СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средневековая деревня и ее обитатели

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок был дан в рамках муниципального конкурса открытых уроков по использованию межпредметных связей. Урок стал победителем конкурса.

Просмотр содержимого документа
«Средневековая деревня и ее обитатели»


Отдел образования администрации Оршанского муниципального района РМЭ

МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа»



Районный конкурс открытых уроков по использованию межпредметных связей



Средневековая деревня и ее обитатели



Конспект открытого урока по истории в 6 классе





Петухова Татьяна Вадимовна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории




Оршанка

21 октября 2021 года


Паспорт открытого урока

1.Класс: 6 класс

2. Продолжительность: 45 минут

3. Место проведения: 25 кабинет

4. Учебный предмет: история

5. Тема: Средневековая деревня и ее обитатели

6. Тип урока: урок усвоения новых знаний

7. Цель: формировать представления об особенностях жизни крестьян в средневековой деревне, уважительное отношение к труду

8. Задачи:

8.1.Образовательные:

  • Охарактеризовать жизнь средневековой деревни, феодальной вотчины

  • Формировать новые понятия: повинности, оброк, барщина, община, натуральное хозяйство

  • Проанализировать некоторые аспекты жизни простых людей в эпоху средневековья

8.2.Развивающие:

  • способствовать развитию умения анализировать и обобщать исторические факты и явления на основе документов, схемы, презентации, расширять кругозор

Универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные)

  • Формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов (П)

  • Формировать умение выявлять сущность, особенности изучаемых событий (П)

  • Формировать умение на основе анализа исторических фактов делать выводы (П)

  • Формировать умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать (К)

  • Формирование вербальных и невербальных способов коммуникации (К)

  • Формировать умение работать в малых группах (К)

  • Организовывать и осуществлять сотрудничество на уроке, учитывать позицию собеседника (К)

  • Адекватно передавать информацию (К)

  • Уметь корректировать свои действия и других (Р)

  • Давать оценку результатам работы и т.д. (Р)

8.3.Воспитательные:

  • способствовать чувству гордости за историческое прошлое

  • учиться объективно оценивать изученный период в истории

  • воспитывать интерес учащихся к истории периода средневековья и уважения людей друг к другу

Универсальные учебные действия (личностные)

  • Воспитывать чувство патриотизма, миролюбия, толерантности (Л)

  • Воспитывать представления о долге, верности, ответственности человека и политика (Л)

  • Способствовать эстетическому воспитанию школьников на примерах культурного наследия (Л)

  • Воспитывать качества лидера на примере работы в группах, культуру диалога (Л)

  • Формировать позитивное отношение к себе и окружающему миру (Л)

  • Формировать личностную мотивацию учебной деятельности (Л)

9. Основной дидактический метод: игровой, частично-поисковый, ситуационного моделирования

10. Частные методы: дидактическая игра, решение проектных задач, анализ конкретной исторической ситуации, побуждающий и подводящий диалоги, работа с текстом, метод иллюстрации, метод стимулирования и мотивации изучения исторического материала

11. Дидактические средства: тестовые задания, карточки с текстовым материалом, цветные жетоны, презентация к уроку, компьютер, проектор, экран, учебник, раздаточный материал
12.Список использованных источников:
История Средних веков: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А.Сванидзе. - М.: Просвещение, 2008.

Н.Ю. Колесниченко. Поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского. 6 класс/- Волгоград: Учитель, 2004.

Е.Н.Сорокина. Поурочные разработки по всеобщей истории. История Средних веков.6 класс. – М.:ВАКО, 2014.

Г.М. Донской. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987.

Контрольно – измерительные материалы. История Средних веков: 6 класс/ Сост. К.В. Волкова. - М.: ВАКО, 2011.

Г.А.Кулагина. Сто игр по истории: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1992.

Видеофрагмент «История средних веков (видеоурок)» http://youtube.com/watch?v=Ukfps-UWkYI

13. Оформление доски: число, иллюстрации, меловой рисунок


ПЛАН УРОКА


1.Организационный блок

1.1 Приветствие учащихся и гостей

1.2 Настрой на урок, деление на команды для проведения дидактической игры


2. Постановка цели и задач

2.1 Вступительная беседа

2.2 Постановка ситуационной задачи


3. Обобщение и систематизация ЗУНов (мотивационный блок)

3. Рыцарский турнир – дидактическая игра между командами

3.1 Клуб путешественников – работа с картой

3.2 Путешествие - решение проектной задачи

3.3 Лента времени – проверка знания дат

3.4 Средневековая ярмарка

3.5 Штурм крепости – «тонкие» и «толстые вопросы»

4.Подведение итогов урока

5.1 Оценивание работы на уроке

5.2 Рефлексия


5. Задание на дом

4.1 Пояснение домашнего задания

4.2 Оценивание домашнего задания






Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Организационный блок

Взаимное приветствие учащихся и учителя. Готовность класса к работе.

