СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средневековый город

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок- игра  по нескольким темам по параграфам 13,14,15,26

Просмотр содержимого документа
«Средневековый город»

Кобелева Ольга Леонидовна

Учитель истории и обществознания

Московская область, г. Дубна

МОУ с углубленным изучением отдельных предметов №1

Электронный адрес olkobel@list.ru

Урок по теме: Путешествие в средневековый город мастеров.

Предмет: история

Класс: 6
Название курса: Всемирная история

Цель урока: погружение в историческую эпоху, знакомство с разными категориями населения средневековых городов.

Задачи:

  • способствовать усвоению учениками основного фактического и понятийного материала о средневековом городе, его облике, управлении;

  • развивать у учащихся образное мышление; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с исторической информацией;

  • активизировать познавательный интерес учащихся к изучению истории средних веков.

Тип урока: Урок – практикум

Средства обучения (в том числе технические средства обучения)

  1. Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. Под редакцией А. А. Сванидзе. 6 класс. §13,14,15,26

  2. Атласы по истории Средних веков Издательство «Дрофа» 6 класс.

  3. «Го́род мастеро́в» — советский художественный фильм-сказка и экранизация одноимённой пьесы Тамары Габбе, в основе сюжета которой лежат реальные факты борьбы западноевропейских городских коммун с феодалами в XII-XV веках. 1965 год

  4. Презентация «Путешествие в средневековый город» Power Point

Используется компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал (Word)..












Технологическая карта урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Универсальные учебные действия

Результаты

Личностные

Метапредмет-ные

Предметные

I. Мотивация

(2 мин)

Приветствует обучающихся, знакомит с планом и правилами работы на уроке


Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.


Личностные умения: адекватное отношение к учебной деятельности;

Регулятивные умения: принимать и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, формируем умение готовить рабочее место для выполнения разных видов работ.


Организация учебной деятельности



II. Учебная задача

(3 мин)




Показ фрагмента художественного фильма «Город мастеров»

Получение заданий по группам. Знакомство с маршрутным листом и порядком выполнения заданий

Регулятивные умения: Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической, выдвигать версии.

Коммуникативные:

Планировать учебные действия с учителем.

Личностные: осознание себя с судьбой страны, культурой.

Познавательные: логические действия - анализ объектов с целью выделения признаков.

Умение работать в группе

Определение цели своего обучения, формулирование для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности, развитие интересов своей познавательной деятельности. Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной

Работе



Способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве.

III. Работа в группах

(15 мин)


Координирует учебную деятельность в группах




Распределение заданий среди учеников и их выполнение.

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Регулятивные:

Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проекте), сверять действия с целью. Оценивать степень и способы достижения цели.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция.

Овладение умением вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях

Овладение умениями изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней

IV. Выступления групп

(20 мин)


Учитель корректирует выступления групп.


Учащиеся от групп выступают с ответами на поставленные задачи по маршрутному листу.







Личностные: умение излагать свои четко мысли. Коммуникативные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать навыки устной речи, проявлять толерантность к другим выступающим.

Познавательные: получение и осмысление полученной информации.


Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах

Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсе всеобщей истории

V. Подведение итогов работы используя метод дискуссии (3мин)

Организует диалог с учениками.



Личностные: нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Познавательные: умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Коммуникативные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность, вести диалог

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом.

VI Рефлексия

(2 мин)

Предлагает ученикам оценить свою деятельность на уроке с помощью цветных смайликов:

Я был активен на уроке;

Я был не достаточно активен;

Я не работал на уроке


Высказывают свои впечатления от занятия.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения


Соотношение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, корректировка своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией.


VII Домашнее задание.

Повторить понятийный аппарат.

Исследовательский проект «История возникновения городов Европы в их названиях»

стр. 126 учебника Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского.




Активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе и в повседневной жизни, продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.



Использованная литература:

  1. В.В. Сухов, А. Ю, Морозов, Э.Н. Абдулаев. История Средних веков Учебник М, «Мнемозина» 2010.

  2. В.В. Сухов, А. Ю, Морозов, Э.Н. Абдулаев, Жигарева Е.Г. История древнего мира и средних веков 5-6. Дидактические материалы. М «Дрофа» 2000

  3. Е.А. Крючкова Рабочая тетрадь по истории средних веков. М. «Просвещение»1999

  4. М.А. Гузик, Е.М. Кузьменко Культура Средневековья. Занимательные игры. М. «Просвещение» 1999



«Путешествие в средневековый город мастеров»

Материалы для учителя:

Вводное слово учителя после просмотра видеофрагмента фильма «Город мастеров»:

От мала до велика весь

Народ, что жительствует здесь,

Смышлен и трудолюбья полон:

Зато в достатке, а не гол он.

