СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средства художественной выразительности в стихотворениях Пушкина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Средства выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. Средства речевой выразительности многообразны. Они используются в разных сферах общения: художественной, публицистической, разговорной и даже научной речи. Особую роль играют средства выразительности в художественной речи. Средства художественной выразительности помогают автору создать художественный образ, а читателю войти в мир художественного произведения, раскрыть авторский замысел.  

Просмотр содержимого документа
«Средства художественной выразительности в стихотворениях Пушкина»

Александр Сергеевич Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин .  Услышав это имя, каждый скажет: «Это великий русский поэт».          Да, Пушкин - великий поэт. Не так уж часто именем поэта называют города, площади, улицы, воздвигают ему памятники. Но всё это, право слово, пустяки по сравнению с той памятью, какую оставил по себе Пушкин своими стихотворениями  и повестями. Они пришли к нам издалека и теперь живут рядом с нами.  Хотя минуло более 185 лет с тех пор, когда Пушкин последний раз в жизни прикоснулся к бумаге гусиным пером, написав записку перед смертельной дуэлью. Он погиб 37 лет от роду.         В знак уважения к великому русскому поэту в календаре страны увековечены две памятные даты, которые чтит вся Россия.  6 июня   - день рождения – назван  Пушкинским днём России , а  10 февраля  - день гибели -  Днём памяти А.С. Пушкина.

Александр Сергеевич Пушкин Услышав это имя, каждый скажет: «Это великий русский поэт».         Да, Пушкин - великий поэт. Не так уж часто именем поэта называют города, площади, улицы, воздвигают ему памятники. Но всё это, право слово, пустяки по сравнению с той памятью, какую оставил по себе Пушкин своими стихотворениями  и повестями. Они пришли к нам издалека и теперь живут рядом с нами.  Хотя минуло более 185 лет с тех пор, когда Пушкин последний раз в жизни прикоснулся к бумаге гусиным пером, написав записку перед смертельной дуэлью. Он погиб 37 лет от роду.        В знак уважения к великому русскому поэту в календаре страны увековечены две памятные даты, которые чтит вся Россия. 6 июня   - день рождения – назван  Пушкинским днём России ,

а  10 февраля  - день гибели -  Днём памяти А.С. Пушкина.

Стихи Пушкина – это богатейшее культурное наследие, подаренное миру. Всю жизнь он занимался тем, что обращал чувства в строки. Александр Сергеевич был невероятно талантливым человеком. Диапазон тем, которые он отображал в стихах, поражает своей широтой. Добрые и глубокомысленные сказки для детей, саркастичные эпиграммы, нежные стихи о любви, о верной дружбе, веселье и вине, самоироничные строчки о себе и о своем творчестве. Не обошел стороной он и государственные события: писал о войне, о Родине, о России. Хорошо ли вы знакомы с его стихами? Пройдите тест и проверьте свои знания. 

Стихи Пушкина – это богатейшее культурное наследие, подаренное миру. Всю жизнь он занимался тем, что обращал чувства в строки.

Александр Сергеевич был невероятно талантливым человеком. Диапазон тем, которые он отображал в стихах, поражает своей широтой. Добрые и глубокомысленные сказки для детей, саркастичные эпиграммы, нежные стихи о любви, о верной дружбе, веселье и вине, самоироничные строчки о себе и о своем творчестве. Не обошел стороной он и государственные события: писал о войне, о Родине, о России.

Хорошо ли вы знакомы с его стихами?

Пройдите тест и проверьте свои знания. 

Подруга дней моих ............, Голубка ............. моя! Одна в глуши лесов ................. Давно, давно ты ........... меня. суровых дряхлая сосновых ждёшь чудесный Мороз и солнце; день ................! Ещё ты .............., друг прелестный Пора, ................, проснись: Открой ............... негой взоры. дремлешь красавица сомкнуты Унылая …….! Очей очарованье!  Приятна мне твоя ………… краса  Люблю я пышное ………… увяданье,  В багрец и в золото ……… леса, пора прощальная  природы одетые

Подруга дней моих ............,

Голубка ............. моя!

Одна в глуши лесов .................

Давно, давно ты ........... меня.

суровых

дряхлая

сосновых

ждёшь

чудесный

Мороз и солнце; день ................!

Ещё ты .............., друг прелестный

  • Пора, ................, проснись:
  • Открой ............... негой взоры.

дремлешь

красавица

сомкнуты

Унылая …….! Очей очарованье! Приятна мне твоя ………… краса Люблю я пышное ………… увяданье, В багрец и в золото ……… леса,

пора

прощальная

природы

одетые

осенью Уж небо .......... дышало, Уж реже .......... блистало, Короче становился ......., Лесов .................... сень. С печальным ………….обнажалась, солнышко день таинственная шумом север Вот .........., тучи нагоняя, Дохнул, .......... - и вот сама, Идет волшебница ......... завыл зима мглою Буря ................. небо кроет,  Вихри .............. крутя;  То, как .......... , она завоет,  То заплачет как ..........!   снежные зверь дитя

осенью

Уж небо .......... дышало,

Уж реже .......... блистало,

Короче становился .......,

Лесов .................... сень.

