СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средства развития метапредметных УУД обучающихся 6 классов на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это конспект выступления учителя на педагогичеком совете школы. Помимо красивых фраз здесь можно найти конкретные, нужные советы для тех, кто работает по ФГОС, идет в ногу со временем.

Просмотр содержимого документа
«Средства развития метапредметных УУД обучающихся 6 классов на уроках русского языка и литературы»

Приложение № ______

к протоколу № ____ заседания педагогического совета МОУ СШ №18

от____ 2017 года




Средства развития метапредметных УУД обучающихся 6 классов на уроках  русского языка и литературы (Организация современного урока русского языка и литературы в условиях перехода к ФГОС (из опыта работы Кирсановой М.И.)


«Метапредметы
– это не заумно и не страшно.

Этому можно достаточно

быстро научиться».
Нина Громыко

(разработчик метапредметного подхода)


Мир, в котором мы живем, предельно сложен, чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Что это такое и насколько применимо к реальной школе? Разобраться в этом нам и предстоит.


Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность.

  • Перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены ФГОС нового поколения

  • Особое внимание уделяется достижению метапредметных результатов

  • Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий - познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию

  • Метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний

  • Отличительной особенностью школьного курса русского языка и литературы является значительно большая, чем у многих других предметов, их метапредметная направленность

Как достичь необходимых метапредметных результатов?


  • кардинально переосмыслить и перестроить систему обучения,

  • овладеть в совершенстве активными методами и приемами обучения,

  • осуществлять деятельностный подход и проблемный метод обучения,

  • использовать определенные средства для развития метапредметных УУД, активизирующих мыслительную деятельность учеников


Любой урок в современных условиях должен быть организован с учетом метапредметного подхода. По мнению инициаторов идеи метапредметности, учитель должен не составлять план урока, а сценировать его, используя современные педагогические средства.

Приведу несколько примеров.

Создание проблемных ситуаций – неотъемлемая часть современного урока.

Приемы создания учебной ситуации с постановкой и решением проблемы происходят на трех этапах уроков: актуализация знаний, постановка проблемы, «открытие» детьми нового знания

Создать учебную ситуацию на уроке– значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

Виды проблемных ситуаций:

  • Ситуация «выбор»: до)ехал (до)б...рёзы

(по)бежал (по)д...ревне

(про)читал (про) город

(на)кричал (на)с...баку

- Скажите, на какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?

1) слова из словарика и не из него;

2) слова с приставками и предлогами;

3) глаголы и прилагательные

- Обратите внимание на особенность записи слов и сформулируйте тему урока.

Уч-ся: Сегодня мы будем говорить о правописании приставок и предлогов.

  • Ситуация «неопределенность»: Подберите проверочные слова к словам, записанным на доске зап[и]вал, запишите их вместе с проверочными. 

Запивал – пил, запевал – пел. Кто прав? Почему оба варианта правильные? Как узнать какое слово имелось ввиду? (из предложения) Задача урока: учиться проверять слова, одинаковые по звучанию.

  • Ситуация «неожиданность»:

Сидят на ветке воробьи,

Болтают про дела свои,

Вспорхнули с ветки воробьи!

Забыли про дела свои…

Что вы заметили? Почему одно слово написано с разными окончаниями?

  • Ситуация «несоответствие»: Помогите проверить орфограмму в слове хв… стуны.

Даня – хвост, Ника – хвастун, Даша – хвастаться. Кто прав? Почему?

Эти и другие способы создания проблемных ситуаций на уроках русского языка и литературы приводят к активации мыслительного процесса при создании учебной ситуации.


Групповые формы работы становятся основными в современной школе.

Групповые формы работы формируют следующие метапредметные УУД:


  • логическое и критическое мышление школьников;

  • навык организации своих мыслей;

  • навыки устной речи;

  • навыки риторики;

  • эмпатию и толерантность;

  • уверенность в себе;

  • способность работать в команде;

  • способность концентрироваться на сути проблемы;

  • навыки сотрудничества;

  • манеры при публичном выступлении.

Способы формирования рабочих групп бывают разными.

  • По решению учителя. Можно выровнять группы по силе учеников, в них входящих.

  • По знакам Зодиака. Необычное решение, обычно впечатляющее учеников; неожиданные сочетания учеников.

  • По набору лидеров (первым по рейтингу 5–7 ученикам предоставляется право набрать себе группы).

  • По стилю интеллектуальной деятельности (эрудит – критик – генератор идей).


Распределение ролей в группе:

  • Координатор (его задача в данном виде работы – выслушать мнения членов группы, распределить обязанности, организовать и направлять работу группы).

  • Секретарь (записывает результаты работы).

  • Оратор (представляет итог работы группы).

  • Хранитель времени (следит за временем выполнения задания).

  • Критик (ищет слабые стороны и критикует).

  • Художник (если это необходимо).


Подготовка к выполнению задания.

  • постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

  • инструктаж о последовательности работы;

  • раздача дидактического материала по группам.


Каждая группа в зависимости от количества членов и уровня их подготовки получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное).  Каждой группе даётся набор учебных материалов для работы, где указаны цель задания, перечень литературы и материалов, которыми должны пользоваться ученики, порядок выполнения задания - какую часть задания выполняют индивидуально, какую - коллективно, перечень контрольных вопросов для самопроверки.

Групповая работа.

  • знакомство с материалом, планирование работы в группе;

  • распределение заданий внутри группы;

  • индивидуальное выполнение задания;

  • обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

  • обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

  • подведение итогов группового задания.

Подведение итогов работы в группе включает:

  • сообщение о результатах работы в группах,

  • анализ познавательной задачи, рефлексию,

  • общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.


Результаты используемых педагогических средств.


  • Увеличение числа успевающих учащихся на «4» и «5» при изучении так называемых «трудных» тем: «Морфологические признаки частей речи» (рус.язык) – с 37-40% до 58-60%, обзорные темы по творчеству поэтов 19 века – с 56-60% до 80%

  • Отсутствие учащихся- «аутсайдеров» в 6 «А» классе

  • Комфортная рабочая обстановка на уроке, позволяющая быть успешными учащимся разных категорий

  • Тревожность учащихся, связанная с выполнением различных видов творческих работ, стала значительно меньше (сократилась от 34-35% до 14, 6%)

  • Успеваемость по предмету составляет 100%, доля обучающихся на «4» и «5» - в 5 кл: 87,5%, в 6 кл: 54% на 1 полугодие 2016-2017 учебного года, что выше прошлогодних показателей

Каждый раз, выстраивая урок, вспоминайте слова Л.Н. Толстого:

«Чем легче учителю учить,

тем труднее ученикам учиться.

Чем труднее учителю, 

тем легче ученику.

Чем больше будет учитель сам учиться,

обдумывать каждый урок и

соизмерять с силами ученика,

чем больше будет следить за ходом мысли ученика,

чем больше вызывать  на вопросы и ответы,

тем легче будет учиться ученик».


Кирсанова М.И., учитель русского языка и литературы






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!