Здесь трудятся под каждой кровлей;

Иные заняты торговлей,

И бойко их идут дела!

А большинство от ремесла

Приобретает свой доход

И припеваючи живет.

А сколько в городе ремесел –

Я было стал считать, да бросил, затем что их никак не счесть,

Тут все. Какие в мире есть…

Нем. Поэт Ганс Сакс о городе Нюрнберге.


Гуляя по городу мы окажемся на главной площади города в его самом сердце – на рынке. Подойдем к самому высокому зданию. Его душе –городскому собору. А рядом увидим его мозг – ратушу с часами. Эти здания, предмет заботы и гордости горожан. Мы встретим на его улицах разных людей: купцов, членов городского совета, мастеров разных цехов, нищих, бродячих артистов и студентов. Сегодня мы будем работать в группах. Каждая будет представлять какую-то часть горожан. На ваших столах лежат файлы с заданиями. Начните с изучения маршрутного листа. Распределите задания между членами группы или выполняйте задания все вместе. Помните средневековую поговорку: «Кто умеет использовать время, будет господином всего, что пожелает». У вас всего 15 минут на выполнение заданий. Затем надо отчитаться о проделанной работе.


Средневековые поговорки и загадки:

«Человек рожден не для того, чтобы провести жизнь во сне, а для действий».

«Что с возу упало, то пропало»

«Овца победила лен»

«Железный нос, конопельный хвост» (игла и нить)






Головоломка

12 часов



По ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое количество слогов, прочтите названия предметов, которыми, пользовались люди, чтобы узнать время.






























Задания для группы горожан-бюргеров:

  1. Прочитать текст на распечатке. Составить устный рассказ приблизительно из 10 предложений о своей группе горожан, который вы представите одноклассникам через 15 мин.

  2. Отберите из предложенных вам исторических понятий те, которые связаны с вашей группой горожан. Подчеркните их на листе цветным фломастером или карандашом и дайте им определения. (Воспользуйтесь имеющимися у вас знаниями, учебником и листом с текстом)

  3. Выполните задание по карте. Используйте атлас Средних веков.

  4. Придумайте символ вашей группы горожан и изобразите его черным маркером на цветной заготовке герба.

  5. Рассказать ребятам о вашей группе горожан. Зачитать какие вы отобрали понятия и показать ваш герб с объяснением, что на нем изображено.

  6. Решение кроссворда с историческими понятиями совместно со всеми группами.

  7. Взять смайлик из конверта, дорисовать ему рот в зависимости от вашей активности на уроке и приклеить его на лист «Рефлексия»:









а. б. в.

а. Я был активен на уроке, мне было интересно

б. Я был не достаточно активен;

в. Я не работал на уроке, мне было скучно

























«Путешествие в средневековый город мастеров»



Средневековый купец

Но на фоне бурного развития городов, ремёсел, на фоне обогащения культуры, науки и техники выдающимися достижениями человеческой мысли купец (т. е. торговец) становится одной из самых ярких и замечательных фигур эпохи.

Купец раннего периода был воинственным человеком. Торговля и грабёж шли в то время рука об руку. Особенно это касается жителей Скандинавии - викингов, воинов-мореплавателей, наводивших страх на население многих стран Европы. Отправляясь в путь по торговым делам, они подвергали себя множеству опасностей и лишений. Особенно рискованным было морское путешествие: тут и "морская болезнь", и бунт вечно недовольных матросов, и морские бури, ежегодно отправлявшие на дно десятки купеческих судов. "Счастливчик", чьи товары после крушения судна волны выбрасывали на берег, был вынужден уступать своё добро местному феодалу, в неволю к которому могли попасть и спасшиеся люди.

Не меньше трудностей испытывал купец, передвигавшийся по суше, при отсутствии хороших дорог. Большинство рек приходилось преодолевать вброд, рискуя испортить товары. Настоящие каменные или деревянные мосты и в позднее средневековье встречались крайне редко, а за проезд по ним платили дорожную пошлину и "мостовые" деньги.

Во многих городах местные ремесленники сами торговали своими изделиями, а товар приезжих торговцев скупался лишь оптом, в ограниченном количестве и в строго определённое время. Чувствуя себя не совсем уютно в чужом городе, иногородние и иностранные купцы обычно останавливались на особых городских торговых подворьях, где также хранились их товары. Поистине, в жизни купца было много опасностей и случайностей.

