один из первых начал подробнейшим образом сопровождать нотный текст подробными словесными ремарками и динамическими указаниями, проставлять точный темп и педализацию.

На этом список не оканчивается, еще очень много известных и выдающихся людей и их достижения...








Литература

  1. Аттали Ж. Карл Маркс, Мировой дух. М., 2008.С.192

  2. Бражник Е.И. Особенности методологии сравнительных педагогических исследований// Электронный педагогический журнал. АРТ 975. Январь-июль 2005. emissia.offline.2005/

  3. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: История и современные проблемы. – М.: УРАО, 2003. – 232 С.

  4. Вульфсон Б.П., Малькова З.А. Сравнительная педагогика. – М.:

  5. Гринин Л.Е. Глобализация и национальный суверенитет. История и современность. № 1-2005. С. 6-31.

  6. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика: Учебное пособие для студентов средних и высших учебных заведений. – М.: «Академия», 1998. – 176с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!