С печальным ………….обнажалась,

солнышко

день

таинственная

шумом

север

Вот .........., тучи нагоняя,

Дохнул, .......... - и вот сама,

Идет волшебница .........

завыл

зима

мглою

Буря ................. небо кроет, Вихри .............. крутя; То, как .......... , она завоет, То заплачет как ..........!

снежные

зверь

дитя

Рифма – это повторение более и менее похожих между собой сочетаний звуков, которые связывают окончания двух и более строк или же симметрично расположенных частей строк стихотворения. В классическом стихосложении основным признаком рифмы считается полное совпадение ударных гласных. Рифма отмечает окончание стиха звуковым повтором, а также подчеркивает междустрочную паузу, а значит, и ритм стихотворения. Рифма ощутимо помогает читателю прочувствовать интонационное членение речи и вынуждает соотнести по смыслу те стихи, которые она объединяет.

Рифма – это повторение более и менее похожих между собой сочетаний звуков, которые связывают окончания двух и более строк или же симметрично расположенных частей строк стихотворения. В классическом стихосложении основным признаком рифмы считается полное совпадение ударных гласных. Рифма отмечает окончание стиха звуковым повтором, а также подчеркивает междустрочную паузу, а значит, и ритм стихотворения. Рифма ощутимо помогает читателю прочувствовать интонационное членение речи и вынуждает соотнести по смыслу те стихи, которые она объединяет.

Рифмы делятся по положению в стихотворении: внутренние начальные конечные Рифмы различаются по положению в строфе: перекрестные смежные опоясанные или охватные

Рифмы делятся

по положению в стихотворении:

внутренние

начальные

конечные

Рифмы различаются по положению в строфе:

перекрестные

смежные

опоясанные или охватные

Смежная рифмовка Это самый простой и распространенный способ. В нем рифмуются каждые две строчки. К примеру: Уж небо осенью дыша ло , Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.

Смежная рифмовка

Это самый простой и распространенный способ.

В нем рифмуются каждые две строчки.

К примеру:

Уж небо осенью дыша ло ,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Перекрёстная рифмовка В данном случае первая строка рифмуется с третьей, а вторая – с четвёртой. К примеру: Октябрь уж наступил — уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад — дорога промерзает, Журча еще бежит за мельницу ручей,

Перекрёстная рифмовка

В данном случае первая строка рифмуется с третьей, а вторая – с четвёртой.

К примеру:

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад — дорога промерзает,

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Кольцевая рифмовка Сочетает в себе первую строчку с четвертой,  а вторую с третьей. К примеру: Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит .

Кольцевая рифмовка

Сочетает в себе первую строчку с четвертой,

а вторую с третьей.

К примеру:

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит .

Выпьем, добрая подружка  Бедной юности моей,  Выпьем с горя; где же кружка?  Сердцу будет веселей.  Спой мне песню, как синица  Тихо за морем жила;  Спой мне песню, как девица  За водой поутру шла. Буря мглою небо кроет,  Вихри снежные крутя;  То, как зверь, она завоет,  То заплачет, как дитя.  Выпьем, добрая подружка  Бедной юности моей,  Выпьем с горя: где же кружка?  Сердцу будет веселей. Буря мглою небо кроет,  Вихри снежные крутя;  То, как зверь, она завоет,  То заплачет, как дитя,  То по кровле обветшалой  Вдруг соломой зашумит,  То, как путник запоздалый,  К нам в окошко застучит. Наша ветхая лачужка  И печальна и темна.  Что же ты, моя старушка,  Приумолкла у окна?  Или бури завываньем  Ты, мой друг, утомлена,  Или дремлешь под жужжаньем  Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя: где же кружка? Сердцу будет веселей.

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка И печальна и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена?

Вид лирики Произведение относится к пейзажной лирике,  так как в нём описывается образ разгулявшейся бури. Тема Сильная зимняя буря и уютный вечер, который лирический герой проводит вместе с дорогим ему человеком. Картина, которую мы представляем В нашем воображении рисуется сильная буря, в центре которой находится ветхий домик. В самый разгар непогоды в домике сидят два близких друг другу человека — лирический герой и старушка, которая прядёт пряжу.  Они общаются, вспоминают былые времена.

Вид лирики

Произведение относится к пейзажной лирике,

так как в нём описывается образ разгулявшейся бури.

Тема

Сильная зимняя буря и уютный вечер, который лирический герой проводит вместе с дорогим ему человеком.

Картина, которую мы представляем

В нашем воображении рисуется сильная буря, в центре которой находится ветхий домик. В самый разгар непогоды в домике сидят два близких друг другу человека — лирический герой и старушка, которая прядёт пряжу.  Они общаются, вспоминают былые времена.

