СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средства и способы связи предложений в тексте 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Средства и способы связи предложений в тексте 8 класс»

СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ  В ТЕКСТЕ

СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

РАССТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ТАКОМ ПОРЯДКЕ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛСЯ ТЕКСТ. А. Да это белка! Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек. В. Как она очутилась в городе?  Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски.

РАССТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ТАКОМ ПОРЯДКЕ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛСЯ ТЕКСТ.

  • А. Да это белка!
  • Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек.
  • В. Как она очутилась в городе?
  • Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски.
ВСПОМНИМ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕКСТА Что мы называем текстом?  Текст  – это произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой. Какие свойства присущи тексту? Основными свойствами текста являются цельность, связность, членимость. Текст может иметь заголовок, передающий тему и основную мысль высказывания.

ВСПОМНИМ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕКСТА

Что мы называем текстом? 

Текст  – это произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой.

Какие свойства присущи тексту?

Основными свойствами текста являются цельность, связность, членимость.

Текст может иметь заголовок, передающий тему и основную мысль высказывания.

Что такое тема текста? Цельность  обеспечивается наличием темы и основной мысли. Тема — это то, о чём говорится в тексте. Что называется основной мыслью текста? Основная мысль  — это то, ради чего написан текст. Как выделить в тексте микротему? В большом тексте ведущая тема распадается на ряд микротем.  Микротеме обычно соответствует абзац.

Что такое тема текста?

Цельность  обеспечивается наличием темы и основной мысли. Тема — это то, о чём говорится в тексте.

Что называется основной мыслью текста?

Основная мысль  — это то, ради чего написан текст.

Как выделить в тексте микротему?

В большом тексте ведущая тема распадается на ряд микротем. Микротеме обычно соответствует абзац.

Основными видами (способами) связи предложений в тексте являются: ЦЕПНАЯ (последовательная) ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Основными видами (способами) связи

предложений в тексте являются:

ЦЕПНАЯ

(последовательная)

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ

СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

ЦЕПНАЯ СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ Цепная (последовательная) связь   отражает последовательное развитие мысли, действия, события. В текстах с такой связью каждое новое предложение соотносится со словами и словосочетаниями предшествующего предложения; предложения как бы сцепляются между собой. «Новое» в каждом предшествующем предложении становится «данным» для следующего предложения  При цепной связи предложение связывается с предыдущим при помощи лексического и грамматического повтора (повторяется какое-либо слово), замены слова синонимом, местоимением. Москва  очень похорошела. К  ней  не применим печальный закон времени — она делается старше по возрасту, но моложе и красивее по внешнему виду. Мне это особенно приятно: я провёл в  Москве  своё детство и юные годы   (А. Куприн).

ЦЕПНАЯ СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Цепная (последовательная) связь   отражает последовательное развитие мысли, действия, события. В текстах с такой связью каждое новое предложение соотносится со словами и словосочетаниями предшествующего предложения; предложения как бы сцепляются между собой. «Новое» в каждом предшествующем предложении становится «данным» для следующего предложения При цепной связи предложение связывается с предыдущим при помощи лексического и грамматического повтора (повторяется какое-либо слово), замены слова синонимом, местоимением.

Москва  очень похорошела. К  ней  не применим печальный закон времени — она делается старше по возрасту, но моложе и красивее по внешнему виду. Мне это особенно приятно: я провёл в  Москве  своё детство и юные годы   (А. Куприн).

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ЦЕПНОЙ СВЯЗИ  Употребление местоимений. Употребление синонимов и повторов. Использование вводных слов. Использование сочинительных союзов в начале отдельных предложений.

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ЦЕПНОЙ СВЯЗИ

  • Употребление местоимений.
  • Употребление синонимов и повторов.
  • Использование вводных слов.
  • Использование сочинительных союзов в начале отдельных предложений.
ЦЕПНАЯ СВЯЗЬ Наконец мы увидели море. Оно было огромным и очень спокойным. Но это спокойствие было обманчивым. Цепная связь: 1 2 3

ЦЕПНАЯ СВЯЗЬ

  • Наконец мы увидели море. Оно было огромным и очень спокойным. Но это спокойствие было обманчивым.
  • Цепная связь:

