Сравнительный анализ молодёжного (школьного) сленга учеников СОШ № 16 в 2006 и 2016 годах.
Баева Мария
7А класса МБОУ СО № 16
Руководитель Баева Е.Б.
- Язык – явление неоднородное, изменчивое, живое.
- первый этап исследования проводился в 2006 году ученицей 9 класса Гимп Верой,
- второй этап – в 2016 году - мной.
- Промежуток между исследованиями составил
10 лет.
Задачи исследования:
- Изучение словаря школьного сленга, составленного в 2006 году;
- составление словаря «Сленг учащихся МБОУ СОШ № 16» 2016 года;
- сравнительный анализ словарей молодёжного сленга, составленных с разницей в 10 лет;
- выяснение причин появления жаргонизмов в речи молодежи;
- классификация жаргонных слов и выражений школьной лексики.
Объект исследования – языковая среда учащихся
8-11классов средней школы
№ 16
в 2006 и 2016 гг.
Предмет исследования – молодёжный сленг.
Основные этапы исследования.
- Исследование проводилось в сентябре – декабре 2016 года и имело несколько этапов.
- На первом этапе изучалась литература по теме исследования.
- На втором этапе составлялся словарь школьного сленга.
- На третьем этапе изучался словарь 2006 года.
- На четвёртом этапе проводился опрос школьников, анализировались полученные результаты.
- На заключительном этапе анализировались оба словаря.
Практическая значимость работы заключается в том, что материал может быть использован на факультативах по русскому языку, в классах с углубленным изучением русского языка и литературы, на классных часах, на уроках русского языка при изучении темы ««Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления».
Молодежный сленг – это особая форма языка, одна из составляющих процесса развития языка, его пополнения,
его многообразия.
- Проблема использования жаргонизмов школьниками исследовалась нами экспериментальным путем. Учащимся 8 - 11-х классов МБОУ СОШ № 16 была предложена анкета целью проведения которой было следующее:
- определить круг наиболее употребляемых жаргонизмов в речи учащихся;
- узнать, чья речь является образцом для подражания;
- определить мотивы употребления жаргонизмов в речи;
- определить отношение учащихся нашей школы к жаргонным словам, употребляемым ими в речи.
На вопрос «С какой целью Вы употребляете
жаргонные слова?» мы получили такие ответы:
все мои друзья так говорят
проще общаться, выражать свои мысли
14
14%
23
привычка
23%
12
чтобы сэкономить время при общении
чтобы выразить свои эмоции и чувства
16
12%
16%
чтобы выглядеть более крутым
19
19%
9
самоутвердиться
9%
4
комп. игры
3%
5
4%
На вопрос «Чья речь для Вас является эталоном?» ответили следующим образом:
Учителей
24
Родителей
24%
19
Одноклассников
6
19%
Старшеклассников
Популярных блогеров
10
5%
11
10%
Дикторов телевидения и радио
10%
19
Никого
13
19%
13%
- Проанализировав значение сленговых слов, я выделила тематические группы:
- Слова, непосредственно связанные со школой и учебной деятельностью:
- Названия школьных предметов: инглиш, русиш, матан, кубаша и т.д.
- Школьных профессий: училка, классуха, музычка.
- Школьных принадлежностей: стёрка, халява.
- Пища и процесс её поглощения: хавчик, хавать, хомячить.
- Школьные и подсобные помещения: столовка, тобзик.
- А так же другие группы слов:
- Наименование людей по родству: предки, бро, родаки, сеструха.
- Бытовая техника: телик, комп, труба, мобила.
- Обозначение людей по качеству их характера: овца, мышь, крыса, собака, лось, лох, тормоз, шестерка, козел, коза.
- Деньги: бабки, бабло, лаве.
- Состояние, оценка: клево, ништяк, офигенно, прикольно, угарно, отстойно.
- На следующем этапе своего исследования я изучила словарь молодёжного сленга, собранный в 2006 году ученицей 9 класса Гимп Верой.
