СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Средства художественной выразительности в поэме А. Ахматовой «Реквием» Подготовила: Малышева Т.А. учитель русского языка и литературы МБОУ «Богданихская СШ»
Поэма «Реквием» была написана в период с 1938 по 1940 гг. история написания поэмы тесно связаны с личной трагедией поэтессы. Муж Ахматовой был расстрелян, а сын арестован. Произведение посвящено всем тем, кто погиб в период политический репрессий. В своем произведении поэтесса раскрывает много тем: это тема народной памяти, скорби, материнского страдания, любви и родины.
Эпитеты
Художественное определение, предающее выражению образность и эмоциональность. «тюремные затворы», «каторжные норы», «смертельная тоска», «постылый скрежет», «шаги тяжелые», «невольные подруги», «осатанелых лет» В поэме «Реквием» эпитеты усиливают ощущение суровости, трагичности происходящего.
Метафоры
Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. «перед этим горем гнутся горы», «и короткую песню разлуки паровозные пели гудки», «звезды смерти стояли над нами», «безвинная корчилась русь», Метафоры в поэме использованы для выразительности, помогают сделать текст ярким и эмоциональным.
Сравнение
Стилистический прием, основанный образном сопоставлении двух предметов или состояний. «подымались как к обедне ранней», «словно с болью жизнь из сердца вынут», «словно грубо навзничь опрокинут» Сравнения используются с целью, усилить характеристику одного из сравниваемых предметов, явлений.
Анафора
Единоначатие ,повторение слов или словосочетаний в начале предложения, стихотворных строк или строф. «Как из-под век выглядывает страх, Как кли́нописи жёсткие страниц» «И в сухоньком смешке дрожит испуг. И я молюсь не о себе одной», «И ту, что едва до окна довели, И ту, что родимой не топчет земли, И ту, что красивой тряхнув головой», «О них вспоминаю всегда и везде, О них не забуду и в новой беде», Анафора создает особую ритмику стиха, придает речи трагизм, боль, помогает выразить скорбь.
Антитеза
Контраст . Противопоставление явлений и понятий. «И упало каменное слово//На мою еще живую грудь» Тема раздвоенности здесь выражается антитезой «каменное» и «живую», хотя героиня способна на живое восприятие, ее грудь полностью окаменела.
Лексический повтор
Стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции. «Я вижу, я слышу, я чувствую вас..» Используется в тексте для придания экспрессивности
Спасибо за внимание!
Занимательная теория литературы
Электронная тетрадь по русской...
Русская литература 11 класс ФГОС. Часть...
Русская литература 6 класс ФГОС
Русская литература 11 класс ФГОС. Часть...
Русская литература 5 класс ФГОС
Электронная тетрадь по русской...
Русская литература 9 класс ФГОС
© 2021, Малышева Татьяна Александровна 25286 26
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы