Стадия вызова: мотивация учебной деятельности учащихся, определение темы урока, целеполагание Межпредметная связь – МАТЕМАТИКА | 1 слайд КАРТА Как вы думаеете, ребята, почему я предложила вам посмотреть на карту? 2 слайд СОСЛОВИЯ А чтобы вам было легче догадаться, я предлагаю вашему вниманию вот эти изображения. Скажите, что вы видите? Да, это СОСЛОВИЯ Средневековой Европы А интересно узнать – каково было население Европы в раннее средневековье? Какое количество жителей было во всей средневековой Европе? 3-4 слайды Население Европы в раннем средневековье составляло около 30 миллионов человек. Феодалы составляли около 1 % от общего числа населения. Сколько же было в Европе феодалов, которым принадлежала практически вся земля? Духовенство составляло около 2% населения Европы. Горожане составляли около 10 % населения. Какова же была их численность? Остальное население было крестьянами. Сколько же было крестьян в Западной Европе в Средневековье? ПОСЧИТАЕМ - давайте найдем 1% от 30 миллионов. 300 000-феодалы В средние века существовало правило «НЕТ ЗЕМЛИ БЕЗ СЕНЬОРА». Духовенство составляло около 2% населения Европы. Горожане составляли около 10 % населения. Какова же была их численность? Остальное население было крестьянами. Сколько же было крестьян в Западной Европе в Средневековье? Слово «процент» происходит от латинского слова pro centum, что буквально переводится «за сотню», или «со ста». Процентами очень удобно пользоваться на практике, так как они выражают части целых чисел в одних и тех же сотых долях.Эта Идея родилась еще в древности у вавилонян, которые пользовались шестидесятеричными дробями. Уже в клинописных таблицах вавилонян содержатся задачи на расчет процентов. До нас дошли составленные вавилонянами таблицы процентов, которые позволяли быстро определить сумму процентных денег. Были известны проценты и в Индии. Индийские математики вычисляли проценты, применив так называемое тройное правило, т. е. пользуясь пропорцией. Они умели производить и более сложные вычисления с применением процентов. Денежные расчеты с процентами были особенно распространены в Древнем Риме. Знак % происходит, как полагают, от итальянского слова cento (сто), которое в процентных расчетах часто писалось сокращенно cto. Отсюда путем дальнейшего упрощения в скорописи буквы t в наклонную черту произошел современный символ для обозначения процента. Существует и другая версия возникновения этого знака. Предполагается, что этот знак произошел в результате нелепой опечатки, совершенной наборщиком. В 1685 году в Париже была опубликована книга – руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto напечатал %. Духовенство составляло около 2% населения Европы. Горожане составляли около 10 % населения. Какова же была их численность? Остальное население было крестьянами. Сколько же было крестьян в Западной Европе в Средневековье? 300 000*2= 600 000 духовенство 300 000*10 = 3 000 000 горожане 300 000 + 600 000+ 3 000 000=3 900 000 30 000 000 - 3 900 000= 296 100 000 крестьяне Т.ОБ., В средневековом обществе, тех, кто трудился – было больше всех, крестьяне - считались третьим, самым низшим сословием. С одной стороны, крестьянин – всеобщий кормилец, и его труд угоден господу Богу, с другой стороны, крестьян презирали за грубость и невежество. Как вы думаете, о чем мы сегодня должны поговорить, что вспомнить? - Ребята, а как по-другому называют крестьян? (крестьяне, аграрии, кормильцы и т.д.) Предлагает сделать вывод и побуждает к формулированию темы урока. Крестьянский труд очень тяжелый, но необходимый всему обществу. И в средневековье лишь крестьяне выращивали хлеб, так как они были тем сословием, которое трудится. Догадались, о чем сегодня на уроке пойдет речь? 5 слайд О СРЕДНЕВЕКОВОЙ ДЕРЕВНЕ И ЕЕ ЖИТЕЛЯХ. (записываем тему урока) | 1.Формируем умение слушать и понимать других (К) 2.Формируем умение строить речевое высказывание (К) 3.Формировать умение работать в малых группах (К) 4.Формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию (Р) |