1

2

3

(1) Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места. (2) Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу её снова. (3) Но, подумал я, старый смотритель, может быть, уже сменён; вероятно, Дуня уже замужем. (4) Мысль о смерти того или другого также мелькнула в уме моём, и я приближался к станции *** с печальным предчувствием   (А. Пушкин). ОПРЕДЕЛИМ СРЕДСТВА СВЯЗИ МЕЖДУ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ: второго предложения с первым — личные местоимения в родительном и именительном падежах (меня — я); третьего предложения со вторым — лексический повтор (я — я; смотрителя — смотритель), контекстный синоним (дочь старого смотрителя — Дуня), глаголы мысли (вспомнил — подумал), сочинительный союз в начале 3-го предложения (но); четвёртого предложения с третьим — местоимения (смотритель, Дуня — того или другого); однокоренные слова и слова одной тематической группы (подумал — мысль, в уме). Вывод: связь между предложениями —  ЦЕПНАЯ .

(1) Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места. (2) Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу её снова. (3) Но, подумал я, старый смотритель, может быть, уже сменён; вероятно, Дуня уже замужем.

(4) Мысль о смерти того или другого также мелькнула в уме моём, и я приближался к станции *** с печальным предчувствием   (А. Пушкин).

ОПРЕДЕЛИМ СРЕДСТВА СВЯЗИ МЕЖДУ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ:

  • второго предложения с первым — личные местоимения в родительном и именительном падежах (меня — я);
  • третьего предложения со вторым — лексический повтор (я — я; смотрителя — смотритель), контекстный синоним (дочь старого смотрителя — Дуня), глаголы мысли (вспомнил — подумал), сочинительный союз в начале 3-го предложения (но);
  • четвёртого предложения с третьим — местоимения (смотритель, Дуня — того или другого); однокоренные слова и слова одной тематической группы (подумал — мысль, в уме).

Вывод: связь между предложениями —  ЦЕПНАЯ .

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ Параллельная связь —  соподчинение всех предложений, начиная со второго, первому по смыслу. При параллельной связи предложения сопоставляются или противопоставляются с помощью одинакового порядка слов, антонимов, одинакового начала, одинаковой цели высказывания. В полночь, когда я закончил все сборы и вышел во двор посмотреть на погоду, над кровлей ровно гудел ветер. Ярко и чисто сияло далёкое созвездие из пяти белых холодных звёзд. Прозрачные белёсые облачка быстро набегали, и казалось, что весь двор несётся куда-то в чёрную тьму в гудении ветра   (По Н. Никонову). ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ СВЯЗИ Одинаковые временные формы и вид глаголов-сказуемых в разных предложениях. Однотипность предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по составу и порядку слов и т. д.

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Параллельная связь — соподчинение всех предложений, начиная со второго, первому по смыслу. При параллельной связи предложения сопоставляются или противопоставляются с помощью одинакового порядка слов, антонимов, одинакового начала, одинаковой цели высказывания.

В полночь, когда я закончил все сборы и вышел во двор посмотреть на погоду, над кровлей ровно гудел ветер. Ярко и чисто сияло далёкое созвездие из пяти белых холодных звёзд. Прозрачные белёсые облачка быстро набегали, и казалось, что весь двор несётся куда-то в чёрную тьму в гудении ветра   (По Н. Никонову).

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ СВЯЗИ

  • Одинаковые временные формы и вид глаголов-сказуемых в разных предложениях.
  • Однотипность предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по составу и порядку слов и т. д.
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ СВЯЗИ ЧАЩЕ ВСЕГО ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В ОПИСАНИИ И ПОВЕСТВОВАНИИ. Спускаются навстречу пароходы и баржи, но их ещё мало. Ползут плоты, но скупо. Довольно часто попадаются буксиры с огромными железными наливными баржами, низко стоящими в воде. Это госпароходство тянет нефтяные грузы «Азнефти». (М.Кольцов). ПОЯСНЕНИЯ:  В приведённом тексте все сказуемые стоят в настоящем времени. В первых трёх предложениях они находятся перед подлежащими. Таким образом, все три предложения имеют параллельную структуру. Такой приём называется  синтаксическим параллелизмом  (когда несколько предложений имеют одинаковое строение с точки зрения порядка членов предложения).

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ СВЯЗИ ЧАЩЕ ВСЕГО ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В ОПИСАНИИ И ПОВЕСТВОВАНИИ.

Спускаются навстречу пароходы и баржи, но их ещё мало. Ползут плоты, но скупо. Довольно часто попадаются буксиры с огромными железными наливными баржами, низко стоящими в воде. Это госпароходство тянет нефтяные грузы «Азнефти». (М.Кольцов).

