СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сравнительный анализ традиционного урок и урока ЛОП

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на ему "Сравнительный анализ традиционного урока и урока ЛОП" 

Просмотр содержимого документа
«Сравнительный анализ традиционного урок и урока ЛОП»

Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации учебно-воспитательного процесса. Сравнительный анализ традиционного урока и урока с личностно-ориентированным подходом. Учитель-дефектолог Кудинова Вера Егоровна .

Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации учебно-воспитательного процесса.

  • Сравнительный анализ традиционного урока и урока с личностно-ориентированным подходом.

Учитель-дефектолог

Кудинова Вера Егоровна .

Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании Что такое личностно-ориентированный подход?  Чем он отличается от традиционных подходов?  Из каких компонентов состоит?

Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании

  • Что такое личностно-ориентированный подход?
  • Чем он отличается от традиционных подходов?
  • Из каких компонентов состоит?
Что такое личностно-ориентированный подход? Аспекты:  Это ориентация в педаго-гической деятельности; Это комплексное образо-вание, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий; Это устремление педагога содействовать развитию индивидуальности учаще-гося, проявлению его субъективных качеств. Определение: Методическая ориентация в педагогической деятель-ности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самострои-тельства и самореали-зации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности.

Что такое личностно-ориентированный подход?

Аспекты:

  • Это ориентация в педаго-гической деятельности;
  • Это комплексное образо-вание, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий;
  • Это устремление педагога содействовать развитию индивидуальности учаще-гося, проявлению его субъективных качеств.

Определение:

Методическая ориентация в педагогической деятель-ности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самострои-тельства и самореали-зации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности.

Чем отличается личностно-ориентированный подход от традиционных?   Личностно-ориентиро-  ванный:  Цель – развитие индивидуальности ученика, содействие проявлению и развитию в ребёнке ярко индивидуального. Традиционные: Цель – освоение учащимися социаль-ного опыта, т.е. усвоение каждым учеником обязательных знаний, умений, навыков; формирование социально типичного.

Чем отличается личностно-ориентированный подход от традиционных?

Личностно-ориентиро-

ванный:

Цель – развитие индивидуальности ученика, содействие проявлению и развитию в ребёнке ярко индивидуального.

Традиционные:

Цель – освоение учащимися социаль-ного опыта, т.е. усвоение каждым учеником обязательных знаний, умений, навыков; формирование социально типичного.

Из каких компонентов складывается личностно-ориентированный подход? Основные понятия:  индивидуальность  личность  самоактуализированная личность  самовыражение  субъект  субъектность  я – концепция  выбор  педагогическая поддержка  Принципы: Методы:  самоактуализации  индивидуальности  субъектности  выбора  творчества и успеха  доверия и поддержки   диалога  игровые  рефлексивные  педагогической поддержки  диагностические  создание ситуации выбора и успеха

Из каких компонентов складывается личностно-ориентированный подход?

Основные понятия:

  • индивидуальность
  • личность
  • самоактуализированная личность
  • самовыражение
  • субъект
  • субъектность
  • я – концепция
  • выбор
  • педагогическая поддержка

Принципы:

Методы:

  • самоактуализации
  • индивидуальности
  • субъектности
  • выбора
  • творчества и успеха
  • доверия и поддержки
  • диалога
  • игровые
  • рефлексивные
  • педагогической поддержки
  • диагностические
  • создание ситуации выбора и успеха
Педагогические задачи  урока Обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике, человеке; Усвоение детьми умений и навыков познавательной и практической деятельности; Формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка; Содействие становлению и проявлению субъектности и индивидуальности учащихся, его творческих способностей; Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Педагогические задачи урока

  • Обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике, человеке;
  • Усвоение детьми умений и навыков познавательной и практической деятельности;
  • Формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка;
  • Содействие становлению и проявлению субъектности и индивидуальности учащихся, его творческих способностей;
  • Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.
Содержательный компонент Традиционный урок Содержание составляет социально одобряемый опыт построения деятельности, общения и отношений, Регламентируется нормативно-программными документами. Субъектом определения темы и содержания урока является педагог, и лишь в редких случаях субъектную роль выполняют ученики Личностно-ориентированный урок Содержание является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности ребенка. В определении темы и содержания урока наряду с педагогом субъектными полномочиями обладает большинство учащихся

Содержательный компонент

Традиционный урок

Содержание составляет социально одобряемый опыт построения деятельности, общения и отношений, Регламентируется нормативно-программными документами. Субъектом определения темы и содержания урока является педагог, и лишь в редких случаях субъектную роль выполняют ученики

Личностно-ориентированный урок

Содержание является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности ребенка. В определении темы и содержания урока наряду с педагогом субъектными полномочиями обладает большинство учащихся

Организационно-деятельностный компонент Традиционный урок Главным и часто единственным организатором является учитель. Взаимодействие строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы, субъект-объектных отношений между участниками урока. Личностно-ориентированный урок Учащиеся являются полноправными организаторами урока. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Преобладают субъект-субъектные отношения.

