СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сравнительный анализ молодёжного (школьного) сленга учеников СОШ № 16 в 2006 и 2016 годах.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая значимость работы заключается в том, что материал может быть использован на факультативах по русскому языку, в классах с углубленным изучением русского языка и литературы, на классных часах, на уроках русского языка при изучении темы ««Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления».

Просмотр содержимого документа
«Сравнительный анализ молодёжного (школьного) сленга учеников СОШ № 16 в 2006 и 2016 годах.»

Сравнительный анализ молодёжного (школьного) сленга учеников СОШ № 16 в 2006 и 2016 годах. Баева Мария 7А класса МБОУ СО № 16 Руководитель Баева Е.Б.

Сравнительный анализ молодёжного (школьного) сленга учеников СОШ № 16 в 2006 и 2016 годах.

Баева Мария

7А класса МБОУ СО № 16

Руководитель Баева Е.Б.

Язык – явление неоднородное, изменчивое, живое. первый этап исследования проводился в 2006 году ученицей 9 класса Гимп Верой, второй этап – в 2016 году - мной. Промежуток между исследованиями составил  10 лет.
  • Язык – явление неоднородное, изменчивое, живое.
  • первый этап исследования проводился в 2006 году ученицей 9 класса Гимп Верой,
  • второй этап – в 2016 году - мной.
  • Промежуток между исследованиями составил

10 лет.

Задачи исследования:   Изучение словаря школьного сленга, составленного в 2006 году; составление словаря «Сленг учащихся МБОУ СОШ № 16» 2016 года; сравнительный анализ словарей молодёжного сленга, составленных с разницей в 10 лет; выяснение причин появления жаргонизмов в речи молодежи; классификация жаргонных слов и выражений школьной лексики.

Задачи исследования:

  • Изучение словаря школьного сленга, составленного в 2006 году;
  • составление словаря «Сленг учащихся МБОУ СОШ № 16» 2016 года;
  • сравнительный анализ словарей молодёжного сленга, составленных с разницей в 10 лет;
  • выяснение причин появления жаргонизмов в речи молодежи;
  • классификация жаргонных слов и выражений школьной лексики.
Объект исследования – языковая среда учащихся  8-11классов средней школы № 16  в 2006 и 2016 гг. Предмет исследования – молодёжный сленг.

Объект исследования – языковая среда учащихся

8-11классов средней школы

№ 16

в 2006 и 2016 гг.

Предмет исследования – молодёжный сленг.

Основные этапы исследования.   Исследование проводилось в сентябре – декабре 2016 года и имело несколько этапов. На первом этапе изучалась литература по теме исследования. На втором этапе составлялся словарь школьного сленга. На третьем этапе изучался словарь 2006 года. На четвёртом этапе проводился опрос школьников, анализировались полученные результаты. На заключительном этапе анализировались оба словаря.

Основные этапы исследования.

  • Исследование проводилось в сентябре – декабре 2016 года и имело несколько этапов.
  • На первом этапе изучалась литература по теме исследования.
  • На втором этапе составлялся словарь школьного сленга.
  • На третьем этапе изучался словарь 2006 года.
  • На четвёртом этапе проводился опрос школьников, анализировались полученные результаты.
  • На заключительном этапе анализировались оба словаря.
Практическая значимость работы заключается в том, что материал может быть использован на факультативах по русскому языку, в классах с углубленным изучением русского языка и литературы, на классных часах, на уроках русского языка при изучении темы ««Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления».

Практическая значимость работы заключается в том, что материал может быть использован на факультативах по русскому языку, в классах с углубленным изучением русского языка и литературы, на классных часах, на уроках русского языка при изучении темы ««Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления».

Молодежный сленг – это особая форма языка, одна из составляющих процесса развития языка, его пополнения,  его многообразия.

Молодежный сленг – это особая форма языка, одна из составляющих процесса развития языка, его пополнения,

его многообразия.

