СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Средства музыкальной выразительности как основа музыкального языка на уроках хоровых дисциплин»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенностью музыкального искусства является то, что оно всегда оперирует художественными образами, отображает жизненные явления в музыкальных образах. Музыкальный образ в произведениях – это комплекс выразительных средств, воздействующих на слушателя своим конкретным звучанием.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Средства музыкальной выразительности как основа музыкального языка на уроках хоровых дисциплин»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская Музыкальная Школа №1 Кировского района г. Казани







«Средства музыкальной выразительности как основа музыкального языка на уроках хоровых дисциплин»







Выполнила:

преподаватель хоровых дисциплин

Крайнова Галина Анатольевна











Казань 2022

Основными средствами музыкальной выразительности, являются лад, гармония, ритм, темп, тембр, интонация и артикуляция. Все эти средства музыки, взятые в совокупности, образуют многостороннюю сложноорганизованную систему, и каждый элемент системы взаимодействует с другими ее составляющими. Освоение музыкального языка – это вычленение в музыке наиболее характерных для нее характеристик: громкости, звуковысотности, темпо-ритма, тембра, характера звукоизвлечения, формы, жанра и определение их роли в создании музыкального образа.

Особенностью музыкального искусства является то, что оно всегда оперирует художественными образами, отображает жизненные явления в музыкальных образах. Музыкальный образ в произведениях – это комплекс выразительных средств, воздействующих на слушателя своим конкретным звучанием. Особо важную роль играет мелодия, потому что она наиболее ярко передает основную мысль, чувства. Сочетание музыкальных средств, создает художественный образ, который вызывает ассоциации с явлениями жизни, с переживаниями человека. Каждое музыкальное произведение – это «звуковой сюжет», обладающий звуковой индивидуальностью и требующий от исполнителя творческих решений. Исполнитель сталкивается с проблемой адекватного прочтения авторского музыкального сочинения – того, что хотел выразить композитор. Это глубокая, аналитическая, поисковая, творческая самостоятельная работа над музыкальным произведением. Самое сложное в этом процессе – понимание авторского замысла, придания личного исполнительского смысла для моделирования художественного образа. С этим связано умение объединить элементы музыкального языка композитора, средства музыкальной выразительности в единую художественную картину и воплотить это через эмоциональное исполнение.

Рассмотрим средства музыкальной выразительности со стороны исполнительского процесса.

Музыка – искусство создания художественного образа путем организации средств музыкальной выразительности во времени. Среди средств музыкальной выразительности (мелодия, лад, гармония, ритм, тембр, регистр, динамика, штрих, прием) первичными являются четыре: высота, длительность, тембр, динамика, остальные производны.

Мелодия является основным элементом музыкального языка. Это уникальная форма человеческого мышления, художественное средство передачи чувств, эмоций. Мелодия не имеет аналогов и существует лишь в сфере музыкального искусства.

Лад является характерным выразительным средством, в основе которого находится взаимосвязь музыкальных звуков, детерминированная и обусловленная зависимостью неустойчивых звуков от устойчивых. Основными ладами являются семиступенчатый «мажор» и «минор» и их разновидности. Каждый лад имеет определенные выразительные возможности и используется для передачи характера музыки, для создания необходимой эмоционально-чувственной атмосферы.


Важные художественно-выразительные функции выполняют такие элементы и средства музыкального языка как ритм, темп, динамика, артикуляция и интонация.

Интонация как специфический компонент художественно-результативной стороны исполнительского процесса трактовалась исследователями с разных точек зрения. Так можно отметить, что интонация – это точность звучания при игре на музыкальном инструменте или пении. Точность интонирования – это закон интонации, как высказывание мысли и чувств. Согласно концепции Б. В. Асафьева, интонация есть главный проводник музыкальной содержательности, музыкальной мысли, а также – носительница художественной информации, эмоционального заряда, душевного движения, определяя «первооснову внутренней художественно-образной формы музыкального искусства».

В музыке разных исторических эпох и культур метроритмические свойства и закономерности проявляются по-разному, а функции метра и ритма порой меняют свое значение. В узком значении музыкальный ритм понимается как соотношение длительностей последовательного ряда звуков, то есть ритмический рисунок. Ритм принадлежит не только музыке. Все временные виды искусства проявляют ритмические свойства, демонстрируя разнообразные формы художественной организации времени. Музыкальный ритм представляет собой организованную последовательность музыкальных звуков.

Метр (в широком смысле) – это форма организации музыкального ритма, основанная на какой-либо соизмеряющей единице. Это означает, что с помощью метра происходит объединение ритмических компонентов в организованную систему. При этом в качестве мерила времени в музыке используется какая-либо временная величина (например, такт). Её долгота становится определяющей на конкретном отрезке музыкального времени. Музыкальная ткань тем самым приобретает упорядоченную структуру; она состоит из соразмеренных отрезков времени, каждый из которых различим на слух.

Темп как основная скорость движения метрических единиц музыкального произведения тесно связан с чувством музыкального ритма, которое определяется как способность к активному переживанию ритмической организации фразы, мелодии, предложения.

Тембр – способность слуха чувствовать различную окраску звука – помогает выявлению в музыке красочности. Динамика как способность звука ощущать звук в различных диапазонах, воздействовать на эмоциональное состояние слушателя. Тембр и динамика являются основными компонентами музыкального тембро-динамического слуха.

Таким образом, нами были выделены основные средства музыкальной выразительности, которыми являются лад, гармония, ритм, темп, тембр, интонация и артикуляция. Освоение средств музыкальной выразительности – это вычленение в музыке наиболее характерных для нее характеристик и определение их роли в создании художественного музыкального образа.



Список использованной литературы:


1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1-2 изд. Ленинград: Музыка, 1971. 376с.


2. Браудо И. Артикуляция (о произношении мелодии). 2-е Изд. Ленинград: Музгиз, 1973. 198 с.


3. Интонации и музыкальный образ: статьи и исследования музыковедов СССР. Москва: Музыка, 1965. 354 с.


4. Нотация в музыке XX века: учеб.-метод. пособие / А. Р. Кузьмин; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Изд. 2. - Челябинск, 2010. 100 с.