СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средообразующая деятельность живого вещества

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Средообразующая деятельность живого вещества»

Средообразующая деятельность организмов.

Средообразующая деятельность организмов.

 Средообразующая деятельность организмов.    Живые организмы не только испытывают влияния со стороны окружающей их среды, но и сами активно влияют на среду своего обитания. В результате жизнедеятельности физические и химические свойства среды (газовый состав воздуха и воды, структура и свойства почвы и даже климат местности) могут заметно меняться.

Средообразующая деятельность организмов.

Живые организмы не только испытывают влияния со стороны окружающей их среды, но и сами активно влияют на среду своего обитания. В результате жизнедеятельности физические и химические свойства среды (газовый состав воздуха и воды, структура и свойства почвы и даже климат местности) могут заметно меняться.

Механическое воздействие.  Строя норы, прокладывая ходы, животные сильно изменяют свойства грунта.

Механическое воздействие. 

  • Строя норы, прокладывая ходы, животные сильно изменяют свойства грунта.
Механическое воздействие. Почва изменяется и под действием корней высших растений: она укрепляется, становясь менее подверженной разрушению потоками воды или ветром.

Механическое воздействие.

  • Почва изменяется и под действием корней высших растений: она укрепляется, становясь менее подверженной разрушению потоками воды или ветром.
Механическое воздействие.  Стада животных вытаптывают землю на пастбищах.

Механическое воздействие. 

  • Стада животных вытаптывают землю на пастбищах.
Механическое воздействие. Средообразующая деятельность бобров состоит в строительстве плотин, образовании ряда запруд и в зарегулировании стоков рек, которые становятся более устойчивыми. Водоемы бобров имеющие значительные  площади  засе-ляются  различными  животными – птицами, околоводными позвоночными, рыбой и т.п. что существенно обогащают фауну.

Механическое воздействие.

  • Средообразующая деятельность бобров состоит в строительстве плотин, образовании ряда запруд и в зарегулировании стоков рек, которые становятся более устойчивыми.
  • Водоемы бобров имеющие значительные  площади  засе-ляются  различными  животными – птицами, околоводными позвоночными, рыбой и т.п. что существенно обогащают фауну.
Фильтрация. Живущие в толще воды мелкие рачки, личинки насекомых, моллюски, многие виды рыб имеют своеобразный тип питания, который называется фильтрацией. Пропуская через себя воду, эти животные непрерывно отцеживают из нее пищевые частицы, содержащиеся в твердых взвесях. Эту деятельность можно сравнить с работой  гигантского фильтра, ведущего постоянную очистку природных вод.

Фильтрация.

  • Живущие в толще воды мелкие рачки, личинки насекомых, моллюски, многие виды рыб имеют своеобразный тип питания, который называется фильтрацией. Пропуская через себя воду, эти животные непрерывно отцеживают из нее пищевые частицы, содержащиеся в твердых взвесях.
  • Эту деятельность можно сравнить с работой гигантского фильтра, ведущего постоянную очистку природных вод.
Фильтрация. Одна перловица длиной 5—6 см при температуре 20 °С очищает до 16 л воды в сутки. Один квадратный метр морского мелководья, густо заселенный моллюсками мидиями, за сутки может очистить до 280 м 3 воды.

Фильтрация.

  • Одна перловица длиной 5—6 см при температуре 20 °С очищает до 16 л воды в сутки.
  • Один квадратный метр морского мелководья, густо заселенный моллюсками мидиями, за сутки может очистить до 280 м 3 воды.
Изменение физико-химических свойства среды. Наибольшая роль здесь принадлежит зеленым растениям, формирующим химический состав атмосферы.  Фотосинтез — главный механизм поставки кислорода в атмосферу, тем самым он обеспечивает жизнь огромному количеству организмов, включая и человека.

Изменение физико-химических свойства среды.

  • Наибольшая роль здесь принадлежит зеленым растениям, формирующим химический состав атмосферы. 
  • Фотосинтез — главный механизм поставки кислорода в атмосферу, тем самым он обеспечивает жизнь огромному количеству организмов, включая и человека.
Изменение физико-химических свойства среды. Наличие растительности способствует постоянному увлажнению воздуха.  Растительный покров смягчает суточные колебания температуры поверхности земли (под пологом леса или травы), а также колебания влажности и порывы ветра, оказывает воздействие на структуру и химический состав почв. Все это создает определенный, комфортный микроклимат, оказывающий благотворное воздействие на обитающие здесь организмы.