Стадия осмысления: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, продвижение от знания «старого» к «новому». Межпредметная связь – ИЗО Межпредметная связь – биология Межпредметная связь – технология Межпредметная связь – химия Межпредметная связь – обществознание | 6 слайд Сегодняшним уроком мы будем доказыать, Доказать, что «Мир держится на плечах крестьян» 7-8слайды Мы знаем, что земля в средние века являлась главной ценностью, но крестьяне этого богатства не имели. Так как к 9-10 векам землю в Западной Европе захватили феодалы. И действовало правило «Нет земли без сеньора». Как вы понимаете выражение «Нет земли без сеньора?» (Земля была собственностью феодала) Так возникла феодальная вотчина или «сеньория». А феодалы были светские и церковные 9-10 слайды Поработаем с учебником ОПРЕДЕЛЕНИЕ с. 97 – записываем определения на наших путеводных листах. 11слайд А теперь поработаем на доске и в тетрадях. И теперь немножко порисуем. Меловой рисунок - феодальная вотчина. 12-14 слайды По ходу выполнения рисунка – идет рассказ о том, как жили крестьяне Крестьянская община, чересполосица За пользование землей крестьяне несли повинности – обязанности крестьян перед сеньором. 15 слайд Прочитать текст учебника страница 97-98 и ответить на вопрос «Какие повинности несли крестьяне?», ответ записываем в ЛИСТАХ. Повинности – это принудительные обязанности крестьян. 16-17 слайды Пишем определения на листах Барщина Оброк (даровые работы (доля продуктов своего труда, крестьян в хозяйстве которую крестьянин должен был феодала) отдать феодалу) Натуральный Денежный 18 слайд ЦЕРКОВНАЯ ДЕСЯТИНА Пишем определения на листах 19 слайд КРЕСТЬЯНЕ Свободные Зависимые - платили только небольшой оброк - личная зависимость; за пользование землей; - могли покидать господ - всегда могли уйти из феода только с разрешения - феодал мог заставить их - лично свободны; выполнять любую работу - зависят только поземельно – главная повинность – Барщина (3-4 дня в неделю) - собственность господина не только земля, но и имущество; - даже женился с согласия сеньора, уплатив определенную сумму; - не могли уйти в монасты А теперь делимся на 2 группы 1 группа Читает с. 99-100 материал параграфа о Крестьянской Общине 2 группа Читает с. 101- 102 материал параграфа о крестьянском труде 3 мин. Рассказ о жизни в Крестьянской Общине 20 - 21 слайды Рассказ о Крестьянском труде 22- 23 слайды Работа в ЛИСТОЧКАХ – зарисовываем орудия труда 24- 26 слайды Жизнь крестьян И учитель угощает детей хлебом. (на блюде нарезанные кубиками разные сорта хлеба) 27- 30 слайды - Почему сегодня я угощаю вас хлебом? Хлеб – главное блюдо на крестьянском столе. Ребята, а Как пекут хлеб в современности? (ответы детей). Что входит в состав хлеба? Где берут дрожжи современные хозяйки-понятно, а вот откуда появлялись дрожжи в древности, в средневековье? Дрожжи в биологии (еще их называют сахаромицеты) — особая сборная группа одноклеточных грибов, существующих в виде способных к почкованию отдельных клеток и их колоний. Учитель: Впервые дрожжи увидел в микроскоп Левенгук. Что же увидел Левенгук под микроскопом? Итак, в 1680 году голландец Антони Ван-Левенгук впервые увидел пивные дрожжи в свой самодельный микроскоп. Он описал их в письме, адресованном в Королевское общество, и дал рисунок, на котором видны почкующиеся круглые клетки, образующие скопления. Начнём разговор с процесса брожения дрожжей. Всем известно, что в процессе брожения ферменты дрожжей превращают моносахара, содержащиеся в тесте, в спирт и углекислый газ. Моносахара- это простейшие сахара: глюкоза, фруктоза, сахароза и мальтоза. Такой процесс принято называть спиртовым брожением дрожжей. А теперь выполняем задание № , составляем список продуктов для крестьян и феодалов. Будьте внимательны. Пока все работают, составлют список продуктовдля 2-х сословий, Посмотрите, что я вам приготовила. Это продуктовая корзина средневековья. Как мы знаем, каждое сословие питалось в меру своих возможностей и доходов. Ваша задача выбрать продукты, какие были на столе феодала, а какие на крестьянском столе? Вы тоже будите помогать товарищам в составлении таблицы. КОММЕНТАРИИ. А как вы думаете все ли представленные вам продукты использовались в средневековой Европе? Картофель появился в Европе во второй половине XVI века и был сначала принят за декоративное растение, причём ядовитое. Окончательно доказал, что картофель обладает высокими вкусовыми и питательными качествами, французский агроном Антуан-Огюст Пармантье. 