КОНСПЕКТ УРОКА
Название урока: Медиана. Мода. Размах.
Подготовила Витовтова О. В., учитель математики МБОУ «Лицей № 21» г. Курска
Предмет: вероятность и статистика
Класс: 7
Тип урока: урок открытия нового знания.
УМК: Вероятность и статистика, 7 класс.
Конспект урока
Цели: | Образовательная: изучение новых понятий статистики (выборка, варианта, размах, медиана, мода). Развивающая: развитие словесно-логического мышления, математической речи; интереса к предмету; расширение кругозора учащихся. Воспитательная: воспитание самостоятельности, ответственности, умения работать в коллективе, самоопределение в будущей профессиональной деятельности. |
Основные понятия: | статистика, медиана, среднее арифметическое, размах, медиана, мода, гистограмма |
Формы организации учебной деятельности: | фронтальная, групповая, индивидуальная. |
Методы обучения: | наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый |
Планируемые результаты: | Предметные: знать понятия среднего арифметического, медианы, моды, варианты и уметь строить гистограммы по имеющимся данным с помощью средств .MS Exсel. Личностные: расширить кругозор; уметь сравнивать, обобщать, делать выводы; иметь положительную мотивацию к учению. Метапредметные: уметь определять тему и цель урока, отбирать необходимый материал из текста, делать выводы, планировать пути для достижения целей познавательной деятельности; -
уметь высказывать и аргументировать свое предложение, оформлять свои мысли в письменный текст, слушать, вникать в суть и формулировать вопросы. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | 1) Вероятность и статистика,7 класс. 2) Мультимедийный проектор, экран, презентация 3) ноутбуки 4)раздаточный материал |
Ход урока:
К.Э. Циолковского
«Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».
-
Организационный этап.(1 минута)
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.
В 2021 году в нашей стране отмечается юбилейная дата – 60-летие со дня полета в космос Ю.А. Гагарина.12 апреля 1961 года – день, в который советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в истории человечества пилотируемый полет в космос. Полет продолжался 108 минут, стал грандиозным событием для страны и мира, подвигом советского человека и гражданина.
Главной задачей Ю.А. Гагарина было выполнение полетного задания, которое было утверждено 8 апреля 1961 года. Суть его состояла в следующем: «Выполнить одновитковый полет вокруг Земли на высоте 180–230 км продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе.
-
Актуализация знаний.(8 минут)
Перед вами на столе и на слайде желтая карточка, которая называется "Полетное задание", давайте вместе определим его. (приложение 1)
Вам необходимо расшифровать данное задание, ведь космонавты в космосе, тоже прежде чем получить код решали математические задачи, вот и мы с ваши порешаем.
Вам дается 7 минут
-
Сообщение темы
Итак наше полетное задание "Статистика. Дизайн информации".
-
Определение цели(1 минута)
Перед Ю. А. Гагариным стояла следующая цель полета – проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить в полете оборудование корабля и радиосвязь, убедиться в надежности средств приземления корабля и космонавта»
А какая же цель у нас? (узнать, что такое статистика. Основные элементы статистики, основные понятия статистики, научиться применять данные понятия при решении задач, ввести понятие статистики, статистических исследований, найти применение статистических данных при решении вероятностных задач).
-
Объяснение нового материала (10 минут)
Математическая статистика - наука о математических методах систематизации и использования статистических данных для научных и практических выводов. Главной задачей -- это установление соответствия между данными реального мира и его математическим описанием.
Сейчас я предоставлю вам ваши оценки за предыдущую самостоятельную работу. Не применяя никакой системы, я просто выписала данные из вашего журнала.
Не глядя на эти данные, ответьте, какие числа могут встретиться среди них? (наводящие вопросы: какая у нас система оценивания? (пятибалльная).Значит, какие отметки мы здесь можем увидеть? (1;2;3;4;5.)).В статистике цепочку данных, которая может встретиться среди измерений, называют общим рядом данных (открываю данные).
