СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Средства художественной выразительности в лирике о войне поэтов - земляков»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема Великой Отечественной войны, Великого подвига советского народа звучит в произведениях многих  поэтов нашей страны. Она ярко представлена и в творчестве наших земляков, жителей Прокопьевского района.

Просмотр содержимого документа
««Средства художественной выразительности в лирике о войне поэтов - земляков»»

  «Средства художественной выразительности в лирике о войне поэтов - земляков»   Выполнила: Никифорова Марина, ученица 10 класса Руководитель: Попова Наталья Геннадьевна, учитель русского языка и литературы

«Средства художественной выразительности в лирике о войне поэтов - земляков»

Выполнила:

Никифорова Марина, ученица 10 класса Руководитель: Попова Наталья Геннадьевна, учитель русского языка и литературы

 «Живая память» Щербакова Быков Фёдор Иванович Капиталина 1922 год Андреевна 1936 год

«Живая память»

Щербакова Быков Фёдор Иванович

Капиталина 1922 год

Андреевна 1936 год

«Живая память»  Тамара Анатольевна Тальнова  Чударова Любовь Анатольевна Сарапулова Людмила Петровна Калинин Владимир Никандрович Тузовская Любовь Владимировна  Сеслова Людмила Анатольевна Григорьев Владимир Борисович Лукьяненок Владимир  Петрович  Шабалин Виктор  Владимирович

«Живая память»

Тамара Анатольевна Тальнова

Чударова Любовь Анатольевна

Сарапулова Людмила Петровна

Калинин Владимир Никандрович Тузовская Любовь Владимировна

Сеслова Людмила Анатольевна

Григорьев Владимир Борисович Лукьяненок Владимир

Петрович

Шабалин Виктор

Владимирович

  Объект исследования:  поэтические тексты о войне поэтов - земляков.  Предмет исследования:  средства языковой выразительности в стихотворениях поэтов Прокопьевского района.

Объект исследования: поэтические тексты о войне поэтов - земляков. Предмет исследования: средства языковой выразительности в стихотворениях поэтов Прокопьевского района.

Гипотеза исследования: В творчестве поэтов – земляков ярко представлены средства художественной выразительности, выполняющие различные стилистические функции.

Гипотеза исследования:

В творчестве поэтов – земляков ярко представлены средства художественной выразительности, выполняющие различные стилистические функции.

Цель исследования:  исследование средств языковой выразительности в стихотворениях о войне поэтов Прокопьевского района на всех уровнях языковой структуры: фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом.

Цель исследования: исследование средств языковой выразительности в стихотворениях о войне поэтов Прокопьевского района на всех уровнях языковой структуры: фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом.

Задачи исследования: Рассмотреть фонетическую организацию стихотворений поэтов – земляков о войне. Исследовать лексический уровень языка. Изучить морфологическую структуру поэтических текстов сборника «Живая память». Охарактеризовать синтаксический строй в лирике поэтов Прокопьевского района. Выяснить с помощью анкетирования, знакомы ли мои ровесники со сборником «Живая память». Создать буклет «Средства художественной выразительности в лирике о войне поэтов – земляков для подготовки к ОГЭ И ЭГЭ»

Задачи исследования:

  • Рассмотреть фонетическую организацию стихотворений поэтов – земляков о войне.
  • Исследовать лексический уровень языка.
  • Изучить морфологическую структуру поэтических текстов сборника «Живая память».
  • Охарактеризовать синтаксический строй в лирике поэтов Прокопьевского района.
  • Выяснить с помощью анкетирования, знакомы ли мои ровесники со сборником «Живая память».
  • Создать буклет «Средства художественной выразительности в лирике о войне поэтов – земляков для подготовки к ОГЭ И ЭГЭ»
Война! Рыдает. Стонет мать – Земля!

Война! Рыдает. Стонет мать – Земля!

Фонетические средства художественной изобразительности  Хорей  – двусложная стопа в русском стихосложении, в которой ударение падает первый слог.  Ямб  – двусложная стопа в русском стихосложении, в которой ударение падает второй (последний) слог.

Фонетические средства художественной изобразительности

Хорей  – двусложная стопа в русском стихосложении, в которой ударение падает первый слог. 

Ямб  – двусложная стопа в русском стихосложении, в которой ударение падает второй (последний) слог.

Фонетические средства художественной изобразительности  Рифма – созвучие окончаний стихов. Перекрестная - абаб Смежная ( парная)- аабб Ассонанс  — приём звуковой организации текста, повторение гласны звуков.

Фонетические средства художественной изобразительности

Рифма – созвучие окончаний стихов.

Перекрестная - абаб

Смежная ( парная)- аабб

Ассонанс  — приём звуковой организации текста, повторение гласны звуков.

Лексические средства художественной изобразительности Разговорная лексика – это слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи. Просторечные слова – слова, выражения, характеризующиеся упрощённостью. Эмоционально- окрашенная лексика – слова , которые носят оценочный характер. Книжная лексика – слова, которые употребляются в письменной речи.

Лексические средства художественной изобразительности

Разговорная лексика – это слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи.

Просторечные слова – слова, выражения, характеризующиеся упрощённостью.

Эмоционально- окрашенная лексика – слова , которые носят оценочный характер.

Книжная лексика – слова, которые употребляются в письменной речи.

Лексические средства художественной изобразительности Архаизмы – устаревшие слова. Неологизмы – новые слова в языке. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, обладающие целостным значением.  Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве между явлениями и предметами.  Олицетворение  – один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой.

Лексические средства художественной изобразительности

Архаизмы – устаревшие слова.

Неологизмы – новые слова в языке.

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, обладающие целостным значением.

Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве между явлениями и предметами.

Олицетворение – один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой.

Лексические средства художественной изобразительности Эпитет  – образное определение предмета или действия. Сравнение  – одно из средств выразительности языка, помогающее автору создавать целые художественные картины. Синекдоха  – прием, посредством которого целое выражается через его часть. Гипербола  – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление.

Лексические средства художественной изобразительности

Эпитет – образное определение предмета или действия.

Сравнение – одно из средств выразительности языка, помогающее автору создавать целые художественные картины.

Синекдоха – прием, посредством которого целое выражается через его часть.

Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление.

«Не смейте забывать солдата, геройски павшего в бою!» Чударова Л. А.

«Не смейте забывать солдата, геройски павшего в бою!» Чударова Л. А.

Синтаксические средства художественной изобразительности  Анафора  – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения. Риторический вопрос – утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса. Риторическое восклицание – особая экспрессия, усиливающая напряжённость речи. Инверсия  – обратный порядок слов в предложении.

Синтаксические средства художественной изобразительности

Анафора – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения.

Риторический вопрос – утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса.

Риторическое восклицание – особая экспрессия, усиливающая напряжённость речи.

Инверсия – обратный порядок слов в предложении.

«Как здорово идти, чеканя шаг, по Красной площади на День победы!»

«Как здорово идти, чеканя шаг, по Красной площади на День победы!»

Анкета Знакомы ли вы с поэзией Прокопьевского района? Какие стихотворения читали?  75% - не знают поэтов Прокопьевского района.  25% - читали стихотворения поэтов- земляков.

Анкета

  • Знакомы ли вы с поэзией Прокопьевского района?
  • Какие стихотворения читали?

75% - не знают поэтов Прокопьевского района.

25% - читали стихотворения поэтов- земляков.

 Сборники и книги Прокопьевского района

Сборники и книги Прокопьевского района

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!