Проблема использования жаргонизмов школьниками исследовалась нами экспериментальным путем. Учащимся 8 - 11-х классов МБОУ СОШ № 16 была предложена анкета целью проведения которой было следующее: определить круг наиболее употребляемых жаргонизмов в речи учащихся; узнать, чья речь является образцом для подражания; определить мотивы употребления жаргонизмов в речи; определить отношение учащихся нашей школы к жаргонным словам, употребляемым ими в речи.
  • Проблема использования жаргонизмов школьниками исследовалась нами экспериментальным путем. Учащимся 8 - 11-х классов МБОУ СОШ № 16 была предложена анкета целью проведения которой было следующее:
  • определить круг наиболее употребляемых жаргонизмов в речи учащихся;
  • узнать, чья речь является образцом для подражания;
  • определить мотивы употребления жаргонизмов в речи;
  • определить отношение учащихся нашей школы к жаргонным словам, употребляемым ими в речи.

На вопрос «С какой целью Вы употребляете жаргонные слова?» мы получили такие ответы: все мои друзья так говорят проще общаться, выражать свои мысли 14 14% 23 привычка 23% 12 чтобы сэкономить время при общении чтобы выразить свои эмоции и чувства 16 12% 16% чтобы выглядеть более крутым 19 19% 9 самоутвердиться 9% 4 комп. игры 3% 5 4%

На вопрос «С какой целью Вы употребляете

жаргонные слова?» мы получили такие ответы:

все мои друзья так говорят

проще общаться, выражать свои мысли

14

14%

23

привычка

23%

12

чтобы сэкономить время при общении

чтобы выразить свои эмоции и чувства

16

12%

16%

чтобы выглядеть более крутым

19

19%

9

самоутвердиться

9%

4

комп. игры

3%

5

4%

На вопрос «Чья речь для Вас является эталоном?» ответили следующим образом:   Учителей 24 Родителей 24% 19 Одноклассников 6 19% Старшеклассников Популярных блогеров 10 5% 11 10% Дикторов телевидения и радио 10% 19 Никого 13 19% 13%

На вопрос «Чья речь для Вас является эталоном?» ответили следующим образом:

Учителей

24

Родителей

24%

19

Одноклассников

6

19%

Старшеклассников

Популярных блогеров

10

5%

11

10%

Дикторов телевидения и радио

10%

19

Никого

13

19%

13%

Проанализировав значение сленговых слов, я выделила тематические группы: Слова, непосредственно связанные со школой и учебной деятельностью: Названия школьных предметов: инглиш, русиш, матан, кубаша и т.д. Школьных профессий: училка, классуха, музычка. Школьных принадлежностей: стёрка, халява. Пища и процесс её поглощения: хавчик, хавать, хомячить. Школьные и подсобные помещения: столовка, тобзик.
  • Проанализировав значение сленговых слов, я выделила тематические группы:
  • Слова, непосредственно связанные со школой и учебной деятельностью:
  • Названия школьных предметов: инглиш, русиш, матан, кубаша и т.д.
  • Школьных профессий: училка, классуха, музычка.
  • Школьных принадлежностей: стёрка, халява.
  • Пища и процесс её поглощения: хавчик, хавать, хомячить.
  • Школьные и подсобные помещения: столовка, тобзик.
А так же другие группы слов: Наименование людей по родству: предки, бро, родаки, сеструха. Бытовая техника: телик, комп, труба, мобила. Обозначение людей по качеству их характера: овца, мышь, крыса, собака, лось, лох, тормоз, шестерка, козел, коза. Деньги: бабки, бабло, лаве. Состояние, оценка: клево, ништяк, офигенно, прикольно, угарно, отстойно.
  • А так же другие группы слов:
  • Наименование людей по родству: предки, бро, родаки, сеструха.
  • Бытовая техника: телик, комп, труба, мобила.
  • Обозначение людей по качеству их характера: овца, мышь, крыса, собака, лось, лох, тормоз, шестерка, козел, коза.
  • Деньги: бабки, бабло, лаве.
  • Состояние, оценка: клево, ништяк, офигенно, прикольно, угарно, отстойно.
На следующем этапе своего исследования я изучила словарь молодёжного сленга, собранный в 2006 году ученицей 9 класса Гимп Верой. В этот словарь вошли 72 слова. Было очень интересно узнать, что и как говорили мои сверстники 10 лет назад.
  • На следующем этапе своего исследования я изучила словарь молодёжного сленга, собранный в 2006 году ученицей 9 класса Гимп Верой.
  • В этот словарь вошли 72 слова. Было очень интересно узнать, что и как говорили мои сверстники 10 лет назад.
Основная группа слов осталась неизменна, это названия школьных принадлежностей, помещений и специальностей: халява, стёрка, домашка, столовка, училка, классуха. Названия школьных предметов: инглиш, кубаша. А вот название предмета МАТЕМАТИКА претерпело изменения- из МАТЕША стало МАТАН.
  • Основная группа слов осталась неизменна, это названия школьных принадлежностей, помещений и специальностей: халява, стёрка, домашка, столовка, училка, классуха.
  • Названия школьных предметов: инглиш, кубаша.
  • А вот название предмета МАТЕМАТИКА претерпело изменения- из МАТЕША
  • стало МАТАН.
Группа слов вышла из употребления: дискач (дискотека), атас (опасность), моцак (мотоцикл), сфера (мяч),  тофан (глупый), утырок (совсем глупый), торец (лицо). Группа слов видоизменилась: Брага (толпа) теперь именуется «тусня», братан (друг) – бро, кадр (смешной) – лалка. Слово «беспонтовый», употребляемое в значении «некрасивый», теперь  имеет значение «неинтересный».