Мы вместе с 6а классом приветствуем вас на нашем уроке.

Включение в деловой ритм (Р)

Стадия вызова:

мотивация учебной деятельности учащихся, определение темы урока, целеполагание









Межпредметная связь – МАТЕМАТИКА









1 слайд КАРТА

Как вы думаеете, ребята, почему я предложила вам посмотреть на карту?

2 слайд СОСЛОВИЯ

А чтобы вам было легче догадаться, я предлагаю вашему вниманию вот эти изображения. Скажите, что вы видите?

Да, это СОСЛОВИЯ Средневековой Европы

А интересно узнать – каково было население Европы в раннее средневековье? Какое количество жителей было во всей средневековой Европе?

3-4 слайды

Население Европы в раннем средневековье составляло около 30 миллионов человек. Феодалы составляли около 1 % от общего числа населения. Сколько же было в Европе феодалов, которым принадлежала практически вся земля? Духовенство составляло около 2% населения Европы. Горожане составляли около 10 % населения. Какова же была их численность? Остальное население было крестьянами. Сколько же было крестьян в Западной Европе в Средневековье?

ПОСЧИТАЕМ - давайте найдем 1% от 30 миллионов.

300 000-феодалы

В средние века существовало правило «НЕТ ЗЕМЛИ БЕЗ СЕНЬОРА».

Духовенство составляло около 2% населения Европы. Горожане составляли около 10 % населения. Какова же была их численность? Остальное население было крестьянами. Сколько же было крестьян в Западной Европе в Средневековье?

Слово «процент» происходит от латинского слова pro centum, что буквально переводится «за сотню», или «со ста». Процентами очень удобно пользоваться на практике, так как они выражают части целых чисел в одних и тех же сотых долях.Эта Идея родилась еще в древности у вавилонян, которые пользовались шестидесятеричными дробями. Уже в клинописных таблицах вавилонян содержатся задачи на расчет процентов. До нас дошли составленные вавилонянами таблицы процентов, которые позволяли быстро определить сумму процентных денег. Были известны проценты и в Индии. Индийские математики вычисляли проценты, применив так называемое тройное правило, т. е. пользуясь пропорцией. Они умели производить и более сложные вычисления с применением процентов. Денежные расчеты с процентами были особенно распространены в Древнем Риме.

Знак % происходит, как полагают, от итальянского слова cento (сто), которое в процентных расчетах часто писалось сокращенно cto. Отсюда путем дальнейшего упрощения в скорописи буквы t в наклонную черту

произошел современный символ для обозначения процента.

Существует и другая версия возникновения этого знака. Предполагается, что этот знак произошел в результате нелепой опечатки, совершенной наборщиком. В 1685 году в Париже была опубликована книга – руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto напечатал %.

Духовенство составляло около 2% населения Европы. Горожане составляли около 10 % населения. Какова же была их численность? Остальное население было крестьянами. Сколько же было крестьян в Западной Европе в Средневековье?


300 000*2= 600 000 духовенство

300 000*10 = 3 000 000 горожане

300 000 + 600 000+ 3 000 000=3 900 000

30 000 000 - 3 900 000= 296 100 000 крестьяне

Т.ОБ., В средневековом обществе, тех, кто трудился – было больше всех, крестьяне - считались третьим, самым низшим сословием. С одной стороны, крестьянин – всеобщий кормилец, и его труд угоден господу Богу, с другой стороны, крестьян презирали за грубость и невежество.


Как вы думаете, о чем мы сегодня должны поговорить, что вспомнить?

- Ребята, а как по-другому называют крестьян? (крестьяне, аграрии, кормильцы и т.д.)

Предлагает сделать вывод и побуждает к формулированию темы   урока.

Крестьянский труд очень тяжелый, но необходимый всему обществу. И в средневековье лишь крестьяне выращивали хлеб, так как они были тем сословием, которое трудится.

Догадались, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

5 слайд

О СРЕДНЕВЕКОВОЙ ДЕРЕВНЕ И ЕЕ ЖИТЕЛЯХ. (записываем тему урока)


1.Формируем умение слушать и понимать других (К)

2.Формируем умение строить речевое высказывание (К)

3.Формировать умение работать в малых группах (К)

4.Формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию (Р)


Стадия осмысления: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, продвижение от знания «старого» к «новому».


















Межпредметная связь – ИЗО

















































































Межпредметная связь – биология










































Межпредметная связь – технология































Межпредметная связь – химия











Межпредметная связь – обществознание














6 слайд

Сегодняшним уроком мы будем доказыать,

Доказать, что «Мир держится на плечах крестьян»


7-8слайды

Мы знаем, что земля в средние века являлась главной ценностью, но крестьяне этого богатства не имели. Так как к 9-10 векам землю в Западной Европе захватили феодалы. И действовало правило «Нет земли без сеньора».