Изменение физико-химических свойства среды.

  • Наличие растительности способствует постоянному увлажнению воздуха.
  • Растительный покров смягчает суточные колебания температуры поверхности земли (под пологом леса или травы), а также колебания влажности и порывы ветра, оказывает воздействие на структуру и химический состав почв.
  • Все это создает определенный, комфортный микроклимат, оказывающий благотворное воздействие на обитающие здесь организмы.
Перемещение масс живыми организмами. Стаи морских рыб мигрируют на нерест вверх по рекам, перемещая против течения большие количества живого органического вещества.

Перемещение масс живыми организмами.

  • Стаи морских рыб мигрируют на нерест вверх по рекам, перемещая против течения большие количества живого органического вещества.
Перемещение масс живыми организмами. Птицы, питающиеся морскими животными, месте с экскрементами возвращают на сушу те химические элементы, которые реки выносят с суши в море.

Перемещение масс живыми организмами.

  • Птицы, питающиеся морскими животными, месте с экскрементами возвращают на сушу те химические элементы, которые реки выносят с суши в море.
Перемещение масс живыми организмами. Растения поднимают снизу вверх из почвенного раствора в корни, стебли и листья огромные массы воды и растворенные в ней вещества.

Перемещение масс живыми организмами.

  • Растения поднимают снизу вверх из почвенного раствора в корни, стебли и листья огромные массы воды и растворенные в ней вещества.
Образование гумуса. Организмы оказывают решающее влияние на состав и плодородие почв. Благодаря их деятельности, в почве образуется гумус — легкое пористое вещество бурого, содержащее основные элементы питания растений. В образовании гумуса участвуют : бактерии, грибы, простейшие, клещи, многоножки, дождевые черви, насекомые и их личинки, пауки, моллюски, кроты и др. 

Образование гумуса.

  • Организмы оказывают решающее влияние на состав и плодородие почв. Благодаря их деятельности, в почве образуется гумус — легкое пористое вещество бурого, содержащее основные элементы питания растений. В образовании гумуса участвуют : бактерии, грибы, простейшие, клещи, многоножки, дождевые черви, насекомые и их личинки, пауки, моллюски, кроты и др. 
Живые организмы создают в биосфере круговороты важнейших биогенных элементов, которые попеременно переходят из живого вещества в неорганическую материю. Эти циклы делят на две основные группы: круговороты газов и осадочные круговороты. В первом случае главный поставщик элементов – атмосфера (углерод, кислород, азот), во втором – горные осадочные породы (фосфор, сера и др.). В. В. Докучаев  (1846 - 1903)

Живые организмы создают в биосфере круговороты важнейших биогенных элементов, которые попеременно переходят из живого вещества в неорганическую материю. Эти циклы делят на две основные группы: круговороты газов и осадочные круговороты. В первом случае главный поставщик элементов – атмосфера (углерод, кислород, азот), во втором – горные осадочные породы (фосфор, сера и др.).

В. В. Докучаев (1846 - 1903)

.

.

Это циркуляция химических элементов абиотического происхождения, которые попадают из окружающей среды в организм, из организма в окружающую среду.
  • Это циркуляция химических элементов абиотического происхождения, которые попадают из окружающей среды в организм, из организма в окружающую среду.
Биогенные вещества Макротрофные вещества ( C,H,O,N,P,K,Ca,Mg ) Микротрофные вещества ( Fe,Cu,Zn,Na,Cl,Co и т.д.)

Биогенные вещества

Макротрофные вещества

( C,H,O,N,P,K,Ca,Mg )

Микротрофные вещества

( Fe,Cu,Zn,Na,Cl,Co и т.д.)

Цикл воды – около 2 млн. лет

Цикл воды – около 2 млн. лет

Цикл кислорода занимает на Земле около 2000 лет, воды – около 2 млн лет

Цикл кислорода занимает на Земле около 2000 лет,

воды – около 2 млн лет

Продолжительность цикла углерода равна трем-четырем столетиям.

Продолжительность цикла углерода равна

трем-четырем столетиям.

Е.А.

Е.А.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!