Охваченные жаждой наживы, стремлением приумножить свой капитал, купцы часто становились ростовщиками, т. е. одалживали деньги под проценты.

Честными и не очень честными способами купцы богатели. В зените средневековья они представляли уже значительную социальную силу. Богатые коммерсанты, занимавшиеся дальней сухопутной или морской торговлей, составили основу патрициата городов. Купец стремился вложить свои деньги в земельные участки и здания и тем самым уберечься от полного разорения в случае неудачи очередной торговой сделки.

К огорчению купцов-патрициев, в феодальном обществе богатство ещё не гарантировало престижа, который давало знатное происхождение. Стремясь к максимальной роскоши, купцы стали строить каменные дома и даже дворцы, с особым шиком обставлять внутренние покои, предаваться охоте и другим рыцарским развлечениям, соревнуясь друг с другом в изысканности костюмов.

В развитом средневековье в Европе сформировались особые торговые "перекрёстки". В Средиземноморье находился один из них, связывавший Испанию, Южную Францию, Италию между собой, а также с Византией и странами Востока. Огромную роль здесь играли торговцы Генуи и Венеции. С Востока привозили предметы роскоши, пряности, квасцы, вино, зерно. С Запада на Восток доставляли сукна, другие виды тканей, золото, серебро, оружие.

Другой купеческий регион охватывал Балтийское и Северное моря. В торговлю вовлекались Северо-Западная Русь, Польша, страны Прибалтики, Северная Германия, Скандинавия, Фландрия, Брабант, Северные Нидерланды, Северная Франция, Англия. Здесь торговали рыбой, солью, мехом, шерстью, льном, пенькой, воском, смолой, лесом, позднее - зерном. В XIV в. купцы более 70 немецких городов образовали торговый союз - Ганзу, которая на долгое время обеспечила им преимущества в торговле, не останавливаясь даже перед военными действиями против соперников.

Купеческие союзы городов Западной Европы назывались гильдиями и сильно походили на ремесленные цехи. Вступить в гильдию позволяли взнос в общую кассу и пирушка для товарищей. Гильдии возглавляли старейшины, а порядок в них регулировался уставом. Они возникли уже в конце XI - начале XII вв. в Англии, Германии, Фландрии, Франции. Их члены сообща охраняли перевозимые товары от разбойников, вместе добивались расширения своих прав в посещаемых городах, помогали друг другу в случае утраты товаров, могли выкупить попавшего в плен собрата.

С XII в. жизнь европейского купечества неразрывно связана с ярмарками - ежегодными торгами, на которые съезжались купцы разных стран. В XIII в. наиболее знаменитые ярмарки устраивались во французской Шампани. В XVI в. прославились Лионские ярмарки. Среди купцов было много образованных людей. Почти все первые путешественники были купцами. Венецианец Марко Поло, много лет путешествовавший по Китаю и Центральной Азии, описал свои впечатления в книге, которая издавалась в Европе на многих языках. Русский купец Афанасий Никитин, первым из европейцев побывавший в Индии, оставил интереснейшие записки - "Хождение за три моря".

Ярко выраженными чертами характера европейского купца стали цепкость ума, выносливость и жизнестойкость, упорство в преодолении трудностей, смелость и решительность, предприимчивость, стремление к обогащению.

Л.Григорьев

Коммуна

Когда жаркое средиземноморское солнце стало понемногу склоняться к закату и белые известняковые стены домов утратили свой ослепительный блеск, на улицах города появились кучки людей. Все они направлялись к ратуше, в котором заседали городские власти. Почтенные старцы из самых родовитых семей занимали свои привычные места на каменных скамьях, располагавшихся в зале, выходившем прямо на рыночную площадь. Уже собралась толпа любопытных: здесь скоро должно было начаться заседание коммунального суда.

Сегодня суд разбирал два дела. Первое из них касалось ссоры между двумя горожанами, закончившейся дракой. Второе было серьёзнее. Месяц назад в городе произошли столкновения между несколькими знатными родами, соперничавшими друг с другом. Теперь суд должен был наказать зачинщиков и возместить ущерб потерпевшим.

Коммуны - вольные, самоуправляющиеся города – существовали во многих городах Европы. Прежде всего коммуна - это община. Численность её невелика. Население средневекового города редко превышало 3-5 тыс. человек. Поэтому многие горожане знали друг друга в лицо. Здесь трудно было спрятаться от соседей, схитрить, сделать что-то тайком. Люди зорко следили за своими согражданами и не упускали случая наказать тех, кто пренебрегал своими обязанностями. Горожане знали, что они могут и должны подать свой голос, когда решается судьба человека, высказать своё мнение о нём.

