№п/п | Методы обучения | Преимущества | Недостатки |
1 | Наглядный | Наглядный метод - подразумевает управление вниманием школьников. Внимание обеспечивает процесс обучения. Иллюстрация - показ пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске для лучшего восприятия материала. Демонстрация - кинофильмов, видеофильмов, демонстрация приборов, опытов. | Метод не формирует навыков и умений пользоваться полученными знаниями. |
2 | Метод моральных дилемм и дискуссий | Метод дает возможность ученикам сделать самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях. Развивает логику, аналитическое мышление, умение аргументировать. Дети учатся слушать других и сравнивать ответы. Позволяет учиться детям решать проблемные ситуации, имеющие отношение к реальной жизни. | Не все ученики могут быть вовлечены в дискуссию. Некоторые трудно вовлекаются в процесс дискуссии. Не всегда получается «уложиться» во временные рамки урока. |
3 | Исследовательский метод | Позволяет учить детей выдвигать гипотезу, подтверждать или опровергать ее, исходя из известных данных, делать выводы и обобщения, постигать ведущие понятия и идеи, а не получать их в готовом виде. | Требует много времени для подготовки, ученики младших классов не всегда могут проанализировать полученную информацию и сделать правильный вывод. |
4 | Метод TASC | Развивает когнитивные способности учащихся. Благоприятен для групповой работы или подготовки итогового проекта. Позволяет учителю контролировать работу учащихся (скорость, тщательность, внимательность). Развивают познавательную активность и логическое мышление школьников; позволяют создавать проблемные ситуации на уроке. | Овладение учителем новым методом обучения требует времени и осмысления, чтобы грамотно организовать деятельность учащихся с логической структурой и процессом. |
5 | Репродуктивный метод | Способствует точному воспроизведению полученных знаний, их использованию по заложенному образцу либо же в переделанных, но достаточно опознаваемых ситуациях, обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование и т.д.). | Не гарантирует творческого развития способностей обучающихся. |
6 | Словесный | С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся. Позволяет в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. | Отсутствует самостоятельная работа учащегося. Учащиеся быстро утомляются, теряется концентрация внимания. |
7 | Эвристические методы | - решение творческих задач в процессе открытия нового; - увеличение самостоятельности в образовательном процессе; - возможность самореализации обучаемых в процессе обучения | Большая зависимость от уровня подготовки школьников. Правильная постановка вопросов. |