3 5 4 4 5 3
5 4 44 3 4
4 44 5
Но теперь мы видим, что не все из указанных чисел здесь имеются, а только 3; 4; 5. Числа, которые действительно встретились в нашей цепочке, называют рядом данных.
Глядя на эти данные, что мы можем сказать о вашей успеваемости? (варианты ответов).
Если не пытаться проанализировать данные, сказать мы можем очень мало. Но для анализа запись очень неудачна – в ней нет системы, нет закономерности. Какая запись, по-вашему, будет удачнее?(варианты ответов, останавливаемся на расположении в порядке возрастания).
3; 3; 3; 4; 4; 4; 4; 4; 4; 4; 4; 4; 5; 5; 5;5.
Такой порядок данных называют сгруппированным рядом данных.
Сколько у нас различных данных?(3).
Каждый результат называют вариантой измерения.
(Записываем в тетрадь определение: Варианта измерения – один из результатов этого измерения).
Так как количество данных невелико, мы уже сейчас можем сказать, что наибольшее число оценок составляют «четверки» , наименьшее «тройки». Но на сколько?. Сколько у нас Троек? Четвёрок? Пятёрок?
Запишем определение: Каждая варианта наблюдается в ряде данных определённое количество раз. Это количество называется кратностью варианты.
Давайте оформим результаты наблюдений, а точнее, измерений, в виде таблицы:(рекомендую после таблицы оставить немного места, так как таблицу мы будем дополнять).Возьмите зеленые карточки там пустые таблицы и на рабочем столе файл задание 1 тоже с таблицей открываем ее. Работаем в парах, 1 заполняет таблицу на карточке, а другой в Эксель (Приложение 2)
| варианты | |
| 3 | 4 | 5 | сумма |
Кратность варианты | 3 | 9 | 4 | 16 |
Частота варианты | 0,1875 | 0,5625 | 0,25 | 1 |
Частота,% | 18,75 | 56,25 | 25 | 100 |
Если сложить все кратности, то получится общее количество оценок в классе, в статистике общее количество данных измерения называют объёмом измерения.(Записываем в тетрадь: Количество всех данных измерения – объём измерения).
Итак, группировка данных завершена. Количество 3 -- 3. Если это среди ста обучающихся, то это немного, а если среди пяти? То есть нам нужно связать кратность варианты с объёмом измерения. Какую часть составляет наша варианта от общего объёма измерения? (Вычисляем: ; ; ; .)
Мы нашли с вами частоту варианты.
(Записываем: Частота варианты = кратность варианты/ объём измерения).
Часто частоту переводят в проценты, для этого полученные результаты умножают на 100%.
Итак, запишем результаты в таблицу.
| варианты | |
| 3 | 4 | 5 | сумма |
Кратность варианты | 3 | 9 | 4 | 16 |
Частота варианты | 0,1875 | 0,5625 | 0,25 | 1 |
Частота,% | 18,75 | 56,25 | 25 | 100 |
Теперь информация о вашей успеваемости стала намного понятней: успеваемость в вашем классе составляет 100%, это те, кто успевает по предмету (имеет положительную оценку).Качество знаний составляет 81,25%, это те, кто учится качественно, то есть на «4» и «5».
Какой вывод можно сделать из нашего исследования? Нам есть куда расти!
А сейчас мы с вами тоже попробуем представить статистические данные в виде гистограммы с помощью средств Ехсель. Для этого мы для данной заполненной таблицы построим гистограмму (варианта/кратность) и диаграмму (частота %) и проанализируем ее. На это вам 3 минуты.
На какие вопросы мы можем ответить с помощью гистограммы?
(столбчатые диаграммы следует использовать в тех случаях, когда необходимо наглядно сопоставить результаты опроса, продемонстрировать динамику процесса, показать, как изменяется со временем интересующее нас явление и т.д.; что круговые диаграммы используются в тех случаях, когда нужно представить соотношения между частями целого.)
