Урок окружающего мира на тему:
«Средние века: время рыцарей и замков».
Технологическая карта урока окружающего мира |
Учитель | Н.А. Ясырева |
Класс | 4 |
Тема | Средние века: время рыцарей и замков |
УМК | УМК «Школа России» А.А. Плешаков «Окружающий мир» |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Место урока в системе уроков | |
Цель | формирование представления о Средневековье и знакомство с эпохой средних веков, достижениями, особенностями. |
Задачи урока | - Сформировать представление учащихся о возникновении замков, о рыцарстве, архитектуре, изобретениях Средневековья, дошедших до наших дней; - Развить мышление, умение рассуждать, сравнивать, обобщать, самостоятельно делать выводы; - Воспитать интерес к истории, потребность сотрудничать, взаимодействовать с товарищами. |
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД |
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные |
Сопоставлять длительность исторического периода Средневековья, определять её по «ленте времени». Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различие, место и время их возникновения, особенности храмов. Оценивать последствия открытий, достижений, сохранившихся со времен Средних веков. Устанавливать взаимосвязь мира Средневековья и современной жизни общества. | -формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - извлекать информацию из разных источников; – строить речевое высказывание в устной форме; | –работать в парах и группах; обсуждать ответы на вопросы, договариваться; - участвовать в учебном сотрудничестве, доказывать свою точку зрения, принимать точку зрения собеседника; – оформлять свои мысли в устной форме; | - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; |
Ход урока
I. Оргмомент.
- Если вы веселы – улыбнитесь. Если вы дружны – возьмите за руки своего соседа, почувствуйте тепло ладоней и передайте своё настроение друг другу.
II. Мотивация.
- Что вы можете сказать о человеке, про которого говорят: «имеет средние способности», «учится средне», «достижения – не выше среднего»?
(Слово средний употребляется в значении «посредственный». Так можно сказать о ком-то, кто не сделал ничего особенного, выдающегося.)
На доске появляется запись: «средний = посредственный, без особенностей».
- А какое значение у этого же слова во фразах: «в середине леса пролегала дорога», «попал в яблочко – в самую середину». На доске появляется запись: «средний = посередине, в центре».
III. Постановка проблемы.
- Что вы заметили? (У слова средний много значений).
- Давайте посмотрим на ленту времени.
- Назовите следующую после Древнего мира историческую эпоху.
(Средние века. Средневековье).
- Посмотрите на слайд. Какой вопрос вам хочется задать?
(В каком значении слово «средние» используется в названии эпохи?
Гипотеза: Средние века – середина истории или эпоха без особенностей, мало интересная?
Чтобы её доказать или опровергнуть, я предлагаю вам посмотреть два видео, которые помогут вам определить тему урока, а значит помогут сделать правильный вывод.
IV. Определение темы и целей урока.
Просмотр фрагментов
- Кто главный герой первого фрагмента? (Рыцари).
- Что вы увидели во втором фрагменте? (Замки).
- О чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (Средние века: время рыцарей и замков.)
- Что бы вы хотели узнать? На какие вопросы мы должны ответить?
(Кто такие рыцари? Где они жили? Как становились рыцарями? Чем занимались рыцари?)
Если мы ответим на эти вопросы, то получим представление о Средневековье, об образе жизни рыцарей, как одного из господствующих сословий средневековой Европы. Это и есть цель нашего урока.
V. Открытие новых знаний.
– Я приглашаю вас сегодня в средние века. Эпоха Средневековья скрывает много тайн, которые предстоит нам открыть сегодня на уроке
– Средние века охватывают 11 столетий: с середины 5 века до конца 15 века. Давайте найдём этот временной промежуток на “ленте времени”.
- Кто жил?
– В Средневековье жили разные группы населения: и горожане, и феодалы, и крестьяне. Но самым ярким представителем этой эпохи были рыцари. О них мы сегодня и поговорим.
VI. Работа в группах.
Чтобы подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу, я предлагаю начать работу «Исследовательских групп». Для этого мы разделимся на группы. Вспомним правила работы в группе, распределим обязанности членов группы. У каждой группы своя задача и вспомогательные материалы.
Исследователи «Рыцарей».
Исследователи «Школа рыцарей».
Исследователи «Замков».
Исследователи «Занятий рыцарей».
Все группы получают текст, из которого должны выбрать только ту информацию, которая требуется.
Постановка задач для групп.
1 группа Исследователи «Рыцарей»
Вопросы для исследования:
Вопросы.
1. Кто такие рыцари?
2. Кому подчинялись рыцари?
3. Как выглядели рыцари?
( Рыцарь – это смелый человек, верный своему долгу. Рыцарь – это благородный человек. Рыцарь – это самоотверженный, безупречный человек.)
