Средства оценивания результатов обучения на уроках второго иностранного языка (немецкого).
Обучение второму иностранному (немецкому) как и основному иностранному языку (английскому) происходит на базе требований современного обновленного ФГОС 2021 года. Образовательный стандарт указал и конкретизировал важнейшие направления деятельности в обучении в соотношении с современными требованиями времени и определил первостепенные задачи в овладении учащимися базовыми знаниями на бытовом уровне, умении вступать в коммуникацию и понимать самые необходимые для жизнеобеспечения сферы общения. Умение читать, понимать тексты с его основным содержанием, извлекать необходимую информацию, пользоваться языковой догадкой, искать и распознавать слова, схожие с родным языком или основным иностранным, что помогает в понимании незнакомой лексики. Запоминание и заучивание слов происходи у каждого ребенка индивидуально, кто-то создает ассоциации со звуками, кто-то с образами, другие же запоминают то, как слово пишется. Учителю в современных условиях необходимо принять возможности ребенка и помочь ему развить свои способности не только в предметном направлении, но и в метапредметном и в личностно-социальном. За время своей педагогической практики, а это более 30 лет, я изучала различные тенденции к оцениванию результатов обучения, которые рассматривались в педагогике. Было много интересного и нового, но самые важные базовые средства так и остались в основе своей неизменными.
Появился новый термин «педагогический мониторинг», он охватил почти все области образования. «Многочисленные системы мониторинга обладают некоторыми общими характеристиками, что дает возможность говорить о мониторинге как целостном самостоятельном научно-практическом феномене. Современная система оценивания образования – это еще один шаг на пути к вхождению России в общеевропейское и общемировое образовательное пространство». «В конечном итоге педагогический мониторинг обученности учащихся и анализ деятельности позволяет проконтролировать объективность в выставлении оценок, скорректировать учителю свою педагогическую деятельность.» Вот важные постулаты педагогического мониторинга от наблюдения до измерения и оценивания качества знаний учащихся.
Охарактеризуем наиболее известные традиционные средства оценивания обучения: чаще всего, это бальная шкала. Многие великие педагоги были против строгости в оценке, Ушинский К.Д. говорил, что такие подходы плохо влияют на умственную способность ребенка, так как могут подавлять ее. В начале 20 века, постановлением Комиссариата даже переходили к безотметочному оцениванию знаний, что привело к различным формам самоучета. Шли времена, все изменялось, получало новые формы, но стремление к средствам оценивания не уменьшало своей последовательности.
Современная педагогика нам уже предлагает множество форм контроля обученности, начиная с самоконтроля, взаимоконтроля, контроля учителем в виде письменных заданий и устных опросов, тестирований, самостоятельных, проверочных и контрольных работ. Все это очень полезно и необходимо в общей практике педагогов.
При рассмотрении вопроса об обучении второму иностранному языку(немецкому), стоит произвести отбор средств контроля и оценивания результатов обучения учащихся. Ребята изучают второй иностранный язык с 5 по 9 классы основной школы. При изучении лексики на начальном этапе производительнее всего работа с учителем в начале занятия со снятием трудностей («подготовка учащихся к усвоению нового учебного материала»), поработали хором, повторили предыдущую лексику, теперь можно переходить и к взаимоконтролю в микрогруппах или парах, если работа идет медленно, то параллельно оценить устным опросом сильных учеников и отправить их в каждую подгруппу как консультантов. Оценивание в баллах, обсуждает вся микрогруппа или пара. Учимся писать новую лексику, копируем буквы, проговариваем про себя, делаем «пометочки» над сложными звуками, производим самоконтроль, все ли списали, правильно ли пометили (проверяем по образцу на доске). При часе в неделю изучения второго иностранного языка без «пометочек» не обойтись. Диктанты по усвоению лексики можем проводить по-разному: «слушаю по-немецки, пишу по-немецки», «записываю несколько слов по-русски в столбик, за 5 минут нужно вписать перевод на немецкий язык по памяти с артиклями, если это существительное», «слушаю по-немецки, пишу значение по-русски», «вставь пропущенные буквы в немецкие слова по теме» и т.д. В классах с 7 по 9 формы контроля видоизменяются, становятся сложнее и серьезнее.
Повседневное наблюдение учителя за своими учащимися приносит много полезного и наталкивает на размышления, как улучшить ситуацию с тем или иным учебным материалом, который дается нелегко некоторым ребятам. Устный опрос происходит медленнее, чем другие виды контроля, поэтому нужно продумать формы занятости обучающихся во время опроса, каждый должен идти по «траектории своего развития», от более простого к более сложному, дающему уверенность, в том, что «ты со всем справишься» и формирующему состояние успешности почти каждого ребенка. У каждого должна быть работа.
Есть детки с особенностями здоровья, слабослышащие, которым сложно работать на слух. Таким ребятам провожу отбор содержания учебного материала. И работают они только в своей траектории развития, оценивание таких детей производится в сравнительном аспекте их достижений.
Письменные проверки на уроках немецкого языка проводим на теоретическое знание правил грамматики, сообщение по теме в пределах 10-12 фраз, по ситуации, описание картинки или фотографии (подготовка к монологическому сообщению).
Контрольные работы делим на контроль говорения (монолог, диалог, полилог), контроль аудирования, контроль чтения. Контроль говорения проходит в разных формах от индивидуального ответа, до парного или микрогруппой. Контроль аудирования, здесь каждый работает самостоятельно, это один из наиболее сложных видов работы, не всем дается легко. Контроль чтения полегче, он идет с опорой на текст, часто ребята используют языковую догадку, умение работать со структурой вопроса. Тестовые задания отрабатывают нюансы лексико-грамматических правил немецкого языка и проводятся не часто при 1 часе в неделю. Все средства оценивания результатов обучения интересны и активно используются на уроках немецкого языка, не забываем и о безотметочной похвале за удачный ответ, оценка прилежания на уроке тоже вносит свою лепту и вырабатывает позитивный момент у учащегося, поднимает самооценку и мотивацию к учению и саморазвитию ребенка. Желаю всем успехов!