Образы В стихотворении два образа: лирический герой и старушка, в которой читатель угадывает няню поэта — Арину Родионовну. В стихотворении нет подробного описания внешности, но мы всё равно видим добродушную старушку и печального лирического героя. Настроение Лирический герой в глубокой печали. Унылое настроение помогает передать и сама буря: сильные порывы снежного ветра говорят о том, что герой переживает о прошлом, а его настоящее безрадостно.

Образы

В стихотворении два образа: лирический герой и старушка, в которой читатель угадывает няню поэта —

Арину Родионовну. В стихотворении нет подробного описания внешности, но мы всё равно видим добродушную старушку и печального лирического героя.

Настроение

Лирический герой в глубокой печали. Унылое настроение помогает передать и сама буря: сильные порывы снежного ветра говорят о том, что герой переживает о прошлом, а его настоящее безрадостно.

Средства художественной выразительности В стихотворении «Зимний вечер» много приёмов, которые помогают читателю увидеть и непогоду, и сильные переживания лирического героя:

Средства художественной

выразительности

В стихотворении «Зимний вечер» много приёмов, которые помогают читателю увидеть и непогоду, и сильные переживания лирического героя:

Эпитет — это красочное определение, которое помогает сделать предмет или явление более выразительным. Чаще всего эпитеты выражены прилагательными. «кровля обветшалая», «ветхая лачужка» — эпитеты помогают нам лучше представить образ старого, хрупкого домика, в котором сидят герои; «путник запоздалый» — так поэт называет бурю, которая будто стучит в окошко; «добрая подружка» — с помощью такого эпитета мы понимаем, как дорог лирическому герою его собеседник.

Эпитет — это красочное определение,

которое помогает сделать предмет или явление

более выразительным.

Чаще всего эпитеты выражены прилагательными.

«кровля обветшалая», «ветхая лачужка» — эпитеты помогают нам лучше представить образ старого, хрупкого домика, в котором сидят герои;

«путник запоздалый» — так поэт называет бурю, которая будто стучит в окошко;

«добрая подружка» — с помощью такого эпитета мы понимаем, как дорог лирическому герою его собеседник.

Метафора — это скрытое сравнение, которое построено на переносном значении слова. Внутри метафоры подразумевается союз (как будто, как, словно). «жужжанье веретена» — здесь буквальное сравнение, потому что когда веретено крутится, то издаёт жужжащий звук; «подружка бедной юности моей» — через эту метафору герой показывает, что старушка-няня самый близкий ему человек, который поддерживает его в самые трудные времена.

Метафора — это скрытое сравнение, которое построено на переносном значении слова. Внутри метафоры подразумевается союз (как будто, как, словно).

«жужжанье веретена» — здесь буквальное сравнение, потому что когда веретено крутится, то издаёт жужжащий звук;

«подружка бедной юности моей» — через эту метафору герой показывает, что старушка-няня самый близкий ему человек, который поддерживает его в самые трудные времена.

Сравнение — это сопоставление предметов или явлений друг с другом по общим для них признакам. Сравнение нужно для того, чтобы найти в предмете или явлении новые свойства. «то как зверь она завоет, то заплачет, как дитя», «как путник запоздалый к нам в окошко застучит»  — с этими образами поэт сравнивает бурю, чтобы подчеркнуть её силу и беспокойство.

Сравнение — это сопоставление предметов или явлений друг с другом по общим для них признакам. Сравнение нужно для того, чтобы найти в предмете или явлении новые свойства.

«то как зверь она завоет, то заплачет, как дитя»,

«как путник запоздалый к нам в окошко застучит» 

с этими образами поэт сравнивает бурю, чтобы подчеркнуть её силу и беспокойство.

Идея Идея в том, что если рядом близкий человек, то его забота и любовь смогут защитить и поддержать даже в самых тяжёлых жизненных обстоятельствах.

Идея

Идея в том, что если рядом близкий человек, то его забота и любовь смогут защитить и поддержать даже в самых тяжёлых жизненных обстоятельствах.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,  К нему не зарастет народная тропа,  Вознесся выше он главою непокорной  Александрийского столпа. Нет, весь я не умру — душа в заветной лире  Мой прах переживет и тленья убежит —  И славен буду я, доколь в подлунном мире  Жив будет хоть один пиит.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,  И назовет меня всяк сущий в ней язык,  И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой  Тунгус, и друг степей калмык. И долго буду тем любезен я народу,  Что чувства добрые я лирой пробуждал,  Что в мой жестокий век восславил я Свободу  И милость к падшим призывал. Веленью божию, о муза, будь послушна,  Обиды не страшась, не требуя венца,  Хвалу и клевету приемли равнодушно  И не оспоривай глупца. 1836 г.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца.

1836 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!