ПОЯСНЕНИЯ: В приведённом тексте все сказуемые стоят в настоящем времени. В первых трёх предложениях они находятся перед подлежащими. Таким образом, все три предложения имеют параллельную структуру.

Такой приём называется  синтаксическим параллелизмом  (когда несколько предложений имеют одинаковое строение с точки зрения порядка членов предложения).

  ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ Леса оздоровляют землю. Они не только исполинские лаборатории, дающие кислород. Они поглощают пыль и ядовитые газы. Их справедливо называют «легкими земли». Параллельная связь: 1  2 3 4

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ

Леса оздоровляют землю. Они не только исполинские лаборатории, дающие кислород. Они поглощают пыль и ядовитые газы. Их справедливо называют «легкими земли».

  • Параллельная связь:

1

2

3

4

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ: Лексические Морфологические Синтаксические

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ:

  • Лексические
  • Морфологические
  • Синтаксические
ЛЕКСИЧЕСКИЕ: Лексический повтор.    (Жил на краю деревни старый  Бобыль.  Была у  Бобыля  своя хата и собака.) Синонимическая замена .    (Художники, выписанные из Антиохии, изобразили на стенах охоту  Артемиды. Богиня  метала стрелы, и короткая розовая туника небесной охотницы развевалась на ветру.) Использование антонимов.  (Один был  высокого  роста, другой – роста  низкого. ) Родовидовые слова .  В этом лесу много милых сердцу русских  деревьев.  Но прежде всего замечаешь стволы любимых  берёз.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ:

  • Лексический повтор.  

(Жил на краю деревни старый  Бобыль.  Была у  Бобыля  своя хата и собака.)

  • Синонимическая замена .  

(Художники, выписанные из Антиохии, изобразили на стенах охоту  Артемиды. Богиня  метала стрелы, и короткая розовая туника небесной охотницы развевалась на ветру.)

  • Использование антонимов.

(Один был  высокого  роста, другой – роста  низкого. )

  • Родовидовые слова .

В этом лесу много милых сердцу русских  деревьев.  Но прежде всего замечаешь стволы любимых  берёз.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ: Употребление глаголов одного вида и одного времени.    (Самолёты налетали так внезапно, что никто не успел броситься в щели. И все попадали тут же на землю.) Местоименная замена, т.е. замена существительного или другой части речи местоимением.   (А годы шли да шли; быстро и неслышно, как неспешные воды, протекала молодость  Елены , в бездействии внешнем, во внутренней борьбе и тревоге. Подруг у  неё  не было: изо всех девиц, посещавших дом Страховых,  она  не сошлась ни с одной.) Использование союзов, частиц, вводных слов , выступающих средствами связи внутри предложений, они могут быть и средствами связи всего текста. Например, вводные слова итак, следовательно и другие обычно связывают последнюю часть текста со всей предыдущий частью.  ( Он сказал, что после признаний на суде он так поступить не может. Ведь обращение о помиловании требует признания вины. А он за собой вины не признаёт и покаянных слов писать не может.)

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ:

  • Употребление глаголов одного вида и одного времени.  

(Самолёты налетали так внезапно, что никто не успел броситься в щели. И все попадали тут же на землю.)

  • Местоименная замена, т.е. замена существительного или другой части речи местоимением. 

(А годы шли да шли; быстро и неслышно, как неспешные воды, протекала молодость  Елены , в бездействии внешнем, во внутренней борьбе и тревоге. Подруг у  неё  не было: изо всех девиц, посещавших дом Страховых,  она  не сошлась ни с одной.)

  • Использование союзов, частиц, вводных слов , выступающих средствами связи внутри предложений, они могут быть и средствами связи всего текста. Например, вводные слова итак, следовательно и другие обычно связывают последнюю часть текста со всей предыдущий частью.

( Он сказал, что после признаний на суде он так поступить не может. Ведь обращение о помиловании требует признания вины. А он за собой вины не признаёт и покаянных слов писать не может.)

