Открытый урок по литературному чтению в 3 классе
Сравнительный анализ венгерской сказки «Два жадных медвежонка»
и корейской сказки «Как барсук и куница судились»
УМК: «Перспективная начальная школа».
Цели:
систематизировать знания обучающихся о различных видах сказочных сюжетов (самые древние, просто древние, менее древние сказки, а также бродячие сказочные истории);
сопоставить содержание двух сказок и найти общие черты в их происхождении,развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять и другие операции мышления;
продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения;
развивать устную речь детей;
Задачи в формировании УУД:
Познавательные: познакомить учащихся с венгерской народной сказкой
«Два жадных медвежонка» и корейской сказкой «Как барсук и куница судились»,формировать умение анализировать литературный текст, совершенствовать навыки скоростного чтения.
Развивающие: развивать образное мышление, речь, совершенствовать навыки скоростного чтения.
Личностные:воспитывать нормы морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения.
Коммуникативные:учить работать в паре с соседом по парте, распределять между собой роли, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле.
Планируемые результаты:
Обучающиеся получат возможность продолжить обучаться правильному и выразительному чтению целыми словами,учитывая индивидуальный темп чтения;
-характеризовать героев сказок, сравнивать их характеры, делать выводы.
-определять тему текста по содержанию;
-высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;
-самостоятельно работать со словарём.
Тип урока: урок изучения нового произведения.
Оборудование:компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с таблицей, учебники Н.А.Чуракова «Литературное чтение»I часть, М.Л. Каленчук, Н.А.Чуракова «Русский язык» II часть(Толковый словарь и Словарь устойчивых выражений), выставка рисунков.
Ход урока
Организационный момент
-Назовите цветок похожий на солнце. (Подсолнух)
-С каки цветом ассоциируется подсолнух? (Жёлтым)
- Это цвет радости и целеустремлённости. Мне очень хочется, чтобы в конце урока вы узнали что-то новое и собрали осенний букет отличного настроения. А пока…
Уж прозвенел звонок.
Поговорить о сказке
Все в класс приглашены.
II. Актуализация знаний учащихся.
– Ребята, что напомнили вам строки, которыми я начала сегодняшний урок? (Японские стихи хокку.) Япония находится очень далеко от нас, но и сказки, которые мы читали и будем читать, также собраны со всего земного шара. Сегодня мы будем сравнивать эти сказки, поэтому тема нашего урока называется «Постигаем секреты сравнения».
-На какие три большие группы можно разделить все сказки? (волшебные, бытовые и сказки о животных)
Сказки о животных- это самые древние сказки. Раньше люди многое не могли объяснить в природных явлениях и жизни животных, поэтому они придумывали разные истории, которые превращались в сказки.
-Давайте вспомним, на какие группы в свою очередь можно разделить сказки о животных.
(Самая древняя сказка, просто древняя сказка, менее древняя сказка)
-Чему учит каждый вид сказок?
(Самая древняя сказка-объясняет, почему у животных именно такая внешность, их поведение, откуда в мире всё происходит.
Просто древняя сказка-учит ценить не столько силу, сколько ум и хитрость.
Менее древняя сказка-учит человека быть добрым и справедливым.)
-Похожие сказки встречаются у многих народов мира , поэтому их ещё называют –бродячими сказками.
III Определите возраст сказки по её названию:
«Откуда взялись звери, птицы и рыбы»(индийская сказка-самая древняя)
«Как хитрый шакал обманул лесных зверей» (суданская сказка-просто древняя)
«Почему у попугая клюв кривой»(африканская сказка-самая древняя)
«Откуда взялась ночь»(сказка индейцев Южной Америки-самая древняя)
«Как мангуст перехитрил крокодила и леопарда» (африканская сказка –просто древняя)
«Как появился огонь» (австралийская сказка-самая древняя)
IV.Работа по Ленте времени:
-Расположите на Ленте времени «Самые древние - Просто древние - Просто древние» названия известных вам сказок«Откуда пошли болезни и лекарства»(сказка индейцев Северной Америки),«Волк и лиса»(калмыцкая народная сказка), «Лисичка-сестричка и волк» (русская народная сказка),«Гиена и черепаха»(африканская сказка).
Что объединяет эти самые древние сказки? (Это самые древние сказки о животных, они учат любить природу, быть добрым и внимательным к окружающему нас миру; объясняют причины природных явлений и внешнего вида животных.)
-Что особенного в этих просто древних сказках? (Эти сказки учат ценить не столько силу, сколько ум и хитрость.)
V. Проверка домашнего задания:
а) выставка рисунков к калмыцкой народной сказке «Волк и лиса»;
б) пересказ сказки;
в) ответы на вопросы:
-Какая главная мысль сказки? (Лиса перехитрила Волка. )
-На самом ли деле у неё был детёныш такого возраста как Волк?