Но коммуна была совсем не простой общиной. Она состояла из знатных и незнатных горожан. Первых называли по-разному: патриции, вторых - чаще всего просто "народ". И те, и другие ненавидели друг друга. Совсем обойтись без грандов коммуна не могла: только они умели вести переговоры с иностранными государями, составляли рыцарское войско, покупали дорогие изделия местных ремесленников.

Средневековые горожане очень любили пышные, торжественные процессии и шествия, устраивавшиеся по любому мало-мальски значительному поводу.

Потребность горожан в единстве заметна и в деятельности городских советов - высших органов коммунальной власти. Советы насчитывали до нескольких сотен человек, и решения они принимали голосованием. Обсуждения городских дел в советах нередко были очень бурными, но даже после яростных споров решения принимались почти единогласно.

Единство горожан олицетворяли также епископ и главный городской собор. Его называли кафедральным, потому что там находилась кафедра - специальное возвышение, на которое поднимался епископ. Размеры и убранство кафедрального собора были предметом особой гордости коммуны. Выступления коммун против феодальных сеньоров, не только церковных, но и светских - графов, герцогов, королей, императоров, - историки называют "коммунальным движением". Феодальные сеньоры довольно быстро поняли, что молодые коммуны готовы платить за свою свободу немалые деньги. Оказалось, что с городами выгоднее договариваться, чем воевать. Результатом этих договоров стали особые документы, которые историки называют "коммунальными привилегиями". В этих привилегиях закреплялись городские свободы и права, обязанности города и сеньора по отношению друг к другу. Чаще всего города настаивали на своём праве иметь собственный суд, самостоятельно избирать городских должностных лиц.

Время существования городских коммун - одна из самых ярких страниц истории Европы.

Но память о средневековых коммунах хранят не только живописные улочки старого Дубровника, величественные соборы Милана и Кёльна, забавные игрушки немецких городков-музеев. Коммуна, зажатая своими стенами и рвами на крошечной территории, смогла вырастить и воспитать нового человека, которого она подарила новой Европе.

А.Чернышов

Цех

Цех - союз ремесленников одной или родственных специальностей в средневековом европейском городе. Средневековые города рождались и росли как центры ремесла и торговли. Становление городов сопровождалось для горожан-ремесленников множеством трудностей и опасностей. Нужно было бороться с феодалами, на землях которых возникли города. Ни один из этих сеньоров и не помышлял о вольностях для свободолюбивых бюргеров. Лишь объединение сил позволило дать отпор нападкам феодалов и их наместников. Союз ремесленников мог не только прогнать чужаков с городского рынка, он гарантировал высокое качество изделия - главный козырь в борьбе с соперниками. Общие интересы подталкивали мастеров к созданию союзов, получивших название "цех".

Больше всего в средние века было цехов, занимавшихся производством пищевых продуктов: цехи булочников, мельников, пивоваров, мясников и т. п. Много цехов занималось изготовлением одежды и обуви: цехи портных, скорняков, сапожников. Важную роль играли и цехи, связанные с обработкой металлов и дерева: цехи кузнецов, столяров, плотников и т. п. Известно, что в союзы объединялись не только ремесленники; существовали цехи городских врачей, нотариусов, жонглёров, учителей, садовников, могильщиков.

Полноправными членами цехов были только мастера, работавшие в собственных мастерских вместе с помогавшими им подмастерьями и учениками. Главным органом управления цеха было общее собрание мастеров. Оно принимало устав цеха и избирало старшин, которые и следили за соблюдением цеховых порядков. Именно цеховые уставы позволяют узнать многое об устройстве и жизни цехов. Цеховые правила отличались особой строгостью. Они были направлены на поддержание высочайшего качества изделий. С этой целью запрещалось использовать недоброкачественное сырьё. Например, в шёлкоткацких цехах не допускалось употребление шёлка-сырца, в котором имелись узлы, т. к. из него получалась ткань низкого качества. Ремесленник, выпустивший плохое изделие, позорил весь цех, поэтому его строго наказывали. Самым обыденным наказанием были штрафы, которые шли в кассу цеха. В Лондоне пекаря, продавшего булку неполного веса, могли посадить в клетку и возить по городу для всеобщего осмеяния.