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ: Синтаксический параллелизм  – несколько предложений имеют одинаковое строение с точки зрения порядка членов предложения.  (Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому.) Парцелляция  – выделение члена, чаще второстепенного, после точки в виде самостоятельного предложения.  (В самом конце 80-х годов в нём запретили ловить рыбу. Не для того, чтобы сберечь её стадо, дать нагуляться молоди… А потому, что выловленная рыба стала опасной для человека.) Соположенность предложений  – объединение нескольких предложений с одним типовым значением в синтаксическое целое параллельной связью.  ( Кустарник и мелколесье. Жутковатая предвечерняя тишина. Молчаливые заросли. Большая стая сорок поднялась в одном, другом месте.) Предложения-скрепы типа  Перейдём к следующей части высказывания.  Об этом говорилось выше.  Как уже было отмечено... и т.п.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ:

  • Синтаксический параллелизм  – несколько предложений имеют одинаковое строение с точки зрения порядка членов предложения.

(Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому.)

  • Парцелляция  – выделение члена, чаще второстепенного, после точки в виде самостоятельного предложения.

(В самом конце 80-х годов в нём запретили ловить рыбу. Не для того, чтобы сберечь её стадо, дать нагуляться молоди… А потому, что выловленная рыба стала опасной для человека.)

  • Соположенность предложений  – объединение нескольких предложений с одним типовым значением в синтаксическое целое параллельной связью.

( Кустарник и мелколесье. Жутковатая предвечерняя тишина. Молчаливые заросли. Большая стая сорок поднялась в одном, другом месте.)

  • Предложения-скрепы типа

Перейдём к следующей части высказывания.

Об этом говорилось выше.

Как уже было отмечено... и т.п.

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ (1) Вокруг города по низким холмам раскинулись леса , могучие, нетронутые. (2) В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. (3) Сосны всё время тихонько шумели.  (Ю. Казаков) КАКИЕ СЛОВА ПОМОГАЮТ СВЯЗЫВАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ?

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ

  • (1) Вокруг города по низким холмам раскинулись леса , могучие, нетронутые.
  • (2) В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам.
  • (3) Сосны всё время тихонько шумели. (Ю. Казаков)

КАКИЕ СЛОВА ПОМОГАЮТ СВЯЗЫВАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ?

ВЕСНА В ЛЕСУ.  (1) Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. (2) Звонко поют  птицы . (3) Звенят под деревьями весенние  ручейки.   (4) Смолой пахнут  набухшие почки .

ВЕСНА В ЛЕСУ.

(1) Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. (2) Звонко поют птицы . (3) Звенят под деревьями весенние ручейки.

(4) Смолой пахнут

набухшие почки .

ОТРЕДАКТИРУЙТЕ ТЕКСТ Передо мной иллюстрация художника Л. Владимирского к повести-сказке А. Н. Толстого “Золотой ключик”. На иллюстрации изображен Буратино. На иллюстрации Буратино получает в подарок от Черепахи Тортиллы золотой ключик. Буратино очень рад подарку. Подарок поможет ему открыть тайну заветной дверцы.

ОТРЕДАКТИРУЙТЕ ТЕКСТ

Передо мной иллюстрация художника Л. Владимирского к повести-сказке А. Н. Толстого “Золотой ключик”. На иллюстрации изображен Буратино. На иллюстрации Буратино получает в подарок от Черепахи Тортиллы золотой ключик. Буратино очень рад

подарку. Подарок поможет ему

открыть тайну заветной дверцы.

  ПОДВЕДЕМ ИТОГИ  Какую связь предложений в тексте отражают схемы: 2 3 1      1  4 2 3

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

  • Какую связь предложений в тексте отражают схемы:

2

3

1

1

4

2

3

Конечно, названные явления не исчерпывают всего многообразия средств связи предложений в тексте. Более того, зачастую в текстах одновременно используются средства разных уровней.  Отдел истории русской культуры обладает небольшой, но хорошей  коллекцией   окон. Созданная в основном усилиями псковских экспедиций сотрудников Эрмитажа,  эта коллекция  позволяет проследить закономерности иконописи новгородской, псковской, московской школ и особенно редких икон «северных писем».   (В данном случае используется лексический повтор и указательное местоимение )

Конечно, названные явления не исчерпывают всего многообразия средств связи предложений в тексте. Более того, зачастую в текстах одновременно используются средства разных уровней.

Отдел истории русской культуры обладает небольшой, но хорошей  коллекцией   окон. Созданная в основном усилиями псковских экспедиций сотрудников Эрмитажа,  эта коллекция  позволяет проследить закономерности иконописи новгородской, псковской, московской школ и особенно редких икон «северных писем».  

(В данном случае используется лексический повтор и

указательное местоимение )

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Выучить конспект, подобрать из художественной литературы предложения с разными типами связи.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучить конспект,

подобрать из художественной

литературы предложения с

разными типами связи.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!