Группа слов вышла из употребления:

дискач (дискотека), атас (опасность),

моцак (мотоцикл), сфера (мяч),

тофан (глупый), утырок (совсем глупый), торец (лицо).

Группа слов видоизменилась: Брага (толпа) теперь именуется «тусня», братан (друг) – бро, кадр (смешной) – лалка.

Слово «беспонтовый», употребляемое в значении «некрасивый», теперь имеет значение «неинтересный».

Интересна судьба слов «почта», «почтовый ящик», «подписчики». ПОЧТА – ныне интернет-рассылка, ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК в наше время находится не на калитке или в подъезде, а в компьютере, и письма в него попадают не бумажные, а электронные. ПОДПИСЧИКИ - раньше так назывались люди, которые оформляли подписку на печатные издания, а теперь мы в интернете  подписываемся на новости  своих друзей и  популярных людей .
  • Интересна судьба слов «почта», «почтовый ящик», «подписчики».
  • ПОЧТА – ныне интернет-рассылка,
  • ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК в наше время находится не на калитке или в подъезде, а в компьютере, и письма в него попадают не бумажные, а электронные.
  • ПОДПИСЧИКИ - раньше так назывались люди, которые оформляли подписку на печатные издания, а теперь мы в интернете

подписываемся на новости

своих друзей и

популярных людей

.

Появилось достаточно  много новых слов:   Гоу  (идем), Баян (устаревшее, давно известное всем), Залипать (смотреть в одну точку), Изи (легко),  Печалька (огорчение) Про (профессионал, мастер в своём деле) Респект (уважение) Лол (смешно)  Капец (очень плохо) Ку, Хай (привет) Лайк, лайкать (нравится) Лопата (большой телефон) Сорян (прости) Фейк подделка) Уши (наушники)  Шарю (знаю/понимаю)

Появилось достаточно много новых слов:

  • Гоу (идем),
  • Баян (устаревшее, давно известное всем),
  • Залипать (смотреть в одну точку),
  • Изи (легко),
  • Печалька (огорчение)
  • Про (профессионал, мастер в своём деле)
  • Респект (уважение)
  • Лол (смешно)
  • Капец (очень плохо)
  • Ку, Хай (привет)
  • Лайк, лайкать (нравится)
  • Лопата (большой телефон)
  • Сорян (прости)
  • Фейк подделка)
  • Уши (наушники)
  • Шарю (знаю/понимаю)
В языке современных школьников появились новые группы сленговых слов, связанные с развитием интернета и компьютерных игр. В первую группу можно отнести следующие слова: лайк, лайкать, репост, хештег, смайл, директ, личка, фаловеры (подписчики) и т.д.
  • В языке современных школьников появились новые группы сленговых слов, связанные с развитием интернета и компьютерных игр.
  • В первую группу можно отнести следующие слова: лайк, лайкать, репост, хештег, смайл, директ, личка, фаловеры (подписчики)

и т.д.

