СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Средства наглядности в экологической подготовке учащихся Прудовской СОШ».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки  экологии  и в старших классах проходят с использованием  экологической экспозиции «Природа нашего края» (автор Михалицына Т.В) Экологическая тропа»: «Войди в природу другом»", наиболее подходящая для  основного и дополнительного образования школьного возраста.

Рабочая программа  по биологии “Юный эколог ” предусматривает развитие познавательной активности на занятиях ,  с использованием наглядно-дидактических пособий в экспозиции «Природа нашего края»  и наблюдений за живыми объектами на этапах экологической тропы ,автор Михалицына Т.В,. Включены занятия, в которых применяется моделирование природных объектов.(Муравейник ,клумба ,берёза,  сообщество растений Нового пруда»

Просмотр содержимого документа
««Средства наглядности в экологической подготовке учащихся Прудовской СОШ».»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Прудовская средняя общеобразовательная школа

Краснобаковского района Нижегородской области.

«Средства наглядности в экологической подготовке учащихся Прудовской СОШ». Обобщение опыта работы Михалицыной Татьяны Викторовны.





В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Обострение экологической ситуации диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения.

Для учащихся одним из главных предметных результатов в естественнонаучной области должно стать «овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды».

В соответствии с ФГОС ООО экологическое образование в основной школе обеспечивается за счёт экологической составляющей базовых учебных предметов естественнонаучной области и должно быть включено во внеурочную деятельность образовательного учреждения.

Выдвинутые ФГОС ООО основные требования к результатам экологической подготовки учащихся подразумевают необходимость «формирования основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развития опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях».

Курс «Экология», призванный осуществить объединение экологических знаний, выбирается регионами или даже школами по своему усмотрению. Большинство школ обходится без этого курса, поэтому в настоящее время более или менее полноценное экологическое образование получает меньшая часть российских школьников.

Действительно, в новых образовательных стандартах заложены требования к результатам экологической подготовки учащихся. При этом в стандартах начального общего образования предмет «Экология» отсутствует. Курс экология в нашей школе включает «Экологию человека. Культура здоровья» и «Биосфера и человечество.» Михалицына Татьяна Викторовна уже более 10 лет преподаёт данный курс широко внедряя проектный метод на уроках экологии. Требования сегодня к результатам обучения по предмету «Экология» заключаются в:

  1. сформированности представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе «человек – общество – природа»;

  2. развитости экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

  3. владении умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

владении знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

сформированности личностного отношения к экологическим ценностям; моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

  1. сформированности способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

  2. В курсе Экология предусмотрено также обязательное выполнение индивидуального проекта или коллективного, который представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся. Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

  3. Результаты выполнения индивидуального или коллективного проекта отражают:

  4. - сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

  5. - способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

  6. - сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, в том числе внеучебных, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов, использования правильной терминологии, аналитической и оценочной деятельности

По положениям ФГОС ООО для успешного решения этой проблемы могут быть использованы возможности внеурочной деятельности, которая в обязательном порядке должна быть включена в основную образовательную программу образовательного учреждения. Образовательное учреждение вправе самостоятельно выбирать направления внеурочной деятельности, формы и способы её организации. В этой связи возможности внеурочной деятельности для развития экологического образования учащихся безграничны. Благодаря своей специфике она может способствовать большому вкладу в формирование у учащихся опыта творческого переноса знаний по экологии из учебной ситуации в учебно-проектные и социальные, где полученные знания найдут практическое применение

Познавательное развитие - сложный процесс. Оно имеет свои направления, закономерности и особенности. Ребенок по своей природе пытливый и исследователь мира (Н.Н. Поддъяков). На сегодняшний день существуют программы эколого-биологической направленности, которые отражают поиск методов повышения экологической культуры обучающихся. Программы, имея своей целью развитие навыков изучения, исследования, сохранения живой природы, многообразны по тематике, носят как теоретический, так и прикладной, практический, опытно - исследовательский характер

Опираясь на программу для учащихся 6 класса из сборника “Биологическое краеведение ” для общеобразовательных школ (г. Н.Новгород НИРО2003 г.) и опыта деятельности Летнего детского оздоровительного лагеря « Юнный эколог» была создана Экологическая тропа»: «Войди в природу другом»", наиболее подходящая для основного и дополнительного образования школьного возраста.

