МГОГИ
Творческий проект по теме:
“Сравнительная характеристика
технологии метода проектов в 11 классе
общеобразовательной школы”
Выполнила:
Слушатель ФПК
Учитель английского языка
МОУ СОШ №16
Шабаева Елена Викторовна
2011г
Теоретическая часть
В настоящее время большинство учителей иностранного языка признают, что наиболее эффективным методом создания воспитательного и образовательного пространства в рамках данного предмета является использование коллективных форм работы.
Обучение в сотрудничестве помогает:
- усилить мотивацию учения
- создать комфортную среду для каждого ученика
- облегчить формирование коммуникативных умений
- стимулировать речевое творчество
- воспитывать самостоятельность учащихся
- определять цели и составлять план своей работы
- анализировать сделанное и намечать последующие шаги.
Работая совместно, школьники, с одной стороны, учатся работать без прямого контроля со стороны учителя, а с другой стороны, сообща стремятся к достижению выбранной цели. Тем самым создаются предпосылки и условия для воспитания человека культуры - свободной личности.
Совместная работа в группе развивает общекультурные умения ученика, необходимые при сборе , систематизировании и обобщении собранной информации. Участвуя в обсуждении, дискуссии, они обучаются также этике дискуссионного общения на иностранном языке.
Одной из технологий, которая реализует обучение в сотрудничестве, а также обеспечивает личностно-ориентированное воспитание и обучение является метод проектов.
В сравнении с другими технологиями метод проектов дает учителю возможность включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенное иноязычными контактами, опирающиеся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные результаты своего труда.
Е.С. Полат определяет метод проектов как « определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата».
Е.С.Полат считает, что метод проектов при наличии определенных условий может быть использован в любом типе школ, на любом этапе обучения,если он соответствует следующим требованиям:
1. Наличие значимой в исследовательском либо творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов.
3. Самостоятельная деятельность учащихся: индивидуально, в паре, в группе на уроке и вне его.
4. Структурирование содержательной части проекта, с указанием поэтапных результатов и распределением ролей.
5. Ипользование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее проблем исследования, выдвижение гипотезы решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Е.С.Полат предлагает следующую типологию проектов в соответствии с их признаками:
Доминирующий в проекте метод:
- исследовательский
- творческий
-ролево-игровой
-ознакомительно-ориентировочный
Предметно-содержательная область:
Монопроект (в рамках одной области знания) или межпредметный проект
Характер координации проекта :
Непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта)
Характер контактов : (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира)
Количество участников проекта (индивидуальный, парный, групповой)
Продолжительность проекта ( краткосрочный, долгосрочный)
Испанские педагоги Рамон Рибе и Нурия Видал предлагают следующую схему выполнения работы над проектом:
1. создание творческой атмосферы в группе
2. предложение темы исследования. Выбор темы проекта
3. согласование общей линии разработки проекта. Формирование групп. Составление подробного плана работы над проектом. Обсуждение путей сбора информации. Выполнение разработок по теме. Обсуждение первых результатов в группе.
4. общий сбор полученных всеми результатов. Презентация проекта. Обсуждение презентации и полученных результатов.
Параметры внешней оценки проекта:
Актуальность проблемы, адекватность тематике;
Активность каждого ученика;
Глубина проникновения в проблему;
Привлечение знаний из других областей;
Эстетика выполнения результатов
Умение отвечать на вопросы
Характеристика проектов, предложенных в УМК Биболетовой М.З. для 11 класса " Enjoy English "
Обучение английскому языку в 11 классе нашей школы проводится по УМК Биболетовой М.З. «Enjoy English».
Авторами УМК в рамках учебного материала предлагаются различного рода задания на выполнение проектных работ. Как правило, каждый проект выполняется в рамках изученной учащимися темы и является заключительным этапом работы над темой каждого раздела. Так, например, по окончании темы «Языки мира» учащимся предлагается выполнить мини-прооект «Иностранные языки в моей жизни»; тема «Все ли ты знаешь о своих правах?» завершается выполнением проекта « Что я знаю о своих правах и обязанностях»; в рамках раздела «Работа твоей мечты»авторами предусмотрены разнообразные проектные задания данной тематики: «Необходимые качества для успешной карьеры», «Какие качества следует учитывать при выборе будущей профессии», «Образовательная инициатива» и т.д.
В описании каждого проектного задания авторами учебника предлагается пошаговый алгоритм действий учащихся, начиная от описания количественного состава групп и заканчивая описанием формы представления конечного результата исследования.
По количеству участников в группе в учебнике преобладают групповые проекты (по 3-4 человека), в меньшем объеме предложены задания для парной работы, а индивидуальные проекты представляют из себя только те задания, основная цель которых состоит в написании писем или эссе. В данном случае, на мой взгляд, проект выступает не в своей прямой роли (исследования и использования соответствующих методов), а служит средством создания коммуникативной ситуации.
По признаку доминирующего в проекте метода наибольшее количество предлагаемых в учебнике проектов являются заданиями творческого характера, где по окончании работы учащимся предлагается оформить коллаж, плакат, сделать презентацию, графики, схемы и т.п. Также предлагается большое количество ролево-игровых проектов, где ребята должны продумать и провести дебаты, дебаты, дискуссии, элементы телевизионного шоу, элементы телевизионного шоу, конференции и т.д.
Поскольку все общие темы разделов разработаны авторами в соответствии с интересами и потребностями подростков ("Социальные проблемы людей", "Работа твоей мечты", "Создание лучшего нового мира", "Откуда ты родом") большая часть протестов, представленных в рамках данных разделов требует от учащегося привлечения их опыта и знаний из различных изучаемых ми предметов.
В проекте "Хочешь верь, хочешь нет" учащимся предлагается рассказать о сделанном недавно открытии в науке и предположить его влияние на будущее человечества. Задания "Разрешить ты клонирование людей" или "стал бы ты есть генномодифицированные помидоры" предполагают осведомлённость учащихся в вопросах генетики, а также их правовой стороны. Авторами учебника также представлены задания, связанные со знаниями достижений в области медицины, информационных технологий; причём последняя выступает не только как цель изучения, но и как средство презентации результатов работы.
По характеру контактов все проекты проводятся в рамках одного класса, иногда предполагается сбор данных по определённым вопросам у учащихся всей школы.
Практически все проекты, предложенные авторами УМК являются краткосрочными. На выполнение, презентацию и обсуждение результатов работы каждого из них отводится только один урок .
Описание опыта применения проектного метода на уроках.
По учебнику Биболетовой М.З. для 11 класса " Enjoy English" я работаю первый год. Авторами УМК предусмотрено выполнение в среднем 3-5 проектов в рамках тематики каждого раздела. Как было отмечено выше практически все проектные задания являются краткосрочными, поэтому даже сами авторы называют их мини-проектами. Я считаю, что данное решение было очень грамотным со стороны коллектива авторов, поскольку данный этап в жизни ребят является очень насыщенным и достаточно напряженным в связи с подготовкой к поступлению в вузы. Большая часть внеурочного времени учащихся занята посещением элективов, факультативов и подготовительных курсов, что не дало бы им реальной возможности "окунуться" в длительную исследовательскую работу. С другой стороны, проектные задания по актуальным для учащихся темам ("Новая экзаменационная система", "Качества, которые следует учитывать при выборе будущей профессии", "Все ли ты знаешь о своих правах" и т.п.), основанные на изученном лексико-грамматическом материале и предполагающие обсуждение, дискуссии, презентации своих идей, высказывание и обоснование своего отношения к данной проблеме вызывают у ребят большой интерес, они активно включаются в работу, основной целью и содержанием которой на данном этапе является не столько сама исследовательская работа или представление ее результатов, сколько реальное общение на каждом этапе выполнения задания (обсуждения проблемы, личные высказывания каждого участника группы, анализ аргументов "за" и "против", соотнесение положительного и отрицательного, формулировка выводов .
Из выполненных уже проектных заданий наиболее "жарким" было обсуждение "Новой экзаменационной системы". Учащиеся высказывали свое отношение к проведению ЕГЭ, говорили о ранее существующей системе итогового контроля знаний выпускников, приводили свои доводы и аргументы, но, в общем, больше склонялись к мнению о том, что нужно применять дифференцированный подход к итоговому контролю знаний по разным предметам.