Как вы понимаете выражение «Нет земли без сеньора?» (Земля была собственностью феодала)

Так возникла феодальная вотчина или «сеньория».

А феодалы были светские и церковные 9-10 слайды

Поработаем с учебником ОПРЕДЕЛЕНИЕ с. 97 – записываем определения на наших путеводных листах. 11слайд


А теперь поработаем на доске и в тетрадях.

И теперь немножко порисуем. Меловой рисунок - феодальная вотчина. 12-14 слайды

По ходу выполнения рисунка – идет рассказ о том, как жили крестьяне

Крестьянская община, чересполосица


За пользование землей крестьяне несли повинности – обязанности крестьян перед сеньором. 15 слайд

Прочитать текст учебника страница 97-98 и ответить на вопрос «Какие повинности несли крестьяне?», ответ записываем в ЛИСТАХ.


Повинности – это принудительные обязанности крестьян.

16-17 слайды

Пишем определения на листах

Барщина Оброк

(даровые работы (доля продуктов своего труда,

крестьян в хозяйстве которую крестьянин должен был

феодала) отдать феодалу)


Натуральный Денежный

18 слайд ЦЕРКОВНАЯ ДЕСЯТИНА

Пишем определения на листах


19 слайд КРЕСТЬЯНЕ


Свободные Зависимые

- платили только небольшой оброк - личная зависимость;

за пользование землей; - могли покидать господ

- всегда могли уйти из феода только с разрешения

- феодал мог заставить их - лично свободны; выполнять любую

работу

- зависят только поземельно – главная повинность –

Барщина (3-4 дня в неделю)

- собственность господина

не только земля, но и имущество;

- даже женился с согласия сеньора,

уплатив определенную сумму;

- не могли уйти в монасты

А теперь делимся на 2 группы

1 группа Читает с. 99-100 материал параграфа о Крестьянской Общине

2 группа Читает с. 101- 102 материал параграфа о крестьянском труде 3 мин.


Рассказ о жизни в Крестьянской Общине 20 - 21 слайды

Рассказ о Крестьянском труде 22- 23 слайды

Работа в ЛИСТОЧКАХ – зарисовываем орудия труда



24- 26 слайды Жизнь крестьян



И учитель угощает детей хлебом.

(на блюде нарезанные кубиками разные сорта хлеба)


27- 30 слайды - Почему сегодня я угощаю вас хлебом?

Хлеб – главное блюдо на крестьянском столе.



Ребята, а Как пекут хлеб в современности? (ответы детей).

Что входит в состав хлеба?

Где берут дрожжи современные хозяйки-понятно, а вот откуда появлялись дрожжи в древности, в средневековье?


Дрожжи в биологии (еще их называют сахаромицеты) — особая сборная группа одноклеточных грибов, существующих в виде способных к почкованию отдельных клеток и их колоний.

Учитель: Впервые дрожжи увидел в микроскоп Левенгук. Что же увидел Левенгук под микроскопом? Итак, в 1680 году голландец Антони Ван-Левенгук впервые увидел пивные дрожжи в свой самодельный микроскоп. Он описал их в письме, адресованном в Королевское общество, и дал рисунок, на котором видны почкующиеся круглые клетки, образующие скопления. Начнём разговор с процесса брожения дрожжей. Всем известно, что в процессе брожения ферменты дрожжей превращают моносахара, содержащиеся в тесте, в спирт и углекислый газ. Моносахара- это простейшие сахара: глюкоза, фруктоза, сахароза и мальтоза. Такой процесс принято называть спиртовым брожением дрожжей. 

А теперь выполняем задание № , составляем список продуктов для крестьян и феодалов. Будьте внимательны.

Пока все работают, составлют список продуктовдля 2-х сословий,

Посмотрите, что я вам приготовила. Это продуктовая корзина средневековья. Как мы знаем, каждое сословие питалось в меру своих возможностей и доходов. Ваша задача выбрать продукты, какие были на столе феодала, а какие на крестьянском столе? Вы тоже будите помогать товарищам в составлении таблицы. КОММЕНТАРИИ.


А как вы думаете все ли представленные вам продукты использовались в средневековой Европе? Картофель появился в Европе во второй половине XVI века и был сначала принят за декоративное растение, причём ядовитое. Окончательно доказал, что картофель обладает высокими вкусовыми и питательными качествами, французский агроном Антуан-Огюст Пармантье.


31 - 32 слайды Одежда

Мы с вами уже знаем, чем занимались и что потребляли сословия средневекового общества. А теперь я предлагаю наглядно продемонстрировать внешний вид людей той эпохи.