Другой важной заботой цехов было поддержание равенства их членов. Для того чтобы одни мастера не обогащались за счёт других, цеховые правила закрепляли одинаковые для всех мастеров условия в производстве и продаже изделий. Каждый цех устанавливал для своих членов размеры мастерской, количество размещённых в ней приспособлений и станков, число работающих подмастерьев и учеников. Цеховой устав определял объём материала, который мастер имел право приобрести для своей мастерской (например, сколько кусков ткани мог закупить портной). В некоторых цехах, производство которых нуждалось в дорогом или редком привозном материале, сырьё закупалось коллективно и поровну распределялось между членами союза. Мастерам запрещалось переманивать друг у друга подмастерьев и сманивать заказчиков. Во многих цехах мастерам не разрешалось даже выбегать на улицу и зазывать заказчиков и покупателей к себе в мастерскую. Выставка в окне мастерской не должна была быть слишком высокой и пышной, чтобы не затмевать витрины соседей. Цеховые правила учитывали семейное положение мастера. Холостой ремесленник не мог брать столько же работы, сколько семейные мастера, которые должны были содержать жену и детей, т. к. холостяк мог отбить у них клиентов. Многие цехи имели общие склады, мельницы, красильни и т. п.

Каждый ремесленный союз имел свой герб и своё знамя, строил своё особое здание, где заседали старшины и время от времени рядовые члены цеха собирались на совет или на пирушку. Многие цехи имели свои оркестры и танцы. В большие праздники работа замирала, а в положенный час начиналось торжественное шествие. Каждый цех шёл особой колонной под развевающимися знамёнами с эмблемами ремесла. Сложенные ремесленниками песни разливались на всю улицу. Песни сменялись массовыми танцами.

В первые века существования цехов ремесленник-мастер, его подмастерья и ученики совместно трудились и одинаково дорожили честью своего цеха. Прилежный ученик со временем мог стать подмастерьем, а способный подмастерье мог получить звание мастера. Безотрадной была доля ученика-подростка. Мастер не торопился обучить его секретам своего ремесла. Первые несколько лет ученичества мальчика не допускали ни к каким ремесленным работам. Он убирал помещение, чистил платье и обувь хозяина и членов его семьи, был на побегушках, безропотно исполнял все поручения мастера и его жены, угождая им исполнительностью и беспрекословным послушанием. Постепенно ученика начинали допускать к работе в мастерской, сначала доверяя самые простые вспомогательные работы, а позднее приучая к более трудному делу. В последний день ученик получал от мастера удостоверение, свидетельствующее о том, что отныне он может стать подмастерьем и получать от мастера вознаграждение за свою работу.

Ближайшими помощниками мастера были подмастерья. Их рабочий день часто продолжался от восхода и до заката солнца Плата, получаемая подмастерьями, была невелика.

Нужно было получить отличную характеристику от своего мастера по итогам обучения, уплатить крупный вступительный взнос в кассу цеха и изготовить образцовое изделие - так называемый шедевр. Впоследствии шедеврами стали называться выдающиеся произведения искусства. Но даже всего этого было недостаточно. Требовалось ещё устроить пирушку для многочисленных членов цеха. Звание мастера делалось недоступным для подавляющего большинства подмастерьев. В городах появилось множество так называемых "вечных подмастерьев", которые не могли стать мастерами.

Уходили в прошлое времена, когда цехи способствовали развитию ремесла, появлению новых специальностей, выпуску хороших и разных изделий. Несомненно, цех был важным завоеванием Средневековья, цеховая организация ремесла была значительным шагом вперёд в совершенствовании производства.

Л.Григорьев

Нищие, разбойники, бродяги

В средние века было немало людей, появлявшихся на свет на обочине дороги и там же заканчивавших свою жизнь. Однако не все они были "бродягами" в нашем, современном смысле слова. Ремесленники переходили из города в город в поисках заработка, проповедники искали новых слушателей, студенты сами хотели слушать лекции знаменитых профессоров. Но выгоняла людей на дороги и обычная нужда: оставшиеся без кормильца женщины, дети и старики покидали родные места и скитались по окрестным городам и деревням, добывая себе пропитание нищенством, а то и воровством.

Бродяжничество имело в средние века довольно благопристойный вид, потому что скитальцы посещали наиболее известные храмы и монастыри, поклонялись святым мощам. Такие богомольцы назывались паломниками или пилигримами. Считалось, что молитвы нищих лучше всего доходят до Господа, и многие набожные люди просили пилигримов помолиться за них в храме; за это странник получал от приютивших его хозяев мелкую монету или кусок хлеба. Средневековые новеллы и рассказы о жизни святых часто показывают нам радушных и доверчивых хозяев, привечающих бродягу-паломника.