– Слово рыцарь в русском языке происходит от немецкого “Ritter”– всадник, конный воин.
Рыцарь, собственно, и есть конный воин, но далеко не всякий, а один из сословия воюющих.
Рыцарями могли быть только люди «благородного» происхождения, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружение – меч, щит, латы.
Рыцари несли службу в войске короля или других знатных людей, хозяев больших земельных владений – герцогов, графов, баронов.
2 группа Исследователи «Школа Рыцарей».
Вопросы для исследования:
Вопросы.
1. В каком возрасте начиналась подготовка будущих рыцарей?
2. Чему учили мальчиков в этом возрасте?
3. Что входило в обязанности 15-летних юношей?
4. Как происходило посвящение в рыцари?
Для того чтобы стать настоящим воином - рыцарем, требовалось много времени и сил. К военной службе рыцари готовились с детства. В возрасте семи лет мальчики покидали родительский дом и становились пажами (личными слугами) знатных феодалов (землевладельцев) или короля. Там они обучались фехтованию, борьбе, верховой езде, метанию копья, пению и танцам. Умение читать и писать для рыцаря считалось необязательным.
Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю, становился его оруженосцем. В его обязанности входило ухаживать за лошадьми и собаками рыцаря. Он встречал гостей и прислуживал им за столом. В походе оруженосец вез доспехи (снаряжение) рыцаря, а во время боя должен был находиться за спиной рыцаря, чтобы в нужный момент подать ему запасное оружие.
И только после нескольких лет службы отличившихся в боях оруженосцев посвящали в рыцари. Происходило это обычно в праздник, в присутствии других рыцарей, оруженосцев и, конечно, прекрасных дам. Посвящаемый в рыцари должен был встать на колени перед самым знатным из гостей. Тот наносил будущему рыцарю удар ладонью по затылку или щеке.
3 группа Исследователи «Замков».
Вопросы для исследования:
Вопросы.
1. Для чего и как строились замки?
2. Как устроены замки внутри?
3. Хотели бы вы в наше время жить в средневековом замке?
Жили рыцари в замках. Замок – это дворец и крепость феодала. Замки Европы, Ближнего Востока, Кавказа, Средней Азии возводились в хорошо защищенных местах. Место для замка выбирали со старанием. Их строили на высоком холме, острове посреди реки. главная башня окружалась валами, рвами, стенами. Замки знати представляли собой не очень удобные жилища. В них было сыро, холодно, гуляли сквозняки. Первые замки не имели стекол в окнах и водопровода. Помещения освещались факелами из веток дерева или пучков тростника. Короли и знать строили себе замки для защиты от врагов.
4 группа Исследователи «Занятий рыцарей».
Вопросы для исследования:
Вопросы.
1. Основное занятие рыцарей.
2. Рыцарские турниры.
3. Охота.
Основное занятие рыцарей – защита своих земель от врагов. В мирную пору хозяин охотился, принимал гостей, устраивал пиры.
А чтобы в мирное время не притупилось их военное искусство, рыцари участвовали в специально организованных военных состязаниях, которые назывались турнирами. На турнире два рыцаря скакали навстречу друг другу верхом на конях и, нанося удары длинными копьями, старались выбить противника из седла.
Рыцарь обычно носил ленту, эмблему или платок своей возлюбленной дамы. Это был ее знак. Если рыцарь побеждал, он приносил славу не только себе, но и даме.
2. Выступления групп.
3. Фронтальная работа с учащимися.
– Сначала рыцарем мог стать любой человек, который был достаточно богат, чтобы приобрести боевого коня и вооружение.
Позже, только человек благородного происхождения, потомок рыцарей.
– Для того, чтобы стать настоящим воином – рыцарям, требовалось много времени и сил.
– А вот умение читать и писать для рыцарей считалось не обязательным. Как вы считаете, это достоинство или недостаток рыцарей? А можно ли в настоящее время представить себе такого рыцаря?
– Но зато они изучали такую науку, которую не изучают современные дети ни в одной школе. Как вы думаете, что это за наука?
– Это наука геральдика.
– Посмотрите на разнообразные гербы рыцарей.
– Как вы считаете, в каких жизненных ситуациях рыцарю мог пригодиться герб?
Например,
– на войне, ведь лицо рыцаря было закрыто шлемом, и распознать его можно было только по гербу;
– на турнире, герольд, глядя на герб, изображённый на щите, или тунике, одетой поверх доспехов, объявлял имена
рыцарей.
Сегодня предлагаю создать каждому из вас «Герб семьи» и представить его одноклассникам
VII. Работа над проектом
VIII. Подведение итогов.
- Теперь вы можете подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу. Какой вывод мы делаем?
- Ответили мы на поставленные вопросы?
- Что интересного и нового вы сегодня узнали?
IX. Рефлексия
.