Во вторую - компьютерный молодёжный сленг, который представляет собой довольно обширный пласт речи, и его объёмы растут с каждым днём, так как ребят, увлечённых той или иной игрой, становится всё больше. Некоторые слова из этой группы переходят  в разряд «общеупотребительных», т.е. свойственным не только игрокам, но и молодёжи в целом.

Во вторую - компьютерный молодёжный сленг, который представляет собой довольно обширный пласт речи, и его объёмы растут с каждым днём, так как ребят, увлечённых той или иной игрой, становится всё больше. Некоторые слова из этой группы переходят

в разряд «общеупотребительных», т.е. свойственным не только игрокам,

но и молодёжи в целом.

Это такие слова, вернее, аббревиатуры, - как ОМГ (от немецкого  «О МАЙН ГОТ» – Боже мой), Лвл (LvL) – уровень,  ГЛ (GL) – удачи, ХФ (HF) - веселье или удачно повеселиться.

Это такие слова, вернее, аббревиатуры, - как

  • ОМГ (от немецкого

«О МАЙН ГОТ» – Боже мой),

  • Лвл (LvL) – уровень,
  • ГЛ (GL) – удачи,
  • ХФ (HF) - веселье или

удачно повеселиться.

Таким образом, анализ двух словарей позволил подтвердить положения, данные в работах исследователей, о том, что основная причина появления молодежного сленга состоит в желании, создать «свой» язык, организовать общение среди сверстников, в пристрастии к модным словечкам. Понимая, что сленг засоряет речь, школьники вместе с тем чаще употребляют его в целях более упрощённого общения.
  • Таким образом, анализ двух словарей позволил подтвердить положения, данные в работах исследователей, о том, что основная причина появления молодежного сленга состоит в желании, создать «свой» язык, организовать общение среди сверстников, в пристрастии к модным словечкам. Понимая, что сленг засоряет речь, школьники вместе с тем чаще употребляют его в целях более упрощённого общения.
Результаты исследования    можно предположить, что учащиеся употребляют сленг, потому что сиюминутное конкретное эмоциональное отношение им легче выразить с помощью сленга. На вопрос о том, смогли бы они обойтись без сленга, большинство учащихся ответили положительно. Они относятся к подобным словам как к временному явлению. Взрослея, многие из них забудут эти слова, и не будут употреблять их в своей речи.

Результаты исследования

  • можно предположить, что учащиеся употребляют сленг, потому что сиюминутное конкретное эмоциональное отношение им легче выразить с помощью сленга.
  • На вопрос о том, смогли бы они обойтись без сленга, большинство учащихся ответили положительно. Они относятся к подобным словам как к временному явлению. Взрослея, многие из них забудут эти слова, и не будут употреблять их в своей речи.
Заключение Сленг сегодня дает возможность показать, что ты свой среди своих, что ты независим, имеешь собственное мнение и не боишься его высказать. С течением времени молодёжный сленг, как любое языковое явление, меняется – часть слов выходит из употребления, а новые – появляются, и это происходит даже в пределах одной школы.

Заключение

  • Сленг сегодня дает возможность показать, что ты свой среди своих, что ты независим, имеешь собственное мнение и не боишься его высказать.
  • С течением времени молодёжный сленг, как любое языковое явление, меняется – часть слов выходит из употребления, а новые – появляются, и это происходит даже в пределах одной школы.
Представить современного молодого человека совсем без сленга невозможно. На государственном уровне нужно поставить правовой заслон сленговым словам в литературе, на телевидении, в кино, в театральных постановках, в СМИ, в рекламе.

Представить современного молодого человека совсем без сленга невозможно. На государственном уровне нужно поставить правовой заслон сленговым словам в литературе, на телевидении, в кино, в театральных постановках, в СМИ, в рекламе.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!