Отношение к обездоленным, больным и убогим в средневековой Европе вообще было довольно терпимым. Короли, богатые монастыри и города выделяли деньги на содержание приютов для стариков и сирот, больниц для бедных, постоялых дворов для пилигримов; раздавали им деньги возле церквей. "Наши городские нищие" (так их называли в городских документах) были даже объединены в некое подобие цеха; возглавлял этот цех избранный самими нищими старшина, с которым городские власти обсуждали все дела, касающиеся сбора милостыни.

На нищих и бродяг ещё не смотрели как на чужаков, отделённых резкой чертой от "порядочных людей" и опасных для общества. Болезнь, неурожай, разорение, смерть родственников, выгонявшие человека под открытое небо, угрожали всем и каждому. Средневековый человек находил привлекательные черты даже в лесных разбойниках, наделяя их благородством, справедливостью, особой заботой о бедняках. Наиболее ярко эти черты проявились в любимом герое английских сказаний, Робине по прозвищу "Добрый" (по-английски - "Гуд") из Шервудского леса. Робин становится разбойником не по доброй воле, но и в лесу он остаётся более достойным членом общества, чем его противники - рыцари и шерифы.

Но примерно с 1450-1500 гг. терпимость к нищенству и бродяжничеству по разным причинам уменьшается. Толпы бродяг на дорогах вызывали всё большее раздражение у новых капиталистических предпринимателей; в них видели уже не подобие нищего Христа, а дешёвую рабочую силу, которую следовало приставить к делу.

Города начинают закрывать ворота перед окрестными оборванцами, наказывая их за незаконный сбор милостыни на городских улицах. Нарушение законов о нищенстве строго каралось: в Кёльне, например, трижды пойманный за незаконным попрошайничеством бродяга, не входивший в установленное число "наших городских нищих", заканчивал свою жизнь на виселице. Городские власти обходились с этой опасной публикой без всяких церемоний, но ещё более жёстко вела себя по отношению к ним королевская власть. В XVI в. английские короли издали целый ряд законов против бродяг, которые народ назвал "кровавыми". Согласно этим законам, любой желающий мог захватывать бродяг на дорогах и приставлять их к работе. Несколько раз пойманного и бежавшего бродягу клеймили как уголовного преступника.

Чем более суровым к своим изгоям становилось европейское общество, тем большее количество людей уходило в леса или горы и занималось разбоем. Разбойник в XVI-XVIII вв. - это уже не добрый и благородный Робин Гуд, наказывающий жадных богачей и помогающий беднякам. Напротив, это обозлившийся на всё и всех человек, жестокий и коварный, грабящий и убивающий без разбора. Банды таких разбойников десятилетиями держали в страхе целые области, и местные власти не могли с ними справиться. С конца средневековья бродяги и разбойники отделяются резкой гранью от добропорядочных бюргеров. Сытая, разбогатевшая Европа видит в каждом человеке, лишённом крыши над головой и надёжного дохода, своего врага и если не сегодняшнего, то завтрашнего преступника.

А.Чернышов

Трубадуры, жонглеры и шуты.

Средневековые люди относились к артистам со смешанным чувством восхищения и недоверия. Некоторая подозрительность вызывалась тем, что и певец, и сказитель, и площадной забавник - все они были "лицедеями", т. е. представляли в лицах других людей; они как бы заменяли своих персонажей собою, отказываясь от своего собственного лица и надевая чужие "маски".

По средневековым представлениям, профессия артиста была сродни Дьяволу - притворщику и обманщику. Поэтому церковь советовала верующим держаться подальше от артистов и музыкантов: священникам запрещалось разделять с ними трапезу, а простым христианам лучше было смотреть только те театральные представления, в которых изображались события из жизни Иисуса Христа, богоматери или апостолов. Уличных певцов церковь считала людьми, "сбившимися с пути", и обещала им вечные муки на том свете.

Но развлечений у горожанина, крестьянина и рыцаря было не так уж много, поэтому появление фокусника на городской площади, певца и поэта - в рыцарском замке всегда становилось праздником. Жизнь средневекового человека шла в основном однообразным путём, проложенным отцами и дедами; каждое новое лицо было в диковинку, оно становилось окном, открытым в широкий мир. А уж если пришелец знал сказания о короле Артуре и его рыцарях, о доблестном Роланде и героях крестовых походов - городская площадь щедро сыпала ему в шапку серебряные и медные монеты, а рыцарь давал приют у своего очага на несколько вечеров.

