СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средства художественной выразительности в поэме А. Ахматовой "Реквием"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Средства художественной выразительности в поэме А. Ахматовой "Реквием"»

 Средства художественной выразительности в поэме  А. Ахматовой  «Реквием»    Подготовила: Малышева Т.А.  учитель русского языка и литературы  МБОУ «Богданихская СШ»

Средства художественной выразительности в поэме А. Ахматовой «Реквием» Подготовила: Малышева Т.А. учитель русского языка и литературы МБОУ «Богданихская СШ»

Поэма «Реквием» была написана в период с 1938 по 1940 гг. история написания поэмы тесно связаны с личной трагедией поэтессы. Муж Ахматовой был расстрелян, а сын арестован. Произведение посвящено всем тем, кто погиб в период политический репрессий. В своем произведении поэтесса раскрывает много тем: это тема народной памяти, скорби, материнского страдания, любви и родины.

Поэма «Реквием» была написана в период с 1938 по 1940 гг. история написания поэмы тесно связаны с личной трагедией поэтессы. Муж Ахматовой был расстрелян, а сын арестован. Произведение посвящено всем тем, кто погиб в период политический репрессий. В своем произведении поэтесса раскрывает много тем: это тема народной памяти, скорби, материнского страдания, любви и родины.

Эпитеты  Художественное определение, предающее выражению образность и эмоциональность.   «тюремные затворы», «каторжные норы», «смертельная тоска», «постылый скрежет», «шаги тяжелые», «невольные подруги», «осатанелых лет»   В поэме «Реквием» эпитеты усиливают ощущение суровости, трагичности происходящего.

Эпитеты

Художественное определение, предающее выражению образность и эмоциональность. «тюремные затворы», «каторжные норы», «смертельная тоска», «постылый скрежет», «шаги тяжелые», «невольные подруги», «осатанелых лет» В поэме «Реквием» эпитеты усиливают ощущение суровости, трагичности происходящего.

Метафоры Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.   «перед этим горем гнутся горы», «и короткую песню разлуки паровозные пели гудки», «звезды смерти стояли над нами», «безвинная корчилась русь»,   Метафоры в поэме использованы для выразительности, помогают сделать текст ярким и эмоциональным.

Метафоры

Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. «перед этим горем гнутся горы», «и короткую песню разлуки паровозные пели гудки», «звезды смерти стояли над нами», «безвинная корчилась русь», Метафоры в поэме использованы для выразительности, помогают сделать текст ярким и эмоциональным.

Сравнение Стилистический прием, основанный образном сопоставлении двух предметов или состояний.   «подымались как к обедне ранней», «словно с болью жизнь из сердца вынут», «словно грубо навзничь опрокинут»   Сравнения используются с целью, усилить характеристику одного из сравниваемых предметов, явлений.

Сравнение

Стилистический прием, основанный образном сопоставлении двух предметов или состояний. «подымались как к обедне ранней», «словно с болью жизнь из сердца вынут», «словно грубо навзничь опрокинут» Сравнения используются с целью, усилить характеристику одного из сравниваемых предметов, явлений.

Анафора Единоначатие ,повторение слов или словосочетаний в начале предложения, стихотворных строк или строф.   «Как из-под век выглядывает страх,  Как кли́нописи жёсткие страниц»   «И в сухоньком смешке дрожит испуг.  И я молюсь не о себе одной»,   «И ту, что едва до окна довели,  И ту, что родимой не топчет земли,  И ту, что красивой тряхнув головой»,   «О них вспоминаю всегда и везде,  О них не забуду и в новой беде»,   Анафора создает особую ритмику стиха, придает речи трагизм, боль, помогает выразить скорбь.

Анафора

Единоначатие ,повторение слов или словосочетаний в начале предложения, стихотворных строк или строф. «Как из-под век выглядывает страх, Как кли́нописи жёсткие страниц» «И в сухоньком смешке дрожит испуг. И я молюсь не о себе одной», «И ту, что едва до окна довели, И ту, что родимой не топчет земли, И ту, что красивой тряхнув головой», «О них вспоминаю всегда и везде, О них не забуду и в новой беде», Анафора создает особую ритмику стиха, придает речи трагизм, боль, помогает выразить скорбь.

Антитеза Контраст . Противопоставление явлений и понятий.   «И упало каменное слово//На мою еще живую грудь»   Тема раздвоенности здесь выражается антитезой «каменное» и «живую», хотя героиня способна на живое восприятие, ее грудь полностью окаменела.

Антитеза

Контраст . Противопоставление явлений и понятий. «И упало каменное слово//На мою еще живую грудь» Тема раздвоенности здесь выражается антитезой «каменное» и «живую», хотя героиня способна на живое восприятие, ее грудь полностью окаменела.

Лексический повтор Стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции.   «Я вижу, я слышу, я чувствую вас..»   Используется в тексте для придания экспрессивности

Лексический повтор

Стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции. «Я вижу, я слышу, я чувствую вас..» Используется в тексте для придания экспрессивности

   Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!