Александр Сергеевич Пушкин
Александр Сергеевич Пушкин . Услышав это имя, каждый скажет: «Это великий русский поэт». Да, Пушкин - великий поэт. Не так уж часто именем поэта называют города, площади, улицы, воздвигают ему памятники. Но всё это, право слово, пустяки по сравнению с той памятью, какую оставил по себе Пушкин своими стихотворениями и повестями. Они пришли к нам издалека и теперь живут рядом с нами. Хотя минуло более 185 лет с тех пор, когда Пушкин последний раз в жизни прикоснулся к бумаге гусиным пером, написав записку перед смертельной дуэлью. Он погиб 37 лет от роду. В знак уважения к великому русскому поэту в календаре страны увековечены две памятные даты, которые чтит вся Россия. 6 июня - день рождения – назван Пушкинским днём России ,
а 10 февраля - день гибели - Днём памяти А.С. Пушкина.
Стихи Пушкина – это богатейшее культурное наследие, подаренное миру. Всю жизнь он занимался тем, что обращал чувства в строки.
Александр Сергеевич был невероятно талантливым человеком. Диапазон тем, которые он отображал в стихах, поражает своей широтой. Добрые и глубокомысленные сказки для детей, саркастичные эпиграммы, нежные стихи о любви, о верной дружбе, веселье и вине, самоироничные строчки о себе и о своем творчестве. Не обошел стороной он и государственные события: писал о войне, о Родине, о России.
Хорошо ли вы знакомы с его стихами?
Пройдите тест и проверьте свои знания.
Подруга дней моих ............,
Голубка ............. моя!
Одна в глуши лесов .................
Давно, давно ты ........... меня.
суровых
дряхлая
сосновых
ждёшь
чудесный
Мороз и солнце; день ................!
Ещё ты .............., друг прелестный
- Пора, ................, проснись:
- Открой ............... негой взоры.
дремлешь
красавица
сомкнуты
Унылая …….! Очей очарованье! Приятна мне твоя ………… краса Люблю я пышное ………… увяданье, В багрец и в золото ……… леса,
пора
прощальная
природы
одетые
осенью
Уж небо .......... дышало,
Уж реже .......... блистало,
Короче становился .......,
Лесов .................... сень.
С печальным ………….обнажалась,
солнышко
день
таинственная
шумом
север
Вот .........., тучи нагоняя,
Дохнул, .......... - и вот сама,
Идет волшебница .........
завыл
зима
мглою
Буря ................. небо кроет, Вихри .............. крутя; То, как .......... , она завоет, То заплачет как ..........!
снежные
зверь
дитя
Рифма – это повторение более и менее похожих между собой сочетаний звуков, которые связывают окончания двух и более строк или же симметрично расположенных частей строк стихотворения. В классическом стихосложении основным признаком рифмы считается полное совпадение ударных гласных. Рифма отмечает окончание стиха звуковым повтором, а также подчеркивает междустрочную паузу, а значит, и ритм стихотворения. Рифма ощутимо помогает читателю прочувствовать интонационное членение речи и вынуждает соотнести по смыслу те стихи, которые она объединяет.
Рифмы делятся
по положению в стихотворении:
внутренние
начальные
конечные
Рифмы различаются по положению в строфе:
перекрестные
смежные
опоясанные или охватные
Смежная рифмовка
Это самый простой и распространенный способ.
В нем рифмуются каждые две строчки.
К примеру:
Уж небо осенью дыша ло ,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Перекрёстная рифмовка
В данном случае первая строка рифмуется с третьей, а вторая – с четвёртой.
К примеру:
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает,
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Кольцевая рифмовка
Сочетает в себе первую строчку с четвертой,
а вторую с третьей.
К примеру:
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит .
Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя: где же кружка? Сердцу будет веселей.
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка И печальна и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена?
Вид лирики
Произведение относится к пейзажной лирике,
так как в нём описывается образ разгулявшейся бури.
Тема
Сильная зимняя буря и уютный вечер, который лирический герой проводит вместе с дорогим ему человеком.
Картина, которую мы представляем
В нашем воображении рисуется сильная буря, в центре которой находится ветхий домик. В самый разгар непогоды в домике сидят два близких друг другу человека — лирический герой и старушка, которая прядёт пряжу. Они общаются, вспоминают былые времена.
Образы
В стихотворении два образа: лирический герой и старушка, в которой читатель угадывает няню поэта —
Арину Родионовну. В стихотворении нет подробного описания внешности, но мы всё равно видим добродушную старушку и печального лирического героя.
Настроение
Лирический герой в глубокой печали. Унылое настроение помогает передать и сама буря: сильные порывы снежного ветра говорят о том, что герой переживает о прошлом, а его настоящее безрадостно.
Средства художественной
выразительности
В стихотворении «Зимний вечер» много приёмов, которые помогают читателю увидеть и непогоду, и сильные переживания лирического героя:
Эпитет — это красочное определение,
которое помогает сделать предмет или явление
более выразительным.
Чаще всего эпитеты выражены прилагательными.
«кровля обветшалая», «ветхая лачужка» — эпитеты помогают нам лучше представить образ старого, хрупкого домика, в котором сидят герои;
«путник запоздалый» — так поэт называет бурю, которая будто стучит в окошко;
«добрая подружка» — с помощью такого эпитета мы понимаем, как дорог лирическому герою его собеседник.
Метафора — это скрытое сравнение, которое построено на переносном значении слова. Внутри метафоры подразумевается союз (как будто, как, словно).
«жужжанье веретена» — здесь буквальное сравнение, потому что когда веретено крутится, то издаёт жужжащий звук;
«подружка бедной юности моей» — через эту метафору герой показывает, что старушка-няня самый близкий ему человек, который поддерживает его в самые трудные времена.
Сравнение — это сопоставление предметов или явлений друг с другом по общим для них признакам. Сравнение нужно для того, чтобы найти в предмете или явлении новые свойства.
«то как зверь она завоет, то заплачет, как дитя»,
«как путник запоздалый к нам в окошко застучит» —
с этими образами поэт сравнивает бурю, чтобы подчеркнуть её силу и беспокойство.
Идея
Идея в том, что если рядом близкий человек, то его забота и любовь смогут защитить и поддержать даже в самых тяжёлых жизненных обстоятельствах.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца.
1836 г.