Очень интересной была работа учащихся в рамках проекта "Каким гражданином должен быть подросток?" Ребятам предлагалось обсудить и описать каким должен быть в идеале их сверстник по следующим критериям: знание языков, отношение к глобализации, права и обязанности, отношение к политике, вклад в школьную жизнь, социальное поведение. В таких относительно простых вопросах, как права и обязанности, вклад в школьную жизнь, социальное поведение большинство учащихся в группах сошлись во мнениях, а вот отношение к политике(многие утверждали, что в их возрасте еще рано этим интересоваться), знание языков(были утверждения, что для успешной карьеры знание иностранного языка не нужно, а некоторые учащиеся утверждали, что нужно знать более одного иностранного языка) в процессе обсуждения вызывали спорные моменты.


Более интересным в плане оформления презентаций оказалось проектное задание " Качества, которые следует учитывать при выборе будущей профессии". Здесь критерии , выбранные учащимися в основном совпадали, а вот форма презентации была различной, но в большой степени эмоциональной.


Очень приятным оказалась работа двух учениц, которые даже к следующему уроку подготовили свой отдельный вариант данной работы в форме презентации.
Я считаю, что использование проектной методики на уроках английского языка в 11 классе позволяет обеспечить социализацию личности школьников, дает возможность каждому ученику совершенствовать коммуникативную компетенцию во всех видах речевой деятельности, использовать более интенсивно иностранный язык как средство общения, а также придает воспитанию личностно-ориентированный характер. Ученики включаются в реальную исследовательскую деятельность, нацелены на получение реального результата, имеют возможность использовать современные информационные технологии, в том числе работать с информацией на изучаемом языке. Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов. Совместная работа в группе и с учителем способствует развитию партнерских отношений, стимулирует развитие рефлексии, умение планировать совместную работу.
Список литературы.
1. Е.С. Полат. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2000. - 2. - с. 3-10.
2. Е.С. Полат «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» – М.: Изд. Центр «Академия», 2001.
3. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: Методическое пособие. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004.
4. М.З. Биболетовой, Е.Е. Бабушис, Н.Д. Снежко « Английский с удовольствием», учебник - Обнинск: Титул, 2009.
5. М.К. Колкова «Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам» - Санкт-Петербург: изд. «Каро» 2007 год;
6. Н.И. Дерекеева «Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной деятельности» ООО «5 за знания» г. Москва 2005 год.
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Под ред. Е.С. Полат. М.: ИЦ "Акдемия", 1999., с. 82.
Содержание.
1. Теоретическая часть
2. Методическая часть
3. Практическая часть
4. Список литературы.