Прежде всего, нужно отметить, что в раннее средневековье принципы костюма – мужского и женского, знатных лиц и простанародья,   мирян и духовенства – были одинаковы, и их отличали скорее качество материала и применение украшений, нежели формы кроя.

И мужчины, и женщины носили длинные, до колен, рубахи (такая рубаха называлась камиза), короткие штаны - брэ. Поверх камизы надевалась другая рубаха из более плотной ткани, спускавшаяся несколько ниже пояса - блио. В XII - XIII вв. распространяются длинные чулки - шоссы. У мужчин рукава блио были длиннее и шире, чем у женщин. Верхней одеждой являлся плащ - простой кусок ткани, накидывавшийся на плечи, или пенула - плащ с капюшоном. На ногах и мужчины, и женщины носили остроконечные полусапожки, любопытно, что они не разделялись на левые и правые. Остроконечная обувь называлась - пулены.

И всю эту одежду крестьяне изготовляли сами.


33 -34 слайды

В средневековом обществе крестьяне были тем сословием, которое обязано было трудиться. (Вспоминаем 2 других сословия)! Они обеспечивали продуктами сельского хозяйства и изделиями ремесла не только себя, но и своего господина, его семью, слуг и гостей. В вотчинах феодалы устраивали мастерские – изготавливали оружие, сбрую, ткани. Получается, все самое необходимое для жизни изготавливалось в самой вотчине. Ни феодалы, ни крестьяне почти ничего не покупали. Почему? Хозяйство было НАТУРАЛЬНЫМ.

35-36 слайды

Натуральным называют такое хозяйство, при котором всё необходимое для жизни создаётся для себя, а не на продажу

Работаем на листочках.

Причины господства натурального хозяйства:
-
у крестьян не было денег для покупок;
- крестьянам нечего было продать – лишь бы себя прокормить;
- в соседних деревнях производили тоже самое;
- города были маленькие – в них не так много покупателей


Только СОЛЬ и ЖЕЛЕЗО.

А давайте здесь мы с вами проведем связь с предметом ХИМИЯ.

Как записываются химическими элементами СОЛЬ и ЖЕЛЕЗО?

NaCl Fe3О4 оксид железа

Выменивали их у бродячих торговцев или на ярмарках.

Наличных денег было мало, так продать продукцию вотчины было сложно. Соседи производили тоже самое.


А почему трудиться? Так создал БОГ. И удовлетворить ПОТРЕБНОСТИ! Вспомним, что это такое? Какие мы знаем потребности?

Потому, что удовлетворяя свои потребности, человечество очень много трудилось, совершало открытия, самоутверждалось и самосовершенствовалось в процессе созидательной деятельности. «Без туда не выловишь и рыбки из пруда», говорит русская пословица, и если мы вернемся к потребностям человека, то можно построить следующую логическую цепочку: не удовлетворив свои первичные потребности, человек мало будет думать об удовлетворении вторичных.



Познавательные УУД:

1)формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

2)формируем умение представлять информацию в виде рисунка;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации;

8)формируем умение воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

9)формируем умение приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

10)формируем умение преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать;

11) формируем умение строить монологическое высказывание;

12)формируем умение устанавливать причинно-следственные связи;


Коммуникативные УУД:

1)формируем умение слушать и понимать других, обмениваться информацией;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4)формируем умение работать в паре;

5)формируем умение задавать учебные вопросы;

Регулятивные УУД:

1)формируем умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

2)формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

5)формируем умение корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;

6)формируем умение анализировать эмоциональное состояние от успешной (неуспешной) деятельности;

7) формируем умение работать

учебной картой;

Личностные УУД:

1)формируем умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;

4)формируем умение проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

5)формируем умение в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.;




Рефлексивный блок

37 слайд

А теперь возвращаемся к нашей ситуационной задаче.

Доказать, что «Мир держится на плечах крестьян».

39 слайд

Итак, давайте подведем итоги нашего урока и дадим оценку нашей работе и знаниям, которые мы получили в ходе прохождения сегодняшней темы. У каждого из вас на столе находится карточка рефлексии.

Наш урок подошёл к концу, чтобы вы хотели сказать о нем.

  • И я хочу сказать ...

  • Мне больше всего удалось ...

  • Я могу себя похвалить за…

  • Я могу похвалить одноклассников за...

  • Меня удивило…

  • Для меня было открытием то, что ...

  • На мой взгляд, не удалось…, потому что…

  • На будущее я учту…


Спасибо за работу!




Регулятивные УУД -

формировать умение анализировать эмоциональное состояние от успешной (неуспешной) деятельности;

формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию


Домашнее задание

40 слайд

Параграф 12 и ответить на вопрос «Хорошо ли жилось крестьянам в средневековье? И почему народ придумал сказку о волшебной стране Кокань?»

Коммуникативные УУД строить монологические высказывания, писать небольшие доклады, ответы на вопросы

































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!