Особенной славой пользовались трубадуры - поэты, исполнявшие свои стихи под музыкальный аккомпанемент. В основном они вели бродячую жизнь, переезжая от двора одного знатного сеньора к другому. Расцвет искусства трубадуров наступил в Южной Франции в XII-XIII вв. Происхождение слова "трубадур" связано вовсе не с трубой, как можно подумать, а со старым французским словом "троб", означавшим "искусный приём", "особое изящество". Действительно, многие трубадуры умели сочинять прекрасные песни, изящные, со сложными рифмами и богатой игрой слов. Среди трубадуров было немало рыцарей, людей знатного происхождения; одним из лучших поэтов-рыцарей был герцог Гийом Аквитанский. Стихи трубадуров, воспевавших беззаветное служение рыцаря избранной им даме сердца, быстро вошли в моду. Поэтические находки трубадуров широко перенимались и использовались певцами попроще, исполнявшими на городских площадях так называемые "жесты" (стихотворные повести о героях минувших времён). Нередко они сопровождали свои выступления цирковыми номерами: жонглированием, фокусами, показом дрессированных животных (особенно любили средневековые зеваки рассматривать обезьян - считалось, что Бог создал обезьяну как зеркало для человека, чтобы человек всматривался в это зеркало и видел в нем свою греховность, низость своей натуры). Таких артистов называли жонглёрами; позднее это слово вошло в цирковой обиход в гораздо более узком смысле.

Про цирк мы вспомнили не случайно - ещё одна разновидность средневековых артистов очень напоминает современных цирковых клоунов. Это шуты, или буффоны, как их называли в Италии. Клоун, однако, веселит всю собравшуюся в цирке публику, а буффоны старались прибиться к знатным сеньорам или даже к королям, получая от них еду, одежду и крышу над головой. Шуты издевались над всем, что хотя бы немного выходило за рамки привычного и допустимого; они могли довести до белого каления человека, надевшего необычную шляпу или принявшего слишком напыщенный вид, скрягу, коллекционера древних монет или ревнивого мужа. Нередко предметом насмешек буффона становился сам сеньор.

Трубадуры, жонглёры и шуты не служили ни Богу, ни Дьяволу - они воплощали собой вечную склонность человека к творчеству и игре.

А.Чернышов

Средневековые школы и университеты

Растущим городам и крепнущим государствам требовалось всё больше образованных людей. Нужны были судьи и чиновники, врачи и учителя. К образованию всё чаще приобщалась знать. По описанию английского средневекового поэта Чосера, дворянин XIV века - "Изрядно песни складывать умел, умел читать он, рисовать, писать, на копьях биться, ловко танцевать".

Пришёл черёд образования высших школ - университетов. Они возникали либо на основе бывших кафедральных (епископальных) школ (так появился в XII в. Парижский университет, выросший из школы, существовавшей при соборе Парижской Богоматери), либо в городах, где жили прославленные учителя, всегда окружённые способными учениками. Так из кружка последователей знаменитого знатока римского права Ирнерия развился Болонский университет, центр юридической науки.

Занятия велись на латинском языке, поэтому немцы, французы, испанцы могли слушать итальянского профессора с не меньшим успехом, чем его соотечественники. На латыни общались студенты и между собой. Однако в быту "чужаки" вступали в общение с местными пекарями, пивоварами, хозяевами трактиров и сдатчиками жилья. Последние не знали латыни и были не прочь обсчитать и обмануть чужеземного школяра. Поскольку студенты не могли рассчитывать на помощь городского суда в многочисленных конфликтах с местными жителями, они вместе с преподавателями объединились в союз, который и назывался "университет" (по-латыни - община, корпорация). В Парижский университет входило около 7 тыс. преподавателей и студентов, а помимо них членами союза являлись книготорговцы, переписчики рукописей, изготовители пергамента, перьев, чернильного порошка, аптекари и т. д. В долгой борьбе с городскими властями, шедшей с переменным успехом (иногда преподаватели и школяры бросали ненавистный город и переселялись в другое место), университеты добились самоуправления: они имели выборных руководителей и собственный суд. Парижскому университету независимость от светских властей была дарована в 1200 г. грамотой короля Филиппа II Августа.

Нелёгкой была жизнь школяров - выходцев из бедных семей. Вот как описывает её Чосер:

Прервав над логикой усердный труд,

Студент оксфордский с нами рядом плёлся.

Едва ль беднее нищий бы нашёлся...

Выносить Нужду и голод приучился стойко,

Полено клал он в изголовье койки.

Ему милее двадцать книг иметь,

Чем платье дорогое, лютню, снедь...