У каждой выборки есть своего рода «паспортные данные».
1.Выборочным средним называется среднее арифметическое всех значений величины, встречающихся в выборке. Оно, по определению, усредняет все различные результаты, заменяя полную, но объемную информацию одним-единственным числом. Само это число, как мы видим, может и не входить в результаты выборки.
Выборочное среднее является основной характеристикой положения, показывает центр распределения совокупности, позволяет охарактеризовать исследуемую совокупность одним числом, проследить тенденцию развития, сравнить различные совокупности.
Посчитайте для задания 1 среднее значение с помощью средств Ехсель. Какую функцию мы используем для подсчета? (срзнач)
2. Размах выборки – это разница между максимальной и минимальной вариантами.
R=Xmax - Xmin. . Этот показатель является характеристикой рассеяния ряда и
показывает диапазон варьирования величины.
Посчитайте размах для вашей таблицы. Что мы должны сделать для этого?(найти разность между максим и миним значениями).
3.Мода— величина признака, которая чаще всего встречается в данной совокупности, т.е. варианта, обладающая наибольшей частотой.
4.Медиана --
-
Закрепление (10 минут)
Ю. А. Гагарин знал, что предполагаемый успех полета оценивался руководством не выше 40%. Иными словами, он имел больше шансов погибнуть, чем выжить. Увеличить шансы на выживание можно было путем выхода из автономного режима полета и перехода к ручному управлению в случае чрезвычайной (нештатной) ситуации. Для этого необходимо было ввести специальный код, доказывающий сознательность действий космонавта.
Мы тоже с вами перейдем к ручному управлению, чтобы мы могли справиться с нештатной ситуацией.
Поработаем в группах. Вспомним правила работы в группе ( не мешать, прислушиваться к друг другу). Для этого 1 парта повернется ко 2 , 3 к 4 и так далее. Берем синюю карточку и выполняем задание.(Приложение 3)
Вам необходимо выписать ряд, состоящий из букв, которые встречаются в словах четверостишья.
| Варианта | | | |
| а | б | в | сумма |
кратность | | | | |
частота(кратность/сумму) | | | | |
Для этого ряда составить таблицу, найти моду, медиану, размах и построить полигон частот.
1.Сказал «поехали» Гагарин,
Ракета в космос понеслась.
Вот это был рисковый парень!
С тех пор эпоха началась.
2. Эпоха странствий и открытий,
Прогресса, мира и труда,
Надежд, желаний и событий,
Теперь все это – навсегда.
3. Наступят дни, когда пространство
Кто хочет, сможет бороздить!
Хоть на Луну, пожалуйста, странствуй!
Никто не сможет запретить!
4. Вот будет жизнь! Но все же вспомним,
Что кто-то первым полетел…
Майор Гагарин, парень скромный,
Открыть эпоху он сумел.
Первый в истории человечества полет в космическое пространство, осуществленный советским космонавтом Ю.А. Гагариным на корабле-спутнике «Восток-1», позволил сделать вывод огромного научного значения о практической возможности полетов человека в космос. Он показал, что человек может нормально переносить условия космического полета, выведения на орбиту и возвращения на поверхность Земли. Этим полетом было доказано, что в условиях невесомости человек полностью сохраняет работоспособность, координацию движений, ясность мышления.
-
Рефлексия(1 мин)
А что же мы сегодня можем сказать о нашем полете и его задании. Давайте это изобразим с помощью столбиковой гистограммы, ранжируя значения от 0 до 10, где 0 мы не справились с заданием, а 10 мы справились.
-
Домашнее задание
Осталась на столе только белая карточка, возьмите ее, в ней домашнее задание .(Приложение 4)
Спасибо за урок. Всего хорошего.