Организационно-деятельностный компонент

Традиционный урок

Главным и часто единственным организатором является учитель. Взаимодействие строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы, субъект-объектных отношений между участниками урока.

Личностно-ориентированный урок

Учащиеся являются полноправными организаторами урока. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Преобладают субъект-субъектные отношения.

Оценочно-аналитический компонент Вопросы для сравнения Традиционная система Цель Личностно-ориентированная система Передача знаний, умений и навыков Содержание Создание условий для реализации личности (развитие “самости”) Государственные стандарты Формы работы Государственный стандарт и личностный опыт педагога и ребенка Фронтальные или Групповые Преобладающий метод Кредо педагога Информационный, репродуктивный Индивидуальные и групповые Познавательный через самостоятельную деятельность “ Я” над вами Характерный стиль взаимодействия “ Я” вместе с вами Монолог Позиция ребенка Диалог Пассивная Мотивация Активно-инициативная Внешне-эпизодическая Внутренняя и всегда постоянная

Оценочно-аналитический компонент

Вопросы для сравнения

Традиционная система

Цель

Личностно-ориентированная система

Передача знаний, умений и навыков

Содержание

Создание условий для реализации личности (развитие “самости”)

Государственные стандарты

Формы работы

Государственный стандарт и личностный опыт педагога и ребенка

Фронтальные или Групповые

Преобладающий метод

Кредо педагога

Информационный, репродуктивный

Индивидуальные и групповые

Познавательный через самостоятельную деятельность

“ Я” над вами

Характерный стиль взаимодействия

“ Я” вместе с вами

Монолог

Позиция ребенка

Диалог

Пассивная

Мотивация

Активно-инициативная

Внешне-эпизодическая

Внутренняя и всегда постоянная

Алгоритм подготовки и проведения  урока с личностно-ориентированным подходом Уточнение темы урока, генерирование идей по его подготовке и проведению. Выбор цели, содержания, формы; Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке урока; Составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана урока; Проведение урока; Анализ и оценка результативности урока и деятельности по его подготовке и проведению.

Алгоритм подготовки и проведения урока с личностно-ориентированным подходом

  • Уточнение темы урока, генерирование идей по его подготовке и проведению.
  • Выбор цели, содержания, формы;
  • Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке урока;
  • Составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана урока;
  • Проведение урока;
  • Анализ и оценка результативности урока и деятельности по его подготовке и проведению.
Требования к уроку Традиционный урок Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Сообщение целей и задач Урок современного типа Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Планирование Формулируют сами учащиеся Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Формулируют сами учащиеся , определив границы знания и незнания Практическая деятельность учащихся Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Требования к уроку

Традиционный урок

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Сообщение целей и задач

Урок современного типа

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Планирование

Формулируют сами учащиеся

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Формулируют сами учащиеся , определив границы знания и незнания

Практическая деятельность учащихся

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Оценивание учащихся Учащиеся осуществляют контрол ь (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Итог урока Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Учащиеся  дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Домашнее задание Проводится рефлексия Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задани е из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Оценивание учащихся

Учащиеся осуществляют контрол ь (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Итог урока

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Домашнее задание

Проводится рефлексия

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задани е из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

     - За последние 2 года информации создано больше, чем за предыдущие 5000 лет  - Объем новой технической информации  удваивается каждые 2 года  - За 4 года обучения бакалавров их знания устаревают дважды  - 10 наиболее востребованных профессий в 2020 году еще не существовали в 2005 году  МИР СТАЛ ДРУГИМ

- За последние 2 года информации создано больше, чем за предыдущие 5000 лет - Объем новой технической информации удваивается каждые 2 года - За 4 года обучения бакалавров их знания устаревают дважды - 10 наиболее востребованных профессий в 2020 году еще не существовали в 2005 году МИР СТАЛ ДРУГИМ

Сегодня нужно сделать все, что должно сделать сегодня,  ибо завтра мы будем другими,  и вчерашние заботу станут нам в тягость.  Платон

Сегодня нужно сделать все, что должно сделать сегодня, ибо завтра мы будем другими, и вчерашние заботу станут нам в тягость. Платон