31 - 32 слайды Одежда Мы с вами уже знаем, чем занимались и что потребляли сословия средневекового общества. А теперь я предлагаю наглядно продемонстрировать внешний вид людей той эпохи. Прежде всего, нужно отметить, что в раннее средневековье принципы костюма – мужского и женского, знатных лиц и простанародья, мирян и духовенства – были одинаковы, и их отличали скорее качество материала и применение украшений, нежели формы кроя. И мужчины, и женщины носили длинные, до колен, рубахи (такая рубаха называлась камиза), короткие штаны - брэ. Поверх камизы надевалась другая рубаха из более плотной ткани, спускавшаяся несколько ниже пояса - блио. В XII - XIII вв. распространяются длинные чулки - шоссы. У мужчин рукава блио были длиннее и шире, чем у женщин. Верхней одеждой являлся плащ - простой кусок ткани, накидывавшийся на плечи, или пенула - плащ с капюшоном. На ногах и мужчины, и женщины носили остроконечные полусапожки, любопытно, что они не разделялись на левые и правые. Остроконечная обувь называлась - пулены. И всю эту одежду крестьяне изготовляли сами. 33 -34 слайды В средневековом обществе крестьяне были тем сословием, которое обязано было трудиться. (Вспоминаем 2 других сословия)! Они обеспечивали продуктами сельского хозяйства и изделиями ремесла не только себя, но и своего господина, его семью, слуг и гостей. В вотчинах феодалы устраивали мастерские – изготавливали оружие, сбрую, ткани. Получается, все самое необходимое для жизни изготавливалось в самой вотчине. Ни феодалы, ни крестьяне почти ничего не покупали. Почему? Хозяйство было НАТУРАЛЬНЫМ. 35-36 слайды Натуральным называют такое хозяйство, при котором всё необходимое для жизни создаётся для себя, а не на продажу Работаем на листочках. Причины господства натурального хозяйства: - у крестьян не было денег для покупок; - крестьянам нечего было продать – лишь бы себя прокормить; - в соседних деревнях производили тоже самое; - города были маленькие – в них не так много покупателей Только СОЛЬ и ЖЕЛЕЗО. А давайте здесь мы с вами проведем связь с предметом ХИМИЯ. Как записываются химическими элементами СОЛЬ и ЖЕЛЕЗО? NaCl Fe3О4 оксид железа Выменивали их у бродячих торговцев или на ярмарках. Наличных денег было мало, так продать продукцию вотчины было сложно. Соседи производили тоже самое. А почему трудиться? Так создал БОГ. И удовлетворить ПОТРЕБНОСТИ! Вспомним, что это такое? Какие мы знаем потребности? Потому, что удовлетворяя свои потребности, человечество очень много трудилось, совершало открытия, самоутверждалось и самосовершенствовалось в процессе созидательной деятельности. «Без туда не выловишь и рыбки из пруда», говорит русская пословица, и если мы вернемся к потребностям человека, то можно построить следующую логическую цепочку: не удовлетворив свои первичные потребности, человек мало будет думать об удовлетворении вторичных. | Познавательные УУД: 1)формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; 2)формируем умение представлять информацию в виде рисунка; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации; 8)формируем умение воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; 9)формируем умение приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; 10)формируем умение преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать; 11) формируем умение строить монологическое высказывание; 12)формируем умение устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные УУД: 1)формируем умение слушать и понимать других, обмениваться информацией; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4)формируем умение работать в паре; 5)формируем умение задавать учебные вопросы; Регулятивные УУД: 1)формируем умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; 2)формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; 5)формируем умение корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения; 6)формируем умение анализировать эмоциональное состояние от успешной (неуспешной) деятельности; 7) формируем умение работать учебной картой; Личностные УУД: 1)формируем умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией; 4)формируем умение проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; 5)формируем умение в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.; |