-К какому виду сказок можно отнести эту сказку? (К просто древним)
VI.Подготовка к восприятию новой темы:
Давайте ещё раз посмотрим на Ленту времени «Самые древние - Просто древние - Менее древние»
«Как барсук и куница судились» (корейская сказка), «Нарядный бурундук»(алтайская сказка), « Два жадных медвежонка»(венгерская сказка).
-Какие из этих сказок вам ещё не знакомы?
-Как вы думаете, к какому виду сказок их можно отнести? (Просто древние)
-Почему?
VII. Новая тема. Работа над сказкой «Два жадных медвежонка»
а)-Откройте учебник на с. 74 и прочитайте название первой сказки. («Два жадных медвежонка» (венгерская сказка).)
Найдем на карте мира Венгрию и посмотрим, откуда к нам пришла эта сказочная история.
О чем говорит вам название сказки?
б)Просмотрите сказку и найдите слова, требующие обращения к толковому словарю и словарю устойчивых выражений (Русский язык II часть, с.128). (Чащоба, плутовка, посмотрела с укоризной.)
в) Дети читают сказку «цепочкой».
г) Анализ содержания сказки:
-Кто герои? Что можете о них сказать? Какие они по характеру?
В этой сказке есть хоть один герой, поведение которого вызывает у вас одобрение?
Кого же осуждает сказка: лису или медвежат?
д) Выборочное чтение:
-Найдите и прочитайте предложение, которое является выводом. («Так-то вот бывает с теми, кто жадничает».)
Чему же учит сказка? (Не будь жадным, останешься без всего.)
Какой вы представляете лису? (Умной и хитрой.)
Можно ли эту сказочную историю назвать самой древней? (Нет, так как в ней не объясняются причины явлений и внешнего вида животных, а осуждается жадность двух медвежат, а значит, это просто древняя сказка.)
Чему учит сказка? (Ценить ум и хитрость; жадность наказуема.)
Рассмотрите иллюстрацию. К какому эпизоду сказки она подходит?
е) Чтение фрагмента сказки по ролям.
VIII. Физкультминутка.
Лист на веточке сидел.
Во все стороны глядел:
Так глядел и так глядел.
Потом взял и полетел.
Вправо, влево,
Вверх и вниз,
И на кустике повис.
IX. Продолжение новой темы:
а)-Прочитайте название следующей сказки. («Как барсук и куница судились». Корейская сказка.)
Можете ли вы по названию определить, о чем эта сказка?
Посмотрим на карте мира, откуда к нам пришла эта сказочная история.
б)Рассмотрите картинки, как выглядят эти животные.
в) –А сейчас заранее подготовленные ребята покажут нам инсценировку корейской сказки «Как барсук и куница судились»
г) Какая черта характера осуждается в сказке: хитрость или жадность? Эта история похожа на предыдущую? Чем?
д) Самостоятельное чтение про себя с целью:- А сейчас прочтите эту сказочную историю «про себя» ещё раз и отметьте её особенности.
X. Обобщение:
Работа в парах (карточки)
а)-Сравним две сказки.
«Два жадных медвежонка» | «Как барсук и куница судились» |
1. Количество героев (разное или одинаковое) |
Назови их | Назови их |
2. Особенности сюжета (разные или одинаковые) |
Могут ли двое жадных самостоятельно решить спор? | Могут ли двое жадных самостоятельно решить спор? |
Как «помогает» лиса | Как «помогает» лиса |
3. Вывод( разный или одинаковый) |
Жадность (наказана или нет) | Жадность (наказана или нет) |
б)-Чем похожи эти сказки?
«Два жадных медвежонка» | «Как барсук и куница судились» |
1. Количество героев одинаковое — три |
Два медвежонка и лиса | Барсук, куница и лиса |
2. Особенности сюжета одинаковые |
Двое жадных не могут решить спор без третьего | Двое жадных не могут решить спор без третьего |
Лиса помогает делить сыр и обманывает их | Лиса помогает делить кусок мяса и обманывает их |
3. Вывод одинаковый |
Жадность наказана | Жадный остается ни с чем |
XI. Подведение итогов урока.
а)-С какими сказками вы познакомились?
-Что вы о них узнали?(Они просто древние сказочные истории, так как учат ценить ум и хитрость.)
б)-Ну а теперь, в конце нашего урока давайте составим букет вашего осеннего настроения. Если вам было интересно и познавательно, поставьте в вазу радостные жёлтые листья, если что-то непонятно и неинтересно-грустные коричневые листья.
XII Домашнее задание: выразительное чтение с. 74-77