Но студенты не унывали. Они умели радоваться жизни, своей молодости, веселиться от души. Особенно это касается вагантов - бродячих школяров, переходящих из города в город в поисках знающих преподавателей или возможности подзаработать. Часто им не хотелось утруждать себя учёбой, с удовольствием распевали ваганты на своих пирушках:

Бросим все премудрости, побоку учение!

Наслаждаться в юности - Наше назначение.

Преподаватели университетов создавали объединения по предметам - факультеты. Во главе их стояли деканы. Преподаватели и студенты избирали ректора - руководителя университета. Средневековая высшая школа имела обычно три факультета: юридический, философский (богословский) и медицинский. Но если подготовка будущего юриста или медика занимала 5-6 лет, то будущего философа-богослова - целых 15. Но прежде чем поступить на один из трёх основных факультетов, студент должен был закончить подготовительный - артистический факультет (на нём изучали уже упомянутые "семь свободных искусств"; "артис" по-латыни - "искусство"). На занятиях студенты слушали и записывали лекции (по-латыни - "чтение") профессоров и магистров. Учёность преподавателя проявлялась в его умении разъяснить прочитанное, связать его с содержанием других книг, раскрыть смысл терминов и сущность научных понятий. Помимо лекций проводились диспуты - споры по заранее выдвинутым вопросам. Горячие по накалу, иногда они перерастали в рукопашные схватки между участниками.

В XIV-XV вв. появляются так называемые коллегии (отсюда - колледжи). Сначала так называли общежития студентов. Со временем в них также стали проводиться лекции и диспуты. Коллегия, которую основал Робер де Сорбон, духовник французского короля, - Сорбонна - постепенно разрослась и дала своё название всему Парижскому университету. Последний был самой крупной высшей школой средневековья. В начале XV в. в Европе студенты посещали 65 университетов, а в конце столетия - уже 79. Наиболее громкой славой пользовались Парижский, Болонский, Кембриджский, Оксфордский, Пражский, Краковский. Многие из них су-ществуют и по сей день, заслуженно гордясь своей богатой историей и бережно сохраняя старинные традиции.

Л.Григорьев

Задание: Выберите исторические понятия, которые могут помочь дать характеристику вашей группе горожан и дайте им определение.

Ратуша

Университет

Бюргеры

Ярмарка

Гильдия

Бургомистр

Коммуна

Сеньор

Старшина

Студент

Жонглер

Рыночная площадь

Диспут

Трубадуры

Меняла

Подмастерье

Цех

Университет

Банк

Мастер

Факультет

Устав

Шедевр

Ростовщик

Собор

Мэр

Ученик

Шедевр

Патриции

Ректор

Ганза

Шуты или буффоны

Коммунальные привилегии

Вечный подмастерье

Ваганты

Паломники или пилигримы

Приюты

Коллегии

Сырье

Епископ



































Задания для городского совета на карте:

В качестве средств сообщения исключительную роль в средние века играли реки. Назовите, на каких реках стояли следующие города Европы: (см. Атлас по истории средних веков стр.20)

Лондон

Париж

Толедо

Рим

Лион

Рига

Киев

Задания для купцов на карте:

Купец из Брюгге решает отправиться в Константинополь.

Через какие города пройдет его путь?

Каким будет его путь по суше и по морю?

Каким морским портом он воспользуется?

Какие товары приобретёт для продажи?

(см. Атлас по истории средних веков стр.20, 21)

Задания для бродячих артистов на карте:

Выберите путь бродячих актеров из Европы в Русские земли, обойдя все крупные ярмарки.

(см. Атлас по истории средних веков стр.20)

Задания для пилигримов на карте:

(см. Атлас по истории средних веков стр.25)

Отправьтесь в паломничество по святым местам.

Начните свой путь из Англии (центра паломничества Св. Томаса) и завершите путь в Иерусалиме.

По дороге посетите резиденцию римского папы;

Три крупнейших католических архиепископства;

Побывайте в пяти центрах паломничества.

Задания для студентов на карте:

Составьте хронологический список из городов которых появились первые европейские университеты. Порекомендуйте студентам, где находятся лучшие в Италии университет с медицинским факультетом,

по богословию в Англии, университет,

где лучший факультет по праву, появившийся в 1200 году.

(см. Атлас по истории средних веков стр.22)

Задания для ремесленных цехов на карте:

(см. Атлас по истории средних веков стр.20)

Найдите на карте крупные центры производства (по три):

оружия,

ювелирных изделий,

производства изделий из стекла

монетного производства.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!