Возможность расширить базу знаний в области живой природы, выявить склонности и способности детей к видам и формам исследовательской, практической, опытнической деятельности может быть реализована на этапах Экологической тропы.

Образовательная программа “Биологическое краеведение ” предусматривает развитие познавательной активности на занятиях, разнообразных по методическому решению, с использованием наглядно-дидактических пособий в экспозиции «Природа нашего края» и наблюдений за живыми объектами на этапах экологической тропы. Включены занятия, в которых применяется моделирование природных объектов.(Муравейник ,клумба ,берёза, сообщество растений Нового пруда» итд) Конкретизацию понятий обеспечивает широкое применение на занятиях натуральной наглядности: гербариев (лекарственных ,ядовитых растений и коллекций( птиц нашей местности), но основное место отводится наблюдению за животными.

Программа внеурочной деятельности детей 5 - 6 класса“Моя экологическая грамотность ” ориентирована на формирование у детей познавательной активности через постоянное и систематическое изучение детьми живой природы. Без хорошо продуманных методов и средств наглядности обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.

Уроки экологии и в старших классах проходят с использованием экологической экспозиции «Природа нашего края»С применением проектного метода меняется позиция учителя -совместная деятельность учителя и ученика приносит положительные результаты. На этапах экологической тропы учащиеся проводят исследования и свою работу они представляют в виде экологическиж проектов. Экологическая тропа состоит на сегодняшний день из 7этапов.

1 этап “Свалка”.

В школе создана экспозиция “Природа нашего края” и учащиеся школы предоставили свои экспонаты вторичной переработки мусора и выполнили проекты « Из отходов в доходы»

2 этап “Краски березового леса”.

Ученицей 8 класса Долининой Любой разработан экологический проект “Лесоведение” На областном конкурсе проектных работ ”Экологическая мозайка” проект “Лесоведение был отмечен грамотой и ценным подарком. Руководитель Михалицына Т. В.

3 этап “Муравейник-”охрану производит учащиеся 5 -7класса«Зелёный патруль»

4 этап “Растения Нового пруда”.

На этом этапе проводились исследования воды и выполнен экологический проект “Вода- самое большое богатство поселка Пруды”. Учащиеся нашей школы с этим экологическим проектом приняли участие в областной детско-юношеской ассамблее е “Великие реки».Где ребята подружились с областной экологической организацией «Зелёный парус» Олег Судаков выиграл первое место в районной научно-практической экологической конференции выполнив работу на 4м этапе экологической тропы.

5 этап “Сообщество соснового леса”

На этом этапе Барабашина Алина и Майоров Юрий выполнили экологический проект Геоботаническое исследование лесного массива зоны отдыха «Чистые Пруды Краснобаковского района. Стали лауреатами на областной конференции школьных исследовательский проектов “Молодежный мониторинг природных объектов”. В районной научно-практической конференции “Школьная планета» экологический проект выиграл 1 место.

6 этап “Мир душистых растений”, где ребята знакомятся с лекарственными свойствами декоративных растений клумб на территории зоны отдыха “Чистые Пруды”

7 этап “Первоцветы”Проводятся акции «Береги первоцветы»

Экологический проект Бовырина Александра“Этапы ” экологической тропы» занял 1 место в областном конкурсе исследовательских молодежных проектов, проводимый областным центром детского творчества в Нижнем Новгороде. Проекты выполняются обучающими с интересом и на «Экологической тропе» учащиеся школы проводят увлекательные экологические экскурсии.. Данный опыт работы дает возможность:

  • разнообразить методы экологического воспитания и образования детей в условиях нашей

  • местности

  • развития познавательной активности детей в повседневной жизни;

  • привлечения большого количества детей к проведению исследовательских работ;

  • углубления эстетического восприятия окружающего и т.д.;

  • способствует чувственному восприятию природы.

Методом проектов решается в ФГОС ООО сформулированный основной принцип современного экологического образования: переход от трансляции и передачи знаний к практико-ориентированному образовательному процессу (активные методы), направленному на получение необходимых знаний и навыков для взаимодействия в социоприродной среде.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!