10 класс Дата проведения_____________
Тема: «Lazarus. Графика. Организация рисования».
Цели:
Дать понятие учащимся о возможностях программирования и организации рисования простейших примитивов в среде Lazarus.
Развивать умение применять полученные знания на практике; мыслительную активность и внимание.
Воспитывать аккуратность при записи в тетради; интерес к предмету; самоконтроль.
Учащиеся должны знать: Назначение графических методов и свойств и особенности их использования во время построения графики.
Учащиеся должны уметь: Использовать графические методы класса TCanvas:MoveTo, LineTo, rectangle, Ellipse, свойства холста Pen и Brush для программирования рисования графических изображений.
Оборудование: компьютер, конспект урока, раздаточный материал, презентация и средства просмотра.
Структурные элементы урока.
Содержание урока.
Методические указания
Организационный момент и постановка задачи.
Здравствуйте ребята. Тема нашего урока «Lazarus. Графика. Организация рисования».
Слежу за установлением внимания и дисциплины, проверяю готовность к занятию рабочего места. Запись под диктовку.
Актуализация знаний учащихся для работы на уроке.
Дизайн и оформление проектных работ.
Во время фронтального опроса привлекаю к активному участию в работе всех учащихся.
Изучение нового материала.
Lazarus позволяет программисту разрабатывать программы, которые могут выводить графику: схемы, чертежи, иллюстрации.
Программа выводит графику на поверхность объекта (формы Form или компонента Image). Поверхности объекта соответствует свойство Canvas (Холст). Для того чтобы вывести на поверхность объекта графический элемент (прямую линию, окружность, прямоугольник и т. д.), необходимо применить к свойству Canvas этого объекта соответствующий метод. Например, инструкция Form1.Canvas.Rectangle(100,50,300,100) вычерчивает в окне программы прямоугольник.
Если требуется чтобы методы рисования применились при создании формы (при запуске приложения), то НЕ следует пользоваться событием OnCreat (оно не поможет). Следует использовать событие OnPaint (прорисовка). Например:
procedure TForm1.FormPaint(Sender: TObject);
begin
Form1.Canvas.Rectangle(100,50,300,100);
end;
2. Холст
Canvas – это свойство объекта Form, т.е. холст находящийся на форме, который в свою очередь является объектом типа TCanvas. И у объекта Canvas есть свои методы, позволяющие рисовать на холсте фигуры: прямоугольники, круги и т.д. А также у объектаCanvas есть свои свойства, позволяющие задать стиль фигур: толщину линий, цвет линий, цвет заливки и т.д.
Холст состоит из отдельных точек — пикселов. Положение пиксела характеризуется его горизонтальной (X) и вертикальной (Y) координатами. Левый верхний пиксел имеет координаты (0,0). Координаты возрастают сверху вниз и слева направо (вспоминаем темуPascal – Модуль Graph). Значения координат правой нижней точки холста зависят от размера холста. Размер холста можно узнать обратившись к свойствам Height и Widthобъекта на котором происходит рисование.
3. Карандаш и кисть
Художник в своей работе использует карандаши и кисти. Методы, обеспечивающие вычерчивание на поверхности холста графических примитивов, тоже используют карандаш и кисть. Карандаш применяется для вычерчивания линий и контуров, а кисть — для закрашивания областей, ограниченных контурами.
Карандашу и кисти, используемым для вывода графики на холсте, соответствуют свойства Реn (карандаш) и Brush (кисть), которые представляют собой объекты типаTPen и TBrush, соответственно. Значения свойств этих объектов определяют вид выводимых графических элементов..
Методы вычерчивания графических примитивов
Линия.
Вычерчивание прямой линии осуществляет метод LinеТо, инструкция вызова которого в общем виде выглядит следующим образом:
Form1.Canvas.LineTo(x2,у2)
Метод LinеТо вычерчивает прямую линию от текущей позиции карандаша в точку с координатами, указанными при вызове метода.
Начальную точку линии можно задать, переместив карандаш в нужную точку графической поверхности. Сделать это можно при помощи метода MoveTo, указав в качестве параметров координаты нового положения карандаша.
Form1.Canvas.MoveTo(x1,у1)
Вид линии (цвет, толщина и стиль) определяется значениями свойств объекта Penграфической поверхности, на которой вычерчивается линия.
Запись под диктовку, показ презентации.