- В этот словарь вошли 72 слова. Было очень интересно узнать, что и как говорили мои сверстники 10 лет назад.
- Основная группа слов осталась неизменна, это названия школьных принадлежностей, помещений и специальностей: халява, стёрка, домашка, столовка, училка, классуха.
- Названия школьных предметов: инглиш, кубаша.
- А вот название предмета МАТЕМАТИКА претерпело изменения- из МАТЕША
- стало МАТАН.
Группа слов вышла из употребления:
дискач (дискотека), атас (опасность),
моцак (мотоцикл), сфера (мяч),
тофан (глупый), утырок (совсем глупый), торец (лицо).
Группа слов видоизменилась: Брага (толпа) теперь именуется «тусня», братан (друг) – бро, кадр (смешной) – лалка.
Слово «беспонтовый», употребляемое в значении «некрасивый», теперь имеет значение «неинтересный».
- Интересна судьба слов «почта», «почтовый ящик», «подписчики».
- ПОЧТА – ныне интернет-рассылка,
- ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК в наше время находится не на калитке или в подъезде, а в компьютере, и письма в него попадают не бумажные, а электронные.
- ПОДПИСЧИКИ - раньше так назывались люди, которые оформляли подписку на печатные издания, а теперь мы в интернете
подписываемся на новости
своих друзей и
популярных людей
.
Появилось достаточно много новых слов:
- Гоу (идем),
- Баян (устаревшее, давно известное всем),
- Залипать (смотреть в одну точку),
- Изи (легко),
- Печалька (огорчение)
- Про (профессионал, мастер в своём деле)
- Респект (уважение)
- Лол (смешно)
- Капец (очень плохо)
- Ку, Хай (привет)
- Лайк, лайкать (нравится)
- Лопата (большой телефон)
- Сорян (прости)
- Фейк подделка)
- Уши (наушники)
- Шарю (знаю/понимаю)
- В языке современных школьников появились новые группы сленговых слов, связанные с развитием интернета и компьютерных игр.
- В первую группу можно отнести следующие слова: лайк, лайкать, репост, хештег, смайл, директ, личка, фаловеры (подписчики)
и т.д.
Во вторую - компьютерный молодёжный сленг, который представляет собой довольно обширный пласт речи, и его объёмы растут с каждым днём, так как ребят, увлечённых той или иной игрой, становится всё больше. Некоторые слова из этой группы переходят
в разряд «общеупотребительных», т.е. свойственным не только игрокам,
но и молодёжи в целом.
Это такие слова, вернее, аббревиатуры, - как
«О МАЙН ГОТ» – Боже мой),
- Лвл (LvL) – уровень,
- ГЛ (GL) – удачи,
- ХФ (HF) - веселье или
удачно повеселиться.
- Таким образом, анализ двух словарей позволил подтвердить положения, данные в работах исследователей, о том, что основная причина появления молодежного сленга состоит в желании, создать «свой» язык, организовать общение среди сверстников, в пристрастии к модным словечкам. Понимая, что сленг засоряет речь, школьники вместе с тем чаще употребляют его в целях более упрощённого общения.
Результаты исследования
- можно предположить, что учащиеся употребляют сленг, потому что сиюминутное конкретное эмоциональное отношение им легче выразить с помощью сленга.
- На вопрос о том, смогли бы они обойтись без сленга, большинство учащихся ответили положительно. Они относятся к подобным словам как к временному явлению. Взрослея, многие из них забудут эти слова, и не будут употреблять их в своей речи.
Заключение
- Сленг сегодня дает возможность показать, что ты свой среди своих, что ты независим, имеешь собственное мнение и не боишься его высказать.
- С течением времени молодёжный сленг, как любое языковое явление, меняется – часть слов выходит из употребления, а новые – появляются, и это происходит даже в пределах одной школы.
Представить современного молодого человека совсем без сленга невозможно. На государственном уровне нужно поставить правовой заслон сленговым словам в литературе, на телевидении, в кино, в театральных постановках, в СМИ, в рекламе.
Спасибо за внимание!