Приложение 1
Таблица 1
с | | ф | |
ц | | н | |
м | 0,5+60 | й | |
т | | з | |
а | | д | |
р | | к | 39-40 |
о | | и | |
3,91 | 0,2 | 2,25 | 0,2 | 12,5 | 3,91 | 0,2 | 12,5 | -1 | 2,25 |
| | | | | | | | | |
-0,3 | 12,5 | 270 | 2,25 | -600 | 5 |
| | | | | |
12,5 | 0 | 81 | 16 | -15 | 60,5 | 2,25 | 49 | 12,5 | 12,5 |
| | | | | | | | | |
Приложение 2
| варианты | |
| | | | сумма |
Кратность варианты | | | | |
Частота варианты | | | | |
Частота,% | | | | |
Приложение 3
Группа 1.
Вам необходимо выписать ряд, состоящий из букв, которые встречаются в словах четверостишья.
Сказал «поехали» Гагарин,
Ракета в космос понеслась.
Вот это был рисковый парень!
С тех пор эпоха началась.
Для этого ряда составить таблицу, найти моду, размах и построить полигон частот.
| Варианта | |
| | | | сумма |
кратность | | | | |
частота | | | | |
Частота % | | | | |
Группа 2
Вам необходимо выписать ряд, состоящий из букв, которые встречаются в словах четверостишья.
Эпоха странствий и открытий,
Прогресса, мира и труда,
Надежд, желаний и событий,
Теперь все это – навсегда.
Для этого ряда составить таблицу, найти моду, медиану, размах и построить полигон частот.
| Варианта | |
| | | | сумма |
кратность | | | | |
частота | | | | |
Частота % | | | | |
Группа 3
Вам необходимо выписать ряд, состоящий из букв, которые встречаются в словах четверостишья.
Наступят дни, когда пространство
Кто хочет, сможет бороздить!
Хоть на Луну, пожалуйста, странствуй!
Никто не сможет запретить!
Для этого ряда составить таблицу, найти моду, размах и построить полигон частот.
| Варианта | |
| | | | сумма |
кратность | | | | |
частота | | | | |
Частота % | | | | |
Группа 4
Вам необходимо выписать ряд, состоящий из букв, которые встречаются в словах четверостишья.
Вот будет жизнь! Но все же вспомним,
Что кто-то первым полетел…
Майор Гагарин, парень скромный,
Открыть эпоху он сумел.
Для этого ряда составить таблицу, найти моду, медиану, размах и построить полигон частот.
| Варианта | |
| | | | сумма |
кратность | | | | |
частота | | | | |
Частота % | | | | |
Приложение 4
Домашнее задание:
1. Стоимость мясных блюд в кафе "Привет" представляет ряд: 198; 214; 222; 224; 229; 173; 189. Найдите разницу между средним арифметическим и медианой этого ряда.
2. Учащимися класса за контрольную работу по алгебре были получены оценки: 3; 4; 4; 4; 2; 5; 5; 5; 3; 3; 4; 3; 3; 5; 4. Найдите разницу между средним арифметическим и медианой этого ряда.
3. Записан рост (в сантиметрах) пяти учащихся: 158, 166, 134, 130, 132. На сколько отличается среднее арифметическое этого набора чисел от его медианы?
4. Записан вес (в граммах) пяти плодов сливы: 32, 29, 41, 48, 40. На сколько отличается среднее арифметическое этого набора чисел от его медианы?
5. Записана длина прыжка с разбега (в см) пяти участников школьной спартакиады: 366, 368, 340, 332, 354. На сколько отличается среднее арифметическое этого набора чисел от его медианы?
6. Поезда прибывали на станцию метро со следующими интервалами: 2мин 11с; 2мин 8с; 2 мин 10с; 2 мин 12с; 2 мин 19с. Найти среднее значение и медиану данного ряда интервалов движения.
7. Записан возраст (в годах) семи сотрудников: 25, 37, 42, 24, 33, 50, 27. Насколько отличается среднее арифметическое этого набора чисел от его медианы?