Приложение № ______
к протоколу № ____ заседания педагогического совета МОУ СШ №18
от____ 2017 года
Средства развития метапредметных УУД обучающихся 6 классов на уроках русского языка и литературы (Организация современного урока русского языка и литературы в условиях перехода к ФГОС (из опыта работы Кирсановой М.И.)
«Метапредметы
– это не заумно и не страшно.
Этому можно достаточно
быстро научиться».
Нина Громыко
(разработчик метапредметного подхода)
Мир, в котором мы живем, предельно сложен, чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Что это такое и насколько применимо к реальной школе? Разобраться в этом нам и предстоит.
Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность.
Перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены ФГОС нового поколения
Особое внимание уделяется достижению метапредметных результатов
Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий - познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию
Метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний
Отличительной особенностью школьного курса русского языка и литературы является значительно большая, чем у многих других предметов, их метапредметная направленность
Как достичь необходимых метапредметных результатов?
кардинально переосмыслить и перестроить систему обучения,
овладеть в совершенстве активными методами и приемами обучения,
осуществлять деятельностный подход и проблемный метод обучения,
использовать определенные средства для развития метапредметных УУД, активизирующих мыслительную деятельность учеников
Любой урок в современных условиях должен быть организован с учетом метапредметного подхода. По мнению инициаторов идеи метапредметности, учитель должен не составлять план урока, а сценировать его, используя современные педагогические средства.
Приведу несколько примеров.
Создание проблемных ситуаций – неотъемлемая часть современного урока.
Приемы создания учебной ситуации с постановкой и решением проблемы происходят на трех этапах уроков: актуализация знаний, постановка проблемы, «открытие» детьми нового знания
Создать учебную ситуацию на уроке– значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
Виды проблемных ситуаций:
(по)бежал (по)д...ревне
(про)читал (про) город
(на)кричал (на)с...баку
- Скажите, на какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?
1) слова из словарика и не из него;
2) слова с приставками и предлогами;
3) глаголы и прилагательные
- Обратите внимание на особенность записи слов и сформулируйте тему урока.
Уч-ся: Сегодня мы будем говорить о правописании приставок и предлогов.
Запивал – пил, запевал – пел. Кто прав? Почему оба варианта правильные? Как узнать какое слово имелось ввиду? (из предложения) Задача урока: учиться проверять слова, одинаковые по звучанию.
Сидят на ветке воробьи,
Болтают про дела свои,
Вспорхнули с ветки воробьи!
Забыли про дела свои…
Что вы заметили? Почему одно слово написано с разными окончаниями?
Даня – хвост, Ника – хвастун, Даша – хвастаться. Кто прав? Почему?
Эти и другие способы создания проблемных ситуаций на уроках русского языка и литературы приводят к активации мыслительного процесса при создании учебной ситуации.
Групповые формы работы становятся основными в современной школе.
Групповые формы работы формируют следующие метапредметные УУД:
навык организации своих мыслей;
навыки устной речи;
навыки риторики;
эмпатию и толерантность;
уверенность в себе;
способность работать в команде;
способность концентрироваться на сути проблемы;
навыки сотрудничества;
манеры при публичном выступлении.
Способы формирования рабочих групп бывают разными.
По решению учителя. Можно выровнять группы по силе учеников, в них входящих.
По знакам Зодиака. Необычное решение, обычно впечатляющее учеников; неожиданные сочетания учеников.
По набору лидеров (первым по рейтингу 5–7 ученикам предоставляется право набрать себе группы).
По стилю интеллектуальной деятельности (эрудит – критик – генератор идей).
Распределение ролей в группе:
Секретарь (записывает результаты работы).
Оратор (представляет итог работы группы).
Хранитель времени (следит за временем выполнения задания).
Подготовка к выполнению задания.
Каждая группа в зависимости от количества членов и уровня их подготовки получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное). Каждой группе даётся набор учебных материалов для работы, где указаны цель задания, перечень литературы и материалов, которыми должны пользоваться ученики, порядок выполнения задания - какую часть задания выполняют индивидуально, какую - коллективно, перечень контрольных вопросов для самопроверки.
Групповая работа.
знакомство с материалом, планирование работы в группе;
распределение заданий внутри группы;
индивидуальное выполнение задания;
обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
подведение итогов группового задания.
Подведение итогов работы в группе включает:
Результаты используемых педагогических средств.
Увеличение числа успевающих учащихся на «4» и «5» при изучении так называемых «трудных» тем: «Морфологические признаки частей речи» (рус.язык) – с 37-40% до 58-60%, обзорные темы по творчеству поэтов 19 века – с 56-60% до 80%
Отсутствие учащихся- «аутсайдеров» в 6 «А» классе
Комфортная рабочая обстановка на уроке, позволяющая быть успешными учащимся разных категорий
Тревожность учащихся, связанная с выполнением различных видов творческих работ, стала значительно меньше (сократилась от 34-35% до 14, 6%)
Успеваемость по предмету составляет 100%, доля обучающихся на «4» и «5» - в 5 кл: 87,5%, в 6 кл: 54% на 1 полугодие 2016-2017 учебного года, что выше прошлогодних показателей
Каждый раз, выстраивая урок, вспоминайте слова Л.Н. Толстого:
«Чем легче учителю учить,
тем труднее ученикам учиться.
Чем труднее учителю,
тем легче ученику.
Чем больше будет учитель сам учиться,
обдумывать каждый урок и
соизмерять с силами ученика,
чем больше будет следить за ходом мысли ученика,
чем больше вызывать на вопросы и ответы,
тем легче будет учиться ученик».
Кирсанова М.И., учитель русского языка и литературы